г. Краснодар |
|
02 июля 2021 г. |
Дело N А32-45968/2020 |
Судья Арбитражного суда Северо-Кавказского округа Герасименко А.Н.,
рассмотрев без проведения судебного заседания, без вызова лиц, участвующих в деле, кассационную жалобу государственного унитарного предприятия Краснодарского края "Кубаньводкомплекс" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 23.12.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.03.2021 по делу N А32-45968/2020,
установил следующее.
ГУП Краснодарского края "Кубаньводкомплекс" (далее - предприятие) обратилось в суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю (далее - административный орган, управление) от 23.09.2020 N 023/04/7.32.3-3881/2020 о привлечении к административной ответственности по части 5 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде 100 тыс. рублей административного штрафа.
Определением суда от 23.10.2020 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края (далее - министерство).
Решением суда от 23.12.2020 ходатайства управления и министерства о рассмотрении дела в их отсутствие удовлетворено, в удовлетворении заявленных требований отказано. Решение мотивировано наличием в действиях предприятия состава административного правонарушения, отсутствием нарушений при производстве по делу об административном правонарушении, привлечением в пределах срока, установленного статьей 4.5 КоАП РФ, отсутствием оснований для признания правонарушения малозначительным.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 17.03.2021 решение суда от 23.12.2020 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе предприятие просит отменить принятые по делу судебные акты и удовлетворить его требования. По мнению подателя жалобы, судебные акты приняты с нарушением норм материального и процессуального права. Суд апелляционной инстанции оставил без внимания представленную на обозрение суда распечатку с сайта Прикубанского районного суда г. Краснодара от 09.03.2021 с информацией о том, что в отношении должностного лица предприятия вынесено решение об отмене постановления о привлечении к административной ответственности по части 5 статьи 7.32.3 КоАП РФ и прекращено производство по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения. Административное правонарушение, за совершение которого составлен протокол в отношении должностного лица, аналогично правонарушению, которое вменяется предприятию. В действиях предприятия отсутствует состав правонарушения, предусмотренный частью 5 статьи 7.32.3 КоАП РФ.
В отзыве на кассационную жалобу министерство просит принятые по делу судебные акты оставить без изменения, отказать в удовлетворении кассационной жалобы предприятия.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, в управление поступили материалы проверки N 8-223-ФЗ-2020, проведенной министерством, по соблюдению предприятием требований Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ).
В ходе проведенной проверки установлено, что на официальном сайте предприятия и в ЕИС размещен план закупок на 2020 год с перечнем товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются у субъектов малого и среднего предпринимательства. При этом предприятие в своем плане закупок на 2020 год N 2190392886, размещенном в ЕИС 20.12.2019, установило дату планируемых закупок только на январь 2020 года. В течение следующих месяцев в данный план закупок заказчиком вносились изменения в части планирования закупок на каждый последующий месяц. На 20.12.2019 предприятие разместило часть от общего плана закупок на 2020 год.
Таким образом, в ходе проверки выявлено нарушение в действиях предприятия пункта 2 статьи 4 Закона N 223-ФЗ.
На основании изложенного в действиях предприятия установлено событие административного правонарушения, выразившееся в неопубликовании в единой информационной системе в сфере закупок информации о закупке товаров, работ, услуг, размещение которой предусмотрено законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц.
23 сентября 2020 года управление вынесло постановление по делу об административном правонарушении N 023/04/7.32.3-3881/2020, которым предприятие привлечено к административной ответственности по части 5 статьи 7.32.3 КоАП РФ с назначением наказания в виде 100 тыс. рублей административного штрафа.
Не согласившись с вынесенным постановлением, предприятие обратилось в суд с рассматриваемым заявлением.
При принятии обжалуемых судебных актов суды руководствовались статьей 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 7.32.3 КоАП РФ, статьями 2, 4 Закона N 223-ФЗ, разъяснениями, изложенными в пункте 7 постановления Правительства Российской Федерации от 17.09.2012 N 932 "Об утверждении правил формирования плана закупок товаров (работ, услуг) и требований к форме такого плана" (далее - постановление N 932).
Суды исходили из следующих обстоятельств.
В соответствии с частью 2 статьи 4 Закона N 223-ФЗ заказчик размещает в ЕИС план закупки товаров, работ, услуг на срок не менее чем один год. При этом план закупки товаров, работ и услуг на очередной год размещается в течение 10 календарных дней со дня утверждения, но не позднее 31 декабря.
На официальном сайте предприятия и в ЕИС изначально размещен план закупок на 2020 год с перечнем товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляется у субъектов малого и среднего предпринимательства. При этом предприятие в своем плане закупок на 2020 год N 2190392886, размещенном в ЕИС 20.12.2019, установило дату планируемых закупок только на январь 2020 года. В течение следующих месяцев в данный план закупок заказчиком вносились изменения в части планирования закупок на каждый последующий месяц. Суды сделали вывод о размещении предприятием 20.12.2019 части от общего плана закупок на 2020 год.
При таких обстоятельствах суды пришли к выводу о наличии в действиях предприятия состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 5 статьи 7.32.3 КоАП РФ.
Вместе с тем названные выводы судебных инстанций нельзя признать законными и обоснованными.
В соответствии с положениями части 1 статьи 1 Закона N 223-ФЗ, целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи, в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
Целью правового регулирования является эффективное удовлетворение потребностей самого заказчика, который самостоятельно устанавливает правила осуществления им закупок, утверждая соответствующее положение о закупках, определяя виды конкурентных процедур, критерии отбора.
При осуществлении закупочной деятельности заказчик в соответствии с частью 2 статьи 2 Закона N 223-ФЗ должен также наряду с законами, нормативными актами руководствоваться положением о закупке, то есть документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения; соблюдать предусмотренные статьей 4 этого Закона N 223-ФЗ иные требования по информационному обеспечению закупки.
Пунктом 8 постановления N 932 предусмотрена возможность корректировки плана закупок, внесение изменений в план закупки допустимо в срок не позднее размещения в ЕИС извещения об осуществлении конкурентной закупки, документации о конкурентной закупке или вносимых в них изменений.
Нарушение обязанности своевременного размещения заказчиком в Единой информационной системе информации о закупке, в том числе внесенных изменений, влечет административную ответственность (части 4, 6 статьи 7.32.2 КоАП РФ).
Диспозиция части 5 статьи 7.32.2 КоАП РФ устанавливает административную ответственность именно за неисполнение обязанности по размещению информации в ЕИС в сфере закупок о закупке товаров, работ, услуг, размещение которой предусмотрено законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц. В данном случае предприятие план закупки разместило до 31.12.2019. Административная ответственность за размещение плана закупки, который, по мнению управления, не соответствует требованиям Закона N 233-ФЗ, названой нормой не предусмотрена.
Из протокола также не следует, что управлением выявлено неразмещение в ЕИС изменений, внесенных предприятием в план закупки до проведения конкурентных процедур.
С учетом изложенного суды пришли к ошибочному выводу о том, что состав административного правонарушения в действиях общества установлен.
В силу части 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
Поскольку при рассмотрении дела судами установлены все обстоятельства по делу, но имеет место неправильное применение норм права, суд кассационной инстанции считает возможным отменить решение и постановление апелляционной инстанции и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт об удовлетворении заявления общества.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 23.12.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.03.2021 по делу N А32-45968/2020 отменить. Признать незаконным и отменить постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 23.09.2020 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N 023/04/7.32.3-3881/2020.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Судья |
А.Н. Герасименко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 8 постановления N 932 предусмотрена возможность корректировки плана закупок, внесение изменений в план закупки допустимо в срок не позднее размещения в ЕИС извещения об осуществлении конкурентной закупки, документации о конкурентной закупке или вносимых в них изменений.
Нарушение обязанности своевременного размещения заказчиком в Единой информационной системе информации о закупке, в том числе внесенных изменений, влечет административную ответственность (части 4, 6 статьи 7.32.2 КоАП РФ).
Диспозиция части 5 статьи 7.32.2 КоАП РФ устанавливает административную ответственность именно за неисполнение обязанности по размещению информации в ЕИС в сфере закупок о закупке товаров, работ, услуг, размещение которой предусмотрено законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц. В данном случае предприятие план закупки разместило до 31.12.2019. Административная ответственность за размещение плана закупки, который, по мнению управления, не соответствует требованиям Закона N 233-ФЗ, названой нормой не предусмотрена."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 2 июля 2021 г. N Ф08-5657/21 по делу N А32-45968/2020