г. Краснодар |
|
22 июня 2021 г. |
Дело N А32-51538/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 июня 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 июня 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Воловик Л.Н., судей Драбо Т.Н. и Черных Л.А., при участии в судебном заседании от заявителя - Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Краснодарскому краю (ИНН 2310099811, ОГРН 1052305684727) - Макеевой Е.А. (доверенность от 11.01.2021), от заинтересованного лица - общества с ограниченной ответственностью "Мобильная медицина" (ИНН 2308244589, ОГРН 1172375031950) - Касатова Я.И. (доверенность от 21.12.2020), рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Мобильная медицина" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 25.01.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.04.2021 по делу N А32-51538/2020, установил следующее.
Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Краснодарскому краю (далее - служба, административный орган) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о привлечении ООО "Мобильная медицина" (далее - общество) к административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных частями 2 и 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс).
Решением от 25.01.2021, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 07.04.2021, суд привлек общество к административной ответственности по части 2 и части 4 статьи 14.1 Кодекса в виде 100 тыс. рублей штрафа с применением статьи 4.4 Кодекса. Судебные акты мотивированы наличием в действиях общества составов вмененных ему административных правонарушений, соблюдением службой порядка производства по делам об административных правонарушениях.
В кассационной жалобе и дополнениях к ней общество просит отменить судебные акты, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных службой требований. Податель кассационной жалобы полагает, что суды неправильно применили нормы права, а выводы судов не соответствуют обстоятельствам дела. Суды не учли, что для оказания услуг МБУ ДО "Детско-юношеская спортивная школа" муниципального образования Темрюкский район по контракту от 02.09.2020 N 108023262 создана специальная мобильная медицинская бригада, в состав которой вошли, кроме сотрудников общества, врач педиатр Вишнякова Л.Г., врач-кардиолог Грошилина О.В. и врач-травматолог-ортопед Алиев М.С., являющиеся сотрудниками другой организации - ООО "Мобильная медицина" (ИНН 6163126843, г. Ростов-на-Дону) для оказания медицинских услуг при отсутствии в действующей лицензии исполнителя соответствующих услуг по педиатрии, кардиологии и лабораторной диагностике. Суды не приняли во внимание изменения нормативного регулирования в сфере лицензирования медицинской деятельности, внесенные постановлением Правительства Российской Федерации от 01.08.2020 N 1154 "О внесении изменений в Положение о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") (далее - постановление N 1154), которыми предусмотрено право лицензиата осуществлять лицензируемый вид деятельности по адресу, не указанному в лицензии; постановление N 1154 вступило в силу с 12.08.2020 - до вынесения обжалуемых судебных актов, однако не применено судами при рассмотрении настоящего дела. Для оказания услуг в г. Темрюке общество использовало специальный комплекс передвижной медицинский, имеющий регистрационное удостоверение на медицинское изделие от 04.09.2018 N РЗН 2013/1187, в состав которого входит достаточный перечень медицинской аппаратуры и оборудования, позволяющий обществу должным образом оказывать медицинские услуги, связанные с медицинским осмотром различного направления. Вывод судов о том, что комплекс лечебно-диагностический подвижной по ТУ 9451-002-33249105-2006 используется в варианте исполнения "Лаборатория рентгенодиагностическая передвижная", противоречит представленному в материалы дела регистрационному удостоверению от 04.09.2018 N РЗН 2013/1187, поскольку оно выдано на весь комплекс специальный передвижной медицинский, а не на "Лабораторию рентгенодиагностическую передвижную" входящую в состав комплекса. Суды ошибочно посчитали вмененные обществу административные правонарушения в качестве длящихся; в рассматриваемом случае срок давности привлечения к административной ответственности в соответствии с частью 1 статьи 4.5 Кодекса подлежит исчислению не с даты подписания акта об оказанных услугах, а со дня их фактического выполнения - 06.10.2020 и 07.10.2020, что подтверждается приказом о направлении работников в командировку, актом об оказании гостиничных услуг, в связи с чем, на момент вынесения судом решения от 25.01.2021 срок давности привлечения к административной ответственности истек.23 июня 2021 года
В отзыве на кассационную жалобу служба просит оставить судебные акты без изменения, полагая, что они являются законными и обоснованными.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы с дополнениями и отзыва, выслушав представителей участвующих в деле лиц, проверив законность и обоснованность судебных актов, считает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит, по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, в административный орган поступила информация прокурора Темрюкского района (письмо от 12.11.2020 N 23-3481/20) о необходимости принятия мер в соответствии с установленными полномочиями (государственный контроль качества осуществления медицинской деятельности), в связи с установлением в действиях общества события административного правонарушения при осуществлении медицинского обследования лиц, занимающихся спортом.
По результатам рассмотрения информации, представленной прокурором Темрюкского района, служба установила, что общество имеет лицензию на осуществление медицинской деятельности от 18.12.2019 N ЛО-23-01-014199, выданную Министерством здравоохранения Краснодарского края по месту осуществления деятельности: 350000, Краснодарский край, г. Краснодар, Западный внутригородской округ, ул. Минская, 59, помещения N 72, 72/1, 73 - 81, которой не предусмотрено выполнение (оказание) обществом работ (услуг) по педиатрии, кардиологии, а также по лабораторной диагностике, клинической лабораторной диагностике (для проведения клинико-лабораторных исследований). Согласно заключенному обществом и МБУ ДО "Детско-юношеская спортивная школа" муниципального образования Темрюкский район (далее - ДЮСШ, спортшкола) контракту на оказание услуги углубленного медицинского обследования лиц, занимающихся спортом, местом оказания услуг является фактическое место нахождения заказчика в пределах административных границ муниципального образования Темрюкский район, тогда как согласно выданной обществу лицензии, местом осуществления его деятельности является: г. Краснодар, ул. Минская, 59, помещения N 72, 72/1, 73 - 81. Комплекс лечебно-диагностический подвижной по ТУ 9451-002-33249105-2006, используемый в варианте исполнения "Лаборатория рентгенодиагностическая передвижная", не предусмотрен для проведения периодических медицинских осмотров. По адресу оказания услуг общество не имеет зданий, строений, сооружений и (или) помещений, принадлежащих обществу на праве собственности или на ином законном основании, необходимых для выполнения (оказания) заявленных работ (услуг) и отвечающих установленным требованиям (подпункт "а" пункта 4 Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 291, далее - Положение о лицензировании). Обществом не соблюдаются порядки оказания медицинской помощи (подпункт "а" пункта 5 Положения о лицензировании).
Сделав вывод о наличии в действиях общества составов административных правонарушений, предусмотренных частями 2 и 4 статьи 14.1 Кодекса, административный орган составил в отношении общества протокол об административных правонарушениях от 17.11.2020 N 111/20 и обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечения общества к административной ответственности, предусмотренной частями 2 и 4 статьи 14.1 Кодекса.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 Кодекса административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В силу части 2 статьи 14.1 Кодекса осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от 40 тыс. до 50 тыс. рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.
Согласно части 4 статьи 14.1 Кодекса осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от 100 тыс. до 200 тыс. рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
При рассмотрении данного дела судебные инстанции установили, что 02.09.2020 ООО "Мобильная медицина" и ДЮСШ заключили контракт N 108023262 (далее - контракт) на оказание услуг углубленного медицинского обследования лиц, занимающихся спортом. Пунктом 3.3 контракта определено, что местом проведения медицинских осмотров является фактическое место нахождения заказчика в пределах административных границ муниципального образования Темрюкский район. Условиями контракта предусмотрено оказание обществом медицинских услуг не по месту его осуществления деятельности в г. Краснодаре, указанному в лицензии, а в муниципальном образовании Темрюкский район (пункт 3.3 контракта). Оплата оказанных услуг производится в срок не более 15 рабочих дней после удостоверения факта надлежащего оказания услуг исполнителем - даты подписания сторонами документа о приемке услуг, которым является акт оказанных услуг, на основании такого акта и документа на оплату, представленного исполнителем (пункт 3.5 контракта).
Услуги, предусмотренные контрактом, общество выполнило, что подтверждается актом от 30.10.2020 N 328 (том 1, л. д. 44) и актом о приеме выполненных работ от 30.10.2020 (том 1, л. д. 45).
Установив, что услуги оказаны обществом по адресу, не указанному в выданной обществу лицензии от 18.12.2019 N ЛО-23-01-014199, согласно которой местом осуществления деятельности общества является: 350000, Краснодарский край, г. Краснодар, Западный внутригородской округ, ул. Минская, 59, помещения N 72, 72/1, 73 - 81; по адресу оказания медицинских услуг у общества отсутствуют на праве собственности или на ином законном основании здания, строения, сооружения, необходимые для выполнения предусмотренных контрактом услуг; медицинская деятельность осуществлялась по видам работ и услуг, не указанным в лицензии от 18.12.2019 N ЛО-23-01-014199 (педиатрии, кардиологии, клинической лабораторной диагностике), суды пришли к выводу о нарушении лицензиатом подпункта "а" пункта 4 Положения о лицензировании и наличии оснований и наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.1 Кодекса.
Вместе с тем, как на дату выполнения работ по контракту, так и дату привлечения общества к административной ответственности изменено нормативное регулирование в сфере лицензирования медицинской деятельности постановлением Правительства Российской Федерации от 01.08.2020 N 1154 "О внесении изменений в Положение о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково" (вступило в силу 12.08.2020) в части пункта 8 Положения о лицензировании, которым предусмотрено, что выполнение работ (услуг), предусмотренных приложением к Положению о лицензировании, может осуществляться лицензиатом, в структуре которого организована мобильная медицинская бригада для оказания первичной медико-санитарной помощи населению, проведения профилактического медицинского осмотра, диспансеризации по месту нахождения мобильной медицинской бригады, не указанному в лицензии в качестве адреса (адресов) места осуществления медицинской деятельности, и не требует переоформления лицензии.
Таким образом, лицензиат вправе осуществлять лицензируемый вид деятельности по адресу, не указанному в лицензии в качестве адреса (адресов) места осуществления медицинской деятельности, и не требует переоформления лицензии. Следовательно, вывод судов о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.1 Кодекса, по основанию осуществления деятельности по адресу, не указанному в имеющейся у общества лицензии, неверен.
Судебные инстанции установили, что в соответствии со спецификацией к контракту, углубленное медицинское обследование по контракту проводилось лицам, занимающимся спортом на спортивно-оздоровительном этапе: мальчикам и девочкам в возрасте младше 15 лет в количестве 228 человек. Так как лицами, занимающимися спортом, в данных случаях являются несовершеннолетние, осмотр должен проводить врач-педиатр. Действующей лицензией общества выполнение работ (услуг) по педиатрии и кардиологии не предусмотрены. Также в действующей лицензии отсутствуют работы (услуги) по лабораторной диагностике, клинической лабораторной диагностике (для проведения клинико-лабораторных исследований).
Приказом Минздрава России от 01.03.2016 N 14н "О порядке организации оказания медицинской помощи лицам, занимающимся физической культурой и спортом (в том числе при подготовке и проведении физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий, включая порядок медицинского осмотра лиц, желающих пройти спортивную подготовку, заниматься физической культурой и спортом в организациях и (или) выполнить нормативы испытаний (тестов) Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне", утвержден Порядок организации оказания медицинской помощи лицам, занимающимся физической культурой и спортом (в том числе при подготовке и проведении физкультурных и спортивных мероприятий), включая порядок медицинского осмотра лиц, желающих пройти спортивную подготовку, заниматься физической культурой и спортом в организациях и (или) выполнить нормативы испытаний (тестов) Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне", приложением к которому утверждена Программа углубленного медицинского обследования (УМО) лиц, занимающихся спортом на различных этапах спортивной подготовки, в соответствии с которой, лицам занимающимся спортом на спортивно-оздоровительном этапе должны быть выполнены услуги врачами, в том числе: педиатром или терапевтом (по возрасту), кардиологом, а также выполнены клинико-лабораторные исследования.
Судебные инстанции установили, что медицинская деятельность осуществлялась обществом по видам работ и услуг, не указанным в лицензии от 18.12.2019 N ЛО-23-01-014199 (педиатрии, кардиологии, клинической лабораторной диагностике); медицинские услуги оказывались обществом с применением медицинского изделия "Комплекс лечебно-диагностический передвижной по ТУ 9451-002-33249105" (регистрационное удостоверение на медицинское изделие от 04.09.2018 N РЗН 2013/1187) в варианте исполнения "Лаборатория рентгенодиагностическая передвижная", в котором (пункт 3.7 СанПиН 2.6.1.1192 -03) не допускается размещение оборудования, не включенного в проект, а также проведение работ, не относящихся к рентренологическим исследованиям. На официальном сайте общества размещена информация об оказываемых им услугах по периодическим осмотрам как на территории общества, по адресу, указанному в лицензии, так и на территории заказчика; для оказания услуг используются передвижные рентгенодиагностические комплексы, при помощи которых осуществляются медицинские осмотры.
Согласно подпункту "а" пункта 4 Положения N 291 лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии на осуществление медицинской деятельности, является, в том числе, наличие зданий, строений, сооружений и (или) помещений, принадлежащих соискателю лицензии на праве собственности или на ином законном основании, необходимых для выполнения заявленных работ (услуг) и отвечающих установленным требованиям.
В силу пункта 6 Положения N 291 под грубым нарушением лицензионных требований понимается невыполнение требований, предусмотренных пунктом 4 и подпунктами "а", "б" и "в(1)" пункта 5 Положения N 291, повлекшее последствия, установленные частью 11 статьи 19 Закона N 99-ФЗ.
Судебные инстанции установили, что общество осуществляло медицинскую деятельность по видам работ и услуг, не указанным в выданной ему лицензии (педиатрии, кардиологии, клинической лабораторной диагностике), помещение для выполнения работ (услуг) не отвечало требованиям подпункта "а" пункта 4 Положения о лицензировании, при этом обществом не соблюдались порядки оказания медицинской помощи (подпункт "а" пункта 5 Положения о лицензировании) и сделали правильный вывод о наличии в действиях общества составов правонарушения, предусмотренных частями 2 и 4 статьи 14.1 Кодекса. Судебные инстанции обоснованно исходили из того, что указанные действия общества повлекли возникновение угрозы причинения вреда охраняемым общественным правоотношениям (соблюдению прав человека и гражданина в области охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий. Существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в пренебрежительном отношении общества к исполнению своих публично - правовых обязанностей в области действующего законодательства, связанного с исполнением требований к осуществлению лицензируемого вида деятельности.
Вывод судебных инстанций основан на исследовании и оценке представленных в материалы дела доказательств, доводов участвующих в деле лиц и правильном применении положений Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ), Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 323-ФЗ), Положения о лицензировании медицинской деятельности, Порядка организации оказания медицинской помощи лицам, занимающимся физической культурой и спортом (в том числе при подготовке и проведении физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий), включая порядок медицинского осмотра лиц, желающих пройти спортивную подготовку, заниматься физической культурой и спортом в организациях и (или) выполнить нормативы испытаний (тестов) Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне, утвержденным приказом Минздрава России от 01.03.2016 N 134н.
Вывод судов о соблюдении срока для привлечения общества к административной ответственности является правильным, поскольку как установили судебные инстанции, услуги ДЮСШ по договору от 02.09.2020 N 108023262 оказаны обществом в полном объеме 30.10.2020, что подтверждается представленным в материалы дела актом от 30.10.2020 N 328 (том 1, л. д. 44) и актом о приемке выполненных работ от 30.10.2020 (том 1, л. д. 45), следовательно, именно с этого момента следует исчислять установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса трехмесячной срок для привлечения общества к административной ответственности. Поскольку полный текст решения суда первой инстанции по данному делу изготовлен 25.01.2021, общество привлечено к административной ответственности в пределах срока, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса.
Суды установили соблюдение порядка производства по делу об административном правонарушении. Наказание назначено обществу с учетом требований части 2 статьи 4.4 Кодекса в размере 100 тыс. рублей, что соответствует минимальному размеру наказания, установленного санкцией части 4 статьи 14.1 Кодекса.
Довод кассационной жалобы о том, что суды не дали оценки всем представленным в материалы дела доказательствам и доводам общества не нашел своего подтверждения в ходе рассмотрения кассационной жалобы, при этом неотражение в судебных актах всех имеющихся в деле доказательств либо доводов стороны не свидетельствует об отсутствии их надлежащей судебной проверки и оценки (определение Верховного Суда Российской Федерации от 06.10.2017 N 305-КГ17-13690).
Доводы кассационной жалобы выводы судов не опровергают, направлены на переоценку доказательств о фактических обстоятельствах, установленных судами, переоценка которых не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нормы права при рассмотрении дела применены судами правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие безусловную отмену обжалуемых судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 25.01.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.04.2021 по делу N А32-51538/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.Н. Воловик |
Судьи |
Т.Н. Драбо |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Вывод судов о соблюдении срока для привлечения общества к административной ответственности является правильным, поскольку как установили судебные инстанции, услуги ДЮСШ по договору от 02.09.2020 N 108023262 оказаны обществом в полном объеме 30.10.2020, что подтверждается представленным в материалы дела актом от 30.10.2020 N 328 (том 1, л. д. 44) и актом о приемке выполненных работ от 30.10.2020 (том 1, л. д. 45), следовательно, именно с этого момента следует исчислять установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса трехмесячной срок для привлечения общества к административной ответственности. Поскольку полный текст решения суда первой инстанции по данному делу изготовлен 25.01.2021, общество привлечено к административной ответственности в пределах срока, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса.
Суды установили соблюдение порядка производства по делу об административном правонарушении. Наказание назначено обществу с учетом требований части 2 статьи 4.4 Кодекса в размере 100 тыс. рублей, что соответствует минимальному размеру наказания, установленного санкцией части 4 статьи 14.1 Кодекса.
Довод кассационной жалобы о том, что суды не дали оценки всем представленным в материалы дела доказательствам и доводам общества не нашел своего подтверждения в ходе рассмотрения кассационной жалобы, при этом неотражение в судебных актах всех имеющихся в деле доказательств либо доводов стороны не свидетельствует об отсутствии их надлежащей судебной проверки и оценки (определение Верховного Суда Российской Федерации от 06.10.2017 N 305-КГ17-13690)."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 22 июня 2021 г. N Ф08-5034/21 по делу N А32-51538/2020