г. Краснодар |
|
01 июля 2021 г. |
Дело N А20-2437/2020 |
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе судьи Драбо Т.Н., рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Экологистика" (ИНН 0707019253, ОГРН 1170726004426) на принятые в порядке упрощенного производства решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 06.11.2020 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.02.2021 по делу N А20-2437/2020, установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Экологистика" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления местной администрации городского округа Нальчик (ИНН 0711037382, ОГРН 1020700751169, далее - администрация) от 08.07.2020 N 68 о привлечении к административной ответственности по части 14 статьи 7.20 Закона Кабардино-Балкарской Республики от 22.07.2003 N 66-РЗ "Кодекс Кабардино-Балкарской Республики об административных правонарушениях" (далее - Закон N 66-РЗ) в виде 10 тыс. рублей штрафа.
Решением суда от 06.11.2020, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 08.02.2021, в удовлетворении заявления отказано со ссылкой на наличие в действиях общества состава правонарушения, квалифицируемого по части 14 статьи 7.20 Закона N 66-РЗ, соблюдение процедуры и срока привлечения общества к административной ответственности.
В Арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратилось общество с кассационной жалобой, просит решение суда и постановление апелляционной инстанции отменить, заявленные требования удовлетворить. По мнению подателя жалобы, суды не установили событие правонарушения и вину общества в его совершении; общество не может быть субъектом вмененного правонарушения, поскольку бремя содержания контейнерных площадок, специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов и территории несут в зависимости от местонахождения последних собственники помещений в многоквартирном доме, органы местного самоуправления муниципальных образований, в границах которых расположены такие площадки (ранее - собственники земельного участка, на котором расположены площадки и территория); региональный оператор несет ответственность за обращение с твердыми коммунальными отходами с момента погрузки таких отходов в мусоровоз в местах (сбора и) накопления твердых коммунальных отходов; представленные в материалы дела фотодокументы не являются допустимыми доказательствами, поскольку не позволяют установить место и время произведения фотосъемки. Обязанность по созданию и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, не входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, несут органы местного самоуправления муниципальных образований, в границах которых расположены такие площадки. Суд первой инстанции не рассмотрел дело по существу и в основу решения положил только доводы администрации, а доводы общества не учел.
В нарушение статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации администрация не представила в суд отзыв на кассационную жалобу.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, 25.06.2020 при обследовании контейнерной площадки и прилегающей территории по адресу: г. Нальчик, ул. Т. Идарова, д. 211, установлено, что общество допустило ненадлежащее содержание контейнерной площадки и прилегающей территории в радиусе 5 м, что является нарушением пункта 3.4.16 Правил благоустройства территории городского округа Нальчик, утвержденных Советом местного самоуправления городского округа Нальчик 29.08.2017 N 91 (далее - Правила N 91).
Выявленные нарушения зафиксированы в акте об обнаружении признаков административного правонарушения от 25.06.2020 и фототаблице.
По данному факту администрация составила протокол от 06.07.2020 N 77 и вынесла постановление от 08.07.2020 N 68 о привлечении общества к административной ответственности по части 14 статьи 7.20 Закона N 66-РЗ в виде 10 тыс. рублей штрафа.
В соответствии со статьями 207 и 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации общество обжаловало постановление администрации в арбитражный суд.
Определением суда от 31.08.2020 заявление общества принято, возбуждено производство по делу, рассмотрение дела назначено в порядке упрощенного производства; дело в судах первой и апелляционной инстанций рассмотрено в порядке главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В суде кассационной инстанции дело рассматривается по правилам главы 35 Арбитражного процессуального кодекса с учетом особенностей, установленных статьей 288.2 Кодекса.
Согласно части 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для пересмотра в порядке кассационного производства вступивших в законную силу решений арбитражного суда первой инстанции и постановлений арбитражного суда апелляционной инстанции, принятых по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
На основании совокупной оценки представленных в материалы дела доказательств и доводов участвующих в деле лиц, правильного применения норм права к установленным по делу обстоятельствам суды сделали вывод о правомерном привлечении общества к административной ответственности по части 14 статьи 7.20 Закона N 66-РЗ, которой установлена ответственность за нарушение правил благоустройства (содержания) территорий муниципальных образований, установленных муниципальными нормативными правовыми актами.
При этом суды исходили из следующего.
Согласно статьям 14, 16, 16.2 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" благоустройство территории относится к вопросам местного значения и представляет собой комплекс предусмотренных правилами благоустройства соответствующего муниципального образования мероприятий по содержанию территории, а также по проектированию и размещению объектов благоустройства, направленных на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, поддержание и улучшения санитарного и эстетического состояния территории.
Решением Совета местного самоуправления городского округа Нальчик от 29.08.2017 (в редакции от 26.04.2019 N 230) утверждены Правила N 91, регулирующие в том числе отношения по санитарному содержанию территории города, сбору и вывозу отходов.
Пунктом 3.4.16 Правил N 91 определено, что контейнерные площадки и прилегающие к ним территории в радиусе 5 метров должны содержаться в чистоте и порядке региональным оператором.
В соответствии с пунктом 3.4.10.1 Правил N 91 вывоз твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) и крупногабаритных отходов (далее - КГО) осуществляется региональным оператором, осуществляющим услуги (работы) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Соглашением от 28.04.2018 N 1 "Об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Кабардино- Балкарской Республики" (далее - соглашение N 1), заключенным между Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Кабардино-Балкарской Республики и обществом, последнее приняло на себя выполнение на территории Кабардино-Балкарской Республики функций регионального оператора по обращению с ТКО, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации, Кабардино-Балкарской Республики и данным соглашением.
В силу соглашения N 1 региональный оператор обязан: пункт 2.1.1 - в течение срока действия соглашения N 1 осуществлять деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению ТКО в соответствии с территориальной схемой ТКО; обеспечить реализацию территориальной схемы и мероприятий регионального оператора, предусмотренных Региональной программой в области обращения с отходами, утвержденной постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики; пункт 2.1.14 - организовывать ликвидацию несанкционированных мест размещения ТКО, образующихся в зоне деятельности регионального оператора в порядке, установленном Правилами обращения с ТКО, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации 12.11.2016 N 1156; пункт 2.1.15 - устанавливать график сбора ТКО в соответствии с нормами действующего экологического и санитарно-эпидемиологического законодательства в соответствии с определенным Территориальной схемой контейнерным или бесконтейнерным способом сбора ТКО на территории зоны деятельности регионального оператора; пункт 2.1.16 - соблюдать график вывоза ТКО на территории зоны деятельности Регионального оператора; количество срывов вывоза ТКО не должно превышать значения "Критерий надежности" приведенный в приложении 2 к соглашению; пункт 2.1.17 - организовать содержание территории, находящейся в зоне деятельности регионального оператора, включая места сбора и накопления ТКО, в надлежащем санитарном состоянии, за исключением мусороприемных камер мусоропроводов и оборудования, используемого в них; пункт 2.1.30 - нести ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных соглашением N 1 и действующим законодательством, выплачивать неустойки (штрафы, пени) за нарушение обязательств по соглашению N 1, возмещать убытки, причиненный вред Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Кабардино-Балкарской Республики и третьим лицам, в том числе вред окружающей среде, в порядке, предусмотренном данным соглашением и законодательством; пункт 2.1.31 - выполнять иные обязанности, установленные законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами.
На основании совокупной оценки представленных в материалы дела доказательств и доводов участвующих в деле лиц суды правомерно признали субъектом вмененного административного правонарушения общество, обязанное содержать в чистоте и порядке контейнерную площадку и прилегающие к ней территории в радиусе 5 метров на территории городского округа Нальчик по адресу: г. Нальчик, ул. Т. Идарова, д. 211.
Суды верно указали, что в нарушение пункта 3.4.16 Правил N 91 именно общество допустило ненадлежащее содержание контейнерной площадки и прилегающей территории в радиусе 5 м по адресу: г. Нальчик, ул. Т. Идарова, д. 211.
Факт совершения правонарушения, квалифицируемого по части 14 статьи 7.20 Закона N 66-РЗ, подтвержден представленными в материалы дела доказательствами и документально обществом не опровергнут.
Суды обоснованно исходили из того, что вина общества заключается в непринятии исчерпывающих мер, направленных на недопущение совершения административного правонарушения. Доказательства невозможности соблюдения установленных законом правил и норм в силу чрезвычайных и иных непредвиденных обстоятельств, которые общество не могло предусмотреть, при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, не представлены.
Применительно к установленным по делу обстоятельствам суды сделали верный вывод о законности постановления администрации от 08.07.2020 N 68 о привлечении общества к административной ответственности по части 14 статьи 7.20 Закона N 66-РЗ в виде 10 тыс. рублей штрафа.
Вывод судов о соблюдении администрацией процедуры привлечения общества к административной ответственности не противоречит представленным в материалы дела доказательствам и доводам участвующих в деле лиц. Установленный статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок привлечения к административной ответственности не истек.
При изучении материалов дела и доводов кассационной жалобы с учетом положений части 5.1 статьи 211, части 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не установлены существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов общества.
Поскольку все юридически значимые обстоятельства при рассмотрении данного дела, имеющие существенное значение для разрешения спора, суды установили на основании полного и всестороннего исследования представленных в материалы дела доказательств, которым дана оценка в соответствии с нормами главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основания для удовлетворения кассационной жалобы общества отсутствуют.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку доказательств, которые суды оценили с соблюдением норм главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и в силу статей 286, 287 Кодекса подлежат отклонению.
Нормы права при рассмотрении дела применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 06.11.2020 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.02.2021 по делу N А20-2437/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Судья |
Т.Н. Драбо |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.