г. Краснодар |
|
08 июня 2021 г. |
Дело N А32-30495/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 июня 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 08 июня 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Трифоновой Л.А., судей Малыхиной М.Н. и Рыжкова Ю.В., в отсутствие в судебном заседании истца - общества с ограниченной ответственностью "Леракрофт-Сочи" (ИНН 2320050526, ОГРН 1022302930100), ответчиков: администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края (ИНН 2320037148, ОГРН 1022302934367) и администрации Хостинского внутригородского района муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края (ИНН 2319021841, ОГРН 1022302829713), извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе путем опубликования информации на сайте в телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края и администрации Хостинского внутригородского района муниципального образования городской округ город-курорт Сочи на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 24.12.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.02.2021 по делу N А32-30495/2020, установил следующее.
ООО "Леракрофт-Сочи" (далее - истец, общество) обратилось в арбитражный суд с иском к администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи (далее - администрация города), к администрации Хостинского внутригородского района муниципального образования городской округ город-курорт Сочи (далее - администрация района) о взыскании 657 600 рублей неосновательного обогащения и 33 957 рублей 51 копейки процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 15.09.2019 по 24.07.2020 (уточненные требования).
Решением от 24.12.2020, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 24.02.2021, иск к администрации района удовлетворен в полном объеме, в иске к администрация города отказано.
В кассационной жалобе администрации города и района просят отменить судебные акты и отказать в иске, считая выводы судов ошибочными, поскольку спорный договор заключен для оказания услуг по предоставлению мест для временного проживания граждан в количестве 19 человек. Возможность согласования оказания услуг без соблюдения требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) и удовлетворение заявленных требований в отсутствие государственного контракта, дезавуирует применение Закона N 44-ФЗ и открывает возможность для недобросовестных исполнителей работ и государственных (муниципальных) заказчиков приобретать незаконные имущественные выгоды в обход названного Закона. Оказание услуг в отсутствие государственного (муниципального) контракта, подлежащего заключению в случаях и в порядке, предусмотренных Законом N 44-ФЗ, свидетельствует о том, что лицо, оказывавшее услуги, не могло не знать об их оказании при очевидном отсутствии обязательства.
Изучив материалы дела, доводы жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, исполняя распоряжение главы администрации района от 22.03.2018 N 85-р общество и администрация района 29.08.2018 заключили договор N 65 оказания услуг по предоставлению мест для временного проживания граждан, жилые помещения которых в 2018 году признаны непригодными для проживания в результате стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, имевших место в данном периоде.
В соответствии с пунктом 3.5 договора оплата оказанных услуг производится не позднее 15 рабочих дней с момента подписания заказчиком документа о приемке услуг и представления исполнителем документа на оплату.
С 17.03.2018 по 15.09.2019 истец разместил 3-х человек (Хачирова З.Э., Хачирова М.И., Хачирова В.С.) по причине пожара.
Ответчиком оплата за оказанные в спорный период услуги в размере 657 600 рублей (548 дней х 3 человека х 400 рублей) не произведена.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд с иском.
Разрешая спор, руководствуясь статьями 309, 310, 779, 781 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), пунктом 9 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ и разъяснениями, содержащимися в абзацах 2, 3 пункта 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", установив, что наличие чрезвычайной ситуации, позволяющей осуществлять закупку услуг у единственного поставщика (общества), подтверждено представленными в материалы дела доказательствами, а также что спорный договор служит достаточным основанием для констатации наличия обязательства администрации района оплатить оказанные обществом услуги, суды сделали вывод о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований. Суды квалифицировали спорные отношения как взыскание задолженности за оказанные в период с 17.03.2018 по 15.09.2019 услуги.
Суд апелляционной инстанции отметил, что затруднения, связанные с оформлением факта проживания Хачировой З.Э., Хачировой М.И. и Хачировой В.С. (решение Хостинского районного суда г. Сочи от 19.06.2019 по делу N 2-1307 2019) в эвакуированном доме, не должны лишать их права на получение временного места проживания, предоставленного обществом по указанию администрации района. Распоряжением главы администрации района от 16.09.2019 N 231-р в приложение N 1 распоряжения от 22.03.2018 N 85-р внесены указанные лица.
Установив эти обстоятельства, суды правильно удовлетворили иск.
Доводы подателей кассационной жалобы о том что удовлетворение заявленных требований в отсутствие государственного контракта, дезавуирует применение Закона
44-ФЗ и открывает возможность для недобросовестных исполнителей работ
и государственных (муниципальных) заказчиков приобретать незаконные имущественные выгоды в обход названного Закона, подлежит отклонению.
Названный Закон позволяет при наличии чрезвычайных ситуаций осуществить закупку услуг у единственного поставщика, о чем правильно указали суды, отклоняя данный довод. Доказательств, опровергающих наличие в рассматриваемом случае чрезвычайной ситуации (пожар), установленной судами обеих инстанций, что предполагает возможность заключения договора без соблюдения установленной Законом N 44-ФЗ процедуры, ответчик не представил.
Выводы судов соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам, представленным в дело доказательствам и примененным нормам права.
Доводы заявителя жалобы не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами норм материального и процессуального права, а лишь указывают на несогласие с судебной оценкой доказательств, поэтому отклоняются арбитражным судом округа.
Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену решения и постановления (часть 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 24.12.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.02.2021 по делу N А32-30495/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.А. Трифонова |
Судьи |
М.Н. Малыхина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Разрешая спор, руководствуясь статьями 309, 310, 779, 781 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), пунктом 9 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ и разъяснениями, содержащимися в абзацах 2, 3 пункта 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", установив, что наличие чрезвычайной ситуации, позволяющей осуществлять закупку услуг у единственного поставщика (общества), подтверждено представленными в материалы дела доказательствами, а также что спорный договор служит достаточным основанием для констатации наличия обязательства администрации района оплатить оказанные обществом услуги, суды сделали вывод о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований. Суды квалифицировали спорные отношения как взыскание задолженности за оказанные в период с 17.03.2018 по 15.09.2019 услуги.
...
Доводы подателей кассационной жалобы о том что удовлетворение заявленных требований в отсутствие государственного контракта, дезавуирует применение Закона
44-ФЗ и открывает возможность для недобросовестных исполнителей работ
и государственных (муниципальных) заказчиков приобретать незаконные имущественные выгоды в обход названного Закона, подлежит отклонению.
Названный Закон позволяет при наличии чрезвычайных ситуаций осуществить закупку услуг у единственного поставщика, о чем правильно указали суды, отклоняя данный довод. Доказательств, опровергающих наличие в рассматриваемом случае чрезвычайной ситуации (пожар), установленной судами обеих инстанций, что предполагает возможность заключения договора без соблюдения установленной Законом N 44-ФЗ процедуры, ответчик не представил."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 8 июня 2021 г. N Ф08-4721/21 по делу N А32-30495/2020