г. Краснодар |
|
04 июня 2021 г. |
Дело N А32-44747/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 июня 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 июня 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Алексеева Р.А., судей Ташу А.Х. и Малыхиной М.Н., при участии от истца - общества с ограниченной ответственностью "Солнечный город" (ИНН 2311192933, ОГРН 1152311009190) - Фокина С.Н. (доверенность от 10.01.2020), от ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Краснодар водоканал" (ИНН 2308111927, ОГРН 1052303701922) - Куншиной Б.В. (доверенность от 30.12.2021), Логиновского П.Е. (доверенность от 30.12.2021), в отсутствие третьего лица - Департамента городского хозяйства и топливно-энергетического комплекса администрации муниципального образования город Краснодар (ИНН 2310032704, ОГРН 1022301623156), извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Краснодар водоканал" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 23.10.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.01.2021 по делу N А32-44747/2019, установил следующее.
ООО "Солнечный город" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к ООО "Краснодар Водоканал" (далее - водоканал) о возложении обязанности на ответчика в течение 60 календарных дней с момента вступления решения суда в законную силу выполнить мероприятия, направленные на обеспечение бесперебойного приема сточных вод и надлежащей эксплуатации и функционирования систем водоотведения, проходящих от внешней границы стены многоквартирных домов, расположенных по адресам: г. Краснодар, пер. Гаражный, 12/3, 12/3, корп. 1, 12/3, корп. 2, 12/3, корп. 3, 12/3, корп. 4, 12/3, корп. 5, до магистральной канализационной сети, в том числе произвести гидроизоляцию емкости КНС, монтаж напорного трубопровода согласно требованиям СНиП 2.04.03.85, на подводящих коллекторах насосной станции предусмотреть запорное устройство, на напорном трубопроводе установить обратные клапаны и задвижки, выполнить ограждение станции (уточненные требования).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент городского хозяйства и топливно-энергетического комплекса администрации муниципального образования город Краснодар.
Решением от 23.10.2020, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 20.01.2021, иск удовлетворен.
В кассационной жалобе водоканал просит отменить судебные акты и отказать в иске. Заявитель ссылается на то, что спорные сети ему не принадлежат, администрацией в установленном порядке не признаны бесхозяйными и не переданы ему по акту, у него отсутствует обязанность по их обслуживанию и расходы по их содержанию не могут быть учтены при установлении тарифа на водоотведение; место врезки насосной станции, где собираются сбросы, невозможно определить.
В отзыве на жалобу общество указало на законность и обоснованность решения и постановления и отклонило ее доводы.
Изучив материалы дела, доводы жалобы и отзыва, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа пришел к следующим выводам.
Как видно из материалов дела, общество (исполнитель) и водоканал (ресурсоснабжающая организация, РСО) заключили договор от 15.05.2017 N 10840 водоснабжения и водоотведения, по условиям которого РСО обязуется подавать по присоединенным сетям питьевую воду до границ эксплуатационной ответственности сторон договора и принимать от исполнителя сточные воды на границах эксплуатационной ответственности сторон по присоединенным канализационным сетям в объемах (количестве), и в соответствии с режимом подачи (приема).
Согласно пункту 2.1.4 договора РСО обязана обеспечивать надлежащую эксплуатацию и функционирование систем водоснабжения и водоотведения до границ балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон, в соответствии с действующим законодательством в сфере водоснабжения и водоотведения, нормативно-технической документацией и договором.
Акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторонами не подписан.
Полагая, что обязанность по содержанию и обслуживанию наружных инженерных сетей водоснабжения и водоотведения от магистральной канализационной сети до внешней стены названных МКД лежит на водоканале, общество обратилось с иском в арбитражный суд.
Суды при рассмотрении спора руководствовались нормами Федерального закона от 07.12.2011 "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ), а также Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 644).
Как указало общество, услуги по водоотведению оказываются водоканалом ненадлежащим образом, что подтверждается представленными в материалы дела актами от 29.08.2019, 31.08.2019, 06.09.2019, 07.09.2019, согласно которым выявлены нарушения: заполнения трубопроводов канализации МКД (пер. Гаражный, 12/3, пер. Гаражный, 12/3, корпуса 1 - 6) фекальными и бытовыми стоками, приведшие к затоплению помещений цокольных этажей домов. Стоки не отводятся на границе эксплуатационной ответственности в результате остановки фекального насоса КНС в колодце (заклинивание насоса из-за попадания инородных предметов в рабочее колесо).
Возражая против удовлетворения исковых требований, ответчик указал, что Федеральный закон от 22.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве в Российской Федерации" не предусматривает таких видов исполнительских действий, в результате которых возможно проведение контроля над исполнением обязательств по договору. Фактически истец просит признать незаконными действия ответчика по ненадлежащему исполнению обязательств по договору от 15.05.2017 N 10840. Между тем, признание незаконными действий юридического лица является ненадлежащим способом защиты. Согласно договору водоканал принимает стоки от МКД, но не обязан обслуживать сети от данных домов.
Суды исходили из того, что в соответствии с пунктом 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сетей проводного радиовещания, кабельного телевидения, оптоволоконной сети, линий телефонной связи и других подобных сетей), входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.
Управляющая компания не вправе по собственному усмотрению устанавливать состав общедомового имущества. Местом исполнения обязательства организации водоканализационного хозяйства по водоотведению в многоквартирном доме по общему правилу является внешняя стена многоквартирного дома в месте соединения внутридомовой сети с внешними сетями.
Вынесение данной точки за пределы внешней стены без волеизъявления собственников означает незаконное возложение бремени содержания имущества на лиц, которым это имущество не принадлежит (пункт 8 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2016), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.12.2016; определение Верховного Суда Российской Федерации от 03.10.2016 N 308-ЭС16-7310).
Согласно части 1 статьи 8 Закона N 416-ФЗ организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, обязаны обеспечивать горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, осуществлять иную регулируемую деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения путем эксплуатации централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, централизованных систем водоотведения или отдельных объектов таких систем в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.
В силу статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. Эта обязанность предусмотрена и Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Статьей 8 Закона N 416 определено, что в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам (в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со статьей 12 данного Закона), со дня подписания с органом местного самоуправления передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством. Расходы организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, на эксплуатацию бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения учитываются органами регулирования тарифов при установлении тарифов в порядке, установленном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Согласно части 4 статьи 12 Закона N 416 гарантирующая организация обязана обеспечить холодное водоснабжение и (или) водоотведение в случае, если объекты капитального строительства абонентов присоединены в установленном порядке к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения в пределах зоны деятельности такой гарантирующей организации. Гарантирующая организация заключает с организациями, осуществляющими эксплуатацию объектов централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, договоры, необходимые для обеспечения надежного и бесперебойного холодного водоснабжения и (или) водоотведения в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Как правильно указали суды, сам по себе факт непринадлежности участка сети гарантирующей организации не освобождает ее от обязанности надлежаще оказывать услугу по водоотведению в отношении абонента, на законных основаниях подключенного к ее сети (статьи 8, 12, 14 Закона N 416).
Доводы ответчика со ссылкой на то, что эксплуатация канализационной сети не входит в услугу водоотведения, рассмотрены судом первой инстанции и правомерно отклонены как противоречащие положениям статей 2, 8, 12 Закона N 416. Ответчик не мотивировал возможность исполнения своих обязательств гарантирующей организации без эксплуатации спорной сети.
Согласно заключению технического обследования спорных сетей водоотведения, составленному ответчиком, в результате технического обследования сетей водоотведения пер. Гаражный, 12/3 установлено:
1. Сети водоотведения находятся в удовлетворительном техническом состоянии;
2. Обеспечить возможность технического обслуживания сетей водоотведения от корпусов N 3, 4, 5;
3. Произвести ремонт пяти смотровых канализационных колодцев, полиэтиленовые люки раздавлены.
В результате обследования КНС "пер. Гаражный, 12/3", установлено:
1. Произвести гидроизоляцию емкости;
2. Произвести монтаж напорного трубопровода согласно требованиям к КНС (СНиП 2.04.03-85);
3. На подводящих коллекторах насосной станции предусмотреть запорное устройство (СНиП 2.04.03-85);
4. На напорном трубопроводе установить обратные клапаны и задвижки;
5. Убрать канализационный люк и сделать крышку для доступа в емкость (для технического обслуживания, подъема и чистки корзины);
6. Выполнить ограждение станции.
В силу пункта 4.18 "СП 32.13330.2018. Свод правил. Канализация. Наружные сети и сооружения. СНиП 2.04.03-85", утвержденного и введенного в действие приказом Минстроя России от 25.12.2018 N 860/пр, надежность системы водоотведения, определяемая по ГОСТ 27751, характеризуется сохранением расчетной пропускной способности и степени очистки сточных вод при изменении в расчетных диапазонах расходов сточных вод и состава загрязняющих веществ, условий сброса их в водные объекты, в условиях перебоев в электроснабжении, возможных аварий на коммуникациях, оборудовании и сооружениях, производства плановых ремонтных работ, ситуаций, связанных с особыми природными условиями (сейсмичность, карстовые явления, просадочность грунтов, многолетнемерзлые грунты и др.).
Для обеспечения надежности системы водоотведения следует: резервировать элементы системы; поддерживать работоспособность системы за счет эффективной эксплуатации; осуществлять управление процессами, протекающими в системе.
Пунктом 6.1.4 СНиП 2.04.03-85 предусмотрено, что напорные трубопроводы водоотведения следует проектировать с учетом характеристик транспортируемой сточной жидкости (агрессивность, повышенное содержание взвешенных частиц и т.п.). Необходимо предусматривать дополнительные мероприятия и конструктивные решения, обеспечивающие оперативный ремонт или замену участков трубопроводов в процессе эксплуатации, а также применение соответствующей незасоряющейся трубопроводной арматуры.
Резервуары и емкости из стеклокомпозитов должны соответствовать ГОСТ Р 55072 (пункт 6.1.7 СНиП 2.04.03-85).
Согласно пункту 8.2.1 СНиП 2.04.03-85 насосы, оборудование и трубопроводы следует выбирать в зависимости от расчетного притока и физико-химических свойств сточных вод или осадков, высоты подъема, с учетом характеристик насосов и напорных трубопроводов, проектной очередности ввода в действие объекта.
На подводящем коллекторе насосной станции следует предусматривать запорное устройство с приводом, управляемым с поверхности земли, а в насосных станциях с корпусами из стеклокомпозитов в полной заводской готовности внутри корпуса коллектора насосной станции в подводном исполнении допускается установка запорного устройства для привода с ручным управлением с поверхности земли или в водозащищенном исполнении для привода с электрифицированным управлением. На насосных станциях перекачки дождевых вод для исключения повреждения насосного оборудования необходимо предусматривать сороулавливающие корзины с диаметром отверстий не более диаметра частиц, пропускаемых рабочим колесом насосов, а для бытовых сточных вод - установку корзин или дробилок-измельчителей (пункт 8.2.3 СНиП 2.04.03-85).
В силу пункта 8.2.6 СНиП 2.04.03-85 число напорных трубопроводов от насосных станций любой категории надежности действия необходимо принимать на основании технико-экономических расчетов с учетом возможности устройства аварийного выпуска (перепуска), регулирующей емкости, использования аккумулирующей вместимости подводящей сети, допускаемого снижения водопотребления согласно СП 31.13330.
Территория очистных сооружений водоотведения поселений и городских округов, а также промышленных предприятий, располагаемых за пределами промышленных площадок, во всех случаях должна быть ограждена. Тип ограждения необходимо выбирать с учетом местных условий. В необходимых случаях для отдельных сооружений следует предусматривать ограждения в соответствии с правилами техники безопасности (пункт 11.1.2 СНиП 2.04.03-85).
Между сторонами отсутствует спор о том, что для надлежащего оказания услуг по водоотведению необходимо выполнить перечень мероприятия, перечисленные в заключении от 25.07.2018 технического обследования сетей водоотведения пер. Гаражный, 12/3 (шестиэтажный жилой дом (литера А) и пять трехэтажных жилых домов (корпуса 1, 2, 3, 4, 5) и КНС).
Суды правильно отметили, что доводы ответчика о недопустимости возложения на него названных обязанностей без соблюдения процедуры придания спорному имуществу статуса бесхозяйного не являются основанием для отказа в иске, поскольку повлекли бы продолжение нарушения прав и законных интересов жильцов многоквартирных домов. Водоканал как гарантирующая организация обязан поддерживать в надлежащем состоянии спорное имущество, используемое для осуществления его собственной деятельности, его неурегулированные правоотношения с органами местного самоуправления не освобождают от обязанностей перед потребителями.
Суды правильно удовлетворили иск. Основания для отмены или изменения решения и постановления не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 23.10.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.01.2021 по делу N А32-44747/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Р.А. Алексеев |
Судьи |
А.Х. Ташу |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. Эта обязанность предусмотрена и Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
...
В силу пункта 4.18 "СП 32.13330.2018. Свод правил. Канализация. Наружные сети и сооружения. СНиП 2.04.03-85", утвержденного и введенного в действие приказом Минстроя России от 25.12.2018 N 860/пр, надежность системы водоотведения, определяемая по ГОСТ 27751, характеризуется сохранением расчетной пропускной способности и степени очистки сточных вод при изменении в расчетных диапазонах расходов сточных вод и состава загрязняющих веществ, условий сброса их в водные объекты, в условиях перебоев в электроснабжении, возможных аварий на коммуникациях, оборудовании и сооружениях, производства плановых ремонтных работ, ситуаций, связанных с особыми природными условиями (сейсмичность, карстовые явления, просадочность грунтов, многолетнемерзлые грунты и др.)."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 4 июня 2021 г. N Ф08-3627/21 по делу N А32-44747/2019