г. Краснодар |
|
23 июня 2021 г. |
Дело N А32-1689/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 июня 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 июня 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Сидоровой И.В., судей Мазуровой Н.С. и Соловьева Е.Г., в отсутствие в судебном заседании представителей заявителя - Управления имущественных отношений администрации муниципального образования Лабинский район (ИНН 2314005998, ОГРН 1022302348771), заинтересованного лица - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Казымова Заура Акиф-Оглы, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 20.11.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.01.2021 по делу N А32-1689/2020, установил следующее.
Управление имущественных отношений администрации муниципального образования Лабинский район (далее - управление имущественных отношений) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Краснодарскому краю в лице Лабинского отдела (далее - управление Росреестра, регистрирующий орган) об отказе в государственной регистрации договора от 18.04.2019 N 4600012080 аренды земельного участка с кадастровым номером 23:18:0403000:403 площадью 151 823 кв. м, с видом разрешенного использования - пашни, сенокошения, выпас сельскохозяйственных животных, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (далее - вид разрешенного использования - пашни), выраженного в сообщении об отказе в государственной регистрации от 15.08.2019 N 23/999/001/2019-177660; обязании регистрирующего органа осуществить государственную регистрацию договора от 18.04.2019 N 4600012080.
Определением Лабинского районного суда Краснодарского края от 25.11.2019 дело N 2а-821/2019 передано на рассмотрение в Арбитражный суд Краснодарского края.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Казымов З.А-О.
Решением от 20.11.2020, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 28.01.2021, заявленные требования удовлетворены. Судебные акты мотивированы тем, что регистрирующий орган не принял во внимание наличие в аукционной документации, прикрепленной к извещению о проведении торгов и опубликованной в установленном порядке, информации о размере задатка и порядке его перечисления. Срок договора аренды с учетом всех видов разрешенного использования земельного участка определен равным 49 годам; аналогичные сведения содержались в аукционной документации. Наличие обстоятельств, свидетельствующих о ничтожности договора аренды, при которых возможен отказ в осуществлении его государственной регистрации, управление Росреестра не доказало; основания для отказа в государственной регистрации спорного договора отсутствовали.
В кассационной жалобе регистрирующий орган просит решение от 20.11.2020 и апелляционное постановление от 28.01.2021 отменить, принять по делу новый судебный акт. В обоснование своих доводов заявитель указывает, что договор аренды в отношении земельного участка с видом разрешенного использования - пашни может быть заключен сроком на три года, тогда как по условиям пункта 7.2 спорного договора срок его действия установлен на 49 лет. В постановлении администрации от 27.02.2019 N 222 размер задатка установлен 32 581 рубль 22 копейки, однако, в извещении о проведении торгов размер задатка указан 0 рублей, отсутствует также информация о порядке его внесения и возврата. Протокол рассмотрения заявок составлен 04.04.2019, размещен на сайте 05.04.2019, последние сохранения внесены 17.04.2019, однако, сам договор, представленный на регистрацию, подписан 18.04.2019. Причины, указанные в сообщении о приостановлении, заявитель не устранил, поэтому в государственной регистрации ему было отказано.
В отзыве на кассационную жалобу управление имущественных отношений поддержало выводы судебных инстанций, просило оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
Лица, участвующие в деле, явку процессуальных представителей в суд округа не обеспечили, извещены надлежащим образом в соответствии со статьями 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс). Судебное разбирательство проведено в порядке статьи 284 Кодекса.
Изучив материалы дела, доводы, приведенные в кассационной жалобе и отзыве, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба удовлетворению не подлежит с учетом следующего.
Как видно из материалов дела, постановлением администрации муниципального образования Лабинский район от 27.02.2019 N 222 "О проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка" принято решение о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером 23:18:0403000:403 площадью 151 823 кв. м, расположенного по адресу: Краснодарский край, Лабинский район, Вознесенское сельское поселение, разрешенное использование - пашни. Начальная цена предмета аукциона составляет 32 581 рубль 22 копейки, шаг аукциона - 977 рублей 44 копейки, размер задатка для участия в аукционе на право заключения договора аренды земельного участка составляет 32 581 рубль 22 копейки (т. 1, л. д. 26 - 31).
Извещение о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером 23:18:0403000:403 размещено на официальном сайте администрации муниципального образования Лабинский район, на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов torgi.gov.ru и в местах для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, установленных уставом Вознесенского сельского поселения Лабинского района.
Победителем торгов признан Казымов З.А-О., предложивший наибольший размер арендной платы (протокол от 08.04.2019 N 3-2019).
По результатам аукциона на право заключения договора аренды земельного участка на основании решения аукционной комиссии о заключении такого договора управление имущественных отношений (арендодатель) и Казымов З.А.-О. (арендатор) подписали договор от 18.04.2019 N 4600012080, по условиям которого арендодатель обязуется предоставить во временное владение и пользование, а арендатор принять на условиях договора земельный участок с кадастровым номером 23:18:0403000:403 площадью 151 823 кв. м. Срок действия договора установлен с 18.04.2019 по 18.04.2068 и составляет 49 лет (т. 1, л. д. 38 - 41).
Указанный договор 13.05.2019 представлен на государственную регистрацию в регистрирующий орган.
15 августа 2019 года регистрирующий орган в письме N 23/999/001/2019-177660 сообщил об отказе в государственной регистрации договора аренды, мотивированном тем, что текст договора не содержит основания заключения договора аренды, следовательно, невозможно определить срок, на который заключен договор аренды; в извещении о проведении торгов N 040319/0130632/01 указано, что размер задатка составляет 0 рублей, а порядок его внесения и возврата отсутствуют; договор аренды указанного земельного участка между сторонами заключен 18.04.2019, т.е. ранее, чем через 10 дней со дня размещения информации о результатах аукциона на официальном сайте; вид разрешенного использования земельного участка по документу не предусматривает срок договора аренды до 49 лет (т. 1, л. д. 42, 43).
Считая действия управления Росреестра по отказу в государственной регистрации договора аренды незаконными, управление имущественных отношений обратилось в арбитражный суд с заявлением.
В силу части 1 статьи 286 Кодекса кассационная инстанция проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Кодекса для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 Кодекса).
По смыслу статей 65, 198, 200 Кодекса обязанность доказывания наличия права и факта его нарушения оспариваемыми актами, решениями, действиями (бездействием) возложена на заявителя, обязанность доказывания соответствия оспариваемого правового акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия (совершения), возлагается на орган или лицо, которые приняли данный акт, решение, совершили действия (допустили бездействие).
В соответствии с пунктом 3 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).
Закон N 218-ФЗ с государственной регистрацией связывает определенные юридические последствия: возникновение, ограничение (обременение), переход или прекращение прав на недвижимое имущество.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Закона N 218-ФЗ государственная регистрация прав осуществляется на основании заявления, за исключением установленных данным Законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном Законом N 218-ФЗ порядке.
В силу статьи 29 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя в числе прочего проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных названным Законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В соответствии со статьей 27 Закона N 218-ФЗ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 данного Закона.
Порядок проведения аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, урегулирован статьей 39.12 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс). Для участия в аукционе заявители представляют в установленный в извещении о проведении аукциона срок ряд документов, в том числе документы, подтверждающие внесение задатка. Заявитель не допускается к участию в аукционе в случае непоступления задатка на дату рассмотрения заявок на участие в аукционе. Заявителям, не допущенным к участию в аукционе, организатор аукциона направляет уведомления о принятых в отношении них решениях. Результаты аукциона оформляются протоколом, который составляет организатор аукциона. Протокол о результатах аукциона составляется в двух экземплярах, один из которых передается победителю аукциона, а второй остается у организатора аукциона.
Согласно подпункту 8 пункта 21 статьи 39.11 Земельного кодекса извещение о проведении аукциона должно содержать сведения о размере задатка, порядке его внесения участниками аукциона и возврата им задатка, банковских реквизитах счета для перечисления задатка.
Исследовав и оценив представленные доказательства (статья 71 Кодекса), суды указали, что размер задатка, реквизиты для его зачисления, порядок его внесения и возврата подробно указаны в аукционной документации, прикрепленной к извещению о проведении торгов, размещенному на сайте (torgi.gov.ru). Кроме того, в местах официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов на территории сельских поселений Лабинского района и официальном сайте администрации муниципального образования Лабинский район размещено извещение о проведении торгов с указанием размера задатка, реквизитов для его зачисления, порядка его внесения и возврата. Таким образом, необходимая информация доведена до сведения всех заинтересованных лиц, желающих принять участие в аукционе. Нарушение оформления аукционной документации, указание в ней противоречивой информации, в том числе о размере задатка и порядке его перечисления, нарушение порядка доведения этой информации до заинтересованных лиц могли служить основанием для признания в судебном порядке недействительными аукциона и договора аренды земельного участка по иску заинтересованного лица. В отсутствие вступившего в законную силу судебного акта о признании недействительными аукциона и договора аренды по оспоримым основаниям управление Росреестра не вправе ссылаться на указанные обстоятельства как основание для отказа в государственной регистрации договора аренды земельного участка. Наличие обстоятельств, свидетельствующих о ничтожности договора аренды, при которых возможен отказ в осуществлении его государственной регистрации, управление Росреестра не доказало.
В этой связи коллегия суда кассационной инстанции считает обоснованным вывод судебных инстанций об отсутствии оснований для отказа управлению имущественных отношений в государственной регистрации договора аренды от 18.04.2019 N 4600012080.
Основания для отмены (изменения) решения и апелляционного постановления по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют, нарушения процессуальных норм (часть 4 статьи 288 Кодекса) не установлены.
Управление Росреестра освобождено от уплаты государственной пошлины за подачу кассационной жалобы на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 20.11.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.01.2021 по делу N А32-1689/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.В. Сидорова |
Судьи |
Н.С. Мазурова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исследовав и оценив представленные доказательства (статья 71 Кодекса), суды указали, что размер задатка, реквизиты для его зачисления, порядок его внесения и возврата подробно указаны в аукционной документации, прикрепленной к извещению о проведении торгов, размещенному на сайте (torgi.gov.ru). Кроме того, в местах официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов на территории сельских поселений Лабинского района и официальном сайте администрации муниципального образования Лабинский район размещено извещение о проведении торгов с указанием размера задатка, реквизитов для его зачисления, порядка его внесения и возврата. Таким образом, необходимая информация доведена до сведения всех заинтересованных лиц, желающих принять участие в аукционе. Нарушение оформления аукционной документации, указание в ней противоречивой информации, в том числе о размере задатка и порядке его перечисления, нарушение порядка доведения этой информации до заинтересованных лиц могли служить основанием для признания в судебном порядке недействительными аукциона и договора аренды земельного участка по иску заинтересованного лица. В отсутствие вступившего в законную силу судебного акта о признании недействительными аукциона и договора аренды по оспоримым основаниям управление Росреестра не вправе ссылаться на указанные обстоятельства как основание для отказа в государственной регистрации договора аренды земельного участка. Наличие обстоятельств, свидетельствующих о ничтожности договора аренды, при которых возможен отказ в осуществлении его государственной регистрации, управление Росреестра не доказало."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 23 июня 2021 г. N Ф08-3817/21 по делу N А32-1689/2020