г. Краснодар |
|
30 мая 2021 г. |
Дело N А63-7587/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 мая 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 30 мая 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Драбо Т.Н., судей Воловик Л.Н. и Черных Л.А., при участии в судебном заседании от заявителя - акционерного общества "Кавминкурортресурсы" (ИНН 2626003072, ОГРН 1022601222027) - Лепилова В.А. (доверенность от 31.07.2020), от заинтересованного лица - Северо-Кавказского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (ИНН 2626042723, ОГРН 1102650002212) - Слюсаревой С.В. (доверенность от 11.01.2021), в отсутствие прокурора Ставропольского края, надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу акционерного общества "Кавминкурортресурсы" на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 02.11.2020 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.01.2021 по делу N А63-7587/2020, установил следующее.
Акционерное общество "Кавминкурортресурсы" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Северо-Кавказского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - управление) от 26.05.2020 N 20-0/Ф/43/4 о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде 300 тыс. рублей штрафа и признании недействительным представления от 28.05.2020 N 20-0/Ф/43/6 (уточненные требования в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Определением суда от 02.09.2020 в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, к участию в деле привлечена прокуратура Ставропольского края. Данное процессуальное нарушение не является безусловным основанием для отмены судебных актов, однако суд кассационной инстанции считает необходимым разъяснить, что в силу статей 40, 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статей 24.6, 25.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицом, участвующим в деле, является прокурор.
Решением суда от 02.11.2020, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 27.01.2021, в удовлетворении заявления отказано со ссылкой на наличие в действиях общества состава правонарушения, квалифицируемого по части 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соблюдение процедуры и срока привлечения общества к административной ответственности, отсутствие оснований для применения статьи 4.1.1 Кодекса и законность принятого управлением представления, которым обществу предложено принять меры к устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
В Арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратилось общество с кассационной жалобой, просит решение суда и постановление апелляционной инстанции отменить, принять новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, положения Порядка ведения собственниками водных объектов водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 08.07.2009 205 (далее - Порядок
205), не распространяются на общество, которое является недропользователем, а не водопользователем; условия, предусмотренные выданными обществу лицензиями на пользование недрами, не возлагают на общество предусмотренной Порядком
205 обязанности составления схем водопотребления и ведения отчетности; указанная в пункте 7.1.1 Условий пользования недрами отчетность не тождественна отчетности, предусмотренной Порядком
205; общество ведет учет добываемых минеральных вод по специальной отчетности недропользователей формы 3-ЛС. Привлечение общества к административной ответственности по части 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за несоблюдение Порядка
205 незаконно и необоснованно. Условиями пользования недрами в отношении объектов, на которые обществу выданы лицензии, не предусмотрена обязанность соблюдения Порядка
205. Нарушение положений Порядка
205 надлежит квалифицировать по части 1 статьи 8.14 Кодекса. Обществу предоставлено право пользования участком недр, а не водным объектом. Общество не превысило нормативные потери добываемых минеральных вод. Нормативы потерь для общества рассчитаны в проектной документации - Технологических схемах разработки Центрального и Средне-Ессентукского участков Ессентукского месторождения минеральных вод и утверждены протоколами в размере 7 186,85 м
/год.
В отзыве на кассационную жалобу управление просит оставить судебные акты без изменения как законные и обоснованные, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители лиц, участвующих в деле, поддержали доводы кассационной жалобы и отзыва.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителей участвующих в деле лиц, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, обществу выданы лицензии на право пользования недрами серии СТВ N 01241 МЭ, серии СТВ N 01242 МЭ, серии СТВ N 01243 МЭ, серии СТВ N 01246 МЭ, серии СТВ N 01249 МЭ (далее - спорные лицензии) с целевым назначением и видами работ - "для добычи минеральных вод".
Прокурорской проверкой, проведенной совместно с управлением, по вопросам исполнения законодательства при осуществлении хозяйствующими субъектами добычи, производства, транспортировки и реализации питьевой воды, включая природную минеральную воду, выявлены следующие нарушения: невыполнение обществом требований пунктов 4, 14 Порядка 205 по ведению учета добываемой минеральной воды (у общества отсутствуют схемы систем водопотребления и водоотведения на лицензионных участках, согласованные должным образом; общество не представило сведения в Кубанское бассейновое водное управление за II - IV кварталы 2019 года); в нарушение пункта 3.5 Приложения
1 к лицензии серии СТВ
01241 МЭ потери добываемой обществом на Ессентукском месторождении подземных минеральных ископаемых вод подземной минеральной воды за 2019 год превышают объемы, согласованные годовыми планами развития горных работ и технологическими схемами (в соответствии с Технологической схемой разработки Центрального участка Ессентукского месторождения минеральных вод в Ставропольском крае потери минеральной воды при добыче, технологически связанные с принятой схемой и технологией разработки Центрального участка Ессентукского месторождения, составляют 4,82 м
/сут).
По результатам проверки управление составило протокол от 12.05.2020 N 20-0/Ф/43/1, вынесло постановление от 26.05.2020 N 20-0/Ф/43/4 о привлечении общества к административной ответственности по части 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде 300 тыс. рублей штрафа и выдало обществу представление от 28.05.2020 N 20-0/Ф/43/6 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, в соответствии с которым обществу необходимо обеспечить своевременную подготовку и представление отчетности по установленным формам в соответствии с действующим законодательством, а также представить в управление информацию о планируемых мероприятиях по устранению выявленных нарушений.
В соответствии со статьями 197, 198, 207 и 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации общество обжаловало постановление и представление управления в арбитражный суд.
На основании совокупной оценки представленных в материалы дела доказательств и доводов участвующих в деле лиц, правильного применения норм права к установленным по делу обстоятельствам суды сделали вывод о законном привлечении общества к административной ответственности по части 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта, и выдаче представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Согласно статье 11 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, которая является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах, в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Пользователь недр обязан обеспечить выполнение условий, установленных лицензией.
В соответствии с пунктом 10 части 2 статьи 22 Закона о недрах пользователь недр обязан обеспечить выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами.
При этом условия пользования недрами, предусмотренные в лицензии, сохраняют свою силу в течение оговоренных в лицензии сроков либо в течение всего срока ее действия. Изменения этих условий допускается только при согласии пользователя недр и органов, предоставивших лицензию, либо в случаях, установленных законодательством (статья 12 Закона о недрах).
Таким образом, лицо, осуществляющее деятельность с нарушением условий лицензионного соглашения, может быть привлечено к административной ответственности в течение всего периода, пока деятельность не прекращена или нарушение не устранено.
Пунктом 3.5 Приложения N 1 к лицензии СТВ N 01241 МЭ установлено, что владелец лицензии обязан осуществлять добычу подземных минеральных вод и спонтанного углекислого газа в соответствии с технологическими схемами, утвержденными в установленном порядке после получения необходимых экспертиз и согласований, и в объемах, не превышающих утвержденные запасы подземных минеральных вод и спонтанного углекислого газа как в целом по Центральному и Средне-Ессентукскому участкам Ессентукского месторождения, так и по каждому эксплуатационному участку и эксплуатационному водоносному горизонту в отдельности.
Суды установили, что Технологическая схема разработки Средне-Ессентукского участка Ессентукского месторождения минеральных вод в Ставропольском крае, составленная в соответствии с существующей схемой водоотбора, согласована Центральной комиссией по согласованию технических проектов разработки месторождений подземных вод, строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых (ЦКР Роснедра по МПВ и ПС) протоколом от 19.12.2013 N 25.
При этом потери минеральных вод при добыче, технологически связанные с принятой схемой и технологией разработки Средне-Ессентукского участка Ессентукского месторождения, обоснованы в объемах: 14,87 м/сут., (5414,39 м
/год) или 5,4% от утвержденных балансовых запасов.
Технологическая схема разработки Центрального Ессентукского месторождения минеральных вод в Ставропольском крае, составленная в соответствии с существующей схемой водоотбора, согласована Центральной комиссией по согласованию технических проектов разработки месторождений подземных вод, строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых (ЦКР Роснедра по МПВ и ПС) протоколом от 07.11.2014 36. Потери минеральной воды обоснованы в количестве 4,82 м
/сут. (1 758,98 м
/год).
В соответствии с технологическими схемами разработки и на основании Правил подготовки, рассмотрения и согласования планов и схем развития горных работ по видам полезных ископаемых, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.08.2015 N 814, общество ежегодно разрабатывает планы развития горных работ по подземным минеральным водам по месторождениям.
В соответствии с Планом развития горных работ по подземным минеральным водам Центрального и Средне-Ессентукского участков Ессентукского месторождения на 2019 год, утвержденным Протоколом 34 технического совещания по рассмотрению планов развития горных работ, по Ессентукскому месторождению утверждены основные показатели: объем добычи - 62 505 м
, нормативные потери - 4 159,55 м
.
Суды установили, что фактические потери по Ессентукскому месторождению в 2019 году составили 14 702,7 м (установленные технологическими схемами - 7 173,37 м
). Так, по Центральному участку Ессентукского месторождения потери составили: за декабрь 2019 года - 202,787 м
/сут, за ноябрь 2019 года - 132,540 м
/сут, за октябрь 2019 года - 57,768 м
/сут, за сентябрь 2019 года - 52,497 м
/сут, за август 2019 года - 4,974 м
/сут, при установленных Технологической схемой разработки Центрального участка Ессентукского месторождения минеральных вод в Ставропольском крае - 4,82 м
/сут.
При таких обстоятельствах суды сделали верный вывод о том, что в нарушение пункта 3.5 Приложения N 1 к лицензии серии СТВ N 01241 МЭ потери добываемой обществом на Ессентукском месторождении подземных минеральных ископаемых вод подземной минеральной воды за 2019 год превышают объемы, согласованные годовыми планами развития горных работ и технологическими схемами.
При этом суды учли, что в соответствии с Правилами утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 N 921, нормативы потерь твердых полезных ископаемых (за исключением общераспространенных) и подземных вод (минеральных, промышленных, термальных), превышающие по величине нормативы, утвержденные в составе проектной документации, утверждаются пользователем недр после их согласования с Федеральной службой по надзору в сфере природопользования.
Однако в управление на согласование не поступали нормативы потерь подземной минеральной воды, добываемой обществом на Ессентукском месторождении подземных минеральных вод, по величине превышающие нормативы, утвержденные в составе проектной документации на 2019 год.
В силу пункта 6 статьи 23 Закона о недрах к основным требованиям по рациональному использованию и охране недр относится, в том числе, достоверный учет извлекаемых и оставляемых в недрах запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов при разработке месторождений полезных ископаемых.
Согласно пункту 7.1.1 Приложений N 1 к спорным лицензиям владелец лицензии обязан обеспечить своевременное представление в соответствующие органы государственной власти достоверной отчетности о результатах своей деятельности на Центральном и Средне-Ессентукском участках Ессентукского месторождения подземных минеральных вод, предусмотренной законодательством Российской Федерации.
Пунктом 2 Порядка N 205 установлено, что обязанность ведения учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества возлагается на физические или юридические лица, которым предоставлено право пользования водным объектом в целях забора (изъятия) водных ресурсов и (или) сброса сточных вод и (или) дренажных вод.
Согласно пункту 4 Порядка N 205 для организации учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества водопользователем составляется схема систем водопотребления и водоотведения, предоставляющая информацию о размещении мест забора и сброса сточных вод и (или) дренажных вод, количестве и качестве забираемых (изымаемых) и сбрасываемых сточных вод и (или) дренажных вод, о системах оборотного водоснабжения, повторного использования вод, а также передачи (приема) воды потребителям.
Схема систем водопотребления и водоотведения подлежит согласованию с территориальным органом Федерального агентства водных ресурсов в 15-дневный срок. В случае использования подземных водных объектов Схема подлежит также согласованию с территориальным органом Федерального агентства по недропользованию в 15-дневный срок.
Согласно пункту 6 Положения об осуществлении государственного мониторинга водных объектов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10.04.2007 N 219, мониторинг состоит из мониторинга подземных вод с учетом данных государственного мониторинга состояния недр и мониторинга поверхностных вод объектов с учетом данных мониторинга, осуществляемого при проведении работ в области гидрометеорологии и смежных с ней областях.
Процесс добычи подземной воды регламентируется не только законодательством о недрах, но и положениями Водного кодекса Российской Федерации, Земельного кодекса Российской Федерации, соблюдение которых также обязательно и для пользования недрами, в том числе и для общества. Поскольку общество является водопользователем, для него обязательно и соблюдение Порядка N 205.
Суды установили, что у общества отсутствуют согласованные схемы систем водопотребления и водоотведения на лицензионных участках, в связи с чем сделали обоснованный вывод о невыполнении обществом требований по ведению учета добываемой минеральной воды, установленные Порядком N 205.
В соответствии с пунктом 14 Порядка N 205 сведения, полученные в результате учета забора (изъятия) водных ресурсов и сброса сточных и (или) дренажных вод, их качества (формы 3.1-3.3 приложения к Порядку N 205), представляются в территориальный орган Федерального агентства водных ресурсов ежеквартально в срок до 10-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом.
Вместе с тем, суды установили, что общество не представило в Кубанское бассейновое водное управление указанные сведения за II - IV кварталы 2019 года.
В соответствии с представлением управления от 28.05.2020 N 20-0/Ф/43/6 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, обществу необходимо обеспечить своевременную подготовку и представление отчетности по установленным формам в соответствии с действующим законодательством, а также представить в управление информацию о планируемых мероприятиях по устранению выявленных нарушений. Доказательства неразумности срока устранения причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, или неясности формулировок в оспариваемом представлении общество не представило.
Применительно к установленным по делу обстоятельствам, представленным в материалы дела доказательствам и доводам участвующих в деле лиц суды сделали мотивированный вывод о законности представления управления от 28.05.2020 N 20-0/Ф/43/6 и постановления от 26.05.2020 N 20-0/Ф/43/4 о привлечении общества к административной ответственности по части 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде 300 тыс. рублей штрафа.
Суды обсудили вопрос о возможности применения статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, учли разъяснения, содержащиеся в пунктах 18 и 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", и исходя из установленной по делу совокупности обстоятельств и представленных в материалы дела доказательств, не усмотрели основания для замены административного штрафа на предупреждение.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку доказательств, которые суды оценили с соблюдением норм главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и в силу статей 286, 287 Кодекса подлежат отклонению.
Нормы права при рассмотрении дела применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Основания для удовлетворения кассационной жалобы общества отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 02.11.2020 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.01.2021 по делу N А63-7587/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.Н. Драбо |
Судьи |
Л.Н. Воловик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Применительно к установленным по делу обстоятельствам, представленным в материалы дела доказательствам и доводам участвующих в деле лиц суды сделали мотивированный вывод о законности представления управления от 28.05.2020 N 20-0/Ф/43/6 и постановления от 26.05.2020 N 20-0/Ф/43/4 о привлечении общества к административной ответственности по части 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде 300 тыс. рублей штрафа.
Суды обсудили вопрос о возможности применения статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, учли разъяснения, содержащиеся в пунктах 18 и 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", и исходя из установленной по делу совокупности обстоятельств и представленных в материалы дела доказательств, не усмотрели основания для замены административного штрафа на предупреждение."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 30 мая 2021 г. N Ф08-3751/21 по делу N А63-7587/2020