г. Краснодар |
|
03 июня 2021 г. |
Дело N А32-23982/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 июня 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 июня 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Черных Л.А., судей Воловик Л.Н. и Драбо Т.Н., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Фортуна-Сервис" (ИНН 2342018565, ОГРН 1102342000100) - Безручко В.А. (приказ от 01.03.2020), от заинтересованного лица - Министерства природных ресурсов Краснодарского края (ИНН 2312161984, ОГРН 1092312004113) - Калякина Р.В. (доверенность от 13.04.2021), рассмотрев кассационную жалобу Министерства природных ресурсов Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 26.11.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.04.2021 по делу N А32-23982/2020, установил следующее.
ООО "Фортуна-Сервис" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд
с заявлением к Министерству природных ресурсов Краснодарского края
(далее - министерство) о признании незаконным отказа от 17.03.2020 в уменьшении объема ежегодной добычи полезного ископаемого по лицензии КРД 80246 ТР
от 20.05.2011 (далее - лицензия), обязании внести изменения в условия лицензии об уменьшении ежегодного объема добычи песка с не менее 180 тыс. м до
не менее 10 тыс. м.
Решением суда от 26.11.2020, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 02.04.2021, признан незаконным отказ министерства от 17.03.2020 об уменьшении ежегодной добычи полезного ископаемого, министерство обязано повторно рассмотреть заявление общества о внесении изменений в условия лицензии в части уменьшения годового объема добываемых природных ресурсов.
Судебные акты мотивированы незаконностью отказа министерства внести изменения в лицензионные условия об уровне годовой добычи полезных ископаемых по изложенному в оспариваемом отказе мотиву.
В кассационной жалобе министерство просит решение суда и постановление суда апелляционной инстанции отменить, отказать в удовлетворении требований. Указывает, что внести изменения в условия лицензии об уменьшении объемов добычи полезных ископаемых противоречит не оспоренному приказу министерства о приостановлении деятельности общества от 09.08.2019 N 1528. По результатам выездной проверки выявлено нарушение обществом подпункта 3 пункта 3.2 статьи 3 лицензионного соглашения - добыча полезного ископаемого в пределах земельного участка с кадастровым номером 23:20:0704001:1280 (категория земель: земли сельскохозяйственного назначения), не оформленного в соответствии с видом разрешенного использования. На заседании постоянно действующей рабочей группы 20.12.2018 министерству рекомендовано прекратить досрочно право общества пользования недрами из-за невыполнения установленных лицензионным соглашением объемов добычи.
В судебном заседании представитель министерства поддержал доводы жалобы, представитель общества возражал против них.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив законность и обоснованность судебных актов, считает, что жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Суд установил и материалами дела подтверждается, что обществу выдана лицензия на добычу строительного песка на Хамкетинском месторождении в Мостовском районе Краснодарского края, статьей 2 приложения 1 приложения к которой площадью лицензионного участка указано 116,9 га. Ресурсный потенциал полезного ископаемого составляет 3,0 млн м, информация о наличии в границах лицензионного участка особо охраняемых территорий, участков ограниченного и запрещенного землепользования отсутствует (приложение 6 к лицензии).
Исходя из этих параметров пунктом 3.1 приложения N 1 к лицензии установлен объем ежегодной добычи в размере 180 тыс. м3 полезного ископаемого.
Общество 18.02.2013 получило горноотводный акт к лицензии (уточненный горный отвод) первого участка площадью 3,7 га и второго участка площадью 14,7 га. Площадь уточненного горного отвода на двух участках составила 18,4 га. С учетом заключения экспертной комиссии по запасам полезных ископаемых Краснодарского края от 31.08.2012 N 31.АВГ.12-78 утверждены запасы полезного ископаемого на указанной площади (первый участок 242,3 тыс. м3, второй участок 2245,8 тыс. м3). При согласовании добычи полезного ископаемого на земельных участках в границах уточненного горного отвода со ссылкой на уведомление Управления государственной охраны объектов культурного наследия Краснодарского края от 03.09.2014 определено, что разработка полезного ископаемого в границах второго участка (объем запасов в размере 2 245,8 тыс. м3) запрещена из-за нахождения на нем памятников культурного наследия "Курганный могильник "Хамкетинский 1"" и "Селище "Хамкетинское 3"".
Общество 15.10.2019 (повторно 23.01.2020) обратилось с заявлением в министерство об уменьшении ежегодных объемов добычи строительного песка, изменении условий лицензии в части объема с "не менее 180 тыс. м3 в год" на "не менее 10 тыс. м3 песка в год". Уведомлением от 17.03.2020 в изменении условий лицензии отказано в связи с тем, что значительное снижение до "не менее 10 тыс. м3 песка в год" объемов добычи полезного ископаемого влечет существенное отступление от проектных решений, что ведет к нерациональному пользованию недрами и непоступлению в бюджет значительных налоговых поступлений.
Общество обжаловало отказ министерства в арбитражный суд.
Судебные инстанции, руководствуясь Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах", Положением о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 15.07.1992 N 3314-1, Правилами охраны недр, утвержденными постановлением Госгортехнадзора России от 06.06.2003 N 71, Административным регламентом Федерального агентства по недропользованию по исполнению государственных функций по осуществлению выдачи, оформления и регистрации лицензий на пользование недрами, внесения изменений и дополнений в лицензии на пользование участками недр, а также переоформления лицензий и принятия, в том числе по представлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и иных уполномоченных органов, решений о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29.09.2009 N 315, всесторонне и полно исследовали фактические обстоятельства по делу, оценили представленные доказательства и доводы участвующих в деле лиц по правилам 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд отметил, что из-за нахождения на участке памятников культурного наследия ("Курганный могильник "Хамкетинский 1"" и "Селище "Хамкетинское 3"") уведомлением Управления государственной охраны объектов культурного наследия Краснодарского края от 03.09.2014 разработка полезного ископаемого в границах второго участка с объемом запасов в размере 2245,8 тыс. м3 запрещена. По этой причине полезные ископаемые добываются только на первом участке с запасом 242,3 тыс. м3 (10 процентов объема запасов по двум участкам), из-за чего общество не может осуществлять добычу ископаемых в установленном лицензией объеме.
Суд установил, что общество провело детальную геологическую разведку месторождения и утверждения запасов, которой выявлено, что качество песка не в полной мере соответствует ГОСТу по применению песка, могущего использоваться в некоторых строительных областях только после его дополнительного обогащения (просеивание и отмывка ПГ-частиц), что также ухудшает его конкурентные показатели как строительного песка и значительно уменьшает физическую возможность его добычи и реализации в установленных лицензией объемах. Эти обстоятельства подтверждаются приложением N 1 к экспертному заключению экспертной комиссии по запасам полезных ископаемых Краснодарского края от 31.08.2012 N 31.АВГ.12-78.
Суд также учел, что при заключении лицензионного соглашения общество не знало о наличии на втором участке памятников культурного наследия (90 процентов предполагаемых запасов), их наличие делает невозможным выполнение определенных подпунктом 5 пункта 3.1 статьи 3 условий лицензии о ежегодной добыче не менее 180 тыс. м3 песка по причинам, не зависящим от общества. Таким образом, после получения лицензии, вопреки ее условиям возникли обстоятельства, существенно отличающиеся от тех, при которых она предоставлена. Доказательства обратного отсутствуют.
С учетом изложенных конкретных обстоятельств суд правомерно счел отказ министерства нарушающим право общества пересмотреть условия выданной лицензии из-за возникновения обстоятельств, существенно отличавшихся от существовавших при выдаче лицензии.
Суд также отметил, что министерство не лишено возражать против изменения лицензионных условий по мотивам, связанным с нарушением публичных интересов (например, определением допустимого объема добычи полезного ископаемого) при повторном рассмотрении лицензирующим органом заявления общества об изменений условий лицензии.
Довод министерства о приостановлении деятельности общества и добыче им полезного ископаемого в отсутствие оформленного в установленном законом порядке земельного участка, суд проверил и отклонил, так такое основание не приводилось при вынесении оспариваемого решения.
Суд также правомерно отклонил ссылки министерства на наличие у общества возможности добывать 180 тыс. м песка исходя из двадцатилетнего срока действия лицензии, поскольку технологическая возможность добычи на оставшемся участке предполагаемого к добыче запаса полезного ископаемого за один год министерство не подтвердило. Довод о непоступлении соответствующих платежей в бюджеты в случае уменьшения предполагаемого объема выработки полезных ископаемых опровергается аргументами самого же министерства - объем оставшегося в пользовании общества участка недр (10 процентов) в любом случае является одним и его разработка в течение года или двадцати лет никак не повлияет на уплату обществом платежей, исчисляемых исходя из одного и того же объема добываемого песка, а не временнОго периода. Более того, одновременное изъятие из недр всего объема полезного ископаемого нарушит в том числе и установленные условиями лицензии соглашение о периоде и объеме изъятия ресурсов, планы горных работ и согласованные в установленном порядке проекты освоения недр.
Выводы суда основаны на правильном применении норм права к установленным им обстоятельствам и соответствуют имеющимся в материалах дела доказательствам. Основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 26.11.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.04.2021 по делу N А32-23982/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.А. Черных |
Судьи |
Л.Н. Воловик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Черных Л.А., судей Воловик Л.Н. и Драбо Т.Н., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Фортуна-Сервис" (ИНН 2342018565, ОГРН 1102342000100) - Безручко В.А. (приказ от 01.03.2020), от заинтересованного лица - Министерства природных ресурсов Краснодарского края (ИНН 2312161984, ОГРН 1092312004113) - Калякина Р.В. (доверенность от 13.04.2021), рассмотрев кассационную жалобу Министерства природных ресурсов Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 26.11.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.04.2021 по делу N А32-23982/2020, установил следующее."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 3 июня 2021 г. N Ф08-4731/21 по делу N А32-23982/2020