г. Краснодар |
|
28 июня 2021 г. |
Дело N А22-9/2021 |
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе судьи Воловик Л.Н.,
рассмотрев в порядке статьи 288.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационную жалобу Республиканской службы финансово-бюджетного контроля на судебный приказ Арбитражного суда Республики Калмыкия от 25.01.2021 по делу N А22-9/2021,
установил следующее.
ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Элиста Республики Калмыкия (далее - управление, фонд) обратилось в Арбитражный суд Республики Калмыкия с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с Республиканской службы финансово-бюджетного контроля (далее - служба, страхователь) финансовых санкций в размере 22 тыс. рублей в связи с несвоевременным представлением сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета формы СЗВ-М за февраль, июнь 2020 года.
Судебным приказом от 25.01.2021 суд взыскал со службы в пользу управления 22 тыс. рублей финансовых санкций за несвоевременное представление сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета формы СЗВ-М за февраль, июнь 2020 года.
В кассационной жалобе служба просит отменить судебный приказ как принятый с нарушениями норм права, полагая, что финансовые санкции взысканы судом необоснованно, при отсутствии оснований для удовлетворения заявления управления, поскольку управление пропустило установленный действующим законодательством срок на подачу в арбитражный суд заявления о взыскании штрафных санкций, что не принято судом во внимание.
Отзыв на кассационную жалобу не поступил.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы, проверив законность обжалуемого судебного приказа, считает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит, по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, являясь плательщиком страховых взносов и страхователем по обязательному пенсионному страхованию, служба представила в фонд отчетность по форме СЗВ-М за февраль 2020 года на 43 застрахованных лица (исходная форма представлена 22.07.2020) и за июнь 2020 года на 1 застрахованное лицо (дополняющая форма представлена 31.07.2020).
Фонд провел проверку достоверности, правильности заполнения, полноты и своевременности представления службой сведений индивидуального (персонифицированного) учета по форме СЗВ-М за февраль 2020 года, по итогам которой составил акт от 15.09.2020 N 006S18200001499 о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, согласно которому служба представила сведения по форме СЗВ-М за февраль 2020 года на 43 застрахованных лица 22.07.2020, то есть с нарушением срока, установленного пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ).
Решением от 13.10.2020 N 006S19200001590 фонд привлек страхователя к ответственности за несвоевременное представление сведений индивидуального (персонифицированного) учета по форме СЗВ-М за февраль 2020 года на 43 застрахованных лица в виде 21 500 рублей штрафа.
03 ноября 2020 года управление выставило службе требование N 006S0120A0GJROT об уплате финансовых санкций по решению от 13.10.2020 N 006S19200001590 в срок до 23.11.2020.
Кроме того, фонд провел проверку достоверности, правильности заполнения, полноты и своевременности представления службой сведений индивидуального (персонифицированного) учета по форме СЗВ-М за июнь 2020 года, по итогам которой составил акт от 21.09.2020 N 006S18200001703 о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, согласно которому служба представила сведения по форме СЗВ-М за июнь 2020 года на 1 застрахованное лицо 31.07.2020, то есть с нарушением срока, установленного пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ.
Решением от 19.10.2020 N 006S19200001793 фонд привлек страхователя к ответственности за несвоевременное представление сведений индивидуального (персонифицированного) учета по форме СЗВ-М за июнь 2020 года на 1 застрахованное лицо в виде 500 рублей штрафа.
10 ноября 2020 года управление выставило службе требование N 006S0120A0GJRU0 об уплате финансовых санкций по решению от 19.10.2020 N 006S19200001793 в срок до 30.11.2020.
Неисполнение службой требований фонда об уплате финансовых санкций от 03.11.2020 N 006S0120A0GJROT и от 10.11.2020 N 006S0120A0GJRU0 послужило основанием для обращения управления в арбитражный суд с заявлением от 28.12.2020 о выдаче судебного приказа о взыскании со страхователя финансовых санкций в общем размере 22 тыс. рублей.
В суде кассационной инстанции дело рассматривается по правилам главы 35 Арбитражного процессуального кодекса с учетом особенностей, установленных статьей 288.1 Кодекса.
В соответствии с частью 5 статьи 288.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность судебного приказа, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при вынесении судебного приказа и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Согласно части 4 статьи 288.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для пересмотра в порядке кассационного производства судебного приказа, вступившего в законную силу, являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход приказного производства и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов взыскателя или должника в делах приказного производства.
Из положений статьи 229.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что судебный приказ выдается по делам, в которых требования вытекают из неисполнения или ненадлежащего исполнения договора и основаны на представленных взыскателем документах, устанавливающих денежные обязательства, которые должником признаются, но не исполняются, если цена заявленных требований не превышает четыреста тысяч рублей, либо требование основано на совершенном нотариусом протесте векселя в неплатеже, неакцепте и недатировании акцепта, если цена заявленного требования не превышает четыреста тысяч рублей, либо заявлено требование о взыскании обязательных платежей и санкций, если указанный в заявлении общий размер подлежащей взысканию денежной суммы не превышает сто тысяч рублей.
В силу части 2 статьи 229.5 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебный приказ выносится без вызова взыскателя и должника и без проведения судебного разбирательства. Суд исследует изложенные в направленном взыскателем заявлении о выдаче судебного приказа и приложенных к нему документах сведения в обоснование позиции данного лица и выносит судебный приказ на основании представленных документов.
Согласно разъяснениям Верховного Суда Российской Федерации, содержащимся в пунктах 3 и 4 постановления Пленума от 27.12.2016 N 62 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о приказном производстве" (далее - постановление N 62), рассматриваемые в порядке приказного производства требования должны быть бесспорными, то есть подтвержденными письменными доказательствами, достоверность которых не вызывает сомнений, а также признаваемыми должником.
Бесспорность требования определяется арбитражным судом на основании совокупности следующих условий: наличия письменных доказательств, достоверность которых не вызывает сомнения и признания должником обоснованности сведений, указанных в этих документах.
В приказном порядке проверяется достаточность доказательств, оцениваемых судом по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и, не вызывающих у суда сомнений в своей достоверности, а также признаваемость требования должником.
При этом, исходя из пункта 1 статьи 229.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, требование взыскателя следует рассматривать как признаваемое должником, если несогласие с заявленным требованием и обосновывающими его доказательствами не вытекает из представленных в суд документов.
Из заявления фонда о выдаче судебного приказа следует, что требование о взыскании 22 тыс. рублей штрафа основано на решении управления от 13.10.2020 N 006S19200001590 принятом по результатам проверки представленной обществом 22.07.2020 отчетности по форме СЗВ-М за февраль 2020 года на 43 застрахованных лица, а также решении фонда от 19.10.2020 N 006S19200001793, принятом по результатам проверки представленной обществом 31.07.2020 отчетности по форме СЗВ-М за июнь 2020 года на 1 застрахованное лицо.
Руководствуясь положениями статей 229.1, 229.2, 229.5, 229.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статей 11, 14, 17 Закон N 27-ФЗ, суд признал обоснованными и подлежащими удовлетворению заявленные фондом требования, выдав обжалуемый судебный приказ на взыскание со службы штрафа за несвоевременное представление сведений по форме СЗВ-М за февраль и июнь 2020 года.
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 и пунктом 2 статьи 14 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" служба является страхователем по обязательному пенсионному страхованию и обязана представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
Законом N 27-ФЗ установлены порядок и сроки представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
В силу пункта 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения: 1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя и отчество; 3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
В соответствии с абзацем 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Взыскание финансовых санкций производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации с 01.01.2017 в порядке, установленном статьей 17 Закона N 27-ФЗ.
В кассационной жалобе служба указывает, что финансовые санкции в размере 22 тыс. рублей по решениям фонда от 13.10.2020 N 006S19200001590 и 19.10.2020 N 006S19200001793 взысканы судом необоснованно, поскольку управление пропустило установленный действующим законодательством срок на обращение в арбитражный суд с заявлением о взыскании финансовых санкций.
Суд кассационной инстанции не соглашается с указанными доводами службы, по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, сведения о 43 застрахованных лицах по форме СЗВ-М за февраль 2020 года должны были быть представлены страхователем в срок не позднее 16.03.2020 (с учетом выходных дней). Таким образом, указанное правонарушение считается совершенным при пропуске указанного срока, начиная с 17.03.2020.
Сведения об 1 застрахованном лице по форме СЗВ-М за июнь 2020 года должны были быть представлены страхователем в срок не позднее 15.07.2020. Таким образом, указанное правонарушение считается совершенным при пропуске указанного срока, начиная с 16.07.2020.
С 01 января 2017 года в связи с принятием Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" к отношениям, связанным с взысканием финансовых санкций, предусмотренных Законом N 27-ФЗ, после 01.01.2017 в отсутствие иного специального правового регулирования подлежат применению сроки, установленные законодательством о налогах и сборах (определения Верховного Суда Российской Федерации от 21.02.2018 N 301-КГ18-62, 301-КГ18-64, 301-КГ18-430).
В соответствии со статьей 17 Закона N 27-ФЗ (в редакции, действующей с 01.01.2017), при выявлении правонарушения, ответственность за которое установлена настоящей статьей, должностным лицом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации, установившим правонарушение, составляется акт, который подписывается этим должностным лицом и лицом, совершившим такое правонарушение.
Срок составления указанного акта Законом N 27-ФЗ не установлен, однако, отсутствие в названном законе указания на сроки проведения проверки предоставленной страхователем отчетности не свидетельствует о наличии у управления неограниченного во времени полномочия по проведению проверок.
С учетом правовой позиции, поддержанной определением Верховного Суда Российской Федерации от 13.01.2020 N 309-ЭС19-24792, к рассматриваемым правоотношениям подлежат применению нормы Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс).
В силу пункта 3 статьи 46 Налогового кодекса заявление о взыскании штрафных санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате штрафных санкций.
В соответствии с правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной пункте 31 постановления Пленума от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации", несоблюдение налоговым органом при совершении определенных действий в рамках осуществления мероприятий налогового контроля предусмотренных законодательством сроков, не влечет изменения порядка исчисления сроков на принятие мер по взысканию налога, пеней, штрафа в принудительном порядке, в связи с чем, при проверке судом соблюдения налоговым органом сроков осуществления принудительных мер, сроки совершения упомянутых действий учитываются в той продолжительности, которая установлена нормами Налогового кодекса.
Порядок и сроки производства по делу о совершении налоговых правонарушений установлены статьей 101.4 Налогового кодекса и применимы к процедуре выявления и фиксации нарушений в сфере уплаты страховых взносов и представления необходимых сведений. Таким образом, при составлении акта, вынесении решения и требования об уплате штрафных санкций, а также при подаче заявления о взыскании начисленных штрафных санкций управление должно руководствоваться нормами Налогового кодекса.
В соответствии с пунктом 6 статьи 6.1 Налогового кодекса срок, определенный днями, исчисляется в рабочих днях, если срок не установлен в календарных днях. При этом рабочим днем считается день, который не признается в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем.
С учетом положений Закона N 27-ФЗ, Налогового кодекса, правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 13.01.2020 N 309-ЭС19-24792, предельный срок взыскания со страхователя неуплаченных сумм финансовых санкций включает в себя: 1 день на составление акта, 5 дней на направление акта, 6 дней на его доставку, 15 дней на представление страхователем возражений, 10 дней на вынесение решения (+ 1 месяц), 10 дней на вступление в силу решения по проверке, 10 дней на направление требования, 10 календарных дней на исполнение требования, 6 месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате санкций на обращение в суд с заявлением об их взыскании в судебном порядке.
Правонарушение в виде несвоевременного представления в фонд отчетности по форме СЗВ-М за февраль 2020 года в отношении 43 застрахованных лиц совершено службой 17.03.2020, следовательно, срок для взыскания финансовых санкций в судебном порядке, исчисленный, исходя из совокупности указанных сроков, на дату обращения в суд с заявлением о взыскании 21 500 рублей финансовых санкций не истек.
Правонарушение в виде несвоевременного представления в фонд отчетности по форме СЗВ-М за июнь 2020 года в отношении 1 застрахованного лица совершено службой 16.07.2020, следовательно, срок для взыскания финансовых санкций в судебном порядке, исчисленный исходя из совокупности указанных сроков, на дату обращения в суд с заявлением о взыскании 500 рублей не истек.
С заявлением в арбитражный суд о вынесении судебного приказа о взыскании со службы 22 тыс. рублей финансовых санкций за несвоевременное представление сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета формы СЗВ-М за февраль, июнь 2020 года, фонд обратился 28.12.2020 (идентификатор почтового отправления 80096954142701), то есть с соблюдением установленного статьей 46 Налогового кодекса срока.
Получение направленной фондом корреспонденции, связанной с выявлением правонарушений в виде несвоевременного предоставления сведений по форме СЗВ-М за февраль и июнь 2020 года (акты о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного от 15.09.2020 N 006S18200001499 и 21.09.2020 N 006S18200001703; решения о привлечении к ответственности от 13.10.2020 N 006S19200001590 и от 19.10.2020 N 006S19200001793; требования об уплате штрафных санкций от 03.11.2020 N 006S0120A0GJROT и 10.11.2020 N 006S0120A0GJRU0), подтверждается представленными в материалы дела реестрами отправки внутренних почтовых отправлений с идентификаторами и службой, как следует, в том числе из кассационной жалобы, не оспаривается.
Возражения по существу выявленных нарушений при рассмотрении материалов проверок достоверности, правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета по форме СЗВ-М за февраль и июнь 2020 года, служба не заявила.
Правом на подачу возражений относительно исполнения судебного приказа от 25.01.2021 по делу N А22-9/2021, в срок, установленный частью 3 статьи 229.5 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, страхователь не воспользовался.
Основания для отказа фонду в удовлетворении заявления о выдаче судебного приказа у суда первой инстанции отсутствовали. Нормы права при рассмотрении дела применены судом правильно.
В соответствии с пунктом 1 части 6 статьи 288.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения кассационной жалобы на судебный приказ арбитражный суд кассационной инстанции вправе оставить судебный приказ без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
судебный приказ Арбитражного суда Республики Калмыкия от 25.01.2021 по делу N А22-9/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Судья |
Л.Н. Воловик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"С учетом положений Закона N 27-ФЗ, Налогового кодекса, правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 13.01.2020 N 309-ЭС19-24792, предельный срок взыскания со страхователя неуплаченных сумм финансовых санкций включает в себя: 1 день на составление акта, 5 дней на направление акта, 6 дней на его доставку, 15 дней на представление страхователем возражений, 10 дней на вынесение решения (+ 1 месяц), 10 дней на вступление в силу решения по проверке, 10 дней на направление требования, 10 календарных дней на исполнение требования, 6 месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате санкций на обращение в суд с заявлением об их взыскании в судебном порядке.
...
С заявлением в арбитражный суд о вынесении судебного приказа о взыскании со службы 22 тыс. рублей финансовых санкций за несвоевременное представление сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета формы СЗВ-М за февраль, июнь 2020 года, фонд обратился 28.12.2020 (идентификатор почтового отправления 80096954142701), то есть с соблюдением установленного статьей 46 Налогового кодекса срока."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 28 июня 2021 г. N Ф08-4030/21 по делу N А22-9/2021