г. Краснодар |
|
31 мая 2021 г. |
Дело N А32-23846/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 мая 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 мая 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Калашниковой М.Г., судей Андреевой Е.В. и Сороколетовой Н.А., при участии в судебном заседании от акционерного общества "Краснодаргоргаз" (ИНН 2309029802, ОГРН 1022301172156) - Амельченко И.Л. (доверенность от 18.03.2021), от Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю - Тарасовой С.П. (доверенность от 08.12.2020), в отсутствие третьих лиц: Еремеева Е.В., Северо-Кавказского управления Федеральной службы по экологическому, техническому и атомному надзору, извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации в сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу АО "Краснодаргоргаз" на постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.02.2021 по делу N А32-23846/2020, установил следующее.
АО "Краснодаргоргаз" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю (далее - управление) о признании незаконным и отмене постановления от 06.04.2020 о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) в виде 600 тыс. рублей штрафа.
Решением от 16.10.2020 заявление удовлетворено.
Постановлением апелляционного суда от 10.02.2021 решение от 16.10.2020 отменено, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе общество просит отменить постановление апелляционного суда, ссылаясь на отсутствие оснований для привлечения его к административной ответственности, поскольку оно в установленный срок осуществило действия по созданию сети газораспределения и подготовке ее к подключению объекта гражданина.
В судебном заседании представитель общества повторил доводы жалобы, представитель управления просил в удовлетворении жалобы отказать.
Изучив материалы дела, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что судебные акты надлежит отменить по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, управление приняло постановление от 29.05.2020 N 023/04/9.21-889/2020 о привлечении общества к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде 600 тыс. рублей штрафа, указав на нарушение обществом подпункта "а" пункта 85, подпункта "а" пункта 98 Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 N 1314, далее - Правила N 1314), выразившееся в несовершении действий по созданию (реконструкции) сети газораспределения до точки подключения объекта Еремеева Е.В. в срок, предусмотренный договором от 23.01.2019 N 109563-Т.П.(т)
Общество, полагая постановление незаконным, обратилось с заявлением в суд.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что общество доказало исполнение в установленный срок предусмотренных договором и техническими условиями мероприятий по строительству сети газораспределения до границы участка Еремеева Е.В.
Апелляционный суд отменил решение суда первой инстанции и отказал в удовлетворении заявления, указав на то, что управление доказало наличие в действиях общества состава вмененного управлением административного правонарушения.
Согласно части 1 статьи 9.21 Кодекса нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста тысяч до пятисот тысяч рублей. В соответствии с частью 2 статьи 9.21 Кодекса повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.
Согласно подпункту "а" пункта 85 Правил N 1314 в подлежащей применению редакции срок осуществления мероприятий по подключению не может превышать 9 месяцев для заявителей первой категории в случае, если мероприятия по подключению (технологическому присоединению) осуществляются без получения исполнителем в соответствии с законодательством Российской Федерации или законодательством субъекта Российской Федерации разрешения на строительство.
В соответствии с пунктом 98 Правил N 1314 исполнитель обязан осуществить действия по созданию (реконструкции) сети газораспределения до точек подключения, предусмотренные договором о подключении, а также по подготовке сети газораспределения к подключению объектов капитального строительства заявителя и пуску газа не позднее установленного договором о подключении дня подключения; осуществлять мониторинг выполнения заявителем технических условий о присоединении (осуществление указанных действий завершается составлением и подписанием обеими сторонами акта о готовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования объекта капитального строительства к подключению (технологическому присоединению) по типовой форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2017 N713 "Об утверждении типовых форм документов, необходимых для подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сети газораспределения, и о внесении изменений в Правила подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения"); осуществить действия по подключению (технологическому присоединению) не позднее установленного договором о подключении дня подключения (технологического присоединения) (но не ранее подписания акта о готовности, если эта обязанность в соответствии с договором о подключении возложена на исполнителя;
В оспариваемом постановлении управление указало, что Еремеев Е.В. и общество заключили договор от 23.01.2019 о подключении (технологическом присоединении) объекта капитального строительства, расположенного по адресу: г. Краснодар, Карасунский округ, х. им. Ленина, ул. Центральная, 63, к сетям газораспределения; мероприятия по созданию (реконструкции) сети газораспределения до точки подключения объект гражданина должны быть выполнены обществом до 24.10.2019. Общество не представило дополнительное соглашение о продлении сроков подключения объекта гражданина, а также документы, подтверждающие исполнение им в указанный срок предусмотренных договором и техническими условиями мероприятий.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявление общества, исходил из того, что общество представило документы, подтверждающие факт строительства газопровода до 24.10.2019 (договор подряда от 20.09.2019, акт сдачи-приемки выполненных работ от 30.09.2019); приемочная комиссия проверяет уже построенный объект, поэтому приемка объекта комиссией с участием представителя Ростехнадзора после 24.10.2019 не свидетельствует о нарушении обществом Правил N 1413.
Апелляционный суд, отказывая в удовлетворении заявления, исходил их того, что в обязанности общества входит строительство сети газораспределения и обеспечение ее готовности к подключению объекта капитального строительства заявителя и пуску газа не позднее срока, установленного Правилами N 1314; строительство сети газораспределения не подтверждает ее готовность к подключению, соответствие ее требованиям технических регламентов и требованиям безопасности до принятия сети приемочной комиссией.
Выводы судов сделаны без учета следующих обстоятельств.
Согласно подпункту "а" пункта 98 Правил N 1314 исполнитель обязан осуществить действия по созданию (реконструкции) сети газораспределения до точек подключения, предусмотренные договором о подключении, а также по подготовке сети газораспределения к подключению объектов капитального строительства заявителя и пуску газа не позднее установленного договором о подключении дня подключения.
Согласно пункту 98 Технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления (утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2010 N 870), документальным подтверждением соответствия построенных или реконструированных сетей газораспределения и газопотребления требованиям, установленным Техническим регламентом и иными техническими регламентами, является акт приемки, который подписывается всеми членами приемочной комиссии. В силу пункта 96 названного Технического регламента в процессе приемки построенных или реконструированных сети газораспределения и сети газопотребления приемочная комиссия проверяет соответствие построенного или реконструированного объекта требованиям, установленным пунктами 15 - 17 раздела III и разделом V настоящего Технического регламента, а также требованиям, установленным иными техническими регламентами, к объектам технического регулирования настоящего технического регламента.
Осуществить действия по составлению и подписанию обществом и гражданином акта о готовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования объекта капитального строительства к подключению и по подключению объекта гражданина до подписания акта приемки, указанного в пункте 98 названного Технического регламента невозможно, поэтому при рассмотрении вопроса о соблюдении обществом положений Правил N 1314 в части сроков подключения объекта гражданина необходимо выяснение обстоятельств, связанных с совершением обществом действий по сдаче в установленном Техническим регламентом порядке построенных им сетей.
В силу части 2 статьи 2.1 Кодекса юридическое лицо несет ответственность за совершенное административное правонарушение, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При этом в данном случае вопрос о наличии в действиях общества состава вмененного правонарушения необходимо рассматривать с учетом выяснения обстоятельств о наличии (отсутствии) у общества возможности для соблюдения правил и норм, за нарушение которых частью 2 статьи 9.21 Кодекса предусмотрена административная ответственность и принятии им мер по их соблюдению.
Общество в качестве доказательств, подтверждающих строительство сети газораспределения, представило договор подряда от 20.09.2019 на выполнение работ по газификации до земельного участка, расположенного по адресу: г. Краснодар, Карасунский округ, х. им. Ленина, ул. Центральная, 63; акт о приемке выполненных работ от 30.09.2019. Общество направило в Ростехнадзор письмо от 07.02.2020 о принятии участия в комиссии по приемке законченных строительством объектов после устранения замечаний, в том числе, по указанному адресу.
Суды не установили с учетом исследования и оценки условий заключенного обществом и Еремеевым Е.В. договора от 23.01.2019 и технических условий, мероприятия, которые подлежали выполнению обществом и гражданином. Суды не выяснили вопрос о том, обращалось ли общество в Ростехнадзор до 24.10.2019 с просьбой о направлении специалиста для участия в работе комиссии по приемке объекта газификации по ул. Центральная, 63.
Кроме того, не являлось предметом исследования и проверки судов соблюдение управлением процедуры привлечения лица к административной ответственности: в решении суда первой инстанции отсутствуют соответствующие выводы, поскольку суд не установил в действиях общества нарушений Правил N 1314; апелляционный суд установил нарушение Правил N 1314, однако в мотивировочной части отсутствуют выводы в части, касающейся соблюдения управлением процедуры привлечения лица к административной ответственности (в частности исследования оснований для возбуждения управлением административного дела, доказательств, подтверждающих извещение лица, привлекаемого к административной ответственности, о дате и месте составления протокола об административном правонарушении, о рассмотрении административного дела, протокола об административно правонарушении).
При таких обстоятельствах выводы как суда первой инстанции о том, что управление не доказало факт нарушения обществом Правил N 1314, так и апелляционного суда об отсутствии оснований для признания оспариваемого постановления незаконным, следует признать не соответствующим материалам дела, сделанными без учета и исследования обстоятельств, имеющих существенное значение для правильного разрешения дела, поэтому судебные акты надлежит отменить и дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции в связи с отсутствием у суда кассационной инстанции полномочий по исследованию доказательств и установлению обстоятельств в силу части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При новом рассмотрении суду необходимо рассмотреть вопрос о выполнении обществом положений Правил N 1314 с учетом выяснения обстоятельств о наличии (отсутствии) у общества возможности для их соблюдения и принятия надлежащих и достаточных мер по соблюдению данных Правил; проверить соблюдение управлением процедуры привлечения лица к административной ответственности, в том числе, оценив соразмерность назначенного административного наказания допущенному нарушению.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 16.10.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.02.2021 по делу А32-23846/2020 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Краснодарского края.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
М.Г. Калашникова |
Судьи |
Е.В. Андреева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 98 Технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления (утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2010 N 870), документальным подтверждением соответствия построенных или реконструированных сетей газораспределения и газопотребления требованиям, установленным Техническим регламентом и иными техническими регламентами, является акт приемки, который подписывается всеми членами приемочной комиссии. В силу пункта 96 названного Технического регламента в процессе приемки построенных или реконструированных сети газораспределения и сети газопотребления приемочная комиссия проверяет соответствие построенного или реконструированного объекта требованиям, установленным пунктами 15 - 17 раздела III и разделом V настоящего Технического регламента, а также требованиям, установленным иными техническими регламентами, к объектам технического регулирования настоящего технического регламента.
...
В силу части 2 статьи 2.1 Кодекса юридическое лицо несет ответственность за совершенное административное правонарушение, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При этом в данном случае вопрос о наличии в действиях общества состава вмененного правонарушения необходимо рассматривать с учетом выяснения обстоятельств о наличии (отсутствии) у общества возможности для соблюдения правил и норм, за нарушение которых частью 2 статьи 9.21 Кодекса предусмотрена административная ответственность и принятии им мер по их соблюдению."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 31 мая 2021 г. N Ф08-3919/21 по делу N А32-23846/2020