2.1.6. Атмосферный воздух и воздух закрытых помещений, санитарная охрана воздуха
Методические рекомендации МР 2.1.6.0320-23
"Порядок определения перечня приоритетных загрязняющих веществ и перечня квотируемых объектов с обоснованием оптимальных направлений регулирующих воздействий по минимизации аэрогенных рисков здоровью населения"
(утв. Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека 3 апреля 2023 г.)
ББК 51.214
П59
ISBN 978-5-7508-2017-7
Введены впервые
I. Область применения
1.1. Настоящие методические рекомендации (далее - МР) разработаны в целях унификации подходов к определению приоритетных веществ, в том числе через установление необходимых квот выбросов хозяйствующими субъектами в атмосферный воздух, а также для обоснования направлений регулирующих действий по минимизации рисков здоровью населения, формируемых при воздействии веществ, загрязняющих атмосферный воздух.
1.2. МР направлены на обеспечение:
- реализации полномочий 1, возложенных на федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор по определению перечня приоритетных загрязняющих веществ (далее - приоритетные вещества) и участию в формировании перечня квотируемых объектов;
------------------------------
1Пункт 4 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2019 N 195-ФЗ "О проведении эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части снижения загрязнения атмосферного воздуха".
------------------------------
- реализации полномочий 2 главных государственных санитарных врачей и их заместителей по внесению предложений в федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления о реализации мер по улучшению санитарно-эпидемиологической обстановки и выполнению требований санитарного законодательства, а также предложений, касающихся развития территорий, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, охраны и укрепления здоровья населения.
------------------------------
2Пункт 8 статьи 51 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо слов "Пункт 8 статьи 51" следует читать "Подпункт 8 пункта 1 статьи 51"
------------------------------
1.3. МР применяются при выборе приоритетных веществ для последующего квотирования, для обоснования перечня квотируемых объектов, для рекогносцировочного анализа мероприятий комплексных планов и программ и/или планов воздухоохранных мероприятий, а также для обоснования действий по достижению допустимого (приемлемого) риска для здоровья человека в городах, городских округах (далее - город), в том числе включенных в федеральный проект "Чистый воздух" национального проекта "Экология" и в эксперимент по квотированию выбросов.
1.4. МР предназначены для специалистов органов и организаций Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и иных организаций, осуществляющих анализ (оценку и управление) рисков здоровью населения при воздействии химических веществ, загрязняющих атмосферный воздух.
II. Общие положения
2.1. Определение перечня приоритетных химических веществ, перечня квотируемых объектов и обоснование оптимальных направлений регулирующих воздействий по минимизации аэрогенных рисков здоровью населения (далее - регулирующее воздействие) выполняются с использованием результатов сводных расчетов рассеивания веществ.
2.2. Определение направлений регулирующих воздействий осуществляется для установления конкретных хозяйствующих субъектов, снижение выбросов приоритетных химических веществ от деятельности которых обеспечит достижение уровней допустимого (приемлемого) риска и соблюдение гигиенических нормативов качества атмосферного воздуха 3 на всей территории города.
------------------------------
3Глава I СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 N 2 (зарегистрировано Минюстом России 29.01.2021, регистрационный N 62296), с изменениями, внесенными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.12.2022 N 24 (зарегистрировано Минюстом России 09.03.2023, регистрационный N 72558) (далее - СанПиН 1.2.3685-21).
------------------------------
2.3. Определение направлений регулирующих воздействий в части снижения выбросов приоритетных веществ осуществляется на основе базового решения оптимизационной задачи, заключающейся в определении минимально достаточных изменений масс выбросов загрязняющих веществ объектами квотирования, обеспечивающих соблюдение задаваемых критериев риска в выбранных опорных точках.
2.4. В условиях высоких рисков оптимизационная задача может быть решена комплексно (в качестве критериев задаются критерии допустимого риска) или в 2 этапа:
- 1 этап: снижение высокого риска для здоровья до настораживающего риска;
- 2 этап: снижение настораживающего риска до допустимого.
2.5. Алгоритм определения перечня приоритетных загрязняющих веществ, перечня квотируемых объектов и обоснование оптимальных направлений регулирующих воздействий по минимизации аэрогенных рисков здоровью населения приведен в приложении 1 к настоящим МР.
2.6. Задача выбора оптимальных направлений регулирующих воздействий предполагает:
- определение опорных расчетных точек (далее - опорные точки);
- решение задачи обоснования оптимальных направлений регулирующих воздействий;
- интерпретацию получаемых результатов с выработкой санитарно-гигиенических рекомендаций по выбору оптимальных направлений регулирующих воздействий.
2.7. Рекомендуемый перечень исходных данных, необходимых для выполнения описанных процедур, приведен в приложении 2 к настоящим МР.
III. Порядок выбора приоритетных химических веществ
3.1. Перечень приоритетных веществ формируется на основе результатов расчетов рассеивания выбросов.
3.2. При расчете используются сертифицированные программные продукты, реализующие утвержденные методики расчетов рассеивания выбросов.
Расчеты рассеивания для оценки риска выполняются на условия кратковременного загрязнения атмосферы (20-минутный временной интервал, наихудшие возможные условия рассеивания - условия острого воздействия на население) и на условия среднегодового загрязнения атмосферы (хроническое воздействие).
3.3. Если по данным социально-гигиенического мониторинга выявлены существенные (10 раз и более) расхождения между среднегодовыми расчетными приземными концентрациями загрязняющих веществ и результатами измерений данных химических веществ, рекомендуется передавать информацию о расхождениях органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и в уполномоченные органы по охране атмосферного воздуха с рекомендациями по уточнению источников выбросов и их параметрам.
3.4. При обосновании приоритетных химических веществ оптимальным является выполнение расчета приземных концентраций в расчетных точках, соответствующих геометрическим центрам всех жилых строений (или в геометрических центрах кварталов и/или микрорайонов) и иных территорий с нормируемым качеством воздуха, используемых населением, например для рекреационных или лечебно-оздоровительных.
Расчетные точки в жилой застройке определяются с учетом нескольких аспектов, повышающих корректность оценки риска:
- расчетные точки рекомендуется располагать непосредственно в точках проживания населения;
- расчетные точки не располагаются на дорогах, на промышленных площадках, расположенных вблизи жилых зданий.
3.5. Каждое вещество в расчетной точке характеризуется параметрами:
- доля предельно допустимой концентрации максимальной разовой (далее - ПДКм.р.);
- доля предельно допустимой концентрации среднегодовой (далее - ПДКс.г.) или для веществ, не имеющих ПДКс.г., доля предельно допустимой концентрации средней суточной (далее - ПДКс.с.);
- уровень формируемого канцерогенного пожизненного риска;
- коэффициент опасности при остром ингаляционном воздействии, HQ ARfC (доля референтной концентрации при остром воздействии (англ. ARfC, Acute reference concentration);
- коэффициент опасности при хроническом воздействии, HQ RfC (доля референтной концентрации при хронических ингаляционных воздействиях (англ. RfC, Reference concentration).
3.6. Расчет показателей канцерогенного, неканцерогенного острого и неканцерогенного хронического риска для здоровья населения проводится в соответствии с методическими документами 4 по оценке риска здоровью населения при воздействии химических веществ, загрязняющих окружающую среду.
------------------------------
4Руководство 2.1.10.1920-04 "Руководство по оценке риска для здоровья населения при воздействии химических веществ, загрязняющих окружающую среду", утвержденное Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации, Первым заместителем Министра здравоохранения Российской Федерации 05.03.2004; МР 2.1.10.0156-19 "Оценка качества атмосферного воздуха и анализ риска здоровью населения в целях принятия обоснованных управленческих решений в сфере обеспечения качества атмосферного воздуха и санитарно-эпидемиологического благополучия населения", утвержденные Руководителем Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 02.12.2019 (далее - МР 2.1.10.0156-19).
------------------------------
3.7. Критерии допустимого (приемлемого) риска принимаются в соответствии с методическими документами 5:
------------------------------
------------------------------
- канцерогенный риск - 1,0 x 10 -4;
- неканцерогенный хронический и/или острый риск - индекс опасности (англ, hazard index, далее - HI) для веществ с однонаправленным действием 3,0; коэффициент опасности для отдельных веществ 1,0.
3.8. При выявлении недопустимых (неприемлемых) уровней риска для здоровья выполняется оценка вклада отдельных химических веществ в каждый из видов риска (канцерогенного, неканцерогенного острого и неканцерогенного хронического) в каждой точке недопустимого (неприемлемого) риска.
В каждой расчетной точке, в которой установлен недопустимый (неприемлемый) риск, вещества ранжируются по вкладу в суммарный риск.
К приоритетным веществам относятся:
- вещества, для которых регистрируются превышения ПДКм.р. и/или ПДКс.г. (ПДКс.с.) по результатам расчетов рассеивания;
- вещества, которые характеризуются индивидуальными HQ > 1,0;
- вещества, которые вносят (с учетом порядка убывания вклада) в сумме не менее 95 % вклада в неприемлемый риск в отношении критических органов или систем организма хотя бы в 1 расчетной точке.
Пример выбора приоритетных веществ в точках для одного вида риска приведен в табл. 3.1 приложения 3 к настоящим МР.
3.9. При необходимости может решаться задача достижения более жесткого критерия - минимального (целевого) риска.
3.10. Итоговый перечень приоритетных веществ по городу формируется по совокупности всех данных (пример представлен в табл. 3.2 приложения 3 к настоящим МР).
3.11. Перечень приоритетных веществ, подлежащих квотированию, является динамичным, изменяющимся в результате появления новых или передислокации известных источников, изменения сводной базы данных об источниках по городу.
IV. Порядок определения приоритетных квотируемых объектов
4.1. Для определения приоритетных квотируемых объектов используются результаты расчета вкладов отдельных источников в опорных точках 6 в приземные концентрации приоритетных загрязняющих веществ и в неприемлемые риски.
------------------------------
6При отсутствии технической возможности расчета вкладов источников в каждой точке при расчете приземных концентраций в соответствии с пунктом 4.2, расчет вкладов предприятий, объектов инфраструктуры, иных источников в риск здоровью выполняют в опорных точках. Опорные точки выбираются из числа расчетных точек для минимизации расчетов при решении оптимизационный задачи.
------------------------------
Учитываются все источники, формирующие суммарно более 95 % риска.
Вклад отдельного объекта (например, предприятия, участка улично-дорожной сети с выбросами автотранспорта, автономного источника теплоснабжения) в показатели риска (индексы опасности) в каждой точке определяют как взвешенное среднее вкладов предприятия по формулам:
- Для хронического риска по формуле (1):
,
(1)
где:
- - вклад n-го объекта в индекс опасности для j-го органа или системы в k-й точке при хроническом воздействии;
- - множество загрязняющих веществ, формирующих риск хронического действия по j-му органу или системе;
- - коэффициент опасности для хронического действия для i-го загрязняющего вещества в k-й точке;
- - вклад n-го предприятия в среднегодовые концентрации в k-той точке по i-му веществу.
- Для острого риска по формуле (2):
,
(2)
где:
- - вклад n-го объекта в индекс опасности для j-го органа или системы в k-й точке при остром воздействии;
- - множество загрязняющих веществ, формирующих риск здоровью острого действия по j-му органу или системе;
- - коэффициент опасности для острого действия для i-го загрязняющего вещества в k-й точке;
- - вклад n-го предприятия в максимальные разовые концентрации в k-й точке по i-му веществу.
- Для канцерогенного действия по формуле (3):
,
(3)
где:
- - вклад n-го объекта в канцерогенный риск в k-й точке при остром воздействии;
- - среднегодовая концентрация i-го загрязняющего вещества, рассчитанного в k-й точке;
- - вклад n-го предприятия в среднегодовые концентрации в k-й точке по i-му веществу;
- - фактор канцерогенного потенциала (слоуп-фактор) для i-го загрязняющего вещества.
Расчет вкладов проводят в каждой точке в отношении всех критических органов и систем для хронического и острого действия.
Интегральную оценку вклада отдельного объекта в показатели риска проводят с применением взвешенного осреднения по всем точкам:
- Для хронического действия по формуле (4).
,
(4)
где:
- - средневзвешенный вклад n-го объекта в индекс опасности для j-го органа или системы при хроническом воздействии по совокупности точек;
- - индекс опасности для j-го органа или системы при хроническом воздействии в k-й точке.
- Для острого действия по формуле (5):
,
(5)
где:
- - средневзвешенный вклад n-го объекта в индекс опасности для j-го органа или системы при остром воздействии по совокупности точек;
- - индекс опасности для j-го органа или системы при остром воздействии в k-й точке.
- Для канцерогенного действия по формуле (6):
,
(6)
где:
- - средневзвешенный вклад n-го объекта в канцерогенный риск по совокупности точек;
- - канцерогенный риск в k-й точке.
Расчет интегрального вклада объектов в показатели риска проводят только для зон неприемлемого риска отдельно для каждого критического органа или системы.
Все объекты, которые вносят вклад в 95 % неприемлемого риска (с учетом канцерогенного, острого неканцерогенного и хронического неканцерогенного), включаются в перечень объектов, квотирование выбросов которых целесообразно с позиций достижения приемлемого риска.
4.2. Для каждого объекта указываются факторы (вещества), которые подлежат первоочередному снижению в выбросах как наиболее значимые при формировании неприемлемых рисков.
Пример формирования перечня приоритетных объектов для задач квотирования со списком веществ, подлежащих сокращению на данном объекте, приведены в табл. 4.1 и 4.2 приложения 4 к настоящим МР.
4.3. Результаты с перечнем приоритетных веществ и приоритетных хозяйствующих субъектов оформляются в виде заключения по рекомендуемой форме, приведенной в приложении 5 к настоящим МР.
V. Определение опорных точек при обосновании оптимальных направлений регулирующих воздействий по минимизации аэрогенных рисков здоровью населения
5.1. Выбор опорных точек проводится на основе ранее выполненного сводного расчета среднегодовых и максимальных разовых приземных концентраций загрязняющих веществ в местах проживания населения, расположения культурно-бытовых объектов, мест рекреации и/или иных мест с нормируемым качеством атмосферного воздуха.
5.2. Опорные точки выбираются как точки локальных максимумов в зонах компактного проживания населения, расположения мест рекреации и культурно-бытовых объектов по системе показателей, характеризующих коэффициенты опасности веществ по острому и хроническому действию, индексы опасности по острому и хроническому действию для критических органов и систем, показатель канцерогенного риска.
Пример карты с пространственным расположением опорных точек приведен в приложении 6 к настоящим МР.
5.3. Зона компактного проживания населения является совокупностью объектов жилья, мест культурно-бытового обслуживания, мест рекреации, и других нормируемых по гигиеническим нормативам территорий 7, расположенных в непосредственной близости друг от друга.
------------------------------
------------------------------
Зоны компактного проживания населения определяются на основе проведения кластерного анализа точек.
В качестве переменных кластеризации выступают координаты центров соответствующих полигонов на электронной карте. Для проведения кластеризации рекомендуется использовать метод средней связи кластерного анализа.
Количество кластеров определяется исходя из соотношения 1 кластер на 30 000 человек.
5.4. После проведения процедуры кластеризации, определяющей зоны компактного проживания населения, для каждой зоны определяется расчетная точка с максимальным значением не менее 1 показателя, выступающего в качестве условий решения задачи оптимизации:
- коэффициенты опасности по острому и хроническому действию;
- индексы опасности для критических органов и систем по острому и хроническому действию;
- показатель канцерогенного риска.
Совокупность всех точек максимумов для всех зон компактного проживания является множеством опорных точек.
VI. Базовое решение задачи определения направлений регулирующих воздействий
6.1. В настоящих МР предлагается вариант решения оптимизационной задачи, при которой критерием оптимизации является минимально достаточное изменение масс выбросов на объектах квотирования.
Дополнительные ограничения на отсутствие технико-технологических решений, социальную значимость и другие условия, позволяющие исключать объекты из программ регулирующих мероприятий, не рассматриваются 8.
------------------------------
8При работе с программным обеспечением ограничения на учет объектов могут вводиться в ручном режиме.
------------------------------
6.2. Поиск оптимальных решений, когда критерием оптимизации является минимальное снижение выбросов, решается с применением линейного программирования.
Решение задачи предполагает допущение того, что доля изменения массового выброса загрязняющего вещества на источнике (т/год) совпадает с долей изменения концентрации данного вещества от источника в опорной точке.
6.3. В качестве целевой функции (критерия оптимизации) выступает суммарное изменение масс выбросов загрязняющих веществ по всем объектам квотирования.
,
(7)
где:
- q in - доля снижения массового расхода в год в единицу времени i-го загрязняющего вещества от n-го объекта;
- M in - массовый расход в единицу времени i-го загрязняющего вещества от n-го объекта, т/год.
В каждой опорной точке соблюдаются следующие ограничения:
- Область допустимых значений доли снижения массового расхода загрязняющих веществ на объектах квотирования (параметров управления):
,
(8)
- Условие соблюдения заданного критерия коэффициента опасности (RHQ) для хронического и острого воздействия. RHQ = 3,0, если есть цель достичь уровня "настораживающий риск"; R HQ = 1,0, если есть цель достичь уровня "допустимый (приемлемый) риск"; R HQ = 0,1, если есть цель достичь уровня "минимальный (целевой) риск":
,
(9)
где:
q in - доля снижения массового расхода в год в единицу времени i-го загрязняющего вещества от n-го объекта;
Rfc i - референтная концентрация i-го загрязняющего вещества при хроническом (среднегодовом) воздействии, мг/м 3;
- среднегодовая концентрация i-го загрязняющего вещества от n-го объекта, рассчитанная в k-й точке, мг/м 3.
,
(10)
где:
q in - доля снижения массового расхода в год в единицу времени i-го загрязняющего вещества от n-го объекта;
- максимальная разовая концентрация i-го загрязняющего вещества от n-го объекта, рассчитанная в k-й точке, мг/м 3;
- референтная концентрация i-го загрязняющего вещества при кратковременном (остром) воздействии, мг/м 3.
- Условие соблюдения заданного критерия индекса опасности при хроническом и остром воздействии R Hl = 6,0, если есть цель достичь уровня "настораживающий риск"; R HI = 3,0, если есть цель достичь уровня "приемлемый риск"; R HI = 1,0, если есть цель достичь уровня "минимальный (целевой) риск":
,
(11)
где:
q in - доля снижения массового расхода в год в единицу времени i-го загрязняющего вещества от n-го объекта;
- среднегодовая концентрация i-го загрязняющего вещества от n-го объекта, рассчитанная в k-й точке, мг/м 3;
- референтная концентрация i-го загрязняющего вещества при хроническом (среднегодовом) воздействии, мг/м 3.
,
(12)
где:
q in - доля снижения массового расхода в год в единицу времени i-го загрязняющего вещества от n-го объекта;
- максимальная разовая концентрация i-го загрязняющего вещества от n-го объекта, рассчитанная в k-й точке, мг/м 3;
- референтная концентрация i-го загрязняющего вещества при кратковременном (остром) воздействии, мг/м 3.
- условие соблюдения критериев канцерогенного риска R Cr = 10 -3, если есть цель достичь уровня "настораживающий риск"; R Cr = 10 -4, если есть цель достичь уровня "приемлемый риск"; R Cr = 10 -6, если есть цель достичь уровня минимальный, "целевой" риск":
,
(13)
где:
q in - доля снижения массового расхода в год в единицу времени i-го загрязняющего вещества от n-го объекта;
- среднегодовая концентрация i-го загрязняющего вещества от n-го объекта, рассчитанная в k-й точке, мг/м 3;
- фактор канцерогенного потенциала (слоуп-фактор) для i-го загрязняющего вещества.
6.4. Задача определения базового решения, формализованная соотношениями (7) - (13), представляет собой задачу линейного программирования.
6.5. Для реализации метода в качестве входных данных целесообразно использовать таблицы, представленные в приложении 7 к настоящим МР.
6.6. Техническая реализация решения задачи определения направлений регулирующих действий проводится с применением специального программного обеспечения, реализующего методы линейного программирования, как симплекс-метод, метод ветвей и границ. Специальных требований к компьютерной технике не предъявляется.
В результате решения формируется выходная таблица, содержащая оптимальные величины долей снижения выбросов на объектах квотирования (рекомендуемый образец представлен в табл. 7.5 приложения 7 к настоящим МР).
6.7. Если для некоторого количества отдельных источников степень сокращения выбросов задана и определяется техническими, технологическими, социально-экономическими или иными причинами, то в систему расчета вводятся дополнительные ограничения.
VII. Гигиенические рекомендации по выбору оптимальных направлений регулирующих воздействий для минимизации аэрогенных рисков здоровью населения
7.1. Получаемые при решении задачи результаты могут рассматриваться как инструмент оценки целесообразности и достаточности мероприятий, включенных в планы сокращения выбросов веществ на отдельном объекте, с позиций потенциального снижения рисков и разработки рекомендаций по внесению корректив в планы мероприятий хозяйствующих субъектов и органов местного самоуправления.
7.2. В приложении 8 к настоящим МР приведен фрагмент решения задачи по обоснованию регулирующих воздействий в целях сокращения выбросов конкретного вещества, которое вошло в перечень приоритетных загрязняющих веществ в одном из городов в рамках федерального проекта "Чистый воздух" национального проекта "Экология".
Достижение приемлемых рисков происходит за счет первоочередного сокращения выбросов вещества на 3 объектах, которые вошли в перечни приоритетных.
На одном из объектов необходимо значительное сокращение выброса (около 55 %). Снижение выбросов вещества на прочих объектах менее эффективно с позиции достижения критериев приемлемого риска.
7.3. С целью выработки рекомендаций по корректировке планов и программ действий рекомендуется учитывать, что квотирование выбросов осуществляется с учетом достижения снижения выбросов приоритетных веществ на 20 %, независимо от вклада источников в риски.
7.4. В случае, если при введении ограничений на снижение выбросов задача достижения требуемых критериев не имеет решения (т.е. критерии не могут быть достигнуты), могут быть выработаны рекомендации по разработке и реализации компенсационных мероприятий, в том числе медико-профилактических программ и планов действий.
Библиографические ссылки
1. Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
2. Федеральный закон от 26.07.2019 N 195-ФЗ "О проведении эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части снижения загрязнения атмосферного воздуха".
3. СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания".
4. Приказ Минприроды России от 29.11.2019 N 814 "Об утверждении правил квотирования выбросов загрязняющих веществ".
5. Р 2.1.10.1920-04 "Руководство по оценке риска для здоровья населения при воздействии химических веществ, загрязняющих окружающую среду".
6. МР 2.1.10.0156-19 "Оценка качества атмосферного воздуха и анализ риска здоровью населения в целях принятия обоснованных управленческих решений в сфере обеспечения качества атмосферного воздуха и санитарно-эпидемиологического благополучия населения".
7. РД 52.04.186-89 "Руководство по контролю загрязнения атмосферы".
8. Ревич Б.А. Национальный проект "Чистый воздух" в контексте охраны здоровья населения [Электронный ресурс] // Экологический вестник России. - URL: http://ecovestnik.ru/index.php/2013-07-07-02-13-50/nashi-publikacii/3132-natsionalnyj-proekt-chistyj-vozdukh-v-kontekste-okhranyzdorovya-naseleniya (дата обращения: 01.10.2022).
9. Попова А.Ю., Зайцева Н.В., Май И.В. Здоровье населения как целевая функция и критерий эффективности мероприятий федерального проекта "Чистый воздух" // Анализ риска здоровью. 2019. N 4. С. 4 - 13. DOI: 10.21668/health.risk/2019.4.01
10. Генихович Е.Л., Кириллова В.И. Мониторинг загрязнения воздуха как инструмент оценки эффективности нормирования выбросов и их регулирования в периоды неблагоприятных метеорологических условий // Труды Главной геофизической обсерватории им. А.И. Воейкова. 2019. N 593. С. 85 - 98.
Термины и определения
В целях применения настоящих МР используются следующие понятия.
Результаты сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха - обобщенные сведения о концентрациях загрязняющих веществ в атмосферном воздухе, отражающие состояние атмосферного воздуха на территории населенного пункта, его части, полученные с использованием методов расчетов рассеивания выбросов загрязняющих веществ в атмосферном воздухе на основании данных о выбросах загрязняющих веществ всех стационарных и передвижных источников, влияющих на качество атмосферного воздуха на указанных территориях.
Система квотирования выбросов - осуществление особого порядка регулирования выбросов на основе сводных расчетов с учетом целевых показателей снижения выбросов.
Квоты выбросов - величины допустимых выбросов, устанавливаемые с учетом допустимых вкладов в концентрацию, и/или целевых показателей снижения выбросов для источников выбросов, и (или) их совокупности на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, в том числе на объекте транспортной, коммунальной или социальной инфраструктуры.
Приоритетные загрязняющие вещества - загрязняющие вещества, выбросы которых влияют на превышение гигиенических нормативов качества атмосферного воздуха, создают неприемлемые риски для здоровья человека на территориях эксперимента.
Квотируемые объекты - объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, в том числе объекты коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур, выбросы которых содержат приоритетные загрязняющие вещества.
Опорные расчетные точки - система точек в зонах компактного проживания населения, мест рекреации, культурно-бытовых и иных объектов, нормируемых по качеству воздуха, репрезентативных в отношении качества атмосферного воздуха и рисков для здоровья и выбранных для последующей оценки достаточности и результативности мер по минимизации рисков и обоснованию регулирующих действий.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Методические рекомендации МР 2.1.6.0320-23 "Порядок определения перечня приоритетных загрязняющих веществ и перечня квотируемых объектов с обоснованием оптимальных направлений регулирующих воздействий по минимизации аэрогенных рисков здоровью населения" (утв. Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека 3 апреля 2023 г.)
Текст методических рекомендаций приводится по изданию Государственного санитарно-эпидемиологического нормирования Российской Федерации (Москва, 2023 г.)
1. Разработаны Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (А.Ю. Попова); ФБУН "Федеральный научный центр медико-профилактических технологий управлениями рисками здоровью населения" (академик РАН, д.м.н. Н.В. Зайцева, д.м.н. В.Б. Алексеев, д.б.н. И.В. Май, д.м.н. С.В. Клейн, к.т.н. Д.А. Кирьянов, к.т.н. В.М. Чигвинцев, С.Ю. Загороднов, А.М. Андришунас, Д.А. к.б.н. Эйсфельд); Управлением Роспотребнадзора по Красноярскому краю (к.м.н. Горяев Д.В.).
2. Утверждены Руководителем Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации А.Ю. Поповой 3 апреля 2023 года.
3. Введены впервые.