г. Краснодар |
|
30 июня 2021 г. |
Дело N А32-49577/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 июня 2021года.
Постановление в полном объеме изготовлено 30 июня 2021года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Рассказова О.Л., судей Аваряскина В.В. и Артамкиной Е.В., в отсутствие в судебном заседании заявителя - федерального казенного учреждения "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (ИНН 6165035060, ОГРН 1026103739892), заинтересованного лица - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (ИНН 2309090540, ОГРН 1042304982510), извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 14.01.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.04.2021 по делу N А32-49577/2020, установил следующее.
ФКУ "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (далее - учреждение) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (далее - управление) о признании незаконным отказа от 09.09.2020 N 30- 5127813/1 в кадастровом учете и регистрации права на жилое помещение (квартиры), расположенное по адресу: Краснодарский край, г. Крымск, ул. Слободка, д. 110а, кв. 28, об обязании осуществить государственный кадастровый учет объекта недвижимости и государственную регистрацию прав на жилое помещение (квартиру) N 28, расположенное по адресу: Краснодарский край, г. Крымск, ул. Слободка, д. 110а.
Решением от 14.01.2021, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 02.04.2021, иск удовлетворен. Суды признали незаконным решение управления от 09.09.2020 N 30-5127813/1 и обязали ответчика осуществить государственный кадастровый учет объекта недвижимости и государственную регистрацию прав на жилое помещение.
В кассационной жалобе инспекция просит отменить решение и постановление, принять новый судебный акт, признав законным отказ. По мнению заявителя, основания для признания действия регистрирующего органа незаконными, и понуждение его устранить допущенные нарушения, отсутствуют. Управление правомерно отказало в осуществлении государственного кадастрового учета и регистрации права, поскольку форма и содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета не соответствует требованиям действующего законодательства, в техническом плане помещения в состав приложения не включен ни один документ из документов, на основании которого может быть подготовлен технический план. Заявитель указывает, что дата подписания технического плана в окончательной редакции является 06.03.2020, соответственно, форма и содержание документа, представленного в регистрирующий орган, не соответствуют действующему законодательству. Кроме того заявитель указывает, что государственная регистрация спорного объекта произошла до момента вынесения решения суда первой инстанции.
В отзыве на кассационную жалобу учреждение указало на ее несостоятельность, а также законность и обоснованность принятых по делу судебных актов.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Из материалов дела видно, что в соответствии с передаточным актом от ФГУ "Донская КЭЧ района" Минобороны России от 01.04.2011 на бюджетный учет ФГКУ "Северо-Кавказское ТУИО" Минобороны России передан объект недвижимости многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Крымск, ул. Слободка, 110а.
На основании приказа Департамента имущественных отношений Минобороны России от 14.04.2017 N 1180 "О закреплении недвижимого имущества на праве оперативного управления за ФГКУ "Северо-Кавказское ТУИО" Минобороны России" многоквартирный жилой дом разукрупнен и на учет учреждения поставлены квартиры.
Учреждение обратилось в управление с заявлением об осуществлении действий по государственному кадастровому учету (заявление от 13.03.2020 N 30-5127813) и государственной регистрации права (заявление от 16.03.2020 N 23/999/001/2020-366688) в отношении объекта недвижимости (жилое помещение (квартира) N 28), расположенного по адресу: Краснодарский край, Крымский район, г. Крымск, ул. Слободка, 110а.
К заявлению приложен технический план, подготовленный на основании пункта 5 статьи 70 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - закон N 218-ФЗ).
19 марта 2020 года управление приняло решение о приостановлении государственного кадастрового учета (уведомление от 19.03.2020 N 23/20-61908), со ссылкой на то, что в представленном техническом плане в состав приложения не включен ни один документов, на основании которого мог быть подготовлен технический план.
09 мая 2020 года учреждение подало заявление о приеме дополнительных документов N 30-5182070.
В соответствии с уведомлением о приостановлении от 04.06.2020 N 23/20-99159 государственный кадастровый учет приостановлен по тем же основаниям, а именно:
в техническом плане помещения в состав приложения не включен ни один из документов, на основании которого мог быть подготовлен технический план.
09 сентября 2020 года управление отказало учреждению (уведомление N МО-20/РКФ-15759) в постановке на государственный кадастровый учет и государственной регистрации права собственности на объект, на основании пункта 7 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ, поскольку форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации (в техническом плане помещения в состав приложения не включен ни один из документов, на основании которого мог быть подготовлен технический план).
Считая отказ управления незаконным, учреждение обратилось в арбитражный суд.
Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя требования общества, исходили из следующего.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно части 2 статьи 14 Закона N 218-ФЗ, основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости; межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном Федеральным законом порядке, утвержденная в установленном Федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ; иные документы, предусмотренные Федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости; наступление обстоятельств, указанных в федеральном законе.
Частью 5 статьи 70 Закона N 218-ФЗ предусмотрен упрощенный порядок регистрации прав на объекты, устанавливающей, что документом, являющимся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на объекты недвижимости, в том числе земельные участки, относящиеся к имуществу Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций, имуществу органов Федеральной службы безопасности, и содержащим описание такого объекта недвижимости, на основании которого сведения об объекте недвижимости указываются в техническом плане или межевом плане, является декларация о таком объекте недвижимости.
В соответствии с частью 5 статьи 70 Закона N 218-ФЗ в срок до 2020 года документом, являющимся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на объекты недвижимости, в том числе земельные участки, относящиеся к имуществу Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций, имуществу органов федеральной службы безопасности, и содержащим описание такого объекта недвижимости, на основании которого сведения об объекте недвижимости указываются в техническом плане или межевом плане, является декларация о таком объекте недвижимости. Форма данной декларации, требования к ее заполнению, состав включаемых в нее сведений устанавливаются органом нормативно-правового регулирования.
Приказом Минэкономразвития России от 21.03.2016 N 157 (редакция от 29.11.2016) утверждена форма декларации об объектах недвижимости, в том числе о земельных участках, относящихся к имуществу Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций, имуществу органов федеральной службы безопасности, требования к ее заполнению, состав включаемых в нее сведений.
В соответствии с частью 6 статьи 70 Закона N 218-ФЗ особенности, установленные частью 5 данной статьи, применяются при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на объекты недвижимости, созданные до дня вступления в силу постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (далее - постановление N 3020-1).
Исходя из положений названной статьи и ее буквального содержания следует, что данной нормой установлены особенности осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на объекты недвижимости в отдельных случаях, т. е. установлен иной порядок и основания государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, отличные от указанных в статье 69 Закона N 218-ФЗ, регламентирующей процедуру государственной регистрации прав на ранее учтенные объекты недвижимости.
Основанием возникновения права собственности Российской Федерации в декларации указан пункт 12 статьи 1 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне", постановление N 3020-1, а также приказ директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации от 14.04.2017 N 1180.
Суды установили, что дата заключения государственного контракта и дата подписания технического плана в окончательной редакции предшествуют 01.01.2020.
Исследовав и оценив по правилам статьи 71 Кодекса, представленные в материалы дела доказательства и руководствуясь статьями 198, 200, 201 Кодекса, положениями Закона N 218-ФЗ, суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили заявление и исходили из доказанности представления учреждением документов, необходимых для постановки на кадастровый учет спорного помещения. Суды установили, что учреждение, обращаясь в управление, представило декларацию по форме, установленной приказом Минэкономразвития России от 21.03.2016 N 157. Доказательств того, что указанная декларация заполнена и составлена с нарушением требований, установленных приказом Минэкономразвития России N 157, в материалы дела не представлено.
В связи с изложенным суды пришли к правильному выводу о том, что обращение заявителя с целью осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав основано на положениях частей 5 и 6 статьи 70 Закона N 218-ФЗ, а отказ управления в осуществлении регистрационных действий в отношении спорного имущества не правомерен.
Основания для иных выводов у суда округа отсутствуют.
Довод заявителя жалобы на то, что технический план подписан 06.03.2021, опровергается материалами дела. Ссылка на наличие государственной регистрации объекта 12.01.2021 подлежит отклонению, так как факт последующей регистрации права на спорный объект не исключает удовлетворение заявленных требований о признании незаконным оспариваемого отказа.
Приведенные доводы кассационной жалобы фактически сводятся к повторению утверждений, исследованных и правомерно отклоненных судами обеих инстанций, соответственно, они не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм материального и процессуального права, а лишь указывают на несогласие с оценкой доказательств и направлены на переоценку исследованных судом доказательств и установленных обстоятельств, которая в силу положений статьи 286 Кодекса не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нарушения норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 288 Кодекса, при разрешении пора не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 14.01.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.04.2021 по делу N А32-49577/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
О.Л. Рассказов |
Судьи |
В.В. Аваряскин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исследовав и оценив по правилам статьи 71 Кодекса, представленные в материалы дела доказательства и руководствуясь статьями 198, 200, 201 Кодекса, положениями Закона N 218-ФЗ, суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили заявление и исходили из доказанности представления учреждением документов, необходимых для постановки на кадастровый учет спорного помещения. Суды установили, что учреждение, обращаясь в управление, представило декларацию по форме, установленной приказом Минэкономразвития России от 21.03.2016 N 157. Доказательств того, что указанная декларация заполнена и составлена с нарушением требований, установленных приказом Минэкономразвития России N 157, в материалы дела не представлено.
В связи с изложенным суды пришли к правильному выводу о том, что обращение заявителя с целью осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав основано на положениях частей 5 и 6 статьи 70 Закона N 218-ФЗ, а отказ управления в осуществлении регистрационных действий в отношении спорного имущества не правомерен."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 30 июня 2021 г. N Ф08-6541/21 по делу N А32-49577/2020