Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя B.Д. Зорькина, судей А.Ю. Бушева, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, C.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, М.Б. Лобова, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, В.А. Сивицкого,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданина П.А. Коробкина к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
установил:
1. Гражданин П.А. Коробкин оспаривает конституционность следующих положений Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (с 1 января 2015 года не применяющегося, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в части, не противоречащей данному Федеральному закону):
подпункта 1 пункта 1 статьи 11, закрепляющего, что в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 10 данного Федерального закона, засчитывается период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей";
абзацев девятнадцатого и двадцать второго (в жалобе ошибочно поименованного абзацем двадцать третьим) пункта 3, а также абзацев одиннадцатого и четырнадцатого пункта 4 статьи 30, согласно которым в целях определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц в соответствии с названными пунктами под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, в которую включается служба в Вооруженных Силах Российской Федерации и иных созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации воинских формированиях, Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, Вооруженных Силах бывшего СССР, органах внутренних дел Российской Федерации, органах внешней разведки, органах федеральной службы безопасности, федеральных органах исполнительной власти и федеральных государственных органах, в которых предусмотрена военная служба, бывших органах государственной безопасности Российской Федерации, а также в органах государственной безопасности и органах внутренних дел бывшего СССР (в том числе в периоды, когда эти органы именовались по-другому), пребывание в партизанских отрядах в период гражданской войны и Великой Отечественной войны.
По мнению заявителя, оспариваемые нормы не соответствуют статьям 4 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 19 (части 1 и 2), 35, 39 (часть 1), 48, 49 и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, поскольку исключают возможность зачета в страховой (общий трудовой) стаж при исчислении размера страховой пенсии по старости периода прохождения военной службы по призыву в льготном исчислении и периода обучения.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
2.1. Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" с 1 января 2015 года не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях" в части, не противоречащей данному Федеральному закону (часть 3 статьи 36 Федерального закона "О страховых пенсиях").
При таких обстоятельствах подпункт 1 пункта 1 статьи 11 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", предусматривающий зачет периодов военной и иной приравненной к ней службы в страховой стаж при определении права на трудовую пенсию, не может рассматриваться как подлежащий применению в деле заявителя и соответственно затрагивающий его права, поскольку в 2018 году П.А. Коробкину назначена страховая пенсия по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях".
2.2. Статья 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", предусматривая несколько вариантов определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц, позволяет им выбрать наиболее благоприятный для исчисления размера пенсии и не препятствует реализации приобретенных пенсионных прав. В частности, в пункте 3 данной статьи закреплен такой вариант, при котором общий трудовой стаж определяется в календарном порядке с учетом продолжительности периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности (в том числе службы в Вооруженных Силах Российской Федерации и Вооруженных Силах бывшего СССР) до 1 января 2002 года, а в пункте 4 этой же статьи установлена возможность исчисления расчетного размера пенсии в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации по состоянию на 31 декабря 2001 года, - исходя из продолжительности общего трудового стажа, в который включаются указанные периоды службы (предусматривая возможность включения периодов военной службы по призыву в общий трудовой стаж в двойном размере), а также периоды подготовки к профессиональной деятельности.
Указанное правовое регулирование направлено на обеспечение сохранения пенсионных прав, приобретенных до введения в действие Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а также исчисление расчетного размера трудовой (с 1 января 2015 года - страховой) пенсии с учетом интересов застрахованного лица путем выбора наиболее благоприятного для гражданина варианта. Следовательно, положения пунктов 3 и 4 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права заявителя, размер пенсии которому был определен пенсионным органом по наиболее выгодному для него варианту, предусмотренному пунктом 3 статьи 30 названного Федерального закона.
Оспаривая конституционность названных законоположений, П.А. Коробкин настаивает на том, чтобы размер его пенсии был определен в соответствии с пунктом 3 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" с включением в общий трудовой стаж периода военной службы по призыву в двойном размере и периода его обучения, как это предусмотрено пунктом 4 статьи 30 данного Федерального закона, т.е. с одновременным применением положений пунктов 3 и 4 статьи 30 указанного Федерального закона. Между тем разрешение данного вопроса не относится к полномочиям Конституционного Суда Российской Федерации, определенным в статье 125 Конституции Российской Федерации и статье 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Коробкина Павла Анатольевича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 31 октября 2023 г. N 2777-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Коробкина Павла Анатольевича на нарушение его конституционных прав подпунктом 1 пункта 1 статьи 11, абзацами девятнадцатым и двадцать вторым пункта 3 и абзацами одиннадцатым и четырнадцатым пункта 4 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"
Опубликование:
сайт Конституционного Суда РФ (ksrf.ru)
-