г. Краснодар |
|
16 июня 2021 г. |
Дело N А32-37038/2020 |
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе судьи Трифоновой Л.А., без вызова и участия истца - открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295) и ответчика - общества с ограниченной ответственностью "ИПП" (ИНН 2315999816, ОГРН 1182375006307), рассмотрев кассационную жалобу акционерного общества "Российские железные дороги" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 24.11.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.03.2021 по делу N А32-37038/2020, установил следующее.
ОАО "Российские железные дороги" (далее - железная дорога) обратилось в арбитражный суд с иском к ООО "ИПП" (далее - общество) о взыскании 546 345 рублей 60 копеек задолженности и 32 292 рублей 68 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства по правилам, предусмотренным положениями главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением от 24.11.2020, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 12.03.2021, в иске отказано.
В кассационной жалобе железная дорога просит отменить судебные акты и направить дело на новое рассмотрение, поскольку вывод судов о непредставлении железной дорогой доказательств наличия оснований для задержки вагонов в пути следования противоречит материалам дела. Акты общей формы, копии ведомостей подачи и уборки вагонов, копии дорожных ведомостей, копии извещений о задержке вагонов в пути следования, копии извещений об отправлении вагонов на станцию назначения подтверждают вину общества в несоблюдении условий договора и нарушение им технологического срока оборота вагонов.
В отзыве на жалобу общество отклонило доводы железной дороги.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа пришел к следующим выводам.
Из материалов дела видно, что железная дорога и общество заключили договор от 26.03.2018 N 239/2 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования, согласно которому осуществляется эксплуатация принадлежащего владельцу железнодорожного пути необщего пользования, примыкающего к железнодорожному пути необщего пользования N 12 ООО "НМТ", являющегося его продолжением. Обслуживание пути необщего пользования производится локомотивом владельца.
Указанным договором урегулирован порядок подачи и уборки вагонов, технологический срок оборота вагонов, порядок определения времени нахождения вагонов у владельца на путях необщего пользования, а также платежи, которые вносит владелец перевозчику. Пунктом 12 договора установлены технологические сроки оборота вагонов.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 15 договора владелец уплачивает перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава, независимо от его принадлежности, по причинам, зависящим от владельца по ставкам Тарифного руководства, утвержденного Приказом ФСТ России от 29.04.2015 N 127-т/1 с учетом коэффициентов индексации.
Железная дорога приняла к перевозке от ПАО "Орскнефтеоргсинтез" со станции отправления Никель Южно-Уральской железной дороги 25.06.2019 и 06.07.2019 в адрес общества на железнодорожную станцию назначения Новороссийск-экспорт Северо-Кавказской железной дороги по железнодорожным накладным N ЭЛ543450, ЭЛ501500, ЭЛ557924, ЭЛ544341, ЭЛ501599, ЭЛ544728 в вагонах N 50007095, 50417559, 50435817, 50463249, 50481373, 50917467, 51196145, 51489250, 54703145, 55948434, 57410151, 57493595, 58644436, 58706961, 73032310, 73335085, 73979007, 73990053, 75007575, 75008250, 51051415, 74934035, 75044834, 75065755, 52114998, 55053664, 55945489, 58642968, 58644709, 58649922, 73265589, 74903535, 74905829, 75001511, 75098426, 50368745, 51243301, 53969465, 57423147, 58713546, 50422229, 51459113, 51469880, 5148251, 52083797, 53924544, 53961421, 53968459, 54242169, 54715164, 55948814, 57169104, 73012908, 73019473, 73031247, 73992109, 50446343, 50478130, 50631886, 51183044, 51270627, 51703353, 51799971, 53992038, 74926387, 75063735 груз - углеводороды жидкие со сроком доставки на станцию назначения до 03.07.2019, а также по железнодорожным накладным N ЭМ245679, ЭМ279700, ЭМ279492, ЭМ300467, ЭМ305516, ЭМ336388 в вагонах N 55051809, 73763088, 75056937, 75086124, 75133975, 50006998, 50150549, 51848190, 53930590, 53979167, 54712211, 57247298, 57318222, 57960999, 73070179, 73087454, 73091746, 74047804, 74910282, 75054544, 75055061, 75101618, 75133454, 75133710, 75138743, 50419761, 51520419, 53979258, 53981528, 54069711, 54098421, 54694856, 57272288, 57960296, 58640780, 73190480, 73702680, 73973471, 73978959, 73981730, 75105619, 75138974, 50478163, 51920031, 52134293, 53874186, 55325815, 57409435, 73023657, 73970006, 74926106, 75008268, 75054239, 75087544, 51572949, 54686415, 54885660, 55945927, 57347031, 73054637, 73070427, 73538381, 74931973, 74932377, 75008177, 75106369 груз со сроком доставки на станцию назначения до 14.07.2019.
Железная дорога 29.06.2019, 30.06.2019, 01.07.2019, 02.07.2019 приняла к перевозке от АО "РН-Транс" со станции отправления Нижневартовск Свердловской железной дороги в адрес общества на железнодорожную станцию назначения Новороссийск-экспорт Северо-Кавказской железной дороги по железнодорожным накладным N ЭМ005374, ЭЛ904341, ЭЛ961489, ЭЛ906289, ЭЛ815295, ЭЛ846622, ЭЛ922589, ЭЛ923245, ЭЛ907759, ЭМ034914 в вагонах N 50352566, 50666924, 51567527, 51904134, 51945236, 54250378, 54676937, 55595482, 56781495, 57102246, 57223943, 57370637, 57626095, 73910085, 50913425, 51967735, 54722293, 56781396. 74980343, 75130534, 50655414, 51498434, 54664008, 74978131, 50946698, 51078145, 53967105, 54643978, 50976059, 51487692, 51654663, 51901718, 53968103, 54597372, 54664222, 54772413, 55582266, 58147018, 73968927, 74909979, 50100593, 55906655, 50120021, 54519871, 50452630, 50570761, 50913060, 51950921, 51957629, 54251087, 52026796, 55829915, 73980054 груз - топливо дизельное и углеводороды жидкие со сроком доставки на станцию назначения до 12.07.2019 - 16.07.2019.
В пути следования вагоны задерживались со ссылкой на неприем поездов станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателя - общества. По данному факту составлены акты общей формы о задержке вагонов на промежуточной станции по причине, зависящей от владельца. Все акты ответчик подписал с возражениями.
За период, указанный в актах общей формы, начислена плата за нахождение вагонов на путях общего пользования в размере 546 345 рублей 60 копеек.
Неоплата задолженности явилась основанием для обращения железной дороги в арбитражный суд с иском.
В силу статьи 39 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав) за нахождение на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, порожних грузовых вагонов или вагонов с грузом, контейнеров либо иного железнодорожного подвижного состава независимо от их принадлежности по причинам, не зависящим от владельца инфраструктуры, перевозчик вносит владельцу инфраструктуры плату за предоставление железнодорожных путей общего пользования для нахождения на них железнодорожного подвижного состава (плата за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе) в течение всего времени, в том числе: задержки вагонов в пути следования (в том числе на промежуточных железнодорожных станциях из-за неприема железнодорожной станцией назначения) и такая задержка привела к нарушению сроков доставки, определенных на железнодорожной станции отправления (расчетный срок доставки) в соответствии с правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом. Если в указанных в части одиннадцатой статьи 39 Устава случаях вагоны находились на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, по причинам, зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, которая включает в себя плату за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе и другие затраты и расходы перевозчика, связанные с таким нахождением.
Выяснение причин нахождения вагонов на путях общего пользования и возможность взыскания за это платы с грузополучателя входит в предмет доказывания правомерности требований железной дороги.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь статьями 309, 784, 793 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 39, 119 Устава, Правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденными приказом Министерства путей сообщения России от 18.06.2003 N 45, Правилами эксплуатации обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденными приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 26, суды сделали вывод об отсутствии оснований для удовлетворения иска.
Суды обоснованно исходили из того, что сам по себе акт общей формы не является достаточным доказательством, подтверждающим простой вагонов на путях общего пользования по вине общества; железная дорога обязана представить доказательства, достоверно подтверждающие то обстоятельство, что в заявленный период простой вагонов на путях общего пользования происходил по зависящей от ответчика причине - невозможности принятия вагонов на пути необщего пользования.
Исследовав представленные в материалы дела документы, суды установили, что истец не доказал нахождение вагонов на путях общего пользования по зависящим от грузополучателя причинам, не подтвердил невыполнение обществом технологических норм загрузки-отгрузки вагонов. В нарушение положений статьи 65 АПК РФ истец не представил документы, подтверждающие занятость пути необщего пользования либо места общего пользования за весь период задержки вагонов в пути следования, схему расположения вагонов в спорные периоды, отсутствие возможности подать вагоны на пути ответчика.
Приведенные в кассационной жалобе доводы являлись предметом оценки судов, выводы судов обоснованы ссылками на имеющиеся в деле доказательства.
Поскольку суды установили недоказанность простаивания вагонов по причинам, зависящим от ответчика, вывод судов об отсутствии у ответчика обязанности по оплате такого простоя соответствует имеющимся в деле материалам и отказ в иске обоснован.
Выводы судов сделаны при полном исследовании обстоятельств дела, оценке всех представленных доказательств. Доказательств, опровергающих эти выводы, истец не представил.
Поскольку суды не допустили существенных нарушений норм материального и процессуального права, которые повлияли бы на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов основания для отмены или изменения решения и постановления отсутствуют.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, не опровергают выводов судов и направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, которая выходит за пределы полномочий окружного суда.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 24.11.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.03.2021 по делу N А32-37038/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Судья |
Л.А. Трифонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу статьи 39 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав) за нахождение на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, порожних грузовых вагонов или вагонов с грузом, контейнеров либо иного железнодорожного подвижного состава независимо от их принадлежности по причинам, не зависящим от владельца инфраструктуры, перевозчик вносит владельцу инфраструктуры плату за предоставление железнодорожных путей общего пользования для нахождения на них железнодорожного подвижного состава (плата за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе) в течение всего времени, в том числе: задержки вагонов в пути следования (в том числе на промежуточных железнодорожных станциях из-за неприема железнодорожной станцией назначения) и такая задержка привела к нарушению сроков доставки, определенных на железнодорожной станции отправления (расчетный срок доставки) в соответствии с правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом. Если в указанных в части одиннадцатой статьи 39 Устава случаях вагоны находились на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, по причинам, зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, которая включает в себя плату за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе и другие затраты и расходы перевозчика, связанные с таким нахождением.
...
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь статьями 309, 784, 793 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 39, 119 Устава, Правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденными приказом Министерства путей сообщения России от 18.06.2003 N 45, Правилами эксплуатации обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденными приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 26, суды сделали вывод об отсутствии оснований для удовлетворения иска."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 16 июня 2021 г. N Ф08-5442/21 по делу N А32-37038/2020