г. Краснодар |
|
16 июня 2021 г. |
Дело N А53-38169/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 июня 2021 года Постановление.
Изготовлено в полном объеме 16 июня 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Рассказова О.Л., судей Садовникова А.В. и Коржинек Е.Л., при участии в судебном заседании от истца - общества с ограниченной ответственностью "Асеан" (ИНН 2309136040, ОГРН 1132309002946) - Галактионовой С.В. (директор), от ответчика - федерального государственного казенного учреждения "Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы" (ИНН 7709827266, ОГРН1097746150292) - Макаренко А.С. (доверенность от 11.01.2021), Адамяна А.К. (доверенность от 01.06.2021), рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Асеан" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 28.01.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.04.2021 по делу N А53-38169/2020, установил следующее.
ООО "Асеан" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с иском к ФГКУ "Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы" (далее - учреждение) о признании недействительным решения от 05.11.2020 N 1 об одностороннем отказе от исполнения обязательств по контракту от 20.07.2020 N РНД05-039-04/20.
Решением от 28.01.2021, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 14.04.2021, в удовлетворении иска отказано.
В кассационной жалобе общество просит состоявшиеся судебные акты отменить, заявленные требования - удовлетворить. Заявитель указывает на то, что общество обязательства выполнило в полном объеме, просрочка исполнения обусловлена действиями заказчика, вызвана непосредственно его действиями (затягивание сроков представления согласований технических решений; требование работ, не предусмотренных описанием объекта закупки). Суды не приняли во внимание, что проектная документация в полном объеме передана подрядчиком заказчику 02.10.2020, проверка документации осуществлена в отсутствие общества, поэтому оно не имело возможности возражать против исключения из перечня переданных документов части фактически представленных разделов проектной документации. Апелляционный суд приобщил материалам дела дополнительные доказательства (пояснения ответчика с приложениями), которые в нарушение статьи 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) не направлены в адрес общества. Выводы судов о том, что подрядчик обязан был приостановить работы не соответствует нормам материального права, поскольку приостановление работ является правом, а не обязанностью подрядчика. Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта свидетельствует о злоупотреблении правом со стороны ответчика.
В отзыве на кассационную жалобу ответчик указал на ее несостоятельность, а также законность и обоснованность принятых по делу судебных актов.
В судебном заседании представители участвующих в деле лиц поддержали доводы жалобы и возражения отзыва.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителей участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела видно и суды установили, что учреждение (заказчик) и общество (подрядчик) заключили государственный контракт от 20.07.2020 N РНД05-039-04/20 на разработку проектной документации (включая разработку сметной документации) и экспертизу сметной документации по модернизации слаботочных систем на МАПП Донецк (Изварино) и МАПП Матвеев Курган (работы) для нужд Ростовского филиала учреждения (далее - контракт).
Объем, условия и порядок выполнения работ предусмотрены в "Описании объекта закупки" (приложение N 1 к контракту, являющееся его неотъемлемой частью). В силу пунктов 1.1 - 1.4 контракта срок выполнения работ: срок разработки проектной документации составляет 60 календарных дней с даты заключения контракта. Цена контракта составила 1 290 894 рубля 30 копеек (пункт 2.1 контракта).
Согласно пунктам 3.1.1 и 3.1.2 контракта подрядчик обязуется выполнить работы в строгом соответствии с требованиями действующих нормативных документов, а также в соответствии с условиями контракта; выполнить работы надлежащего качества, в объеме и в сроки, предусмотренные контрактом и описанием объекта закупки (приложение N 1 к контракту).
В соответствии с описанием объекта закупки (приложение N 1 к контракту) все основные технические решения предварительно согласовать с заказчиком (пункт 9.3). Состав работ определен в разделе 10 описания объекта закупки. Пункт 18 описания объекта закупки содержит требования к составу работ, содержанию и оформлению проектной документации. Проектная документация должна быть представлена по каждой системе и по каждому посту в отдельном сшиве.
Документация, за исключением смет, согласовывается с ПУ ФСБ России по Ростовской области и Южным таможенным управлением ФТС России.
Пунктом 22.2 описания объекта закупки среди прочих требований указано, что в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности и постановлением Правительства Российской Федерации от 03.02.2012 N 79 "О лицензировании деятельности по технической защите конфиденциальной информации" перед началом работ подрядчик должен предоставить копию лицензии на деятельность по технической защите конфиденциальной информации.
Срок разработки проектной документации составляет 60 календарных дней с даты заключения контракта. Время, необходимое для согласования сметной документации, а также прохождения экспертизы до получения положительного заключения экспертизы на сметную документацию, входят в продолжительность проектирования (пункт 24 описания объекта закупки).
Подрядчик в адрес заказчика с целью согласования применяемых технических решений в проектной документации направил письма от 03.08.2020 N 26/20/К, от 06.08.2020 N 28/20/К, от 10.08.2020 N 30/20/К, от 14.09.2020 N 38/20/К, от 18.09.2020, от 23.09.2020 N 41/20/К, от 24.09.2020 N 42/20/К, от 05.10.2020 N 43/20/К, от 05.10.2020 N 44/20/К, от 05.10.2020 N 45/20/К, от 12.10.2020 N 47/20/К, от 14.10.2020 N 48/20/К.
Заказчик в ответах от 29.07.2020 N ВА-1042/9ф, от 07.08.2020 N ВА-1105/9ф, от 12.08.2020 N ВА-1122/9ф, от 11.09.2020 N ВА-1329/9ф, от 11.09.2020 N ВА-1334/9ф, от 14.09.2020 N ВА-1339/9ф указал на необходимость привести документацию в соответствие с требованиями контракта. В письмах от 30.09.2020 N ВА-1444/9ф, от 07.10.2020 N ВА-1472/9ф, от 20.10.2020 N ВА-1527/9ф учреждение отказало в принятии работ.
18 сентября 2020 года подрядчик сообщил заказчику о готовности проектной документации для передачи на проверку и согласованием заинтересованными сторонами.
02 октября 2020 года документация по работам по подсистемам, указанным в пункте 10 описания объекта закупки: N 10.1 - 10.3 и 10.7 - 10.12 сдана учреждению.
Работы в отношении подсистем N 10.4-10.6 (подсистема сбора и обработки информации (ССОИ), подсистема связи (СС), подсистема локально вычислительной сети (ЛВС) учреждение не приняло.
Подрядчик 05.10.2020, 12.10.2020 и 14.10.2020 повторно направил в адрес заказчика для согласования электронные копии проектно-сметной документации.
В письме от 07.10.2020 учреждение отказало в принятии выполненных работ, указало на замечания по представленной документации.
Заказчик принял решение от 05.11.2020 N 1 об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Полагая отказ учреждения от контракта незаконным, общество обратилось в арбитражный суд.
Правоотношения сторон регулируются нормами главы 37 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) и положениями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона N 44-ФЗ контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с названным Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
В силу статьи 763 Гражданского кодекса подрядные строительные работы (статья 740), проектные и изыскательские работы (статья 758), предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд.
По государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.
В договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы (пункт 1 статьи 708 Гражданского кодекса). По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).
Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.
В силу пункта 1 статьи 450 Гражданского кодекса установлено, что изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено названным Кодексом, другими законами или договором.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 450.1 Гражданского кодекса предоставленное данным Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором право на односторонний отказ от договора (исполнения договора) (статья 310) может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора). Договор прекращается с момента получения данного уведомления, если иное не предусмотрено названным Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором. В случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
В силу части 8 статьи 95 Закона N 44-ФЗ расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Пунктом 3.4.8 контракта предусмотрено, что заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с требованиями гражданского законодательства Российской Федерации.
Положения части 9 статьи 95 Закона N 44-ФЗ предусматривают право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Суды, руководствуясь названными нормами, сделали верный вывод о том, что контракт предусматривает возможность его расторжения учреждением в одностороннем порядке в соответствии с гражданским законодательством. Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта направлено в адрес подрядчика и размещено в ЕИС 05.11.2020 и вступило в силу 17.11.2020. Данные обстоятельства общество не оспаривает.
Суды указали, что истец частично сдал документацию по подсистемам, указанным, указанным в пункте 10 описания объекта закупки (N 10.1 - 10.3 и 10.7 - 10.12). При проверке результатов выполненных работ учреждение выявило их несоответствие условиям контракта разработанной документации по подсистемам, описанным в пунктах 10.4, 10.5 и 10.6. Требования учреждения о приведении разрабатываемой документации в соответствии с условиями контракта общество не исполнило, документацию по подсистемам, описанным в пунктах 10.4, 10.5 и 10.6 описания объекта закупки истец в адрес ответчика не направил.
Исследовав представленные в дело доказательства и оценив их по правилам статьи 71 Кодекса, установив, что подрядчик в установленный контрактом срок (до 30.09.2020) не представил результат работ в полном объеме в виде проектной документации, ответчик вследствие нарушения истцом своих обязательств по контракту не получил того, на что был вправе рассчитывать при заключении спорного контракта, суды пришли к выводу о том, что, действия учреждения по одностороннему расторжению контракта соответствуют действующему законодательству и условиям контракта.
Довод заявителя жалобы о наличии обстоятельств, лишивших его возможности исполнить обязательство надлежащим образом полностью в установленные сроки, в том числе по вине заказчика, суды оценили критически и отметили, что общество не воспользовалось правом, предусмотренным нормами статьи 719 Гражданского кодекса. Несогласие общества с принятым техническим решением со стороны ответчика не влечет за собой признание вины заказчика в допущенной просрочке. Общество не доказало возможность реализации оборудования на объекте заказчика в предложенном подрядчиком варианте, на что неоднократно указывал заказчик. Суды также верно отметили, что технической документацией (пункт 22.2 описания объекта закупки) для подрядчика установлено наличие лицензии на осуществление деятельности по технической защите конфиденциальной информации установлено. Однако при рассмотрении спора такой разрешающий документ общество в материалы дела не представило.
Довод подателя жалобы о злоупотреблении учреждением прав при исполнении контракта не нашел своего документального подтверждения в ходе судебного разбирательства. Право подрядчика приостановить работы должно быть обусловлено ненадлежащими действиями либо бездействием заказчика, в то же время в рамках спорных правоотношений суды пришли к выводу об отсутствии оснований для выводов о наличии в действия ответчика недобросовестного поведения. Доказательства того, что учреждение намеренно препятствовало обществу в исполнении обязательств по контракту в срок, в материалы дела не представлены.
Доводы общества, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую правовую оценку и обоснованно отклонены как противоречащие представленным в материалы дела доказательствам и нормам материального права, свидетельствуют о несогласии общества с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судами представленных доказательств, переоценка которых в силу статьи 286 Кодекса не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлены.
Обществу предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины в размере 3 тыс. рублей до окончания рассмотрения кассационной жалобы. С учетом рассмотрения жалобы с общества надлежит взыскать государственную пошлину в доход федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 28.01.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.04.2021 по делу N А53-38169/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Асеан" (ИНН 2309136040, ОГРН 1132309002946) в доход федерального бюджета 3 тыс. рублей государственной пошлины по кассационной жалобе
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
О.Л. Рассказов |
Судьи |
Е.Л. Коржинек |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Довод заявителя жалобы о наличии обстоятельств, лишивших его возможности исполнить обязательство надлежащим образом полностью в установленные сроки, в том числе по вине заказчика, суды оценили критически и отметили, что общество не воспользовалось правом, предусмотренным нормами статьи 719 Гражданского кодекса. Несогласие общества с принятым техническим решением со стороны ответчика не влечет за собой признание вины заказчика в допущенной просрочке. Общество не доказало возможность реализации оборудования на объекте заказчика в предложенном подрядчиком варианте, на что неоднократно указывал заказчик. Суды также верно отметили, что технической документацией (пункт 22.2 описания объекта закупки) для подрядчика установлено наличие лицензии на осуществление деятельности по технической защите конфиденциальной информации установлено. Однако при рассмотрении спора такой разрешающий документ общество в материалы дела не представило.
...
Доводы общества, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую правовую оценку и обоснованно отклонены как противоречащие представленным в материалы дела доказательствам и нормам материального права, свидетельствуют о несогласии общества с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судами представленных доказательств, переоценка которых в силу статьи 286 Кодекса не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлены."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 16 июня 2021 г. N Ф08-5376/21 по делу N А53-38169/2020