Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Наименование изменено с 23 июля 2024 г. - Постановление Администрации городского округа Чапаевск Самарской области от 12 июля 2024 г. N 1155
Приложение 1
к постановлению администрации
городского округа Чапаевск
от 13.02.2020 г. N 205
Муниципальная программа
"Улучшение социально-экологической обстановки на территории городского округа Чапаевск Самарской области на 2021-2025 годы"
14 декабря 2020 г., 31 мая, 17 сентября, 29 ноября 2021 г., 24 января, 28 февраля, 25 июля, 14 ноября 2022 г., 15 марта, 17 ноября, 8 декабря 2023 г., 12 июля, 5 ноября 2024 г.
Паспорт изменен. - Постановление Администрации городского округа Чапаевск Самарской области от 5 ноября 2024 г. N 1963
Паспорт муниципальной программы
Наименование муниципальной программы |
- муниципальная программа "Улучшение социально-экологической обстановки на территории городского округа Чапаевск Самарской области на 2021-2025 годы" |
Дата принятия решения о разработке муниципальной программы |
- Распоряжение администрации городского округа Чапаевск от 24.01.2020 N Д-7/21 |
Координатор муниципальной программы |
- муниципальное казенное учреждение "Департамент строительства администрации городского округа Чапаевск" |
Заказчик муниципальной программы |
- администрация городского округа Чапаевск |
Цели и задачи муниципальной программы |
Цель 1. Обеспечение устойчивой и безопасной экологической обстановки на территории городского округа Чапаевск: - Осуществление контроля и анализа состояния окружающей среды; - Снижение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду. Цель 2. Обеспечение благоприятной окружающей среды на территории городского округа Чапаевск: - Формирование экологической культуры граждан городского округа; - Восстановление и сохранение природных объектов на территории городского округа Чапаевск; - Ликвидация несанкционированных объектов размещения твердых бытовых отходов с проведением рекультивационных работ. - Выполнение мероприятий в рамках национального проекта "Экология"; Цель 3. Снижение до приемлемого уровня риска воздействия опасных химических факторов, возникших в результате хозяйственной деятельности, на биосферу, техносферу и экологическую систему, а также повышение уровня экологической безопасности на территории городского округа Чапаевск: - Выполнение работ по ликвидации (рекультивации) объектов накопленного вреда окружающей среде и изоляции источников накопленного вреда окружающей среде, представляющих угрозу реке Волге |
Сроки реализации муниципальной программы |
2021-2025 годы |
Важнейшие индикаторы и показатели муниципальной программы |
- объективная оценка состояния окружающей среды на основе данных экологического мониторинга и возможность принимать оперативные меры по нормализации экологической обстановки; - предотвращение экологического ущерба за счет снижения объемов размещения отходов в природной среде; - уменьшение проблем в социальной сфере, обусловленных экологическим состоянием городского округа; - повышение экологической культуры населения, обеспечение его объективной информацией о состоянии окружающей среды; - изоляция объектов накопленного экологического вреда, представляющих угрозу реке Волге |
Объемы и источники финансирования мероприятий, определенных муниципальной программой |
Реализация муниципальной программы осуществляется за счет средств местного бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусматриваемых на соответствующий финансовый год главным распорядителем бюджетных средств городского округа Чапаевск в установленном порядке, и за счет предполагаемых средств федерального и областного бюджетов в пределах лимитов бюджетных обязательств по реализации мероприятий программы, предусматриваемых на соответствующий финансовый год в установленном порядке. Общий объем финансирования мероприятий по программе составляет 2 563 557,80 тыс. рублей, в том числе по годам: 2021 год - 19617,12 тыс. рублей; 2022 год - 671159,14 тыс. рублей; 2023 год - 1064796,81 тыс. рублей. 2024 год - 806 759,15 тыс. рублей 2025 год - 1082,20 тыс. рублей Объем финансирования по бюджетам: за счет средств местного бюджета 21032,96 тыс. рублей, в том числе: 2021 год - 3658,72 тыс. рублей; 2022 год - 10628,44 тыс. рублей; 2023 год - 2168,68 тыс. рублей; 2024 год - 3351,54 тыс. рублей; 2025 год - 1082,20 тыс. рублей. за счет средств областного бюджета 362454,05 тыс. рублей, в том числе: 2021 год - 4752,10 тыс. рублей; 2022 год - 95373,06 тыс. рублей; 2023 год - 149851,91 тыс. рублей. 2024 год - 112476,98 тыс. рублей; 2025 год - 0,00 тыс. рублей. за счет средств федерального бюджета 2180070,79 тыс. рублей, в том числе: 2021 год - 0 рублей; 2022 год - 565157,64 тыс. рублей; 2023 год - 912776,22 тыс. рублей; 2024 год - 690930,63 тыс. рублей; 2025 год - 0,00 тыс. рублей. |
Показатели социально-экономической реализации муниципальной программы |
Мероприятия программы, финансирование которых предполагается осуществлять за счет средств областного и федерального бюджетов, не являются основанием возникновения расходных обязательств, подлежащих исполнению. Объемы финансирования программы подлежат ежегодной корректировке, исходя из реальных возможностей бюджета городского округа на очередной финансовый год и плановый период. Контроль за ходом реализации муниципальной программы осуществляет Коллегия администрации городского округа Чапаевск. Муниципальная программа реализуется ее исполнителями. Исполнители несут ответственность за решение поставленных задач путем реализации муниципальной программы и за обеспечение достижения значений целевых показателей. Координация муниципальной программы осуществляется муниципальным казенным учреждением "Департамент строительства администрации городского округа Чапаевск" |
Раздел 1 изменен. - Постановление Администрации городского округа Чапаевск Самарской области от 15 марта 2023 г. N 337
1. Характеристика проблемы (задачи), решение которой осуществляется путем реализации муниципальной программы
Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации определила в качестве главной цели экологической политики государства на среднесрочную перспективу значительное улучшение качества природной среды и экологических условий жизни человека, формирование сбалансированной экологически ориентированной модели развития экономики.
Стратегия социально-экономического развития Самарской области на период до 2030 года определила направления обеспечения экологической устойчивости региона. Среди них: снижение уровня загрязнения атмосферного воздуха, почв, подземных и поверхностных вод; охрана растительного и животного мира; развитие системы особо охраняемых природных территорий; повышение экологической культуры, воспитания и просвещения населения.
Принятые направления обеспечения экологически устойчивого развития Самарской области определяют природоохранную концепцию для территорий муниципальных образований в ее составе.
К приоритетным направлениям деятельности муниципальных органов власти относится организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа.
Наметившийся в последние годы рост индустриализации городского округа Чапаевск, ежегодное резкое увеличение автомобильного парка, низкая экологическая культура населения могут привести к снижению качества окружающей среды, характеризующемуся высоким уровнем загрязнения атмосферного воздуха, образованием большого количества несанкционированных мест размещения отходов в природной среде, ухудшением качества поверхностных и подземных вод, деградацией почвы.
В основе возможного ухудшения экологической обстановки в городском округе Чапаевск лежат следующие системные проблемы российской экономики:
- возрастание количества автотранспорта, не отвечающего современным экологическим требованиям;
- увеличение доли коммунальных отходов, размещаемых в природной среде;
- недостаточный учет экологических требований в градостроительном планировании;
- низкий уровень экологической культуры населения.
Основными источниками загрязнения атмосферы городского округа Чапаевск являются предприятия химической, строительной, топливно-энергетической промышленности, а также автомобильный и железнодорожный транспорт. С восточной и северной стороны город окружен предприятиями химической промышленности и нефтеперерабатывающими станциями, рядом с жилыми массивами располагаются предприятия по сбору и переработке металлолома, транспортные предприятия и автостоянки присутствуют во всех районах города.
Основными загрязнителями атмосферного воздуха городского округа Чапаевск являются: формальдегид, диоксид азота, аммиак, оксид углерода, серная кислота.
Процентное соотношение выбросов предприятий от стационарных источников с учетом их объединения по укрупненным отраслям промышленности распределяется следующим образом:
- предприятия химической промышленности - 30,5%;
- электро- и теплоэнергетика - 44%;
- автотранспортное хозяйство - 6,4%;
- объединенные прочие - 19,1%.
На протяжении последних лет большой процент в загрязнение атмосферного воздуха городского округа Чапаевск вносит автомобильный транспорт. Существующие в настоящее время технические параметры автомобилей не обеспечивают нормативного качества атмосферного воздуха. В настоящее время наблюдается превышение ПДК по диоксиду азота, оксиду углерода на всей территории города.
Для решения обозначенных проблем необходимо предпринять следующие меры:
- Регулярные наблюдения (мониторинг) за состоянием атмосферного воздуха на стационарном муниципальном посту ПНЗ N 3;
- Контроль загрязнения атмосферного воздуха на передвижной лаборатории в зонах влияния вредных выбросов предприятий химической промышленности и по жалобам населения;
- Наблюдение за метеорологическими параметрами и прогнозирование неблагоприятных метеоусловий;
- Участие в региональных мероприятиях и акциях экологической направленности;
- Организация и проведение на территории городского округа экологических мероприятий и акций, способствующих повышению уровня экологической культуры населения.
За многолетний период развития городского округа Чапаевск на его территории сформировались старые массивы размещения несанкционированных объектов твердых бытовых отходов, выполненные и эксплуатируемые с нарушением требований природоохранного законодательства. Крупные объекты несанкционированного размещения отходов жизнедеятельности населения объемом более 2,0 га располагаются в границах селитебной зоны городского округа вблизи жилых домов и социальных объектов, нанося ущерб окружающей среде и ухудшая эстетический облик города.
В рамках национального проекта "Экология" намечено решение проблемы по ликвидации накопленного вреда окружающей среде путем рекультивации крупных массивов несанкционированных свалок в отдельных регионах РФ. В соответствии с паспортом региональной составляющей национального проекта "Экология", утвержденным протоколом Совета по национальным и приоритетным проектам Самарской области от 12.04.2019 N ДА-11, в рамках регионального проекта "Чистая страна" на территории городского округа Чапаевск запланирована реализация мероприятия "Рекультивация несанкционированной свалки в районе гаражного массива по ул. Расковой". Сроки реализации мероприятия 2019-2023 годы.
Для успешного решения данного мероприятия в рамках муниципальной программы необходимо запланировать и принять меры по ликвидации несанкционированных объектов размещения твердых бытовых отходов с проведением рекультивационных работ и с дальнейшим использованием рекультивируемых территорий для хозяйственных нужд города.
На территории городского округа Чапаевск находится крупный объект накопленного экологического вреда от предыдущей деятельности: территория бывшего открытого акционерного общества "Средневолжский завод химикатов" (г.о. Чапаевск) (далее - ОАО "СВЗХ").
Территория бывшего ОАО "СВЗХ" занимает площадь 263 га, на которой, начиная с 1912 года, осуществлялось производство разнообразных химических веществ. За такой длительный период работы предприятия на его территории накопилось большое количество отходов химического производства.
В целях разработки проекта рекультивации территории бывшего ОАО "СВЗХ" в период с 2011 по 2014 год привлекались крупные проектные и научные российские организации.
По итогам проведенной ЗАО "ЭКРОС - Инжиниринг" (г. Санкт-Петербург) в 2015 году работы получены положительное экспертное заключение ФАУ "Главгосэкспертиза России" на проектную документацию и результаты инженерных изысканий по объекту капитального строительства "Рекультивация территории бывшего ОАО "СВЗХ" (г. Чапаевск)" и положительное экспертное заключение ФАУ "Главгосэкспертиза России" на проверку достоверности определения сметной стоимости объекта капитального строительства по проектной документации "Рекультивация территорий бывшего ОАО "СВЗХ" (г. Чапаевск)".
Сметная стоимость объекта "Рекультивация территорий бывшего ОАО "СВЗХ" составляет 11,7 млрд. рублей. Общая продолжительность проведения работ по рекультивации, определенная разработчиками проекта, составляет 18 лет.
В результате проведенных исследований установлено, что содержание отдельных групп высокотоксичных веществ в грунте превышает предельно допустимые концентрации в сотни тысяч раз. Накопленные отходы на территории ОАО "СВЗХ" размещаются в 13 очагах загрязнения грунта высокотоксичными веществами, в 230 зданиях, включающих разрушенные и полуразрушенные здания, а также в крупных хранилищах токсичных веществ: шламоотстойнике, шламонакопителе, отстойно-регулирующей емкости и отстойнике промышленных минеральных сточных вод.
Объем накопленных отходов составляет 3,5 млн. тонн. Состав отходов включает диоксины, хлорорганические пестициды, ПХБ, соли тяжелых металлов (свинец, никель, медь, кадмий, кобальт, цинк), мышьяк, иприт и токсичные продукты его разложения, люизит и токсичные продукты его разложения, ртуть.
В марте 2018 года объект накопленного экологического вреда - территория ОАО "СВЗХ" была включена в государственный реестр объектов накопленного экологического вреда окружающей среде (приказ Минприроды России от 26.02.2018 N 62 "О внесении изменений в приложение к приказу Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29.08.2017 N 470").
Территория бывшего ОАО "СВЗХ" является мощным источником эмиссии токсичных веществ в окружающую среду. При этом особенно сильное негативное влияние на реку Чапаевку оказывает самый опасный источник эмиссии токсичных веществ шламоотстойник Ш2, находящийся в непосредственной близости (минимальное расстояние до реки составляет 30 метров) и содержащий вещества 1 класса опасности - гексахлорбензол, гексахлорциклогексан, пентахлорфенолят натрия в объеме 380 тыс. тонн.
В настоящее время качество воды в реке Чапаевке ухудшается. Так, в соответствии с мониторингом, осуществляемым федеральным государственным бюджетным учреждением "Приволжское УГМС", в течение 2015-2017 годов за счет попадания токсичных веществ из шламоотстойника Ш2 в реку Чапаевку показатель состояния воды "грязная" сменился на "очень грязная" и "экстремально грязная".
При поступлении токсичных веществ в реку Чапаевку и далее в бассейн реки Волги существует реальная угроза их негативного воздействия на население и окружающую среду населенных пунктов, расположенных ниже по течению реки Волги, в том числе таких крупных городов, как Саратов, Волгоград, Астрахань.
В связи с этим в рамках национального проекта "Экология" федерального проекта "Оздоровление Волги" в целях исключения эмиссии токсичных веществ из шламоотстойника Ш2 в реку Чапаевку и далее в бассейн реки Волги запланирована реализация мероприятия "Корректировка проектно-сметной документации проекта "Рекультивация территории бывшего ОАО "Средневолжский завод химикатов (г.о. Чапаевск)" с выделением 1 этапа работ "Изоляция источника химической опасности - шламоотстойника Ш2" путем обустройства противофильтрационной завесы.
С 1 сентября 2022 года вступают в силу отдельные положения Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", которые устанавливают привязку к расходам отдельных экологических платежей, поступающих в доходную часть бюджета муниципального образования. Использование поступивших в местные бюджеты экологических платежей осуществляется в соответствии с Планом природоохранных мероприятий Самарской области, утвержденным уполномоченным органом государственной власти Самарской области. Данные поступления подлежат направлению на выявление и оценку объектов накопленного вреда окружающей среде и (или) организацию работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде в случае наличия на территории городского округа Чапаевск объектов накопленного вреда окружающей среде, а в случае отсутствия на территории городского округа Чапаевск объектов накопленного вреда окружающей среде - на иные мероприятия по предотвращению и (или) снижению негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
Раздел 2 изменен с 25 марта 2022 г. - Постановление Администрации городского округа Чапаевск Самарской области от 28 февраля 2022 г. N 294
2. Основные цели и задачи муниципальной программы
Муниципальная программа включает цели, задачи и основные направления деятельности по снижению негативного техногенного и антропогенного воздействия на окружающую среду; созданию условий, способствующих благоустройству территории, восстановлению и охране природных объектов в границах рассматриваемой территории.
Основными целями муниципальной программы являются:
Цель 1. Обеспечение устойчивой и безопасной экологической обстановки на территории городского округа Чапаевск.
Для достижения поставленной цели в процессе реализации муниципальной программы должны решаться следующие задачи:
1. Осуществление контроля и анализа состояния окружающей среды.
2. Снижение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду.
Цель 2. Обеспечение благоприятной окружающей среды на территории городского округа Чапаевск.
Для достижения поставленной цели в процессе реализации муниципальной программы должны решаться следующие задачи:
1. Формирование экологической культуры граждан городского округа.
2. Восстановление и сохранение природных объектов на территории городского округа Чапаевск.
3. Ликвидация несанкционированных объектов размещения твердых бытовых отходов с проведением рекультивационных работ.
4. Выполнение мероприятий в рамках национального проекта "Экология".
Цель 3. Снижение до приемлемого уровня риска воздействия опасных химических факторов, возникших в результате хозяйственной деятельности, на биосферу, техносферу и экологическую систему, а также повышение уровня экологической безопасности на территории городского округа Чапаевск.
Для достижения поставленной цели в процессе реализации муниципальной программы должна решаться следующая задача:
1. Выполнение работ по ликвидации (рекультивации) объектов накопленного вреда окружающей среде и изоляции источников накопленного вреда окружающей среде, представляющих угрозу реке Волге.
Раздел 3 изменен с 24 декабря 2021 г. - Постановление Администрации городского округа Чапаевск Самарской области от 29 ноября 2021 г. N 1801
3. Ожидаемые результаты муниципальной программы и целевые индикаторы - измеряемые количественные показатели решения поставленных задач и хода реализации муниципальной программы
Муниципальная программа оценивается по степени достижения основной цели - реализация системы эффективных мер, направленных на обеспечение устойчивой и безопасной экологической обстановки, благоприятной окружающей среды на территории городского округа Чапаевск.
По результатам выполнения муниципальной программы планируется улучшение качества окружающей среды, улучшение условий проживания и отдыха горожан, повышение экологической культуры населения.
Реализация мероприятий муниципальной программы позволит:
- обеспечить охват территории городского округа системой экологического мониторинга наблюдения за состоянием загрязнения атмосферного воздуха, включая муниципальный пост ПНЗ N 3 и экстренные выезды на передвижной лаборатории;
- организовать и провести экологические акции по очистке от мусора водоохранных зон и мест массового отдыха населения;
- организовать и провести экологические акции по озеленению территорий общего пользования;
- повысить уровень экологической культуры, образования и просвещения населения, расширить контингент населения, вовлеченного в экологическое движение;
- использовать территорию после проведения рекультивационных работ для размещения инженерно-технических объектов, сооружений и коммуникаций; для озеленения и иных нужд города.
- обеспечить соблюдение хозяйствующими субъектами на территории городского округа обязательных требований природоохранного законодательства РФ;
- изолировать объект накопленного экологического вреда, представляющего угрозу реке Волге.
4. Описание социальных, экономических и экологических последствий реализации муниципальной программы
В результате реализации муниципальной программы будет достигнут ряд положительных социальных и экономических эффектов, выразившихся в повышении комфортности проживания жителей, улучшении состояния окружающей среды, безопасности жизни и здоровья граждан.
Реализация программных мероприятий ведет к следующим последствиям:
1. Социальные:
- уменьшение проблем в социальной сфере, обусловленных экологическим состоянием городского округа;
- повышение экологической культуры населения, обеспечение его объективной информацией о состоянии окружающей среды;
2. Экономические:
- предотвращение экологического ущерба за счет снижения объемов размещения отходов в природной среде;
3. Экологические:
- обеспечение надлежащего экологического и санитарно-эпидемиологического состояния территории городского округа Чапаевск;
- объективная оценка состояния окружающей среды на основе данных экологического мониторинга и возможность принимать оперативные меры по нормализации экологической обстановки;
- сокращение доли коммунальных отходов, размещаемых в природной среде;
улучшение экологической обстановки, благоустройство городской территории за счет восстановления и сохранности природных объектов.
Раздел 5 изменен. - Постановление Администрации городского округа Чапаевск Самарской области от 15 марта 2023 г. N 337
5. Оценка эффективности реализации муниципальной программы
Оценка эффективности реализации муниципальной программы осуществляется по итогам ее реализации за отчетный год и в целом за весь период реализации муниципальной программы на основе отчетов, представляемых координатором (заказчиком) муниципальной программы.
Оценку эффективности реализации муниципальной программы проводит коллегия в соответствии с Порядком принятия решения о разработке, формирования, реализации и оценки эффективности муниципальных программ городского округа Чапаевск, утвержденным постановлением администрации городского округа Чапаевск от 20.05.2014 N 604.
При оценке эффективности реализации муниципальной программы используются показатели результативности (реализации мероприятия), содержащиеся в Приложениях 1-4 настоящей муниципальной программы.
Раздел 6 изменен. - Постановление Администрации городского округа Чапаевск Самарской области от 5 ноября 2024 г. N 1963
6. Обоснование потребностей в необходимых ресурсах
Мероприятия программы финансируются за счет средств бюджета городского округа Чапаевск и за счет средств областного и федерального бюджетов.
Общий объем финансовых потребностей на весь период реализации муниципальной программы - 2 563 557,80 тыс. рублей.
Суммы ежегодного финансирования составляют:
на 2021 год - 19617,12 тыс. рублей;
на 2022 год - 671159,14 тыс. рублей;
на 2023 год - 1064796,81 тыс. рублей;
на 2024 год - 806 759,15 тыс. рублей;
2025 год - 1082,20 тыс. рублей.
Объем финансирования мероприятий муниципальной программы за счет средств местного бюджета может корректироваться в процессе формирования бюджета городского округа Чапаевск на соответствующий финансовый год.
7. Механизм управления реализацией муниципальной программы
Управление реализацией муниципальной программы осуществляет муниципальное казенное учреждение "Департамент строительства администрации городского округа Чапаевск".
Исполнителями реализации муниципальной программы являются: Чапаевская лаборатория загрязнения атмосферного воздуха ФГБУ "Приволжское УГМС" и муниципальное казенное учреждение "Департамент строительства администрации городского округа Чапаевск".
Муниципальное казенное учреждение "Департамент строительства администрации городского округа Чапаевск" ежегодно до 1 февраля подготавливает отчет о выполнении муниципальной программы за прошедший финансовый год и пояснительную записку к нему, которые предоставляются на Коллегию администрации городского округа Чапаевск в указанный срок.
Коллегия администрации городского округа Чапаевск рассматривает предоставленный отчет о выполнении муниципальной программы и по результатам проведенной оценки эффективности реализации муниципальной программы готовит заключение в срок до 1 апреля текущего года об эффективности реализации муниципальной программы.
По заключению Коллегии администрации городского округа Чапаевск принимается одно из следующих решений:
а) продолжить реализацию муниципальной программы;
б) внести изменения в муниципальную программу;
в) досрочно прекратить реализацию муниципальной программы;
г) реализацию муниципальной программы признать завершенной.
Отчет о выполнении муниципальной программы за прошедший финансовый год размещается на официальном сайте администрации городского округа Чапаевск в сети Интернет не позднее 1 мая текущего года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.