Решение Самарского областного суда от 15 августа 2023 г. N 3а-1760/2023
Самарский областной суд, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-1760/2023 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "С." о признании недействующими нормативных правовых актов в части, с участием представителя административного истца по доверенности К.Т.В., установил:
общество с ограниченной ответственностью "С." обратилось в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором с учетом уточнения просило признать недействующими со дня принятия Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2022 год, утверждённый приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 22 октября 2021 года N 2233 в части включения в него под пунктом 22094 нежилого здания с кадастровым номером N, Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2023 год, утверждённый приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 8 ноября 2022 года N 2077 в части включения в него под пунктом 21771 нежилого здания с кадастровым номером N.
Требования обоснованы тем, что общество является собственником указанного нежилого здания, включение которого в Перечни считает необоснованным, поскольку здание не соответствует критериям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, фактически для размещения офисов используется менее 20% от общей площади здания. Вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположено здание, не предусматривает размещение на нем офисных или торговых объектов, объектов общественного питания или бытового обслуживания. Включение объекта в Перечни влечет увеличение налогооблагаемой базы по налогу на имущество юридических лиц, нарушая права и законные интересы.
В судебном заседании представитель административного истца К.Т.В. поддержала уточненные требования в соответствии с доводами, изложенными в административном исковом заявлении, пояснила, что объект недвижимости с кадастровым номером N, о котором было заявлено в первоначальном исковом заявлении, в Перечни не включен.
Министерство имущественных отношений Самарской области, заинтересованное лицо - Администрация г.о. Самары не направили в суд своего представителя, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Относительно заявленных требований Министерство имущественных отношений представило письменные возражения, в которых сослалось на то, что нежилое здание с кадастровым номером N имеет наименование "административно-производственный корпус", в связи с чем министерство правомерно включило его в Перечни на основании п. 3 ст. 378.2 НК РФ, нежилое здание с кадастровым номером N в Перечни не включено. Мероприятия по определению фактического использования нежилого здания с кадастровым номером N не проводились, решения об исключении указанного объекта недвижимости из Перечней не принимались. Заключение специалиста от 27.06.2023 года не может быть принято во внимание судом, поскольку выполнено после принятия оспариваемых Перечней и неуполномоченным лицом.
Выслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего, что требования административного истца подлежат удовлетворению, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований.
В соответствии с требованиями статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных /представительных/ и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 6 октября 1999 N 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введение в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 14, 372 НК РФ).
Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области Министерство имущественных отношений Самарской области от 25 ноября 2014 года N 719 уполномочено органом исполнительной власти Самарской области на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2022 год, утвержден приказом N 2233 от 22 октября 2021 года.
Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2023 год, утвержден приказом N 2077 от 8 ноября 2022 года.
Нежилое здание с кадастровым номером N включено в Перечень на 2022 год под пунктом 22094, в Перечень на 2023 год - под пунктом 21771.
Приказ министерства N 2233 от 22 октября 2021 года опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 22.10.2021, на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru, 22.10.2021.
Приказ министерства N 2077 от 8 ноября 2022 года опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 09.11.2022, на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru, 09.11.2022 года.
В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В соответствии с пунктами 3, 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
В целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Из материалов дела следует, что обществу с ограниченной ответственностью "С." на праве собственности принадлежит нежилое здание с кадастровым номером N площадью 1192,7 кв. м, расположенное по адресу: <адрес> количество этажей - 2, в том числе подземных 0, назначение - нежилое, наименование - административно-производственный корпус.
На запрос суда представлена копия технического паспорта на нежилое здание, выполненного Муниципальным предприятием "Б." по состоянию на 19 марта 2003 года, из которой следует, что в здании Литер А на площади 1192,7 кв. м на 1 и 2 этаже расположены мастерская, лестничные клетки, подсобная, коридоры, раздевалка, вахта, комната приема пищи, бытовки, агрегатный цех, производственные цеха, бухгалтерия, актовый зал, кабинеты.
Аналогичная копия технического паспорта представлена административным истцом.
Наименование помещений "кабинет" не тождественно наименованию "офис", остальные помещения имеют производственный или подсобный и вспомогательный характер.
Таким образом, по сведениям технического учета в нежилом здании отсутствуют торговые, офисные помещения, помещения бытового обслуживания и общественного питания.
Нежилое здание расположено на земельном участке с кадастровым номером N, принадлежащем на праве собственности административному истцу, с видом разрешенного использования: занимаемый производственной базой, не предполагающим размещение на нем офисных или торговых объектов, объектов общественного питания или бытового обслуживания.
Административным ответчиком не производился осмотр здания на предмет его фактического использования на даты утверждения оспариваемых Перечней, доказательства фактического использования нежилого здания в качестве офисного, торгового объекта, объекта общественного питания или бытового обслуживания административным ответчиком не представлены.
Представленное административным истцом заключение специалиста - кадастрового инженера Х.И.В. от 27.06.2023 года, которым произведен осмотр объекта недвижимости, не может быть принято во внимание судом, поскольку оно выполнено после принятия оспариваемых Перечней и лицом, не уполномоченным на проведение таких осмотров.
По информации представителя административного истца здание, в том числе находящиеся в нем кабинеты, фактически используются сотрудниками административного истца.
Включения здания в Перечни по одному лишь наименованию суд считает необоснованным, поскольку такое наименование здания - административно-производственный корпус - не свидетельствует о безусловном размещении в нем более 20% офисных помещений и помещений сопутствующей офисной инфраструктуры.
В этой связи суд приходит к выводу о том, что требования административного истца подлежат удовлетворению.
Установив, что оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
С учетом ограниченного срока применения оспариваемых норм (2022-2023 годы), суд полагает, что восстановлению прав и законных интересов административных истцов будет способствовать признание оспариваемых норм недействующими со дня принятия.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 208-215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
Требования общества с ограниченной ответственностью "С." удовлетворить.
Признать недействующим со дня принятия Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2022 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 22 октября 2021 года N 2233), в части включения в него под пунктом 22094 нежилого здания с кадастровым номером N
Признать недействующим со дня принятия Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2023 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 8 ноября 2022 года N 2077, в части включения в него под пунктом 21771 нежилого здания с кадастровым номером N.
Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 15 августа 2023 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Самарского областного суда от 15 августа 2023 г. N 3а-1760/2023
Текст решения предоставлен Самарским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании