г. Краснодар |
|
24 июня 2021 г. |
Дело N А53-22151/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 июня 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 июня 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Рыжкова Ю.В., судей Айбатулина К.К. и Бабаевой О.В., в отсутствие истца - общества с ограниченной ответственностью "Экосервис" (ИНН 6141047531, ОГРН 1156181000986) и ответчика - Отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по Тарасовскому району (ИНН 6133002390, ОГРН 1026101605530), извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", рассмотрев кассационную жалобу Отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по Тарасовскому району на решение Арбитражного суда Ростовской области от 21.01.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.03.2021 по делу N А53-22151/2020, установил следующее.
ООО "Экосервис" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с иском к Отделу МВД России по Тарасовскому району (далее - отдел) о взыскании 96 159 рублей 86 копеек задолженности, 16 206 рублей 52 копеек неустойки с 11.08.2019 по 09.12.2020, а также неустойки с 10.12.2020 по день фактического исполнения обязательства (уточненные требования).
Решением от 21.01.2021, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 17.03.2021, иск удовлетворен.
В кассационной жалобе отдел просит отменить судебные акты и отказать в иске. Заявитель ссылается на то, что в заявке отдела на заключение договора от 28.05.2019 годовой объем твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) для заключения договора указывался в размере 18 куб. м. Общество заявку не учло и направило договор без учета предполагаемого годового объема. Договор от 18.06.2019 N 84/юр/Т подписан ответчиком с протоколом разногласий. Суды не учли контррасчет ответчика. Отдел направлял истцу мотивированный ответ о несогласии с объемом оказанных услуг и суммой, предъявляемой к оплате; отказ от подписания акта оказанных услуг направлен в десятидневный срок. Решением Ростовского областного суда от 02.12.2019 N 3a-385/2019 признаны недействующими нормативы накопления по отдельным объектам образования отходов и категориям потребителей услуг, в том числе по группе муниципальных образований, относящихся к муниципальным районам.
В отзыве общество отклонило доводы жалобы.
Изучив материалы дела и выслушав, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что в удовлетворении жалобы надлежит отказать.
Как следует из материалов дела, по результатам конкурсного отбора, проведенного Министерством жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области, одним из региональных операторов по обращению с ТКО выбрано общество.
По итогам конкурса заключено соглашение от 13.03.2018 N 107/18Т. Соглашением установлено, что региональный оператор с 01.01.2019 осуществляет деятельность по обращению с ТКО на территории Миллеровского межмуниципального экологического отходоперерабатывающего комплекса (МЭОК), включающего в себя территории городского и сельских поселений муниципальных образований: "Верхнедонской район", "Шолоховский район", "Чертковский район", "Боковский район", "Миллеровский район", "Тарасовский район", "Кашарский район".
Постановлением Региональной службы по тарифам Ростовской области от 20.12.2018 N 85/125 установлен единый тариф на услугу общества как регионального оператора с 01.01.2019 по 30.12.2019 в размере 590 рублей 88 копеек за 1 куб. м (с учетом НДС).
Согласно статье 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками ТКО, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО собственнику ТКО, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Все собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их накопления, а также оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
18 июня 2019 года общество (региональный оператор) и отдел (потребитель) заключили договор N 84/юр/т на оказание услуг по обращению с ТКО, по условиям которого региональный оператор обязался принимать ТКО, в том числе крупногабаритные отходы, в объеме ив месте, которые определены в договоре, и обеспечивать их транспортирование, размещение в соответствии с законодательством Российской Федерации и территориальной схемой, а потребитель - оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с ТКО, в порядке и сроки, предусмотренные договором. Согласно пункту 2.2 договора объем ТКО, места (площадки) накопления отходов, периодичность вывоза указаны в приложениях N 1, 2 к договору. Пунктом 2.6 договора установлено, что дата начала оказания услуг по обращению с ТКО - 01.01.2019. Пунктом 5.1 договора согласовано определение учета объема отходов расчетным путем исходя из утвержденных норм накопления ТКО.
Истец указывает, что у ответчика имеется задолженность за оказанные услуги с 01.01.2019 по 18.07.2019 в размере 96 159 рублей 86 копеек, в том числе НДС.
Неоплата задолженности за оказанные услуги явилась основанием для обращения общества в арбитражный суд с иском.
Оценив представленные доказательства и руководствуясь положениями статьей 309, 310, 779, 781 Гражданского кодекса Российской Федерации, Закона N 89-ФЗ, Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156), суды установили факт оказания обществом услуг по вывозу ТКО в спорный период.
В силу положений Закона N 89-ФЗ региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками ТКО, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Суды исходили из того, что пунктом 5.1 договора стороны согласились производить учет объема и (или) массы ТКО в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505, расчетным путем, исходя из нормативов накопления ТКО.
Исследовав и оценив представленные в дело доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды установили факт оказания с 01.01.2019 по 18.07.2019 в заявленном истцом объеме, в том числе подтвержденном универсальными передаточными документами, на сумму 96 159 рублей 86 копеек.
При этом в силу 8(18) Правил N 1156 до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывалась региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Рассматривая утверждение ответчика о том, что объем оказанных услуг по вывозу ТКО должен быть подтвержден талонами за спорный период, суд указал на отсутствие сведений о том, что услуги по сбору, вывозу и размещению ТКО оказывались ответчику иным лицом.
Довод ответчика о невозможности применения к правоотношениям сторон нормативов, установленных Министерством жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области, в связи с тем, что Ростовский областной суд решением от 02.12.2019 по делу N За385/2019 признал недействующими пункты ряд положений постановления названного Министерства от 08.02.2018 N 2 "Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Ростовской области", правомерно отклонен апелляционным судом. Ответчик не учитывает, что, во-первых, согласно решению Ростовского областного суда от 02.12.2019 по делу N За385/2019 отдельные положения постановления Министерства жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области от 08.02.2018 N 2 признаны недействительными с момента вступления решения в законную силу, во-вторых, введенный впоследствии названным Министерством временный норматив (постановление от 03.07.2020 N 6) аналогичен примененному истцом.
Довод о незаключении договора в связи с неурегулированием разногласий отклоняется, поскольку имеющаяся в материалах дела копия договора содержит подписи сторон без сведений о наличии разногласий; заявление о фальсификации договора не заявлено, договор иного содержания не представлен.
Иск удовлетворен правильно. Основания для отмены или изменения решения и постановления не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 21.01.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.03.2021 по делу N А53-22151/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Ю.В. Рыжков |
Судьи |
К.К. Айбатулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Оценив представленные доказательства и руководствуясь положениями статьей 309, 310, 779, 781 Гражданского кодекса Российской Федерации, Закона N 89-ФЗ, Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156), суды установили факт оказания обществом услуг по вывозу ТКО в спорный период.
В силу положений Закона N 89-ФЗ региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками ТКО, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Суды исходили из того, что пунктом 5.1 договора стороны согласились производить учет объема и (или) массы ТКО в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505, расчетным путем, исходя из нормативов накопления ТКО."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 24 июня 2021 г. N Ф08-6135/21 по делу N А53-22151/2020