г. Краснодар |
|
24 июня 2021 г. |
Дело N А53-18029/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 июня 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 июня 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Мацко Ю.В., судей Денека И.М. и Андреевой Е.В., при участии в судебном заседании с использованием информационной системы "Картотека арбитражных дел" (судебные онлайн-заседания) от общества с ограниченной ответственностью "Рейн-М" (ИНН 7715981410, ОГРН 5137746047742) - Коврижных М.С. (доверенность от 21.12.2020), в отсутствие Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области, муниципального бюджетного учреждения здравоохранения "Городская больница скорой медицинской помощи", надлежаще извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично посредством размещения информации о движении дела на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в открытом доступе, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Рейн-М" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 20 октября 2020 года (судья Кривоносова О.В.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25 января 2021 года (судьи Филимонова С.С., Ефимова О.Ю., Соловьева М.В.) по делу N А53-18029/2020, установил следующее.
ООО "Рейн-М" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - антимонопольный орган) с заявлением о признании незаконными решений от 12.03.2020 N РНП-61-101 и РНП-61-102.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено МБУЗ "ГБСМП" (далее - учреждение).
Решением суда от 20 октября 2020 года, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 25 января 2021 года, в удовлетворении требований отказано.
В кассационной жалобе общество просит отменить судебные акты и удовлетворить требования. По мнению заявителя, поскольку некачественность товара не подтверждена, отказ от приемки товара и исполнения договоров незаконен. Вместе с товаром общество представило документы, подтверждающие качество товара: регистрационное удостоверение и декларация о соответствии, также посредством электронной почты общество дополнительно направило заказчику документы, подтверждающие выпуск поставленного товара на территорию Российской Федерации.
В отзыве на кассационную жалобу антимонопольный орган просит отказать в удовлетворении жалобы.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы жалобы.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на жалобу, выслушав пояснения представителя общества, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Из материалов дела видно и суды установили, что учреждение (заказчик) на официальном сайте единой информационной системе опубликовало извещения о проведении электронного аукциона от 23.07.2019 N 0358300000519000148 и 0358300000519000149 "Поставка стентов для коронарных артерий, выделяющих лекарственное средство для нужд МБУЗ "ГБСМП" (далее - аукцион).
Начальная (максимальная) цена контракта - 2 407 550 рублей 25 копеек.
Учреждение и общество 18.09.2019 и 20.09.2019 заключили договоры N 148 и 149 на поставку стентов для коронарных артерий, выделяющих лекарственное средство, производства Boston Scientifik Corporation, на сумму 2 395 512 рублей 49 копеек каждый договор, со сроком поставки товара в течение 10 рабочих дней с момента получения заявки от заказчика.
Учреждение 18.09.2019 направило обществу заявку на поставку товара.
Поставка товара в установленные договором сроки осуществлена частично (04.10.2019 и 11.10.2019). При поставке товара общество представило документы, подтверждающие качество товара, выданные ООО "Профкомфорт" (декларации о соответствии).
Учреждение 09.10.2019 направило в адрес ООО "Профкомфорт" письмо N 4500 о предоставлении информации об имеющихся договорных отношениях с поставщиком (обществом) и подтверждающей закупку и ввоз на территорию Российской Федерации стентов внутрисосудистых Promus Element Plus, поставленных в адрес заказчика (общества).
В ответ на запрос 10.10.2019 ООО "Профкомфорт" сообщило, что между ООО "Профкомфорт" и обществом договор на поставку каких-либо изделий медицинского назначения не заключался, закупку у Boston Scientifik Corporation и ввоз на территорию Российской Федерации стентов внутрисосудистых Promus Element Plus с LOT 24055874 и LOT 23436790 ООО "Профкомфорт" не осуществляло.
17 октября 2019 года учреждение в адрес общества направило претензии о необходимости предоставления документов, подтверждающих легальность ввоза на территорию Российской Федерации поставленного в адрес заказчика товара, а также подтверждающие документы качества товара.
18 октября 2019 года, в ответ на претензии заказчика, общество сообщило о том, что пунктом 4.1.3 договора предусмотрен перечень документов, подтверждающих качество поставляемого товара и необходимых к поставке вместе с товаром, таким образом, поставщик и заказчик предусмотрели исчерпывающий перечень документов, предоставление которых является обязательным условием для надлежащего исполнения Поставщиком своих обязательств, и просило принять поставленный товар в установленные договорами сроки.
В адрес Территориального органа Росздравнадзора по Ростовской области 06.11.2019 учреждение направило письмо о разъяснении законности предоставления обществом декларации о соответствии, выданной ООО "Профкомфорт", как документа, подтверждающего качество товара, поставленного в адрес заказчика.
Территориальным органом Росздравнадзора по Ростовской области обращение учреждения от 06.11.2019 направлено в ЭБ и ПК ГУ МВД РФ по Ростовской области для рассмотрения и принятия решения по существу, так как по мнению Росздравнадзора, в действиях общества имеются нарушения действующего законодательства при осуществлении поставки медицинских изделий (стенты для коронарных артерий, выделяющих лекарственное средство) заказчику, что может свидетельствовать о признаках преступления.
На требование общества от 18.11.2019 о необходимости принять товар по договорам N 148 и 149 учреждение в письме от 26.11.2019 сообщил, что оснований для приемки товара, поставленного без документов, подтверждающих качество товара, не имеется; обществу необходимо в течение пяти рабочих предоставить в адрес учреждения документы, подтверждающие качество товара, либо заменить на товар, отвечающий требованиям качества товара.
По состоянию на 17.12.2019 общество не выполнило обязательства по договорам N 148 и 149, товар поставлен в адрес учреждения без документов, подтверждающих качество товара.
19 декабря 2019 года учреждение приняло решение об одностороннем отказе от исполнения договоров N 148 и 149.
В соответствии со статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) учреждение 20.02.2020 направило в антимонопольный орган обращения о включении сведений в отношении общества в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом от исполнения договоров N 149 и 148.
25.02.2020 Управлением на электронную почту было направлено сторонам уведомление N РНП-61-101, N РНП-61-102 о назначении времени и места рассмотрения обращения о внесении сведений в реестр недобросовестных поставщиком в отношении ООО "Рейн-М".
Комиссия антимонопольного органа 12.03.2020 вынесла решения N РНП-61-101 и РНП-61-102, которыми сведения, представленные заказчиком в отношении общества, а также сведения о директоре обществе Гердзиевской Е.Д., Кузьминой О.А. включены в реестр недобросовестных поставщиков сроком на 2 года.
Датой включения в реестр недобросовестных поставщиков сведений в отношении ООО "Рейн-М", директоре Гердзиевской Е.Д., Кузьминой О.А. считать дату размещения указанных сведений на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Приказами антимонопольного органа от 12.03.2020 N 121 и 122 о внесении сведений о недобросовестных поставщиках (исполнителях, подрядчика) в реестр недобросовестных поставщиков включены в отношении общества, директора Гердзиевской Е.Д. и Кузьминой О.А.
Не согласившись с вынесенным решением, общество обратилось в суд с заявлением.
Отказывая в удовлетворении требований, суды руководствовались положениями статей 198, 200 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статей 469, 506 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс), статей 95, 104 Закона N 44-ФЗ, постановление Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1062 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" (далее - Порядок N 1062).
Суды установили, что в пункте 4.1.2 договоров предусмотрено, что поставщик обязан передать заказчику товар соответствующего качества, в количестве и ассортименте, указанном в спецификации.
Поставщик гарантирует качество и безопасность поставляемого товара в соответствии с действующими стандартами, утвержденными на данный вид товара с предоставлением сертификатов, обязательных для данного вида товаров в соответствии с законодательством Российской Федерации. Продукция должна соответствовать ГОСТам, отвечать всем нормам и стандартам Российской Федерации. Товары должны быть зарегистрированы Министерством здравоохранения и социального развитая Российской Федерации и разрешены к применению в Российской Федерации. В случае поставки импортных товаров сертификат качества должен быть оформлен на русском языке (пункт 4.1.3 договоров).
Исследовав регистрационные удостоверения и декларации о соответствии, представленные обществом в подтверждение качества поставленного товара, суды пришли к выводу о том, что указанные документы не подтверждают качество поставленного товара, что является существенным нарушением условий договора о качестве поставляемой продукции, в соответствии с пунктом 2 статьи 475 Гражданского кодекса.
В пункте 9.1 договоров стороны предусмотрели, что заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения настоящего договора: в случае поставки товара, ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в срок, установленный договором; в случае неоднократного нарушения срока поставки товара по договору; в случае просрочки поставки товара свыше 5 рабочих дней; в иных случаях, установленных нормами действующего гражданского законодательства Российской Федерации.
Суды пришли к выводу о том, что материалами дела установлен факт предоставления обществом недостоверной информации о соответствии поставляемого товара требованиям документации о закупке.
20 декабря 2019 года решения об одностороннем отказе размещены в ЕИС и направлены в адрес общества посредством электронной почты и заказным письмом с уведомлением о вручении. Решения об одностороннем отказе получены обществом по электронной почте 20.12.2019 и посредством почтовой связи 09.01.2020.
Договоры от 18.09.2019 N 148 и от 20.09.2019 N 149 на поставку стентов для коронарных артерий, выделяющих лекарственное средство, производства Boston Scientifik Corporation на сумму 2 395 512 рублей 49 копеек, со сроком поставки товара в течение 10 рабочих дней с момента получения заявки от учреждения расторгнуты 30.01.2020.
Таким образом, общество не подтвердило исполнение обязательств по договорам в установленный срок. Суды установили факт существенного нарушения обществом принятых на себя обязательств по договорам N 148 и 149.
По общему правилу, при привлечении лица к публично-правовой ответственности государственным органом должна быть установлена вина этого лица в нарушении закона.
Включение сведений в реестр недобросовестных поставщиков является санкцией за недобросовестное поведение участника размещения заказа, выражающееся в намеренном и умышленном нарушении положений Закона N 44-ФЗ, служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования добросовестной конкуренции и предотвращения злоупотребления в сфере размещения заказов, следовательно, является механизмом защиты заказчиков от действия недобросовестных поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Исследовав и оценив фактические обстоятельства дела и имеющиеся доказательства в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в их совокупности и взаимосвязи, доводы и возражения участвующих в деле лиц, суды установили, что общество не представило доказательства добросовестности при исполнении договоров и принятия всех зависящих от него мер для исполнения данных контрактов. Таким образом, суды пришли к выводу о том, что оспариваемые решения антимонопольного органа соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.
Все доводы и доказательства сторон спора являлись предметом исследования судов, им дана надлежащая правовая оценка.
Доводы кассационной жалобы основаны на ошибочном толковании норм права и направлены на переоценку доказательств, исследованных судами. Согласно статье 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная инстанция не вправе переоценивать доказательства, которые были предметом исследования в суде первой и (или) апелляционной инстанций.
Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 284, 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 20 октября 2020 года и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25 января 2021 года по делу N А53-18029/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Ю.В. Мацко |
Судьи |
Е.В. Андреева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Отказывая в удовлетворении требований, суды руководствовались положениями статей 198, 200 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статей 469, 506 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс), статей 95, 104 Закона N 44-ФЗ, постановление Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1062 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" (далее - Порядок N 1062).
...
Исследовав регистрационные удостоверения и декларации о соответствии, представленные обществом в подтверждение качества поставленного товара, суды пришли к выводу о том, что указанные документы не подтверждают качество поставленного товара, что является существенным нарушением условий договора о качестве поставляемой продукции, в соответствии с пунктом 2 статьи 475 Гражданского кодекса.
...
Включение сведений в реестр недобросовестных поставщиков является санкцией за недобросовестное поведение участника размещения заказа, выражающееся в намеренном и умышленном нарушении положений Закона N 44-ФЗ, служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования добросовестной конкуренции и предотвращения злоупотребления в сфере размещения заказов, следовательно, является механизмом защиты заказчиков от действия недобросовестных поставщиков (исполнителей, подрядчиков)."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 24 июня 2021 г. N Ф08-4834/21 по делу N А53-18029/2020