г. Краснодар |
|
10 июня 2021 г. |
Дело N А32-8550/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 июня 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 10 июня 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Трифоновой Л.А., судей Бабаевой О.В. и Рыжкова Ю.В., в отсутствие в судебном заседании истца - общества с ограниченной ответственностью "Транспортные технологии" (ОГРН 1096671017552, ИНН 6671303090), ответчика - акционерного общества "Туапсинский морской торговый порт" (ОГРН 1022303274674, ИНН 2322001997), извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе путем опубликования информации на сайте в телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Транспортные технологии" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 08.10.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2021 по делу N А32-8550/2020, установил следующее.
ООО "Транспортные технологии" (далее - истец, общество) обратилось в арбитражный суд с иском к АО "Туапсинский морской торговый порт" (далее - ответчик, порт) о взыскании 13 079 рублей 45 копеек убытков.
Решением от 08.10.2020, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 21.01.2021, в иске отказано.
В кассационной жалобе общество просит отменить судебные акты и направить дело на новое рассмотрение. Заявитель указывает, что ОАО "РЖД", проводившее ремонт вагона N 56429756, в своем письме пояснило, что в сентябре 2018 года на ПТО Туапсе забракован в текущий отцепочный ремонт вагон N 56429756 по следующим кодам неисправности: код 916 - повреждение на путях организаций - клиентов, код 531 - повреждение обшивки кузова и код 219 - завышение/занижение более нормы фрикционного клина относительно опорной поверхности надрессорной балки. При этом акт общей формы ГУ-23 и акт формы ВУ-25, удостоверяющие факт повреждения вагона (обрыв скобы лесной стойки), составляются в произвольной форме и в них указываются параметры состояния деталей, узлов и их количество, количество поврежденных деталей и перечень повреждений вагона. В уведомлении формы ВУ-23-М - документе, удостоверяющем технически неисправное состояние вагона, а также в расчетно-дефектной ведомости указываются коды и наименования неисправностей из отраслевого классификатора "Основные неисправности грузовых вагонов", устранение которых должно производиться при текущем отцепочном ремонте на специализированных путях, и наименования основных типовых работ, регламентных работ и операций контроля технического состояния грузового вагона, выполняемых в текущем отцепочном ремонте на основании "Перечня неисправностей грузовых вагонов, подлежащих устранению в текущем отцепочном ремонте". "Обрыв скобы лесной стойки" - термин, не имеющий кода неисправности. Ответчиком не представлено доказательств, опровергающих то обстоятельство, что работы по ремонту повреждений обшивки кузова не включают в себя устранение обрыва скобы лесной стойки. Податель жалобы считает, что представленные в дело доказательства подтверждают как факт выполнения ремонта и несение истцом убытков по его оплате, так и причинно-следственную связь между выполненным текущим отцепочным ремонтом и повреждениями вагона N 56429756, возникшими в результате действий (бездействия) порта. Податель жалобы также ссылается на ошибочность вывода судов от отказе арендных платежей, понесенных им в отсутствие возможности использования поврежденного вагона. Поскольку истец оплатил текущий отцепочный ремонт вагона в полном объеме (с учетом контрольно-регламентных работ), что подтверждается материалами дела, и уплатил арендные платежи, то его требования подлежат удовлетворению.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа пришел к следующим выводам.
Как видно из материалов дела, общество на основании договора субаренды от 30.05.2018 N БР-001-2018-А использует вагон N 56429756 (далее - вагон) для осуществления собственных коммерческих нужд.
В период эксплуатации вагона на подъездном пути 04.09.2018 порт повредил указанный вагон; об этом ОАО "Российские железные дороги" и порт составили акты общей формы от 04.08.2018 ГУ-23 N 28965 и от 04.09.2018 ВУ-25 N 2210 о повреждении вагона.
Согласно названным актам зафиксировано повреждение скобы лесной стойки в количестве 2 шт.
Истец за счет собственных средств силами привлеченной организации - ООО "ТрансГруз" (агентский договор от 01.12.2009 N 3-ТГ) выполнил текущий отцепочный ремонт поврежденного вагона, что подтверждается актом от 08.09.2018 N 09/13/56429756 на сумму 6829 рублей 45 копеек. В период нахождения вагона в ремонте истец платил арендную плату за пользование вагоном N 56429756.
Считая понесенные расходы убытками, вызванными неправомерными действиями порта, истенц заявил требование об их компенсации.
Неоплата портом понесенных обществом убытков послужила основанием для обращения истца в арбитражный суд с иском.
Отказывая в иске, руководствуясь статьями 15, 210, 393, 401, 404, 616, 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), постановлениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" и от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", суды проверили расчеты стоимости ремонта поврежденного вагона, составленные на основании актов общей формы, актов о повреждении вагона, дефектных ведомостей, и установили, что истец не представил доказательств осуществления ремонта в соответствии актами общей формы и актами о повреждении вагона. Перечень выполненных работ приведен в расчетно-дефектной ведомости от 08.09.2018 на ТР2 грузового вагона N 56429756. При этом перечень устраненных текущим отцепочным ремонтом повреждений, перечисленный в расчетно-дефектной ведомости от 08.09.2018, не содержит информации об устранении повреждений, указанных в акте от 04.09.2018 N 2210 о повреждении вагона и акте общей формы от 04.09.2018 N 28965, согласно которым ответчиком повреждены две скобы лесной стойки.
Согласно пункту 1.1 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 45 (далее - Правила N 45), обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя, грузополучателя, других юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, при осуществлении перевозок грузов и собственных порожних вагонов же
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В акте о повреждении вагона указываются причины и перечень повреждений вагона, объем работ и вид необходимого ремонта, а также стоимость поврежденных деталей и восстановительного ремонта. Акт служит основанием для взыскания с виновного ущерба (пункт 6.7 Правил N 45).
Поскольку расходы на выполнение текущего отцепочного ремонта не находятся в причинно-следственной связи с действиями порта, повлекшими повреждение вагона N 56429756, они не возмещаются за счет порта по правилам статей 15, 1064 Кодекса.
Суд апелляционной инстанции правильно указал со ссылкой на пункт 2 статьи 616 Кодекса на обязанность истца поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы по его содержанию, в данном случае эта обязанность обусловлена и целями безопасности движения по железнодорожным путям. Иное в договоре субаренды не предусмотрено."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 10 июня 2021 г. N Ф08-3587/21 по делу N А32-8550/2020