г. Краснодар |
|
25 июня 2021 г. |
Дело N А63-13033/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 июня 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 июня 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Артамкиной Е.В., судей Афониной Е.И. и Рассказова О.Л., в отсутствие в судебном заседании истца - Федерального государственного казенного учреждения "Северо-Кавказское территориальное с управление имущественных отношений" Министерства Обороны Российской Федерации (ИНН 6165035060, ОГРН 1026103739892), ответчика - управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю (ИНН 2634063830, ОГРН 1042600339737), извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 15.12.2020 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2021 по делу N А63-13033/2020, установил следующее.
Федеральное государственное казенное учреждение "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства Обороны Российской Федерации (далее - учреждение) обратилось с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю (далее - управление) с требованием признать недействительным решение от 16.06.2020 N 26/РКФ/20-25044 об отказе в кадастровом учете здания, расположенного по адресу; Ставропольский край, г. Ставрополь, ул. Лермонтова, д. 204 (далее - объект недвижимости, спорный объект), и возложить на управление обязанность осуществить государственный кадастровый учет здания, расположенного по адресу: Ставропольский край, г. Ставрополь, ул. Лермонтова, д. 204.
Решением от 15.12.2020, оставленным без изменения апелляционным постановлением от 11.03.2021, суд признал незаконным решение управления от 16.06.2020 N 26/РКФ/20-25044 об отказе во внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости как не соответствующее Федеральному закону от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" и обязал управление внести в ЕГРН сведения о ранее учтенном объекте недвижимости: административное здание КЭЧ (литера У) площадью 541 кв. м, расположенное по адресу: Ставропольский край, г. Ставрополь, ул. Лермонтова 204.
Не согласившись с принятыми судебными актами, управление обратилось с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать. В обоснование кассационной жалобы заявитель указывает, что согласно ответу ГУП СК "Ставкрайимущество" от 15.06.2020 N 12-358, полученному в рамках межведомственного взаимодействия, о невозможности представления управлению запрошенного пакета документов, удостоверенных надлежащим образом для включения в ЕГРН объекта как ранее учтенного, в архиве на хранении находится инвентарное дело по адресу: Ставропольский край, г. Ставрополь, ул. Лермонтова 204, в материалах которого имеется разночтение адресов, а также отсутствует технический паспорт на объект недвижимости: административное здание КЭЧ (литера У) площадью 541 кв. м.
В связи с тем, что технический паспорт не представлен учреждением в управление по собственной инициативе, управление приняло решение об отказе во включении сведений о ранее учтенных объектах недвижимости, поскольку произвести внесение сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, на основании имеющихся документов, по мнению управления, не представлялось возможным. Управление также указывает, что кадастровый паспорт объекта недвижимости не содержит все необходимые для внесения в ЕГРН сведения об объекте недвижимости и не является документом-основанием для государственного кадастрового учета объекта недвижимости.
В отзыве на кассационную жалобу учреждение указывает на ее несостоятельность, а также законность и обоснованность принятых по делу судебных актов. По мнению учреждения, данные кадастрового паспорта содержат все уникальные характеристики объекта недвижимости, позволяющего идентифицировать его в гражданском обороте, в связи с чем, полагает, что у управления отсутствовали основания для отказа в осуществлении испрашиваемого государственного кадастрового учета спорного объекта.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, проверив законность обжалуемых судебных актов, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Суды установили и материалам дела соответствует, что 12.05.2008 Федеральное государственное унитарное предприятие "Российский государственный центр инвентаризации и учета объектов недвижимости - Федеральное бюро технической инвентаризации" Ставропольский филиал (далее - ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ") выдало учреждению кадастровый паспорт на объект недвижимости - сооружение: административное здание КЭЧ (литера У) площадью застройки: 541 кв. м, этажность: 1, год ввода в эксплуатацию: 1917, адрес (местонахождение): Ставропольский край, г. Ставрополь, ул. Лермонтова, д. 204 (т. д.1, л. д.26 - 27).
09 июня 2020 года учреждение обратилось в управление с заявлением N 61-0-1- 304/3401/2020-528 о внесении в ЕГРН сведений о ранее учтенном объекте недвижимости: административное здание КЭЧ, расположенное по адресу: Ставропольский край, г. Ставрополь, ул. Лермонтова, д. 204, с приложением доверенности и кадастрового паспорта объекта (т. д.1, л. д. 32 - 34).
10 июня 2020 года регистрирующий орган в рамках правовой экспертизы представленных документов направил запрос N РУ/2.17/2020-6018@ в краевое государственное бюджетное учреждение Ставропольского края "Ставкрайимущество" (далее - ГБУ СК "Ставкрайимущество") о предоставлении копий учетно-технической документации на объект недвижимости.
Согласно уведомлению ГБУ СК "Ставкрайимущество" от 15.06.2020 N 12-358 об отказе в предоставлении копий учетно-технической документации и (или) содержащихся в них сведений по мотиву отсутствия технического паспорта, на указанный объект в переданной учреждению документации, также указало, что имеется отметка об обследовании 08.05.2008 и что технические данные указаны на основании представленных заказчиком документов.
Информация, предоставленная ГБУ СК "Ставкрайимущество" по запросу регистрирующего органа от 10.06.2020 N РУ/2.17/2020-6018@, содержится на СD-диске, приобщенном в материалы дела (т. д. 1, л. д. 64).
16 июня 2020 года управление решением N 26/РКФ/20-25044 отказало во внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости в связи с непредставлением документов, подтверждающих ранее осуществленный государственный учет указанного объекта, отсутствием в ЕГРН сведений о зарегистрированных в установленном порядке правах на указанный объект недвижимости и получением уведомления ГБУ СК "Ставкрайимущество" об отсутствии технической документации по данному объекту.
Учреждение, полагая отказ управления неправомерным и нарушающим его права, обратилось в суд с требованием признать его незаконным и обязать управление внести в ЕГРН сведения о ранее учтенном спорном объекте недвижимости.
Судебная коллегия кассационной инстанции, проверив законность принятых по делу судебных актов, считает, что признавая отказ управления незаконным и возлагая на управление обязанность внести в ЕГРН сведения о ранее учтенном спорном объекте недвижимости, суды первой и апелляционной инстанции правомерно руководствовались следующим.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании решений и действий органов, осуществляющих публичные полномочия, арбитражный суд проводит проверку оспариваемых решений и действий и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, наличие полномочий у органа или лица, которые совершили оспариваемые действия, а также устанавливает, нарушают ли оспариваемые решения и действия права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 Кодекса).
В силу части 2 статьи 201 Кодекса арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, для признания арбитражным судом незаконными ненормативных актов и действий государственных органов, должностных лиц необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствия их закону или иным нормативным правовым актам и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации бремя доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ).
В соответствии с частью 7 статьи 1 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в ЕГРН сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машиноместах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).
Согласно части 4 статьи 69 Закона N 218-ФЗ технический учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе осуществленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке до дня вступления в силу Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ), признается юридически действительным, и такие объекты считаются ранее учтенными объектами недвижимого имущества.
При этом объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный учет, в том числе технический учет, которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы в ЕГРН и не прекращены и которым присвоены органом регистрации прав условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", также считаются ранее учтенными объектами недвижимости.
Частью 5 статьи 69 Закона N 218-ФЗ установлено, в случае отсутствия в ЕГРН сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, в том числе при поступлении предусмотренного статьей 62 данного закона запроса о предоставлении сведений, или межведомственного запроса о предоставлении сведений, или заявления о внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, орган регистрации прав, если иное не установлено данным законом, в течение пяти рабочих дней со дня получения им указанных запросов или заявления обеспечивает включение документов и сведений о ранее учтенном объекте недвижимости в ЕГРН на основании:
1) имеющейся в его распоряжении документации о ранее учтенном объекте недвижимости;
2) документа (копии документа, заверенной в порядке, установленном федеральным законом), устанавливающего или подтверждающего право на объект недвижимости, в том числе документа, указанного в пункте 9 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и представленного заинтересованным лицом при его обращении с соответствующим заявлением в орган регистрации прав;
3) документов, подтверждающих ранее осуществленный государственный учет указанного объекта недвижимости или государственную регистрацию права на него либо устанавливающих или подтверждающих право на него и представленных соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления либо органами и организациями по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации, в орган регистрации прав по его запросам, если документы и сведения о ранее учтенном объекте недвижимости отсутствуют в составе имеющейся в распоряжении органа регистрации прав документации о ранее учтенном объекте недвижимости.
Перечень оснований для отказа во включении сведений о ранее учтенных объектах недвижимости в ЕГРН установлен частью 8 статьи 69 Закона N 218-ФЗ.
В соответствии с пунктом 4 части 8 статьи 69 Закона N 218-ФЗ орган регистрации прав принимает решение об отказе во включении сведений о ранее учтенных объектах недвижимости в ЕГРН, в том числе в случае, если ответ органа государственной власти, органа местного самоуправления либо органа или организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации на запрос органа регистрации прав, указанный в пункте 3 части 5 настоящей статьи, свидетельствует об отсутствии необходимых документов и (или) сведений и соответствующий документ не был представлен заявителем по собственной инициативе.
Из системного толкования приведенных норм следует, что сведения о ранее учтенном объекте недвижимости могут быть включены в ЕГРН на основании документа, подтверждающего ранее проведенный государственный учет такого объекта. Такие документы должны быть выданы уполномоченным органом (организацией) и отвечать требованиям законодательства, действовавшего в месте издания соответствующего документа на момент его издания.
Судами установлено, что в отношении спорного объекта недвижимости в течение переходного периода по Закону N 221-ФЗ осуществлен государственный кадастровый учет объекта, оформленный соответствующим кадастровым паспортом, выдачу которого осуществляло ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" по Ставропольскому краю.
При обращении с заявлением о внесении в ЕГРН сведений о ранее учтенных объектах недвижимости учреждение представило кадастровый паспорт от 12.05.2008 на спорный объект недвижимости, выданный ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" по Ставропольскому краю.
Согласно действовавшему на момент выдачи кадастрового паспорта законодательству, включая положения Закона N 221-ФЗ и приказа Министерства юстиции РФ от 18.02.2008 N 32 "Об утверждении форм кадастровых паспортов здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, помещения, земельного участка" в переходный период соответствующие органы и организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации осуществляли государственный кадастровый учет зданий, строений, сооружений в целях, связанных с осуществлением государственной регистрации прав на объекты недвижимого имущества, посредством выдачи кадастровых паспортов объектов недвижимости по установленной форме.
Проанализировав приведенные правовые положения, оценив представленные в материалы дела документы, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно посчитали, что в целях внесения в ЕГРН сведений о ранее учтенном объекте недвижимости достаточно документа, подтверждающего ранее осуществленный государственный учет объекта недвижимости.
Суды пришли к выводу, что представленный управлению кадастровый паспорт, оформленный в соответствии с требованиями законодательства, позволяющий однозначно идентифицировать объект, подлежащий государственной регистрации, является достаточным документом для осуществления испрашиваемых учреждением действий. Отказ управления со ссылкой на пункт 4 части 8 статьи 69 Закона N 218-ФЗ не обоснован, учитывая, что необходимые для внесения сведений в ЕГРН документы представлены самим заявителем.
Таким образом, поскольку при обращении с заявлением учреждение в целях внесения в ЕГРН сведений о ранее учтенном объекте недвижимости представило кадастровый паспорт спорного объекта, позволяющий однозначно идентифицировать объект, подлежащий учету, и данный документ по своему характеру и содержанию является достаточным для признания объектов ранее учтенными, суды обоснованно исходили из того, что у регистрирующего органа отсутствовали основания для отказа во внесении в ЕГРН сведений о ранее учтенном объекте недвижимости.
При таких обстоятельствах суды пришли к правильному выводу, признав отказ управления незаконным, а заявленные требования подлежащими удовлетворению по основаниям, предусмотренным частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы кассационной жалобы повторяют доводы апелляционной жалобы, которые были предметом рассмотрения апелляционного суда, получили надлежащую правовую оценку, сводятся к несогласию с выводами судов, что не свидетельствует о нарушениях судебными инстанциями норм материального и (или) процессуального права, которые могли повлиять на исход дела и являлись бы достаточным основанием для отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьями 274, 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 15.12.2020 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2021 по делу N А63-13033/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.В. Артамкина |
Судьи |
Е.И. Афонина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно действовавшему на момент выдачи кадастрового паспорта законодательству, включая положения Закона N 221-ФЗ и приказа Министерства юстиции РФ от 18.02.2008 N 32 "Об утверждении форм кадастровых паспортов здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, помещения, земельного участка" в переходный период соответствующие органы и организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации осуществляли государственный кадастровый учет зданий, строений, сооружений в целях, связанных с осуществлением государственной регистрации прав на объекты недвижимого имущества, посредством выдачи кадастровых паспортов объектов недвижимости по установленной форме.
...
Суды пришли к выводу, что представленный управлению кадастровый паспорт, оформленный в соответствии с требованиями законодательства, позволяющий однозначно идентифицировать объект, подлежащий государственной регистрации, является достаточным документом для осуществления испрашиваемых учреждением действий. Отказ управления со ссылкой на пункт 4 части 8 статьи 69 Закона N 218-ФЗ не обоснован, учитывая, что необходимые для внесения сведений в ЕГРН документы представлены самим заявителем."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 25 июня 2021 г. N Ф08-5304/21 по делу N А63-13033/2020