Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по социальной политике от 21 ноября 2023 г. N 3.8-02/4989@
по Федеральному закону "О внесении изменений в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда" и признании утратившими силу статей 2 и 3 Федерального закона "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда" и о приостановлении действия ее отдельных положений"
Досье на проект федерального закона
Комитет Совета Федерации по социальной политике в соответствии со статьей 105 Регламента Совета Федерации рассмотрел Федеральный закон "О внесении изменений в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда" и признании утратившими силу статей 2 и 3 Федерального закона "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда" и о приостановлении действия ее отдельных положений" (далее - Федеральный закон), принятый Государственной Думой 16 ноября 2023 года.
Проект названного Федерального закона был разработан Правительством Российской Федерации и внесен в Государственную Думу 29 сентября 2023 года, 25 октября 2023 года принят в первом чтении, 16 ноября 2023 года - во втором и третьем чтениях. В ходе подготовки проекта Федерального закона ко второму чтению сенаторами Российской Федерации в Государственную Думу поправки не направлялись.
Федеральным законом вносится изменение в часть первую статьи 1 Федерального закона от 19 июня 2000 года N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" (далее - Федеральный закон N 82-ФЗ), в соответствии с которым с 1 января 2024 года минимальный размер оплаты труда (далее - МРОТ) устанавливается в сумме 19 242 рубля в месяц.
Кроме того, Федеральным законом признаются утратившими силу статьи 2 и 3 Федерального закона от 19 декабря 2022 года N 522-ФЗ "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда" и о приостановлении действия ее отдельных положений", согласно которым с 1 января 2023 года по 31 декабря 2024 года были приостановлены положения Федерального закона N 82-ФЗ в части порядка определения МРОТ.
Согласно Федеральному закону соотношение МРОТ и медианной заработной платы с 2025 года устанавливается не ниже 48 процентов (ранее до приостановления действий положений соотношение составляло 42 процента). Данное соотношение будет пересматриваться не реже одного раза в пять лет исходя из условий социально-экономического развития Российской Федерации.
Принятие Федерального закона будет способствовать обеспечению повышения заработной платы около 4,8 млн работников.
Дополнительные расходы на повышение заработной платы работников бюджетной сферы в 2024 году составят: для работников федеральных государственных учреждений (к средствам, заложенным в федеральный бюджет) - 19,7 млрд. рублей и работников государственных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных учреждений -126,4 млрд. рублей.
Дополнительные расходы организаций реального сектора экономики в связи с повышением МРОТ в 2024 году составят 47,4 млрд. рублей (к предыдущему году).
Средства на реализацию Федерального закона предусмотрены на 2024 год в соответствующих бюджетах бюджетной системы Российской Федерации.
Вместе с тем, следует обратить внимание, что принятие Федерального закона потребует проведения мониторинга его реализации и, при необходимости, рассмотрения вопроса об оказании дополнительной финансовой помощи бюджетам субъектов Российской Федерации для обеспечения дополнительных расходов, связанных с увеличением МРОТ.
Правовое управление Аппарата Совета Федерации в своем заключении отмечает, что Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации и согласуется с системой федерального законодательства.
Согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, коррупциогенные факторы не выявлены.
Федеральный закон подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку затрагивает вопросы, указанные в статье 106 Конституции Российской Федерации.
Комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам (комитет-соисполнитель) рекомендует одобрить Федеральный закон.
Комитет Совета Федерации по социальной политике принял решение рекомендовать Совету Федерации одобрить Федеральный закон "О внесении изменений в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда" и признании утратившими силу статей 2 и 3 Федерального закона "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда" и о приостановлении действия ее отдельных положений", принятый Государственной Думой.
Председатель комитета |
Е.А. Перминова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.