г. Краснодар |
|
08 июня 2021 г. |
Дело N А53-21479/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 8 июня 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 8 июня 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Мацко Ю.В., судей Денека И.М. и Сороколетовой Н.А., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Белоусовой Е.В., при участии в судебном заседании с использованием информационной системы "Картотека арбитражных дел" (судебные онлайн-заседания) от Федерального государственного бюджетного учреждения высшего образования "Ростовский государственный медицинский университет" Министерства здравоохранения Российской Федерации (ИНН 6163032850, ОГРН 1026103165736) - Банникова И.А. (доверенность от 09.02.2021), в отсутствие Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области, общества с ограниченной ответственностью "Сибакадеммед" (ИНН 5408239500, ОГРН 1065473037387), надлежаще извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично посредством размещения информации о движении дела на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в открытом доступе, рассмотрев кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области на решение Арбитражного суда Ростовской области от 4 декабря 2020 года (судья Щербакова И.Л.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 5 марта 2021 года (судьи Ефимова О.Ю., Соловьева М.В., Филимонова С.С.) по делу N А53-21479/2020, установил следующее.
ФГБОУ ВО РостГМУ Минздрава России (далее - учреждение) обратилось в арбитражный суд к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - антимонопольный орган) с заявлением о признании незаконным решения от 22.06.2020 N 061/06/64-1406/2020 о нарушении антимонопольного законодательства при проведении торгов и предписания от 22.06.2020 N 608/03.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ООО "Сибакадеммед" (далее - общество).
Решением суда от 4 декабря 2020 года, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 5 марта 2021 года, требования учреждения удовлетворены.
В кассационной жалобе антимонопольный орган просит отменить судебные акты, отказать в удовлетворении требований. По мнению заявителя, учреждение подменяет понятия "характеристика" на "значение характеристики", включая дополнительные значения по обязательным показателям в одну позицию Каталогов товаров, работ, услуг, что изменяет предмет поставки и нарушает Правила использования Каталогов товаров, работ, услуг. Нарушение Порядка использования Каталога товаров, работ и услуг, установленных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 явилось основанием для признания учреждение нарушившим часть 6 статьи 23 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ). Отсутствие в техническом задании четких параметров предмета поставки ставит потенциального поставщика в положение, при котором он не знает, какой товар и в каком количестве ему поставлять. Указанное обстоятельство предоставляет необоснованное конкурентное преимущество дистрибьютерам и производителям, имеющим значительные запасы медицинских изделий, в то время как поставщики, закупающие товар, готовые поставить его по более низкой цене, теряют заинтересованность в участии в торгах на поставку на несогласованных условиях. Положениями законодательства о контрактной системе в сфере закупок предусмотрена возможность производить закупки любого товара, работы, услуги "неизвестным объемом". В таком случае оплата производится за фактически поставленный товар. Данный подход заявителем не применен, а лишь иначе определена потребность и количество необходимых изделий.
В судебном заседании представитель учреждения просил отказать в удовлетворении жалобы.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, выслушав пояснения представителя учреждения, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Из материалов дела видно и суды установили, что учреждение (заказчик) 09.06.2020 в единой информационной системе в сфере закупок на официальном сайте www.zakupki.gov.ru разместило извещение и документацию о проведении аукциона в электронной форме N 0358100022820000215 "Поставка расходных материалов для Центра кардиологии и сердечно-сосудистой хирургии".
Начальная (максимальная) цена контракта - 6 729 079 рублей.
Общество обратилось в антимонопольный орган с жалобой на положения аукционной документации заказчика, в которой указало, что положения технического задания составлены с нарушением Правил использования Каталогов товаров, работ, услуг (далее - КТРУ), поскольку в одной позиции технического задания объединены несколько каталожных позиций.
Решением антимонопольного органа от 22.06.2020 N 061/06/64-1406/2020 жалоба общества признана обоснованной, заказчик - нарушившим часть 6 статьи 23 Закона N 44-Ф. Выдала предписание N 608/03, которым заказчику, оператору электронной площадки предписано в срок до 24.07.2020 отменить сформированные протоколы; внести изменения в аукционную документацию в соответствии с требованиями Закона N 44-ФЗ и решения от 22.06.2020 N 061/06/64-1406/2020; продлить срок подачи заявок в соответствии с частью 6 статьи 65 Закона N 44-ФЗ; оператору электронной площадки обеспечить возможность исполнения данного предписания.
Полагая, что решение и предписание являются незаконными, учреждение обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Удовлетворяя требования учреждения, суды руководствовались положениями статей 198, 200 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статей 19, 23, 33, 59 и 64 Закона N 44-ФЗ, постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", разъяснениями, изложенными в совместном постановлении Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", правовой позицией, указанной в Обзоре судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила формирования КТРУ) и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила использования КТРУ).
В силу подпункта "б" пункта 2 Правил использования КТРУ каталог используется заказчиками в целях описания объектов закупки, которое включается в извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке.
В пункте 4 Правил использования КТРУ предусмотрено, что заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования КТРУ с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию: наименование товара, работы, услуги; единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии); описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Заказчик вправе, за исключением случаев, если иное не предусмотрено особенностями описания отдельных видов объектов закупок, установленными Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 5 статьи 33 Закона N 44-ФЗ, указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 указанного Закона, которые не предусмотрены в позиции каталога (пункт 5 Правил использования КТРУ в редакции, действующей в момент размещения извещения).
Суды установили, что при формировании пунктов 6 и 7 технического задания документации об аукционе в электронной форме приведено, в том числе следующее описание товара, подлежащего поставке:
по пункту 6: наименование товара - стент для коронарных артерий, выделяющий лекарственное средство; код позиции КТРУ - 32.50.13.190-02564; лекарственное покрытие - сиролимус и (или) паклитксель; диаметр стента - > 1.75 и <= 2 мм; длина стента - > 15 и <= 16 мм; количество 150 шт.;
по пункту 7: наименование товара - стент для коронарных артерий, выделяющий лекарственное средство; код позиции КТРУ - 32.50.13.190-02516; лекарственное покрытие - зотаролимус и (или) эверолимус и (или) биолимус А9; диаметр стента - > 2 и <= 2.25 мм; длина стента - > 11 и <= 12 мм; количество - 70 штук.
Пункты 6 и 7 технического задания также содержат описание дополнительных характеристик по длине стента и диаметру стента.
Из материалов дела следует, что заказчиком, предусмотренные подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования КТРУ сведения приведены в аукционной документации и извещении о проведении электронного аукциона, а именно: наименование товара; единица измерения товара; информация, содержащая описание товара.
Суды пришли к выводу о том, что учреждение не допустило нарушение положений пунктов 4 Правил использования КТРУ, 10 и 18 Правил формирования КТРУ.
В аукционной документации приведено обоснование начальной максимальной цены, согласно которой цена определена методом рыночных цен.
Контракт содержит указание на количество необходимого товара: требуется стентов для коронарных артерий, выделяющих лекарственное средство, с лекарственным покрытием сиролимус и (или) паклитксель 150 шт. и с лекарственным покрытием зотаролимус и (или) эверолимус и (или) биолимус А9 - 70 штук.
Суды указали, что согласно пояснениям учреждения рассчитать фактическую потребность в количестве стентов по конкретным типоразмерам невозможно, поскольку типоразмер и количество зависят от физиологических характеристик и состояния конкретного пациента, а также от числа пациентов, которым требуется проведение соответствующих операций с использованием данного товара.
Исследовав и оценив фактические обстоятельства дела и имеющиеся доказательства в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в их совокупности и взаимосвязи, доводы и возражения участвующих в деле лиц, установив, что решение и предписание антимонопольного органа не соответствуют положениям антимонопольного законодательства, нарушают права и законные интересы учреждения и возлагают на него дополнительные обязанности, суды обоснованно удовлетворили требования учреждения.
Все доводы и доказательства сторон спора являлись предметом исследования судов, им дана надлежащая правовая оценка.
Доводы кассационной жалобы основаны на ошибочном толковании норм права и направлены на переоценку доказательств, исследованных судами. Согласно статье 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная инстанция не вправе переоценивать доказательства, которые были предметом исследования в суде первой и (или) апелляционной инстанций.
Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 284, 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 4 декабря 2020 года и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 5 марта 2021 года по делу N А53-21479/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Ю.В. Мацко |
Судьи |
И.М. Денека |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Заказчик вправе, за исключением случаев, если иное не предусмотрено особенностями описания отдельных видов объектов закупок, установленными Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 5 статьи 33 Закона N 44-ФЗ, указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 указанного Закона, которые не предусмотрены в позиции каталога (пункт 5 Правил использования КТРУ в редакции, действующей в момент размещения извещения).
...
Из материалов дела следует, что заказчиком, предусмотренные подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования КТРУ сведения приведены в аукционной документации и извещении о проведении электронного аукциона, а именно: наименование товара; единица измерения товара; информация, содержащая описание товара.
Суды пришли к выводу о том, что учреждение не допустило нарушение положений пунктов 4 Правил использования КТРУ, 10 и 18 Правил формирования КТРУ."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 8 июня 2021 г. N Ф08-4493/21 по делу N А53-21479/2020