г. Краснодар |
|
09 июня 2021 г. |
Дело N А32-6898/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 июня 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 09 июня 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Артамкиной Е.В., судей Афониной Е.И. и Коржинек Е.Л., в отсутствие в судебном заседании истца - администрации Крымского городского поселения Крымский район (ИНН 2337030479, ОГРН 1052320821321), ответчика - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (ИНН 2309090540, ОГРН 1042304982510), извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 19.01.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.03.2021 по делу N А32-6898/2020, установил следующее.
Администрация Крымского городского поселения Крымский район (далее - администрация) обратилась к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (далее - управление) с требованием признать незаконным решение от 30.01.2020 N 23/20-20380 об отказе в снятии объекта недвижимости; обязать устранить допущенные нарушения путем снятия с кадастрового учета объекта капитального строительства - сооружения с кадастровым номером 23:45:0101246:338, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Крымск, ул. 50 лет Октября, д. 20 (измененные требования в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением от 19.01.2021, оставленным без изменения постановлением от 19.01.2021, решение управления от 30.01.2020 N 23/20-20380 об отказе в снятии с учета объекта недвижимости признано незаконным, суд обязал управление снять с кадастрового учета сооружение с кадастровым номером: 23:45:0101246:338.
В кассационной жалобе управление просит судебные акты отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать. В обоснование кассационной жалобы заявитель указывает, что осуществить процедуру снятия с учета объекта на основании представленных документов было невозможно по причине несоответствия документов и не предоставления необходимого пакета документов; в ЕГРН отсутствуют сведения о зарегистрированном праве заявителя на спорный объект, в отношении которого представлено заявление о снятии с государственного кадастрового учета;
в представленном решении суда отсутствовала отметка о его вступлении в законную силу, а также отсутствовала информация о сооружении с кадастровым номером 23:45:0101246:338. Управление также указывает, что для устранения причин, послуживших основанием для принятия решения, администрации рекомендовано представить копию документа, устанавливающего или удостоверяющего ее право на спорный объект.
Отзыв на жалобу не поступил.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, проверив законность обжалуемых судебных актов, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
При разрешении спора суды учли, что в рамках дела N А32-999/2016 установлено, что на основании постановления главы администрации г. Крымска и Крымского района от 19.06.1993 N 510-п за отделением г. Крымска и Крымского района Краснодарского регионального отделения общественной организации "Всероссийское общество автомобилистов" (далее - общество автомобилистов) 23.01.2003 зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним право постоянного пользования земельным участком с кадастровым номером 23:45:01 01 246:0052 площадью 4400 кв. м. по адресу: г. Крымск, ул. 50 лет Октября, строение 20, земельный участок обозначен как находящийся под территорией Всероссийского общества автомобилистов (свидетельство о государственной регистрации от 24.01.2003 серия 23-АА N 617256).
Между администрацией и обществом автомобилистов также заключены договоры аренды от 31.12.2010 N 4500004693 и от 17.01.2012 N 4500010601 земельных участков с кадастровыми номерами 23:45:0101246:227 площадью 999 кв. м и 23:45:0101246:302 площадью 2 222 кв. м, для размещения учебной площадки и автодрома соответственно.
В период с 2007 по 2012 год общество автомобилистов взамен имевшейся ранее меньшего размера учебной площадки за счет собственных средств осуществило строительство учебной площадки для начальной подготовки при Крымском отделении водителей на земельных участках с кадастровыми номерами 23:45:0101246:227 и 23:45:0101246:302 площадью 999 кв. м и 2 222 кв. м соответственно в г. Крымске по ул. 50 лет Октября 20, и обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к администрации, в котором просило признать право собственности на автодром, состоящий из учебной площадки для начальной подготовки водителей площадью 3 221 кв. м, эстакады 55,5 кв. м, стоянки для автомобилей площадью 777,1 кв. м, расположенный на земельных участках с кадастровыми номерами 23:45:0101246:227 и 23:45:0101246:302 площадью 999 кв. м и 2 222 кв. м в г. Крымске по ул. 50 лет Октября 20, согласно техпаспорту на указанное сооружение от 31.05.2012, выданного БТИ г. Крымска Краснодарского края.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 28.04.2016 по делу N А32-999/2016, оставленным без изменении постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.07.2016 и постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 31.10.2016, в удовлетворении исковых требований общества автомобилистов отказано, поскольку суды установили, что спорное сооружение является частью поверхности земельного участка и не может быть признано самостоятельным объектом недвижимости.
Суды установили и материалам дела соответствует, что 25.10.2019 администрация обратилась в управление с заявлением о снятии с кадастрового учета объекта недвижимого имущества (сооружения) с кадастровым номером 23:45:0101246:338 приложив следующие документы:
- распоряжение администрации Крымского городского поселения от 16.03.2017 N 45 р/к;
- решение Арбитражного суда Краснодарского края от 28.04.2016 по делу N А32-999/2016;
-выписку из ЕГРН от 11.10.2018 N 99/2018/203110083.
Управление в соответствии с пунктом 5 и 7 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) приостановило государственную регистрацию с 29.10.2019, в связи с тем, что форма и содержание документов, предоставленных для осуществления кадастрового учета, не соответствует требования законодательства Российской Федерации и не представлены документы, необходимые для осуществления кадастрового учета.
В связи с истечением срока приостановления и неустранением причин, препятствующих осуществлению кадастрового учета, 30.01.2020 управление приняло решение об отказе в снятии с учета объекта недвижимости, поскольку в ЕГРН отсутствуют сведения о зарегистрированном праве заявителя на объект недвижимости с кадастровым номером 23:45:0101246:338. Копия документа, устанавливающего или удостоверяющего право заявителя на соответствующий объект недвижимости, с заявлением о кадастровом учете не представлена.
Полагая решение управления от 30.01.2020 N 23/20-20380 незаконным, администрация обратилась в арбитражный суд с заявлением.
Проверив доводы кассационной жалобы и законность принятых по делу судебных актов, судебная коллегия кассационной инстанции считает, что при разрешении настоящего споры суды правомерно руководствовались следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании решений и действий органов, осуществляющих публичные полномочия, арбитражный суд проводит проверку оспариваемых решений и действий и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, наличие полномочий у органа или лица, которые совершили оспариваемые действия, а также устанавливает, нарушают ли оспариваемые решения и действия права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 Кодекса).
В силу части 2 статьи 201 Кодекса арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, для признания арбитражным судом незаконными ненормативных актов и действий государственных органов, должностных лиц необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствия их закону или иным нормативным правовым актам и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом отсутствие одного из перечисленных условий является основанием для отказа в удовлетворении требований заявителя.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации бремя доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно пункту 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 14 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
В соответствии с частью 1 статьи 29 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и государственная регистрация права включают в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
На основании пункта 5 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В соответствии со статьей 27 Закона N 218-ФЗ в осуществлении государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 названного Закона.
В кассационной жалобе управление указывает, что непредставление администрацией копии документа, устанавливающего или удостоверяющего ее право на спорный объект, послужило основанием для отказа в его с кадастрового учета.
Между тем, как верно указано судами, выписка из ЕГРН от 22.03.2020 N 23/001/080/2020-6929 в отношении сооружения (учебная площадка для начальной подготовки водителей категории "В") с кадастровым номером 23:45:0101246:338 подтверждает отсутствие зарегистрированного права собственности на указанное сооружение.
Согласно выписке из ЕГРН от 22.03.2020 N 223/001/080/2020-7210 в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:45-0101246:302 отсутствуют сведения, необходимые для заполнения раздела 2 (раздел "Сведения о зарегистрированных правах").
Частью 3 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 137-ФЗ) определено, что в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований; земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления; иные предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земельные участки и предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земли.
Согласно части 1 статьи 3.3 Закона N 137-ФЗ распоряжение земельными участками, указанными в статье 3.1 данного Федерального закона, осуществляется после государственной регистрации права собственности на них, если настоящим Федеральным законом или другими федеральными законами не установлено иное. Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для распоряжения ими.
В силу части 2 статьи 3.3 Закона N 137-ФЗ предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа, за исключением случаев, предусмотренных данным пунктом; органом местного самоуправления городского поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории такого поселения, за исключением случаев, предусмотренных данным пунктом; органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных данным пунктом.
Таким образом, в случае отсутствия зарегистрированного права государственной собственности на земельный участок по причине того, что участок относится к землям неразграниченной собственности, администрация обладает правом распоряжения таким участком в случаях, предусмотренных частью 2 статьи 3.3 Закона N 137-ФЗ.
С учетом выводов судов, сделанных в рамках дела N А32-999/2016, о том, что спорный объект является частью поверхности земельного участка и не может быть признан самостоятельным объектом недвижимости, отличным от земельного участка, у управления не имелось оснований для отказа администрации в снятии спорного объекта с кадастрового учета, тем более что законодательство Российской Федерации не предусматривает осуществление кадастрового учета объекта, не являющегося объектом недвижимости.
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд, установив, что оспариваемое решение не соответствует закону и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности, принимает решение о признании его незаконным.
Признавая незаконным отказ управления в снятии спорного объекта с кадастрового учета, суды обоснованно исходили из того, управление имело возможность установить, что объект, с заявлением о снятии которого с кадастрового учета обратилась администрация, расположен на земельных участках с кадастровыми номерами 23:45:0101246:52, 23:45:0101246:302, 23:45:0101246:227, правом распоряжения которыми обладает администрация, и при этом установление данных обстоятельств не требовало представления дополнительных документов.
При изложенных обстоятельствах суды пришли к правомерному выводу о том, что сохранение записи об отсутствующем объекте в государственном реестре противоречит основным принципам правового регулирования вещных прав.
Доводы заявителя кассационной жалобы являлись предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую правовую оценку, отклонены как несостоятельные с подробным изложением мотивов отклонения, не опровергают выводы нижестоящих инстанций, и подлежат отклонению судом кассационной инстанции, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами норм права. Основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 19.01.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.03.2021 по делу N А32-6898/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.В. Артамкина |
Судьи |
Е.И. Афонина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу части 2 статьи 3.3 Закона N 137-ФЗ предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа, за исключением случаев, предусмотренных данным пунктом; органом местного самоуправления городского поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории такого поселения, за исключением случаев, предусмотренных данным пунктом; органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных данным пунктом.
Таким образом, в случае отсутствия зарегистрированного права государственной собственности на земельный участок по причине того, что участок относится к землям неразграниченной собственности, администрация обладает правом распоряжения таким участком в случаях, предусмотренных частью 2 статьи 3.3 Закона N 137-ФЗ."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 9 июня 2021 г. N Ф08-4727/21 по делу N А32-6898/2020