г. Краснодар |
|
22 июня 2021 г. |
Дело N А53-30557/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 июня 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 22 июня 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Трифоновой Л.А., судей Алексеева Р.А. и Малыхиной М.Н., при участии в судебном заседании от истца - управления коммунального и дорожного хозяйства администрации Аксайского района (ОГРН 1056102033118, ИНН 6102021900) - Добрыниной К.Г. (доверенность от 11.01.2021), в отсутствие ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Сигма Водоканал" (ОГРН 1136181005124, ИНН 6102060024) - (доверенность от), рассмотрев кассационную жалобу управления коммунального и дорожного хозяйства администрации Аксайского района на решение Арбитражного суда Ростовской области от 11.01.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.04.2021 по делу N А53-30557/2020, установил следующее.
Управление коммунального и дорожного хозяйства администрации Аксайского района (далее - истец, управление) обратилось в арбитражный суд с иском к ООО "Сигма Водоканал" (далее - ответчик, водоканал) о расторжении концессионного соглашения от 26.02.2014 N 1 в связи с существенным нарушением его условий; обязании возвратить единый технологический комплекс водоснабжения Мишкинского сельского поселения по передаточному документу в соответствии с главой VII концессионного соглашения от 26.02.2014 N 1 (далее - соглашение).
Решением от 11.01.2021, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 02.04.2021, в иске отказано.
В кассационной жалобе управление просит отменить судебные акты и направить дело на новое рассмотрение, поскольку суды не приняли во внимание довод управления о существенном нарушении водоканалом условий соглашения, выразившемся в неосуществлении круглосуточного бесперебойного водоснабжения жителей Мишкинского сельского поселения. По мнению управления, при наличии в соглашении обязанности концессионера осуществлять холодное водоснабжение ее неисполнение свидетельствует о существенном нарушении условий соглашения; если концессионер нарушает нормативы предоставления коммунальных услуг (допускает перерывы в водоснабжении, превышающие предельную длительность, установленную законодательством и т.д.), то условия соглашения нарушаются; отсутствие в соглашении детализации условий о порядке снабжения жителей поселения водой само по себе не свидетельствует о том, что концессионер не нарушил такую обязанность, так как помимо условий соглашения он обязан руководствоваться также правилами оказания коммунальных услуг и иными нормативными актами. В деле имеются копии жалоб граждан на отсутствие воды в течение длительного периода. Кроме того, согласно письму ЮГНЕДРА от 27.10.2020 N ЮФО-01-05-06/2831 водоканалом по состоянию на 26.10.2020 не исполняются условия, предусмотренные лицензиями РСТ 03099 ВЭ и РСТ 03153 ВЭ, выданными на добычу подземных вод для водоснабжения населения на Мишкинском и Мишкинском 1 участках недр.
Изучив материалы дела, доводы жалобы, выслушав названного представителя, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, 26.02.2014 водоканал (концессионер) и муниципальное образование "Мишкинское сельское поселение" (концедент) заключили соглашение в отношении владения и пользования единым технологическим комплексом водоснабжения Мишкинского сельского поселения, по которому концессионер обязался реконструировать единый технологический комплекс водоснабжения Мишкинского сельского поселения и осуществлять с его использованием холодное водоснабжение потребителей, а концедент - предоставить концессионеру на срок, установленный соглашением, права владения и пользования объектом соглашения для осуществления указанной деятельности (пункт 1 соглашения).
В соответствии с Областным законом от 28.12.2015 N 486-ЗС "О внесении изменений в областной закон "О местном самоуправлении в Ростовской области"" полномочия по водоснабжению и водоотведению с 01.01.2017 переданы от муниципальных образований сельских поселений Аксайского района муниципальному образованию "Аксайский район". В связи с этим в соответствии с дополнительным соглашением от 15.12.2017 N 1 к соглашению права и обязанности концедента переданы управлению (т. 1, л. д. 40 - 41).
Истец указал, что с 05.05.2020 по настоящее время водоснабжение в Мишкинском сельском поселении осуществляется со значительными перебоями, что свидетельствует о ненадлежащем исполнении концессионером обязательств по осуществлению холодного водоснабжения населения Мишкинского сельского поселения и является существенным нарушением концессионером условий соглашения.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 85 раздела XVI соглашения управление направило водоканалу письмо от 24.08.2020 N 63.12/1461 о расторжении соглашения.
Письмом от 04.09.2020 N 85 водоканал предложение управления отклонил.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд с иском.
При рассмотрении дела суды первой и апелляционной инстанций указали, что спорные правоотношения регулируются Федеральным законом от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" (далее - Закон N 115-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 3 Закона N 115-ФЗ по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, за исключением случаев, если концессионное соглашение заключается в отношении объекта, предусмотренного пунктом 21 части 1 статьи 4 Закона N 115-ФЗ (далее - объект концессионного соглашения), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда при существенном нарушении условий договора другой стороной. Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
При расторжении договора обязательства сторон прекращаются, если иное не предусмотрено законом, договором или не вытекает из существа обязательства (пункт 2 статьи 453 Кодекса).
Согласно части 1 статьи 15 Закона N 115-ФЗ концессионное соглашение может быть расторгнуто на основании решения суда по требованию стороны концессионного соглашения в случае существенного нарушения условий концессионного соглашения другой стороной соглашения, существенного изменения обстоятельств, из которых стороны концессионного соглашения исходили при его заключении, а также по иным предусмотренным данным Федеральным законом, другими федеральными законами или концессионным соглашением основаниям.
Частью 2 статьи 15 Закона N 115-ФЗ предусмотрено, что существенными нарушениями условий концессионного соглашения концессионером являются:
1) нарушение сроков создания и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения;
2) использование (эксплуатация) объекта концессионного соглашения в целях, не установленных концессионным соглашением, нарушение порядка использования (эксплуатации) объекта концессионного соглашения;
3) неисполнение концессионером обязательств по осуществлению деятельности, предусмотренной концессионным соглашением;
4) прекращение или приостановление концессионером деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, без согласия концедента;
5) неисполнение или ненадлежащее исполнение концессионером установленных концессионным соглашением обязательств по предоставлению гражданам и другим потребителям товаров, работ, услуг, в том числе услуг по водо-, тепло-, газо- и энергоснабжению, услуг по водоотведению, услуг транспорта общего пользования.
Согласно части 3 статьи 15 Закона N 115-ФЗ концессионным соглашением помимо указанных в частях 2 и 2.1 данной статьи существенных нарушений его условий могут быть определены действия (бездействие) концедента или концессионера, являющиеся существенными нарушениями условий концессионного соглашения
Пунктами 85 и 86 концессионного соглашения предусмотрено, что соглашение может быть расторгнуто, в том числе досрочно на основании решения суда по требованию одной из сторон в случае существенного нарушения другой стороной условий указанного соглашения, существенного изменения обстоятельств, из которых стороны исходили при его заключении, а также по иным основаниям, предусмотренным федеральными законами и соглашением.
В соответствии с частью 1.2 статьи 10 Закона N 115-ФЗ в случае, если объектом концессионного соглашения являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем, концессионное соглашение наряду с предусмотренными частью 1 данной статьи существенными условиями должно содержать следующие существенные условия:
1) значения долгосрочных параметров регулирования деятельности концессионера (долгосрочных параметров регулирования тарифов, определенных в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения, долгосрочных параметров государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, определенных в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере теплоснабжения);
2) задание и основные мероприятия, определенные в соответствии со статьей 22 данного Закона, с описанием основных характеристик таких мероприятий;
3) предельный размер расходов на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения, которые предполагается осуществлять в течение всего срока действия концессионного соглашения концессионером;
4) плановые значения показателей надежности, качества, энергетической эффективности объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, плановые значения показателей надежности и энергетической эффективности объектов теплоснабжения, плановые значения иных предусмотренных конкурсной документацией технико-экономических показателей данных систем и (или) объектов (далее - плановые значения показателей деятельности концессионера);
5) порядок возмещения расходов концессионера, подлежащих возмещению в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере теплоснабжения, в сфере водоснабжения и водоотведения и не возмещенных ему на момент окончания срока действия концессионного соглашения.
В соответствии с пунктом 9 соглашения концессионер обязан за свой счет реконструировать объект соглашения в сроки, указанные в разделе IX соглашения. Под реконструкцией объекта понимается:
9.1 осуществление технических мероприятий, результатом которых станет снижение уровня потерь воды при осуществлении водоснабжения в Мишкинском сельском поселении до 30%;
9.2 устройство водопроводной линии от планируемой к строительству скважины в поселке Опытный до точки врезки в водопроводную сеть поселка Опытный, протяженность 400 м, число колодцев - 2 шт.;
9.3 устройство разводящих сетей водоснабжения в микрорайонах новой застройки в ст. Мишкинской, х. Киров и х. Александровка. Общая протяженность - 8000 м, число колодцев - 25 шт.;
9.4 устройство разводящих сетей водоснабжения в микрорайоне новой застройки "Кочеванчик" в ст. Мишкинской. Общая протяженность - 900 м, число колодцев - 2 шт.
В соответствии с пунктом 56 соглашения срок создания объектов, указанных в пунктах 9.2, 9.3 и 9.4 данного соглашения устанавливается до 26.02.2024.
Согласно приложению N 5 к соглашению в целях создания объектов, указанных в пунктах 9.2 - 9.4 соглашения концессионер обязуется осуществить за счет собственных средств инвестиции в сумме 11 100 тыс. рублей в срок до 26.02.2024.
Концессионер обязан использовать (эксплуатировать) единый технологический комплекс водоснабжения Мишкинского сельского поселения и входящие в его состав объекты недвижимого имущества в установленном данным соглашением порядке в целях осуществления деятельности, указанной в пункте 4 соглашения (пункт 29 соглашения).
Пунктом 30 соглашения предусмотрено, что концессионер обязан поддерживать объект соглашения в исправном состоянии, производить за свой счет текущий и капитальный ремонт, нести расходы на содержание объекта соглашения, за исключением случаев, когда указанные действия осуществляются концедентом.
Суды установили, что водоканал во исполнение пунктов 9.2 - 9.4, 56 соглашения выполнил работы по устройству водопроводной линии и разводящих сетей водоснабжения, это подтверждается актами выполненных работ от 25.12.2014 на сумму 1 690 255 рублей, от 24.12.2015 на сумму 1 900 557 рублей, от 25.08.2016 на сумму 1 773 907 рублей, от 28.09.2016 на сумму 606 323 рубля, от 18.10.2016 на сумму 620 207 рублей, а также актами визуального осмотра выполненных работ от 22.02.2017 на сумму 47 276 рублей 21 копейка, от 11.05.2017 на сумму 56 262 рубля, от 14.06.2017 на сумму 98 988 рублей, от 26.04.2017 на сумму 221 639 рублей, от 26.05.2017 на сумму 124 173 рубля, от 14.05.2018 на сумму 108 474 рубля, от 20.08.2018 на сумму 116 045 рублей, от 20.08.2018 на сумму 98 580 рублей, от 24.06.2018 на сумму 623 504 рубля (т. 1, л. д. 74 - 87). Актами визуального осмотра выполненных работ подтверждается выполнение ответчиком производственной программы за 2018 год в сфере холодного водоснабжения Мишкинского сельского поселения на общую сумму 1 532 914 рублей 68 копеек (т. 3, л. д. 23 - 39), в то время как заложенные производственной программой затраты составляют 545 940 рублей.
Согласно производственной программе в сфере холодного водоснабжения общества для потребителей Мишкинского сельского поселения на 2019 - 2023 годы объем финансовых потребностей, необходимых для реализации производственной программы за 2018 год - 0 рублей.
В подтверждение выполнения производственной программы за 2019 год в сфере холодного водоснабжения Мишкинского сельского поселения на общую сумму 448 380 рублей ответчик представил в материалы дела акт визуального осмотра выполненных работ от 09.01.2019 на сумму 115 219 рублей, локальные сметные расчеты, акты визуального осмотра выполненных работ и письма с отметками истца об их принятии для утверждения (т. 3, л. д. 41 - 62).
В подтверждение выполнения производственной программы за 2020 год в сфере холодного водоснабжения Мишкинского сельского поселения на общую сумму 452 295 рублей ответчик представил в материалы дела акт визуального осмотра выполненных работ, подписанный в одностороннем порядке (управление проведенные ответчиком в 2020 году работы не освидетельствовало), а также локальные сметные расчеты, фотоматериалы, товарные чеки.
Водоканал также осуществил мероприятия по химической обработке скважины методом кислотной обработки водоносных каналов. Выполнение указанного мероприятия улучшило качество воды в п. Опытный и увеличило дебет скважины с 4,5 куб. м/ч до 10,5 куб. м/ч, что подтверждается письмом администрации Аксайского района от 19.08.2020 N 63/221 (т. 1, л. д. 88 - 91).
Таким образом, обязанности по реконструкции объекта соглашения исполняются обществом. при этом соглашение не возлагает на ответчика обязанности по созданию новых объектов.
Суды установили, что вопрос бесперебойного водоснабжения жителей ст. Мишкинской возник еще в 2012 году, имел место в осенний и летний периоды.
Ответчик осуществлял систематический подвоз воды жителям ст. Мишкинская, что подтверждается журналом заявок на подвоз воды. Перебои в водоснабжении с июня по июль 2020 года были вызваны объективными причинами: значительной изношенностью водопроводных сетей, выхода из строя артезианской скважины N Р-2, которая не подлежала ремонту, необходимостью обустройства еще 2-х скважин. Водоснабжение жителей ст. Мишкинской восстановлено, в том числе силами ответчика, на момент вынесения решения указанная проблема устранена.
Установив эти обстоятельства, суды сделали вывод о недоказанности управлением наличия оснований для признания ответчика нарушившим существенные условия соглашения и, как следствие, для удовлетворения требования о расторжении данного соглашения, поэтому отказали в иске.
Довод истца о расторжении водоканалом договора энергоснабжения с ПАО "ТНС энерго Ростов-на-Дону", что свидетельствует о неисполнении водоканалом своей целевой деятельности, отклонен судами, поскольку энергоснабжение общества не приостановлено, это подтверждается актами проверки состояния схемы измерения электрической энергии от 15.10.2020 N РЭ-ЗППУ/161 042958, N РЭ-ЗППУ/161 042975, N РЭ-ЗППУУ161 042974, N РЭ-ЗППУ/161 042973 и фотоснимками показаний приборов учета.
Иные доводы кассационной жалобы не опровергают выводы судов, направлены на иную оценку доказательств о фактических обстоятельствах, установленных судами, переоценка которых не входит в полномочия суда кассационной инстанции (статьи 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену решения и постановления (часть 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
При изложенных обстоятельствах основания для отмены или изменения решения и постановления по доводам жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 11.01.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.04.2021 по делу N А53-30557/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.А. Трифонова |
Судьи |
Р.А. Алексеев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.