г. Краснодар |
|
27 мая 2021 г. |
Дело N А15-2662/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 мая 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 мая 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Бабаевой О.В., судей Малыхиной М.Н. и Ташу А.Х., в отсутствие истца - общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Лидер"" (ИНН 0572012959, ОГРН 1160571051376) и ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Модерн 05" (ИНН 0571004105, ОГРН 1150571000029), извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Модерн 05" на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 07.09.2020 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.01.2021 по делу N А15-2662/2019, установил следующее.
ООО "Управляющая компания "Лидер"" (далее - компания) обратилось в арбитражный суд с иском к ООО "Модерн 05" (далее - общество) о взыскании 131 982 рублей 13 копеек задолженности за оказанные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами за январь - июль 2019 года и 34 903 рублей 44 копеек неустойки.
Решением от 07.09.2020, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 27.01.2021, иск удовлетворен частично: с общества в пользу компании взыскано 131 982 рубля 13 копеек задолженности и 14 016 рублей 94 копеек неустойки. В остальной части в иске отказано. Распределены судебные расходы на уплату государственной пошлины.
В кассационной жалобе общество просит отменить судебные акты и отказать в иске. Заявитель указывает на то, что истец не обосновал применение предельного размера тарифа, не ознакомил общество с территориальной схемой обращения с отходами, конкретные места накопления отходов в проекте договора не указал, услуги по вывозу отходов не оказывал, в связи с чем задолженность отсутствует, как и обязанность ее погасить. По мнению заявителя, истец неправомерно применил в расчетах приказ Министерства природных ресурсов и экологии Республики Дагестан от 21.12.2018 N 338 "Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Республики Дагестан", поскольку данный приказ не имеет юридической силы.
В отзыве на кассационную жалобу компания указала на ее несостоятельность, а также законность и обоснованность принятых по делу судебных актов.
Изучив материалы дела и доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что в удовлетворении жалобы надлежит отказать.
Как установлено судами, в соответствии с соглашением от 29.11.2018 об организации деятельности с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Дагестан по 1 и 2 зоне деятельности, заключенным с Министерством природных ресурсов и экологии Республики Дагестан, с 01.01.2019 компания является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами в Республике Дагестан.
Истец приступил к оказанию услуг в качестве регионального оператора, начиная с 01.01.2019, в том числе оказанию услуг для общества как собственника твердых коммунальных отходов.
Ответчик владеет на праве аренды нежилыми помещениями, расположенными в г. Махачкала Республики Дагестан по адресам: ул. Батырая, 165 и 167; ул. И. Казака, 14 "л", которые используются обществом под магазины (общая площадь 765 кв. м) и офис (40 кв. м).
С января по июль 2019 года истец оказал ответчику услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами на сумму 131 982 рубля 13 копеек, которые не оплачены.
Неоплата задолженности явилась основанием для обращения компании в арбитражный суд с иском.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления определены Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), в силу которого региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации; договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами для регионального оператора является публичным.
Оценив представленные доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и руководствуясь статьями 12, 309, 310, 328, 329, 330, 723, 779, 781, 783 Гражданского кодекса Российской Федерации, Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156), установив оказание компанией услуг по вывозу твердых коммунальных отходов с января по июль 2019 года, суды пришли к выводу о наличии оснований для взыскания с общества задолженности, при этом произвели перерасчет начисленной неустойки с учетом разъяснений, изложенных в ответе на вопрос 3 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2016), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 19.10.2016.
Постановлением Региональной службы по тарифам по Республике Дагестан от 20.12.2018 N 63 утверждены единые предельные тарифы на услуги региональных операторов в Республике Дагестан, в том числе на услуги компании (295 рублей 20 копеек за 1 куб. м).
Применение истцом тарифа, установленного регулирующим органом в размере 295 рублей 20 копеек за 1 куб. м, не противоречит закону, поскольку указанный тариф не превышает предельного размера платы.
Довод ответчика о необходимости применения в расчетах тарифа в меньшем размере, чем установлено регулирующим органом, не обоснован ссылками на конкретные положения действующего законодательства.
Согласно приказу Минприроды Республики Дагестан от 21.12.2018 N 338 годовые нормативы накопления твердых коммунальных отходов для ответчика составляли 1,99820170 куб. м. на 1 сотрудника в отношении административного офиса и 0,99928605 на 1 кв. м общей площади в отношении магазинов.
Указанные нормативы применены компанией при расчете задолженности.
Факт оказания услуг по вывозу твердых коммунальных отходов подтвержден сведениями системы ГЛОНАСС с информацией о движении транспортных средств, осуществляющих их вывоз, представленными компанией.
Собственное место (площадка) накопления для складирования ТКО у ответчика отсутствует.
Согласно представленным отчетам по зонам из сведений системы ГЛОНАСС о передвижении мусоровозов компанией осуществлялся вывоз отходов с контейнерных площадок по адресам: ул. Батырая, 138, ул. И. Казака, 14 и 20, которые находятся в непосредственной близости от помещений общества.
Суды, принимая во внимание, что факт оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в спорный период подтверждается представленными в материалы дела доказательствами, в отсутствие доказательств самостоятельного вывоза и утилизации отходов способами, не нарушающими санитарного законодательства, суды обоснованно удовлетворили исковые требования компании о взыскании задолженности.
Доводам общества о возможности применения приказа Минприроды Республики Дагестан от 21.12.2018 N 338 и правильности произведенного расчета объема ТКО, исходя из перечисленных адресов и объектов, судами дана надлежащая правовая оценка в оспариваемых судебных актах. У суда кассационной инстанции отсутствуют правовые основания для иной оценки названных фактических обстоятельств по делу в силу норм главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Основания для отмены или изменения решения и постановления не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 07.09.2020 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.01.2021 по делу N А15-2662/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В. Бабаева |
Судьи |
М.Н. Малыхина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Правовые основы обращения с отходами производства и потребления определены Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), в силу которого региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации; договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами для регионального оператора является публичным.
Оценив представленные доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и руководствуясь статьями 12, 309, 310, 328, 329, 330, 723, 779, 781, 783 Гражданского кодекса Российской Федерации, Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156), установив оказание компанией услуг по вывозу твердых коммунальных отходов с января по июль 2019 года, суды пришли к выводу о наличии оснований для взыскания с общества задолженности, при этом произвели перерасчет начисленной неустойки с учетом разъяснений, изложенных в ответе на вопрос 3 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2016), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 19.10.2016."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 27 мая 2021 г. N Ф08-4104/21 по делу N А15-2662/2019