г. Краснодар |
|
01 июня 2021 г. |
Дело N А32-30004/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 мая 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 июня 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Герасименко А.Н., рассмотрев по правилам главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с учетом особенностей, установленных частью 5.1 статьи 211 и статьей 288.2 Кодекса, в отсутствие лиц, участвующих в деле (заявителя - акционерного общества "Газпром газораспределение Краснодар", заинтересованного лица - Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю, третьего лица - Юртайкиной Е.А.), кассационную жалобу акционерного общества "Газпром газораспределение Краснодар" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 19.10.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.02.2021 по делу N А32-30004/2020, установил следующее.
АО "Газпром газораспределение Краснодар" (далее - общество) обратилось в суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю (далее - управление) от 30.06.2020 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 100 тыс. рублей.
Решением суда от 19.10.2020, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 15.02.2021, в удовлетворении заявления общества отказано.
В кассационной жалобе общество просит отменить принятые по делу судебные акты. По мнению подателя жалобы, судебные акты приняты с нарушением норм материального права, выводы судов не соответствуют обстоятельствам дела. В действиях общества отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренный частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.
Отзыв на жалобу в суд не поступил.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В силу части 5.1 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности, если за совершение административного правонарушения законом установлено административное наказание только в виде предупреждения и (или) в виде административного штрафа и размер назначенного административного штрафа не превышает для юридических лиц сто тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей пять тысяч рублей, может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции. Такое решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в арбитражный суд кассационной инстанции по правилам, предусмотренным главой 35 Кодекса, и рассматриваются им с учетом особенностей, установленных статьей 288.2 названного Кодекса.
В данном случае оспаривается постановление управления о привлечении общества к административной ответственности по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ в виде штрафа в размере 100 тыс. рублей. С учетом положений части 5.1 статьи 211 и статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подлежит рассмотрению по правилам, установленным статьей 288.2 Кодекса.
Как видно из материалов дела, управление составило протокол от 19.05.2020 N 023/04/9.21-1504/2020 об административном правонарушении по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ, в котором указало на нарушение обществом подпункта "г" пункта 98 Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 N 1314 (далее - Правила 1314). Нарушение выразилось в неосуществлении действий по направлению в адрес заявителя информации о расположении точки подключения (технологического присоединения) в срок, предусмотренный пунктом 86 Правил N 1314, а также ненаправлении в адрес заявителя в срок до 17.02.2020 информации о ходе выполнения мероприятий по подключению (технологическому присоединению) по результатам рассмотрения запроса от 06.02.2020.
Постановлением от 30.06.2020 N 023/04/9.21-1504/2020 общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 100 тыс. рублей.
Не согласившись с названным постановлением, общество обратилось в суд.
При принятии обжалуемых судебных актов суды руководствовались статьями 210, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 9.21 КоАП РФ, пунктами 60, 77, 81, 85, 86, 88, 95, 97, 98, 100, 102, 104, 112 Правил N 1314, разъяснениями, изложенными в пунктах 5, 7, 9, 21 постановления Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 N 549 "О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан".
Суды установили, что 14.05.2019 Юртайкина Е.А. и общество заключили договор N ТП-22/1/173/19 о подключении (технологическом присоединении) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, предметом которого является обязанность общества выполнить действия по подключению объекта капитального строительства, расположенного по адресу: Краснодарский край, Темрюкский район, пос. Артющенко, ул. Восточная, 5а, в соответствии с выданными условиями подключения.
6 февраля 2020 года Юртайкина Е.А. запросила у общества сведения о ходе выполнения мероприятий по подключению (технологическому присоединению) объекта.
Согласно представленным обществом в материалы дела пояснениям и документам, оно письмом от 11.02.2020 N 04-12-34/31 направило заявителю информацию о расположении точки подключения (технологического присоединения), а также о ходе выполнения мероприятий по подключению (технологическому присоединению) объекта. Однако документы, подтверждающие направление/вручение указанного письма заявителю, в материалах дела отсутствуют. Факт получения письма не признается и Юртайкиной Е.А.
14 февраля 2020 года осуществлена приемка газопровода по адресу: Краснодарский край, Темрюкский район, пос. Артющенко, ул. Восточная, 5а.
26 февраля 2020 года общество осуществило проверку выполнения технических условий и составило акт о несоответствии построенной сети техническим условиям. Письмом от 04.03.2020 N СО-33-13Ф-1038/1333 названный акт направлен Юртайкиной Е.А.
Юртайкина Е.А. направила претензию в адрес общества, просила осуществить фактическое подключение её объекта к сетям газораспределения.
25 мая 2020 года общество составило акт неготовности сети газопотребления и газоиспользующего оборудования Юртайкиной Е.А., которая выразила несогласие с актом и направила обществу претензию.
Полагая, что общество нарушает условия технологического подключения, Юртайкина Е.А. обратилась с жалобой в управление.
Суды выяснили, что общество является субъектом естественных монополий по виду деятельности услуг по транспортировке природного газа по трубопроводам.
В соответствии с договором срок исполнения мероприятий составляет 9 месяцев со дня его заключения, который истек 14.02.2020. С учетом требований пункта 86 Правил N 1314 общество обязано было в срок до 14.11.2019 направить заявителю информацию о расположении точки подключения (технологического присоединения).
На основании пункта 8 договора о подключении (технологическом присоединении) объекта капительного строительства к сети газораспределения от 14.05.2019 N ТП-22/1/173/19 заявитель вправе в числе прочего получать информацию о ходе выполнения исполнителем мероприятий по подключению (технологическому присоединению) объекта капитального строительства не позднее 10 дней со дня получения исполнителем запроса заявителя в письменной форме.
С учетом даты регистрации заявления о получении информации о ходе выполнения мероприятий по подключению объекта капитального строительства от 06.02.2020 общество должно было в срок до 17.02.2020 направить заявителю информацию о ходе выполнения мероприятий по подключению.
Согласно представленным обществом в материалы дела пояснениям и документам, оно письмом от 11.02.2020 N 04-12-34/31 направило заявителю информацию о расположении точки подключения (технологического присоединения) и о ходе выполнения мероприятий по подключению. Однако документы, подтверждающие направление/вручение указанного письма заявителю, в материалах дела отсутствуют.
На основании изложенного суды пришли к выводу о наличии в действиях общества нарушений, выразившихся в неосуществлении действий по направлению в адрес Юртайкиной Е.А. информации о расположении точки подключения (технологического присоединения) в срок, предусмотренный пунктом 86 Правил N 1314, информации о ходе выполнения мероприятий по подключению (технологическому присоединению), в срок, предусмотренный подпунктом "г" пункта 98 Правил N 1314, а также в навязывании в актах необоснованных требований.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного взыскания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Согласно статье 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В силу статьи 26.1 КоАП РФ в числе прочих обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Как указано в части 1 статьи 26.2 КоАП РФ, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Протокол об административном правонарушении относится к числу доказательств по делу об административном правонарушении и является процессуальным документом, где фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение. Сведения, которые должны содержаться в протоколе об административном правонарушении, предусмотрены частью 2 статьи 28.2 КоАП РФ, в соответствии с которой в протоколе об административном правонарушении указываются в числе прочего время совершения и событие административного правонарушения. Все обстоятельства, относящиеся к событию административного правонарушения, подлежат выяснению и доказыванию по делу об административном правонарушении.
В силу положений статьи 28.2 КоАП РФ лицам, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, существу вмененного административного правонарушения. Исходя из смысла и содержания указанной нормы, лицу, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность реализовать гарантии защиты, давать объяснения по существу вменяемого административного правонарушения, квалифицированно возражать относительно его существа и обстоятельств, в том числе с представлением доказательств в подтверждение своей позиции. Несоблюдение требований, предъявляемых статьей 28.2 КоАП РФ к содержанию протокола об административном правонарушении, ненадлежащее описание события административного правонарушения может повлечь нарушение права на защиту лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, лишить его возможности объективно возражать и представлять соответствующие доказательства по существу вменяемого правонарушения.
Событие и дата совершения вменяемого обществу административного правонарушения в части, касающейся нарушений подпункта "б" пункта 100 Правил N 1314, в протоколе об административном правонарушении от 19.05.2020 не указаны. Более того, на дату составления протокола не был составлен акт от 25.05.2020, в котором общество требовало предоставления Юртайкиной Е.А. проектной (рабочей) документации на объект.
В протоколе от 19.05.2020 указано, что дело об административном правонарушении будет рассмотрено 01.06.2020. То обстоятельство, что на дату, назначенную управлением для рассмотрения административного дела, общество составило акт от 25.05.2020, в котором, по мнению управления, необоснованно указано требование о предоставлении Юртайкиной Е.А. проектной (рабочей) документации на объект, не могло являться основанием для привлечения общества к административной ответственности в отношении события, не указанного в протоколе об административном правонарушении.
Вместе с тем вывод судов о наличии состава административного правонарушения по названному эпизоду не привел к принятию неправильных судебных актов, поскольку по первым двум эпизодам в действиях общества суды установили иные факты нарушений Правил N 1314.
Нарушений сроков давности и процедуры привлечения общества к административной ответственности не установлено; штраф назначен в минимальном размере санкции части 1 статьи 9.21 КоАП РФ; исключительных обстоятельств, позволяющих снизить размер назначенного штрафа, не установлено.
При таких обстоятельствах основания для отмены судебных актов по доводам, изложенным в кассационной жалобе, отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 19.10.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.02.2021 по делу N А32-30004/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Судья |
А.Н. Герасименко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу положений статьи 28.2 КоАП РФ лицам, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, существу вмененного административного правонарушения. Исходя из смысла и содержания указанной нормы, лицу, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность реализовать гарантии защиты, давать объяснения по существу вменяемого административного правонарушения, квалифицированно возражать относительно его существа и обстоятельств, в том числе с представлением доказательств в подтверждение своей позиции. Несоблюдение требований, предъявляемых статьей 28.2 КоАП РФ к содержанию протокола об административном правонарушении, ненадлежащее описание события административного правонарушения может повлечь нарушение права на защиту лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, лишить его возможности объективно возражать и представлять соответствующие доказательства по существу вменяемого правонарушения.
...
Нарушений сроков давности и процедуры привлечения общества к административной ответственности не установлено; штраф назначен в минимальном размере санкции части 1 статьи 9.21 КоАП РФ; исключительных обстоятельств, позволяющих снизить размер назначенного штрафа, не установлено."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 1 июня 2021 г. N Ф08-3824/21 по делу N А32-30004/2020