г. Краснодар |
|
02 июня 2021 г. |
Дело N А32-36837/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 мая 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 02 июня 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Фефеловой И.И., судей Артамкиной Е.В. и Рассказова О.Л., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Демченко О.А., при участии в судебном заседании от заявителя - федерального государственного казенного учреждения "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (ИНН 6165035060, ОГРН 1026103739892) - Гришечкина К.С. (доверенность от 11.01.2021), в отсутствие заинтересованного лица - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (ИНН 2309090540, ОГРН 1042304982510), извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев путем использования систем видео-конференц-связи с Арбитражным судом Ростовской области кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 25.12.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.03.2021 по делу N А32-36837/2020, установил следующее.
ФГКУ "Северо-Кавказское ТУИО" Минобороны России (далее - учреждение) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Росреестра по Краснодарскому краю (далее - управление) со следующими требованиями: признать незаконным решение управления, содержащееся в сообщении от 20.06.2020 N 23/999/001/2020-369688, об отказе в регистрации права собственности Российской Федерации на жилое помещение (квартиру), расположенное по адресу: Краснодарский край, г. Краснодар, ул. им. Невкипелого, 16, кв. 287; возложить обязанность на управление осуществить государственную регистрацию права собственности Российской Федерации на указанный объект.
Решением суда от 25.12.2020, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 16.03.2021, требования удовлетворены.
В кассационной жалобе управление просит отменить обжалуемые судебные акты, отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме. По мнению заявителя, судебные акты являются незаконными и необоснованными. Для возобновления государственной регистрации заявителю необходимо было представить правоустанавливающий документ, который отсутствовал в представленном пакете документов на государственную регистрацию. Заявитель не устранил причины, препятствующие проведению государственной регистрации спорного объекта недвижимости. Таким образом, осуществить государственную регистрацию на основании представленных документов невозможно по причине несоответствия документов и неустранения причин, препятствующих государственной регистрации.
В отзыве на кассационную жалобу учреждение указало на ее несостоятельность, а также законность и обоснованность принятых по делу судебных актов.
В судебном заседании представитель истца возражал против удовлетворения жалобы.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, выслушав участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела видно и судами установлено, что 19.03.2020 учреждение обратилось в управление с заявлением о государственной регистрации права собственности Российской Федерацией на жилое помещение (квартиру), расположенное по адресу: Краснодарский край, г. Краснодар, ул. им. Невкипелого, 16, кв. 287, с кадастровым номером 23:43:0427001:12514 (запись N 23/999/001/2020-369688, уведомления N 20-3485215). В качестве основания возникновения права указан пункт 12 статьи 1 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне" (далее - Закон N 61-ФЗ).
6 апреля 2020 года на электронную почту registr_sktuio@mail.ru (указанную в заявлении о государственной регистрации) поступило уведомление управления о приостановлении осуществления государственной регистрации N 23/999/001/2020-369688.
23 июля 2020 года на указанную электронную почту учреждение получило сообщение об отказе в государственной регистрации от 20.06.2020 N 23/999/001/2020-369688 по причине отсутствия правоустанавливающего документа на объект, подлежащий государственной регистрации.
Полагая, что решение регистрирующего органа не соответствует нормам действующего законодательства и нарушает права и законные интересы Российской Федерации, заявитель обратился в арбитражный суд.
В силу части 1 статьи 198 и части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), пункта 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно пункту 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, в том числе их возникновение, подлежат государственной регистрации в ЕГРН органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
В соответствии с пунктом 3 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.
Согласно пункту 1 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (далее - постановление N 3020-1) объекты государственной собственности, указанные в приложении 1 к постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, относятся исключительно к федеральной собственности.
В пункте 2 раздела II приложения 1 к постановлению N 3020-1 установлено, что к объектам, необходимым для обеспечения функционирования федеральных органов власти и управления и решения общероссийских задач относится имущество вооруженных сил, железнодорожных, пограничных и внутренних войск, органов безопасности, органов внутренних дел Российской Федерации и других учреждений, финансирование которых осуществляется из республиканского бюджета Российской Федерации, а также расположенных на территории Российской Федерации учреждений, финансировавшихся из государственного бюджета СССР.
Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции в этой области, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций (пункт 1 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1082).
Согласно подпункту 71 пункта 7 Указа Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1082 Министерство обороны Российской Федерации осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами Российской Федерации, а также правомочия в отношении земель, лесов, вод и других природных ресурсов, предоставленных в пользование Вооруженным Силам Российской Федерации.
Имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления (пункт 12 статьи 1 Закона N 61-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" (далее - постановление N 1053) Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного бессрочного пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений. Согласно подпункту "е" пункта 2 названного постановления Министерство обороны Российской Федерации осуществляет передачу имущества Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций в собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность.
Как установили суды и материалам дела соответствует, распоряжением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом от 30.01.2007 N 125-р "О закреплении недвижимого имущества за Краснодарской КЭЧ района на праве оперативного управления" 287-квартирный жилой дом по адресу: г. Краснодар, ул. им. Невкипелого 16, лит. А, закреплен на праве оперативного управления за Краснодарской квартирно-эксплуатационной частью района на основании обращений Министерство обороны Российской Федерации от 17.08.2006 N 195/ж-2153 и от 25.01.2006 N 195/Ж-252. Из устава учреждения следует, что Краснодарская квартирно-эксплуатационная часть района реорганизована путем присоединения к федеральному государственному учреждению "Краснодарская квартирно-эксплуатационная часть района", которое переименована в Федеральное государственное казенное учреждение "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации. ЕГРН содержит сведения о зарегистрированном за учреждением праве оперативного управления в отношении спорного объекта недвижимости (запись о государственной регистрации права от 23.10.2019 N 23:43:0427001:12514-23/001/2019-1).
Исследовав и оценив по правилам статьи 71 Кодекса представленные в материалы дела доказательства и фактические обстоятельства дела в их совокупности и взаимосвязи, принимая во внимание доводы и возражения участвующих в деле лиц, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правомерному выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных учреждением требований. Правовых препятствий для осуществления управлением регистрационных действий (с учетом представленных учреждением документов) не имелось.
Поскольку спорное имущество в силу закона относится к федеральной собственности, суды признали незаконным отказ управления в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на спорный объект, который управление зарегистрировало за учреждением на праве оперативного управления. Государственный регистратор не учел указанные обстоятельства и положения Закона N 61-ФЗ.
Доводы жалобы признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, поскольку были проверены и учтены судами при рассмотрении дела, не влияют на обоснованность и законность обжалуемых судебных актов, направлены на переоценку доказательств, которые суды оценили с соблюдением норм главы 7 Кодекса.
Суды полно и всесторонне исследовали и оценили представленные доказательства, установили имеющие значение для дела фактические обстоятельства, правильно применили нормы права.
Пределы полномочий суда кассационной инстанции регламентируются положениями статей 286 и 287 Кодекса, в соответствии с которыми кассационный суд не обладает процессуальными полномочиями по оценке (переоценке) установленных по делу обстоятельств.
Основания для отмены или изменения решения и постановления по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 25.12.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.03.2021 по делу N А32-36837/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
И.И. Фефелова |
Судьи |
Е.В. Артамкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Поскольку спорное имущество в силу закона относится к федеральной собственности, суды признали незаконным отказ управления в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на спорный объект, который управление зарегистрировало за учреждением на праве оперативного управления. Государственный регистратор не учел указанные обстоятельства и положения Закона N 61-ФЗ.
Доводы жалобы признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, поскольку были проверены и учтены судами при рассмотрении дела, не влияют на обоснованность и законность обжалуемых судебных актов, направлены на переоценку доказательств, которые суды оценили с соблюдением норм главы 7 Кодекса.
...
Пределы полномочий суда кассационной инстанции регламентируются положениями статей 286 и 287 Кодекса, в соответствии с которыми кассационный суд не обладает процессуальными полномочиями по оценке (переоценке) установленных по делу обстоятельств.
Основания для отмены или изменения решения и постановления по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлены."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 2 июня 2021 г. N Ф08-4705/21 по делу N А32-36837/2020