г. Краснодар |
|
08 июня 2021 г. |
Дело N А32-23706/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 июня 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 июня 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Воловик Л.Н., судей Посаженникова М.В. и Черных Л.А., при участии в судебном заседании от заявителя - комбинированного закрытого паевого инвестиционного фонда "Эверест Ресурс" под управлением общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Абсолют Эссет Менеджмент" (ИНН 7704493901, ОГРН 1197746393657) - Вареника И.С. (доверенность от 16.10.2020), от заинтересованного лица - прокурора Краснодарского края (ИНН 2309054252, ОГРН 1032304930020) - Богаченко А.М. (доверенность от 28.05.2021), от третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Абсолют Эссет Менеджмент" (ИНН 7704493901, ОГРН 1197746393657) - Самонкина А.В. (доверенность от 14.01.2021), главы администрации (губернатора) Краснодарского края - Гонтаря А.О. (доверенность от 25.12.2020), рассмотрев кассационную жалобу комбинированного закрытого паевого инвестиционного фонда "Эверест Ресурс" под управлением общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Абсолют Эссет Менеджмент" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 13.11.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.02.2021 по делу N А32-23706/2020, установил следующее.
Комбинированный закрытый паевой инвестиционный фонд "Эверест Ресурс" в лице ООО "Управляющая компания "Абсолют Эссет Менеджмент" (далее - фонд) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к прокурору Краснодарского края (далее - прокурор) о признании недействующим представления от 27.11.2019 N 7/1-2111-2019/3232 в части выводов о неправомерности издания распоряжения главы администрации Краснодарского края от 03.09.2007 N 729-р "О включении земельных участков в границы города-курорта Геленджик, села Кабардинка и села Дивноморское" и требования об отмене данного распоряжения.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены ООО "Управляющая компания "Абсолют Эссет Менеджмент" и глава администрации (губернатор) Краснодарского края.
Решением от 13.11.2020, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 04.02.2021 суд отказал в удовлетворении заявленного фондом требования. Судебные акты мотивированы тем, что оспариваемое представление прокурора является законным и обоснованным, не нарушает права и законные интересы фонда в сфере предпринимательской деятельности.
В кассационной жалобе фонд просит отменить судебные акты, направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Краснодарского края. Податель кассационной жалобы полагает, что суды неправильно применили нормы права, а выводы судов не соответствуют обстоятельствам дела. По мнению фонда, выводы прокурора, изложенные в оспариваемом представлении не основаны на нормах действующего законодательства, а также напрямую затрагивают права и законные интересы фонда; изменение вида разрешенного использования спорных земельных участков и изменение их рыночной (кадастровой) стоимости является ограничением прав собственника. Суды не учли, что отмена или внесение изменений в распоряжение главы администрации Краснодарского края от 03.09.2007 N 729-р не могут иметь правовых последствий для изменения категории земельных участков и, соответственно, являться условием для внесения изменений в генеральный план города-курорта Геленджик, утвержденный решением Думы муниципального образования города-курорта Геленджик от 02.11.2016 N 498 "Об утверждении генерального плана муниципального образования город-курорт Геленджик - городского округа" и Правила землепользования и застройки, утвержденные решением Думы муниципального образования город-курорт Геленджик от 27.07.2010 N 466 "Об утверждении правил землепользования и застройки части территории муниципального образования город-курорт Геленджик". Порядок подготовки и утверждения генерального плана, внесения изменений в генеральный план регулируется положениями статей 23, 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации; незаконные действия прокурора направлены на обход установленного действующим законодательством порядка внесения изменений в генеральный план города-курорта Геленджик.
В отзывах на кассационную жалобу прокурор и администрация просят оставить судебные акты без изменения, полагая, что они являются законными и обоснованными. По мнению прокурора и администрации, заявитель не представил доказательства, подтверждающие нарушение прав и законных интересов фонда представлением прокурора, вынесенным в адрес администрации Краснодарского края.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзывов, выслушав представителей участвующих в деле лиц, проверив законность и обоснованность судебных актов, считает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, прокурор Краснодарского края на основании поручения заместителя Генерального прокурора Российской Федерации о незамедлительной организации проверки исполнения законодательства в сфере землепользования органами государственной власти и местного самоуправления на территории муниципального образования города-курорта Геленджик, 16.10.2019 утвердил план проверки и создал рабочую группу для её проведения.
В ходе проверки установлено, что в частной собственности ООО "Царская охота" и фонда под управлением ООО "УК "Абсолют Эссет Менеджмент" находятся 20 земельных участков общей площадью 1 011 174 кв. м с видами разрешенного использования: среднеэтажная жилая застройка (участки с кадастровыми номерами 23:40:0000000:5838, 23:40:0000000:5839, 23:40:0000000:5840, 23:40:0000000:5836, 23:40:0000000:5835, 23:40:0000000:5837); дошкольное, начальное, основное и среднее общее образование" (участок с кадастровым номером 23:40:0000000:5863); для индивидуальной жилой застройки (участки с кадастровыми номерами 23:40:0414001:1509, 23:40:0414001:1508, 23:40:0000000:6869, 23:40:0000000:6870, 23:40:0000000:6871, 23:40:0000000:6872, 23:40:0414007:523, 23:40:0414007:524, 23:40:0414007:525, 23:40:0414007:526); территория общего пользования (участок с кадастровым номером 23:40:0000000:5927); обслуживание автотранспорта (участки с кадастровыми номерами 23:40:0000000:6877, 23:40:0000000:6878).
На основании распоряжения главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 03.09.2007 N 729р указанные земельные участки (ранее участки сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами 23:40:0000000:161, площадью 93 700 кв. м; 23:40:0000000:167, площадью 11 682 кв. м; 23:40:0000000:165, площадью 236 704 кв. м; 23:40:0000000:158, площадью 908 500 кв. м) включены в границы населенного пункта город-курорт Геленджик с установлением им видов разрешенного использования "для жилищного строительства".
Виды разрешенного использования, установлены в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 23:40:0414001:1509, 23:40:0414001:1508, 23:40:0000000:6869, 23:40:0000000:6870, 23:40:0000000:6871, 23:40:0000000:6872, 23:40:0000000:6877, 23:40:0000000:5927, 23:40:0000000:5838, 23:40:0000000:5839, 23:40:0000000:5840, 23:40:0000000:5836, 23:40:0000000:5835, 23:40:0000000:5863, 23:40:0000000:5837, 23:40:0414007:523, 23:40:0414007:524, 23:40:0414007:525, 23:40:0414007:526, расположенных в 1-ой 2-ой зонах округа горно-санитарной охраны курорта.
Земельные участки ни на дату включения их в границы населенного пункта, ни на дату проведения проверки, не были обеспечены централизованными системами водоснабжения и водоотведения (проектная мощность находящихся на балансе ООО "Концессии водоснабжения Геленджик" существующих очистных сооружений - 50 тыс. куб. м/сутки, в летний период пиковая нагрузка - 47 тыс. куб. м/сутки).
Установив, что включение земельных участков с кадастровыми номерами 23:40:0000000:161, 23:40:0000000:167, 23:40:0000000:165, 23:40:0000000:158, в результате преобразования которых образованы земельные участки с кадастровыми номерами 23:40:0414001:1509; 23:40:0414001:1508, 23:40:0000000:6869, 23:40:0000000:6870, 23:40:0000000:6871, 23:40:0000000:6872, 23:40:0000000:6877, 23:40:0000000:5927, 23:40:0000000:5838, 23:40:0000000:5839, 23:40:0000000:5840, 23:40:0000000:5836, 23:40:0000000:5835, 23:40:0000000:5863, 23:40:0000000:5837, 23:40:0000000:5927, 23:40:0414007:523, 23:40:0414007:524, 23:40:0414007:525, 23:40:0414007:526, в границы населенного пункта город-курорт Геленджик на основании распоряжения Главы администрации Краснодарского края от 03.09.2007 N 729-р, является незаконным, прокурор внес главе администрации (губернатору) Краснодарского края представление от 27.11.2019 N 7/1-2111-2019/3232 об устранении нарушений законодательства в сфере землепользования. Главе администрации (губернатору) Краснодарского края предложено рассмотреть представление от 27.11.2019 N 7/1-2111-2019/3232 в участием представителя прокурора; принять незамедлительные меры к устранению и недопущению впредь нарушений законодательства в сфере землепользования, в том числе рассмотреть вопрос об отмене распоряжения главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 03.09.2007 N 729-р.; о результатах рассмотрения представления и принятых мерах сообщить прокурору в установленный законом срок. В представлении указано, что действия высшего исполнительного органа государственной власти Краснодарского края, в связи с изданием распоряжения от 03.09.2007 N 729-р, противоречат требованиям статьи 16 Федерального закона от 23.02.1995 N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах", пунктам 12, 13 Положения об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 07.12.1996 N 1425 (далее - постановление N 1425), согласно которому на территории первой зоны округа горно-санитарной охраны курорта запрещаются проживание и осуществление всех видов хозяйственной деятельности, за исключением работ, связанных с исследованием и использованием природных ресурсов в лечебных и оздоровительных целях, а на территории второй зоны округа горно-санитарной охраны курорта запрещается размещение объектов и сооружений, не связанных непосредственно с созданием и развитием сферы курортного лечения и отдыха, а также проведение работ, загрязняющих окружающую природную среду и приводящих к истощению природных лечебных ресурсов, и строительство жилых домов без централизованных систем водоснабжения и канализации.
Полагая, что указанное представление прокурора является незаконным в части выводов о неправомерном издании распоряжения главы администрации Краснодарского края от 03.09.2007 N 729-р "О включении земельных участков в границы города-курорта Геленджик, села Кабардинка и села Дивноморское" и требования об отмене данного распоряжения, а также нарушает его права и законные интересы, фонд обратился в арбитражный суд с заявлением.
Судебные инстанции всесторонне и полно исследовали фактические обстоятельства по делу, оценили представленные доказательства и доводы участвующих в деле лиц в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и сделали правильный вывод об отсутствии в данном случае правовых оснований для удовлетворения заявленного фондом требования. При этом судебные инстанции обоснованно руководствовались следующим.
Согласно пункту 2 статьи 1 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Закон N 2202-1) в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет, в числе прочего, надзор за исполнением законов органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов.
По правилам пункта 1 статьи 21 Закона N 2202-1 предметом надзора являются соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, в том числе органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
Прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 Закона N 2202-1, вносит представление об устранении нарушений закона (пункт 3 статьи 22 Закона N 2202-1).
В соответствии с пунктом 1 статьи 24 Закона N 2202-1 представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны, устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
Положением об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения (далее - Положение), утвержденным постановлением N 1425 определен порядок организации округов санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения и особенности режима хозяйствования, проживания и природопользования в пределах их территории.
Согласно пункту 10 Положения на территориях округов санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения устанавливается режим хозяйственной деятельности, запрещающий всякие работы, загрязняющие почву, воду и воздух, наносящие ущерб лесам, зелёным насаждениям, ведущие к развитию эрозионных процессов и отрицательно влияющие на природные лечебные ресурсы и санитарное и экологическое состояние территорий. В составе округа выделяется до трех зон. Режим первой зоны устанавливается для месторождений минеральных вод (для скважин, источников), месторождений лечебных грязей, месторождений других полезных ископаемых, используемых в лечебных целях, а также для оборудованных лечебных пляжей и прилегающих к ним акваторий. На территории первой зоны запрещаются проживание и осуществление всех видов хозяйственной деятельности, за исключением работ, связанных с исследованием и использованием природных ресурсов в лечебных и оздоровительных целях при условии применения экологически безопасных и рациональных технологий (пункт 12 Положения). Режим второй зоны устанавливается для территории, с которой происходит сток поверхностных и грунтовых вод к месторождениям лечебных грязей, минеральным озерам и лиманам, пляжам, местам неглубокого залегания незащищённых минеральных вод, для естественных и искусственных хранилищ минеральных вод и лечебных грязей, парков, лесопарков и других зеленых насаждений, а также для территорий, занимаемых зданиями и сооружениями санаторно-курортных учреждений и предназначенных для санаторно-курортного строительства. На территории второй зоны запрещаются размещение объектов и сооружений, не связанных непосредственно с созданием и развитием сферы курортного лечения и отдыха, а также проведение работ, загрязняющих окружающую природную среду и приводящих к истощению природных лечебных ресурсов (пункт 13 Положения).
С учетом изложенного, является правильным вывод судов о том, что в силу пунктов 12 и 13 Положения, правовых оснований для включения земельных участков с кадастровыми номерами 23:40:0414001:1509, 23:40:0414001:1508, 23:40:0000000:6869, 23:40:0000000:6870, 23:40:0000000:6871, 23:40:0000000:6872, 23:40:0000000:6877, 23:40:0000000:5927, 23:40:0000000:5838, 23:40:0000000:5839, 23:40:0000000:5840, 23:40:0000000:5836, 23:40:0000000:5835, 23:40:0000000:5863, 23:40:0000000:5837, 23:40:0414007:523, 23:40:0414007:524, 23:40:0414007:525, 23:40:0414007:526, с учетом отсутствия инженерной инфраструктуры, в границы города-курорта Геленджик, не имелось.
Суды установили, что глава администрации (губернатор) Краснодарского края, во исполнение оспариваемого представления прокурора распоряжением от 21.01.2020 N 7-р внес изменения в распоряжение главы администрации Краснодарского края от 03.09.2007 N 729-р "О включении земельных участков в границы города-курорта Геленджик, села Кабардинка и села Дивноморское", которым земельные участки с кадастровыми номерами 23:40:0000000:161, 23:40:0000000:167, 23:40:0000000:165, 23:40:0000000:158 исключены из перечня земельных участков сельскохозяйственного назначения, включаемых в границы населённых пунктов.
Суды обоснованно указали, что генеральный план муниципального образования город-курорт Геленджик, утвержденный решением муниципального образования город-курорт Геленджик от 02.11.2016 N 498, является недействующим со дня принятия в части включения в границы населенного пункта - город-курорт Геленджик земельных участков с кадастровыми номерами 23:40:0414001:1509, 23:40:0414001:1508, 23:40:0000000:6869, 23:40:0000000:6870, 23:40:0000000:6871, 23:40:0000000:6872, 23:40:0000000:6877, 23:40:0000000:6878, 23:40:0000000:5838, 23:40:0000000:5839, 23:40:0000000:5840, 23:40:0000000:5836, 23:40:0000000:5835, 23:40:0000000:5837, 23:40:0000000:5863, 23:40:0000000:5927, 23:40:0414007:523, 23:40:0414007:524, 23:40:0414007:525, 23:40:0414007:526, образованных в результате преобразования участков с кадастровыми номерами 23:40:0000000:161, 23:40:0000000:167, 23:40:0000000:165, 23:40:0000000:158, ранее относившихся к категории земель сельскохозяйственного назначения, как не соответствующий положениям Градостроительного кодекса Российской Федерации, Земельного кодекса Российской Федерации.
Судебные инстанции установили, что решением от 07.08.2020 по делу N 3а-781/2020 Краснодарский краевой суд удовлетворил административное исковое заявление прокурора о признании недействующими в части решений Думы муниципального образования город-курорт Геленджик от 02.11.2016 N 498 "Об утверждении генерального плана муниципального образования город-курорт Геленджик - городского округа" и 27.07.2010 N 466 "Об утверждении правил землепользования и застройки территории муниципального образования город-курорт Геленджик", как не соответствующих положениям Градостроительного кодекса Российской Федерации, Земельного кодекса Российской Федерации. Решением установлено, что спорные земельные участки располагаются в границах первого и второго округов горно-санитарной охраны курорта и были включены в границы населенных пунктов распоряжением губернатора Краснодарского края от 03.09.2007 N 729-р, которое не соответствовало требованиям, как по материальным, так и процессуальным основаниям. В соответствии с положениями Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" спорные земельные участки относились к категории особо охраняемых природных территорий, однако при принятии распоряжения от 03.09.2007 N 729-р и при принятии генерального плана муниципального образования город-курорт Геленджик государственная экологическая экспертиза в отношении этих участков не проводилась, что также подтверждает неправомерность их включения в границы населенных пунктов.
Судебные инстанции установили также, что ООО "Царская охота", полагая, что распоряжение главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 21.01.2020 N 7-р "О внесении изменений в распоряжение главы администрации Краснодарского края от 03.09.2007 N 729-р "О включении земельных участков в границы города-курорта Геленджик, села Кабардинка и села Дивноморское"" является незаконным, оспорило указанное распоряжение главы администрации (губернатора) Краснодарского края в судебном порядке. Определением от 18.09.2020 по делу N 3а-1066/2020 Краснодарский краевой суд прекратил производство по административному иску ООО "Царская охота" указав, что распоряжение главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 21.01.2020 N 7-р не нарушает права и законные интересы ООО "Царская охота", как собственника земельных участков, поскольку правомочий собственника ООО "Царская охота" не лишено.
Установив указанные обстоятельства, судебные инстанции обоснованно исходили из того, что оспариваемое фондом представление прокурора внесено главе администрации (губернатору) Краснодарского края, не направлено на нарушение прав и законных интересов фонда или ООО "Управляющая компания "Эверест Эссет Менеджмент", не возлагает на фонд и ООО "Управляющая компания "Эверест Эссет Менеджмент" исполнение какие-либо обязанностей и не обязывает их к совершению каких-либо действий.
С учетом изложенного судебные инстанции пришли к правильному выводу о том, что оспариваемое фондом представление прокурора является законным и обоснованным, не нарушает права и законные интересы фонда и ООО "Управляющая компания "Эверест Эссет Менеджмент" в сфере предпринимательской деятельности, и обоснованно отказали фонду в удовлетворении заявленного требования.
Доводы кассационной жалобы выводы судов не опровергают, направлены на переоценку доказательств о фактических обстоятельствах, установленных судами, переоценка которых не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нормы права при рассмотрении дела применены судами правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие безусловную отмену обжалуемых судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 13.11.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.02.2021 по делу N А32-23706/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.Н. Воловик |
Судьи |
М.В. Посаженников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судебные инстанции установили, что решением от 07.08.2020 по делу N 3а-781/2020 Краснодарский краевой суд удовлетворил административное исковое заявление прокурора о признании недействующими в части решений Думы муниципального образования город-курорт Геленджик от 02.11.2016 N 498 "Об утверждении генерального плана муниципального образования город-курорт Геленджик - городского округа" и 27.07.2010 N 466 "Об утверждении правил землепользования и застройки территории муниципального образования город-курорт Геленджик", как не соответствующих положениям Градостроительного кодекса Российской Федерации, Земельного кодекса Российской Федерации. Решением установлено, что спорные земельные участки располагаются в границах первого и второго округов горно-санитарной охраны курорта и были включены в границы населенных пунктов распоряжением губернатора Краснодарского края от 03.09.2007 N 729-р, которое не соответствовало требованиям, как по материальным, так и процессуальным основаниям. В соответствии с положениями Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" спорные земельные участки относились к категории особо охраняемых природных территорий, однако при принятии распоряжения от 03.09.2007 N 729-р и при принятии генерального плана муниципального образования город-курорт Геленджик государственная экологическая экспертиза в отношении этих участков не проводилась, что также подтверждает неправомерность их включения в границы населенных пунктов."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 8 июня 2021 г. N Ф08-4205/21 по делу N А32-23706/2020