г. Краснодар |
|
24 июня 2021 г. |
Дело N А63-13809/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 июня 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 июня 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Сидоровой И.В., судей Мазуровой Н.С. и Соловьева Е.Г., при участии в судебном заседании представителя истца - общества с ограниченной ответственностью "Р-Строй Сити" (ИНН 2626045932, ОГРН 1162651073331) - Сорокина Т.В. (доверенность от 15.09.2020), в отсутствие представителей ответчиков: федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Ставропольскому краю, администрации города Ессентуки, Комитета по управлению муниципальным имуществом города Ессентуки, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Р-Строй Сити" на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 07.12.2020 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.03.2021 по делу N А63-13809/2020, установил следующее.
ООО "Р-Строй Сити" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Ставропольскому краю (далее - кадастровая палата), администрации города Ессентуки (далее - администрация), Комитету по управлению муниципальным имуществом города Ессентуки (далее - комитет) об обязании снять с кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером 26:30:040307:38 площадью 1583 кв. м, расположенный по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Октябрьская, район дома N 448.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю (далее - управление Росреестра). Определением от 20.10.2020 управление Росреестра привлечено к участию в деле в качестве ответчика (л. д. 87, 88).
Решением от 07.12.2020, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 12.03.2021, в удовлетворении иска отказано. Судебные акты мотивированы тем, что земельный участок с кадастровым номером 26:30:040307:38 находится в границах курорта федерального значения. В соответствии с частью 7 статьи 1 Федерального закона от 03.12.2008 N 244-ФЗ "О передаче земельных участков, находящихся в границах курортов федерального значения, в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность, об отнесении указанных земельных участков к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности и о внесении изменения в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях"" (далее - Закон N 244-ФЗ) земельные участки, которые находятся в границах курортов федерального значения и право федеральной собственности на которые не было зарегистрировано в ЕГРН до дня вступления в силу названного Закона, относятся к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации либо собственности поселения, муниципальных районов и городских округов по основаниям, предусмотренным частями 8 - 11 названной статьи. Снятие с государственного кадастрового учета земельного участка, расположенного в границах курорта федерального значения, применительно к части 3 статьи 70 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ), недопустимо.
В кассационной жалобе общество просит решение от 07.12.2020 и апелляционное постановление от 12.03.2021 отменить, направить дело на новое рассмотрение, указав в обоснование своих доводов, что согласно договору аренды от 10.12.2014 N 973-З оно является арендатором земельного участка с кадастровым номером 26:30:040307:464 площадью 1985 кв. м, разрешенное использование "под строительство административного здания". На данном земельного участке возведено здание, которое невозможно ввести в эксплуатацию вследствие наложения на участок (26:30:040307:464) земельного участка с кадастровым номером 26:30:040307:38 площадью 1538 кв. м, разрешенное использование "для объектов общественно-делового значения, для развития инфраструктуры города Ессентуки". Земельный участок с кадастровым номером 26:30:040307:38 не отнесен к федеральной собственности (основания, предусмотренные в частях 8 и 9 статьи 1 Закона N 244-ФЗ не установлены). Вывод о нахождении данного земельного участка в границах города-курорта Ессентуки (курорта федерального значения) не подтвержден материалами дела, земельный участок с кадастровым номером 26:30:040307:38 находится в жилой и деловой застройке, что подтверждается сведениями кадастрового паспорта. Положения пункта 181 Порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН), утвержденного приказом Минэкономразвития России от 16.12.2015 N 943 (далее - Порядок) к рассматриваемому случаю не относятся. В нарушение процессуальных норм суды не привлекли к участию в деле Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ставропольском крае (далее - территориальное управление), а также Министерство имущественных отношений Ставропольского края (далее - министерство) в целях установления собственника земельного участка с кадастровым номером 26:30:040307:38, а также изучения позиции данных органов по спорному вопросу.
Отзывы на кассационную жалобу в арбитражный суд округа не представлены.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе. Иные лица, участвующие в деле, явку процессуальных представителей в суд округа не обеспечили, извещены надлежащим образом в соответствии со статьями 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс). Судебное разбирательство проведено в порядке статьи 284 Кодекса в режиме видеоконференц-связи.
Изучив материалы дела, доводы, приведенные в кассационной жалобе, выслушав представителя истца, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что судебные акты подлежат отмене с учетом следующего.
Согласно материалам дела Администрация города Ессентуки (арендодатель) и Шурыгина Л.П. (арендатор) заключили договор от 10.12.2014 N 973-з, по условиям которого арендодатель предоставил, а арендатор принял в аренду земельный участок с кадастровым номером 26:30:040307:464 общей площадью 1985 кв. м, расположенный по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Октябрьская, в районе дома N 448, для использования в целях "под строительство административного здания". Срок аренды установлен на 3 года с 10.12.2014 по 09.12.2017 (л. д. 24 - 27).
Дополнительным соглашением от 25.10.2018 права и обязанности арендатора по договору от 10.12.2014 N 973-з переданы обществу, разрешенное использование "под многоквартирные жилые дома от 3 до 9 этажей с размещением в нижних этажах (не более 2-х) помещений общественного назначения, магазинов, объектов бытового обслуживания площадью не более 40% от общей площади здания" (л. д. 17 - 19).
На земельном участке с кадастровым номером 26:30:040307:464 общей площадью 1985 кв. м общество построило здание, которое не может ввести в эксплуатацию вследствие выявленного наложения на арендуемый земельный участок земельного участка 26:30:040307:38 площадью 1583 кв. м.
Согласно выписке из ЕГРН от 12.10.2020 (л. д. 48 - 68) земельный участок с кадастровым номером 26:30:040307:38 площадью 1583,2 кв. м поставлен на кадастровый учет 31.07.2006, имеет вид разрешенного использования - "для развития инфраструктуры города Ессентуки, для объектов общественно-делового значения", участок имеет ограничения прав, предусмотренные статьями 56, 56.1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс).
Письмом от 08.07.2019 N 50 общество обратилось в администрацию с заявлением о снятии с государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 26:30:040307:38 (л. д. 26).
6 августа 2019 года комитет обратился в кадастровую палату с заявлением N 20-4125/з о снятии с государственного кадастрового учета объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером 26:30:040307:38, мотивированным тем, что в ЕГРН сведения о правообладателе отсутствуют, по данным публичной кадастровой карты участок входит в границы земельного участка с кадастровым номером 26:30:040307:464, арендуемого обществом (л. д. 29, 30).
Письмом от 28.11.2019 N 62 общество также обратилось в кадастровую палату с просьбой признать земельный участок с кадастровым номером 26:30:040307:38 дублем земельного участка с кадастровым номером 26:30:040307:464, со ссылкой на договор аренды от 10.12.22014 N 973 (л. д. 31).
23 декабря 2019 года кадастровая палата в письме N 22916/2.13/19 сообщила обществу, что в ЕГРН содержатся сведения о земельном участке с кадастровым номером 26:30:040307:38 площадью 1583,20 кв. м, расположенном по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Октябрьская, район дома N 448, внесенные в ЕГРН 31.07.2006 на основании описания земельных участков от 12.07.2006, предоставленного с заявлением от 13.07.2006 N 30-01/06-1152. При анализе документации, на основании которой информация внесена в ЕГРН, противоречия не выявлены, ввиду чего снятие с кадастрового учета земельного участка 26:30:040307:38 как дубля земельного участка (26:30:040307:464) не представляется возможным (л. д. 32, 33).
Письмом от 14.04.2020 N 73 общество обратилось в кадастровую палату с просьбой провести проверку причин пересечения границ обоих земельных участков, а также снять с кадастрового учета границы земельного участка с кадастровым номером 26:30:040307:38, мотивируя тем, что на земельном участке с кадастровым номером 26:30:040307:464 возводится многоквартирный жилой дом, ввод в эксплуатацию которого невозможен вследствие кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 26:30:040307:38 (л. д. 34).
30 апреля 2020 года кадастровая палата в письме N 07014/2.13/20 сообщила обществу, что в сведениях ЕГРН содержится информация о ранее учтенном земельном участке с кадастровым номером 26:30:040307:38 с видом разрешенного использования - "для развития инфраструктуры города Ессентуки". Учет указанного земельного участка осуществлен 31.07.2006 на основании документов, предоставленных с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет от 13.06.2006 N 30-01/06-1152, поданным в органы государственного учета представителем комитета. Земельный участок может быть снят с государственного учета на основании вступившего в законную силу судебного акта (л. д. 35 - 37).
Приведенные обстоятельства послужили основанием обращения общества в арбитражный суд с иском о понуждении органа регистрации снять с кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером 26:30:040307:38.
В силу части 1 статьи 286 Кодекса кассационная инстанция проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее.
Защита гражданских прав осуществляется способами, закрепленными в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс), а также иными способами, предусмотренными законом. Способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения. Необходимым условием применения того или иного способа защиты гражданских прав является обеспечение восстановления нарушенного права (пункт 1 статьи 1 Гражданского кодекса).
В соответствии со статьей 70 Земельного кодекса государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Законом N 218-ФЗ.
На основании части 2 статьи 1 Закона N 218-ФЗ ЕГРН является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с этим Законом сведений.
Государственным кадастровым учетом недвижимости признается внесение в ЕГРН сведений о земельных участках и иных объектах недвижимости, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных данным Законом сведений об объектах недвижимости (часть 7 статьи 1 Закона N 218-ФЗ).
В силу части 1 статьи 14 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных данным Законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном этим законом порядке.
В пункте 21 Обзора судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30.11.2016, указано на недопустимость снятия с государственного кадастрового учета земельного участка в случаях, не предусмотренных действующим законодательством. Если сведения о земельном участке, внесенные в государственный кадастр недвижимости, не носят временного характера, то такой земельный участок может быть снят с кадастрового учета только вследствие его преобразования или в случае, прямо предусмотренном законом.
Ссылаясь на данный правовой подход и приведенные в абзацах 2, 3 пункта 56 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснения, Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации в определении от 27.12.2018 N 306-КГ18-16823 указала на возможность снятия с кадастрового учета объекта недвижимости вследствие признания незаконными действий регистратора при осуществлении кадастрового учета этого объекта. Соответствующая правовая позиция включена в пункт 22 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2(2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 17.07.2019.
Исходя из положений Закона N 218-ФЗ, снятию с кадастрового учета подлежат: земельные участки, которые являются преобразуемыми (пункт 33 части 1 статьи 26); земельные участки, образуемые из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена, в случае если заявление о государственном кадастровом учете было подано без заявления о регистрации права собственности (пункты 14, 15 статьи 41); ранее учтенные земельные участки при отсутствии в реестре сведений о правах на такие земельные участки (пункт 3 статьи 70); земельные участки, имеющие статус временных объектов недвижимости (часть 7 статьи 72).
Из приведенных положений следует, что Закон N 218-ФЗ прямо предусматривает перечень оснований, при наличии которых возможно снятие земельного участка с государственного кадастрового учета в административном порядке регистрирующим органом. Вместе с тем законодательно не исключено осуществление действий по снятию с государственного кадастрового учета на основании судебного решения.
Отказывая обществу в понуждении регистрирующего органа снять с кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером 26:30:040307:38, суд первой инстанции, поддержанный апелляционной коллегией, сделал вывод об отнесении данного участка к федеральной собственности, указав, что снятие с кадастрового учета земельного участка, расположенного в границах курорта федерального, применительно к части 3 статьи 70 Закона N 218-ФЗ недопустимо.
Коллегия окружного суда полагает, что судебные акты состоялись без учета следующего.
Законом N 244-ФЗ установлена возможность отнесения земельных участков, находящихся в границах курортов федерального значения и право федеральной собственности на которые не было зарегистрировано в реестре до дня вступления в силу этого Закона, к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации либо собственности поселений, муниципальных районов или городских округов по основаниям, предусмотренным частями 8 - 11 статьи (часть 7 статьи 1).
К собственности муниципальных районов или городских округов отнесены любые земельные участки, находящиеся в границах курортов федерального значения, право федеральной собственности на которые не было зарегистрировано в реестре до дня вступления в силу Закона, за исключением участков, отнесенных к федеральной собственности или собственности субъектов Российской Федерации по основаниям, предусмотренным частями 8 - 10 статьи (часть 11 статьи 1). Названные положения не распространяются на земельные участки, которые расположены одновременно в границах курортов федерального значения и иных особо охраняемых природных территорий федерального значения (пункт 12 статьи 1).
Федеральным законом от 28.12.2013 N 406-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 406-ФЗ) лечебно-оздоровительные местности и курорты исключены из перечня (категорий) особо-охраняемых природных территорий. В то же время, пунктом 3 статьи 10 Закона N 406-ФЗ особо охраняемые природные территории и их охранные зоны, созданные до дня вступления в силу указанного Закона (30.12.2013), сохранены в границах, определенных соответствующими органами государственной власти или органами местного самоуправления в порядке, установленном до дня вступления в силу данного Закона.
В целях сохранения природных свойств курортов Кавказских Минеральных Вод - всемирно известной местности с уникальными лечебными и оздоровительными факторами, историко-архитектурным и культурным обликом Указом Президента Российской Федерации от 27.03.1992 N 309 "Об особо охраняемом эколого-курортном регионе Российской Федерации" району Кавказских Минеральных Вод придан статус особо охраняемого эколого-курортного региона Российской Федерации, имеющего федеральное значение, в границах округа санитарной охраны курорта.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.07.1992 N 462 утверждено Положение об особо охраняемом эколого-курортном регионе Российской Федерации - Кавказских Минеральных Водах и установлены его границы. Согласно пункту 1 Положения, особо охраняемый эколого-курортный регион Российской Федерации - Кавказские Минеральные Воды является федеральным курортом.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.01.2006 N 14 курорты Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск признаны курортами федерального значения в границах и с режимом округа санитарной охраны, которые установлены постановлением Совета Министров РСФСР от 09.07.1985 N 300 "Об установлении границ и режима округа санитарной охраны курортов Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск в Ставропольском крае".
Спорный земельный участок расположен в пределах округа санитарной охраны курорта, имеющего федеральное значение и созданного до вступления в силу Закона N 406-ФЗ. Вместе с тем, основания, по которым земельный участок с кадастровым номером 26:30:040307:38 отнесен к федеральной собственности (часть 8 статьи 1 Закона N 244-ФЗ), суды не исследовали.
В этой связи следует признать правомерным довод кассационной жалобы о необходимости привлечения к участию в деле территориального управления и министерства в целях выяснения их позиции по данному вопросу.
Кроме того, в целях правильного разрешения спора судам надлежало установить основание постановки на государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 26:30:040307:464; изучить порядок его формирования, а также выяснить, каким образом в аренду предоставлен земельный участок, фактически полностью налагающийся на земельный участок с кадастровым номером 26:30:040307:38.
Также следовало дать оценку договору аренды от 10.12.2014 N 973-з, в редакции дополнительного соглашения от 25.10.2018, процедуре предоставления земельного участка с кадастровым номером 26:30:040307:464; исследовать обстоятельства, связанные с изменением вида разрешенного использования данного участка с "под строительство административного здания" на "под многоквартирные жилые дома от 3 до 9 этажей с размещением в нижних этажах (не более 2-х) помещений общественного назначения, магазинов, объектов бытового обслуживания площадью не более 40% от общей площади здания".
В этой связи суд кассационной инстанции полагает, что судебные акты приняты по неполно выясненным обстоятельствам, имеющим значение для правильного разрешения спора. Для принятия обоснованного и законного судебного акта требуется исследование и оценка доказательств, что невозможно в арбитражном суде кассационной инстанции, поэтому решение и постановление апелляционного суда надлежит отменить и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное, устранить указанные нарушения, обсудить вопрос о привлечении к участию в деле территориального управления и министерства, проверить основание постановки на государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 26:30:040307:464, исследовать порядок его формирования, дать оценку договору аренды от 10.12.2014 N 973-з, после чего разрешить спор в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права.
Согласно абзацу 2 части 3 статьи 289 Кодекса при отмене судебного акта с передачей дела на новое рассмотрение вопрос о распределении судебных расходов разрешается судом, вновь рассматривающим дело (статья 110 Кодекса).
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 07.12.2020 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.03.2021 по делу N А63-13809/2020 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ставропольского края.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.В. Сидорова |
Судьи |
Н.С. Мазурова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.07.1992 N 462 утверждено Положение об особо охраняемом эколого-курортном регионе Российской Федерации - Кавказских Минеральных Водах и установлены его границы. Согласно пункту 1 Положения, особо охраняемый эколого-курортный регион Российской Федерации - Кавказские Минеральные Воды является федеральным курортом.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.01.2006 N 14 курорты Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск признаны курортами федерального значения в границах и с режимом округа санитарной охраны, которые установлены постановлением Совета Министров РСФСР от 09.07.1985 N 300 "Об установлении границ и режима округа санитарной охраны курортов Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск в Ставропольском крае".
Спорный земельный участок расположен в пределах округа санитарной охраны курорта, имеющего федеральное значение и созданного до вступления в силу Закона N 406-ФЗ. Вместе с тем, основания, по которым земельный участок с кадастровым номером 26:30:040307:38 отнесен к федеральной собственности (часть 8 статьи 1 Закона N 244-ФЗ), суды не исследовали."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 24 июня 2021 г. N Ф08-4026/21 по делу N А63-13809/2020
Хронология рассмотрения дела:
21.12.2021 Решение Арбитражного суда Ставропольского края N А63-13809/20
24.06.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-4026/2021
12.03.2021 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-202/2021
07.12.2020 Решение Арбитражного суда Ставропольского края N А63-13809/20