г. Краснодар |
|
02 июля 2021 г. |
Дело N А61-3835/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 июня 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 июля 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Андреевой Е.В., судей Денека И.М. и Илюшникова С.М., в отсутствие в судебном заседании заявителя - индивидуального предпринимателя Смайлиевой З.О.
(ИНН 151208041115, ОГРНИП 319151300031288), заинтересованного лица - Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия - Алания (ИНН 1501004390, ОГРН 1021500584148), третьих лиц: администрации местного самоуправления Бесланского городского поселения Правобережного района Республики Северная Осетия - Алания, Джериева Т.У., Цаллоева К.М., Дудиева Р.У., Дзодцоевой С.М., Казиева Т.В., Моргоева А.М., Арчеговой А.С., извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично посредством размещения информации о движении дела на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в открытом доступе, рассмотрев кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Смайлиевой З.О. на решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 11.02.2021 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.04.2021 по делу N А61-3835/2020 (Ф08-5918/2021), установил следующее.
Индивидуальный предприниматель Смайлиева З.О. (далее - предприниматель) обратился в арбитражный суд Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия - Алания (далее - управление) с заявлением о признании незаконным и отмене решений и предписаний от 14.10.2020 по делам N АМ315-15/20, АМ315-11/20, АМ315-13/20, АМ315-10/20, АМ315-12/20 и АМ315-14/20.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены администрация местного самоуправления Бесланского городского поселения Правобережного района Республики Северная Осетия - Алания (далее - администрация), Джериев Т.У., Цаллоев К.М., Дудиев Р.У., Дзодцоева С.М., Казиев Т.В., Моргоев А.М. и Арчегова А.С.
Решением суда от 11.02.2021, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 22.04.2021, в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебные акты мотивированы тем, что оспариваемые решения и предписание антимонопольного органа соответствуют требованиям действующего законодательства.
В кассационной жалобе предприниматель просит отменить судебные акты и принять новый. По мнению заявителя жалобы, суды неправильно применили нормы материального и процессуального права, выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
В отзывах на кассационную жалобу управление просит оставить судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения; администрация просит жалобу удовлетворить.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, администрация 23.09.2019 на официальном сайте, определенном Правительством Российской Федерации от 10.09.2012 N 909, www.torgi.gov.ru, разместила извещение о проведении открытого аукциона N 230919/0228405/01 на право заключения договоров аренды земельных участков из земель Бесланского городского поселения с неразграниченной формой собственности, состоящего из восьми лотов (далее - аукцион).
Администрация 28.10.2019 опубликовала протокол рассмотрения заявок на участие в аукционе, согласно которому заявка предпринимателя отклонена по всем лотам, в связи с тем, что один заявитель вправе подать только одну заявку на участие в аукционе.
Предприниматель обратился в управление с жалобой на действия администрации при проведении аукциона, по итогам которой принято решение от 08.11.2019 N АМ345-11/19 о признании администрации нарушившей требования пунктов 8 и 20 статьи 39.12 Земельного кодекса Российской Федерации и части 19 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции). Управлением также выдано предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации и проведении торгов.
Администрация оспорила решение и предписание управления в судебном порядке (дело N А61-109/2020) и решением Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 30.06.2020 по делу N А61-109/2020, оставленным без изменения постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.09.2020 и постановлением кассационного суда от 26.11.2020, администрации отказано в удовлетворении требований.
17 сентября 2020 года администрация издала распоряжение N 392 "О внесении изменений в извещение о проведении аукциона", согласно которому в извещение о проведении аукциона внесены изменения в указании даты и времени рассмотрения заявок на участие в аукционе.
24 сентября 2020 года состоялось заседание комиссии по проведению торгов на котором отменен протокол рассмотрения заявок на участие в аукционе (А-291019) на право заключения договоров аренды земельных участков из земель Бесланского городского поселения от 28.10.2019, а также проведено повторное рассмотрение заявок.
В управление 01.10.2020 и 02.10.2020 поступили жалобы граждан Дудиева Р.У., Дзодцоевой С.М., Цаллоева К.М., Казиева Т.В., Моргоева А.М., Джериева Т.У. о нарушении администрацией при организации и проведении открытого аукциона N 230919/0228405/01 на право заключения договоров аренды земельных участков требований законодательства Российской Федерации, по итогам рассмотрения которых управлением приняты решения и предписания от 14.10.2020 по делам N АМ315-10/20, АМ315-11/20, АМ315-12/20, АМ315-13/20, АМ315-14/20 и АМ315-15/20.
Предприниматель, не согласившись с указанными решениями и предписаниями управления, обратился в арбитражный суд.
При рассмотрении спора суды обоснованно исходили из следующего.
Действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности (часть 1 статьи 198, часть 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 4.2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольные органы наделены полномочиями по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов. Порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров регламентирован статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.
Согласно пункту 1 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 39.6 названного Кодекса. Целью проведения торгов является привлечение всех заинтересованных лиц (конкурентов) и обеспечение им равных возможностей на приобретение земельного участка, а также получение уполномоченным органом максимальной цены за объект торгов.
Порядок проведения аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, установлен статьей 39.12 Земельного кодекса Российской Федерации. В соответствии с пунктом 1 статьи 39.12 Земельного кодекса Российской Федерации для участия в аукционе заявители представляют в установленный в извещении о проведении аукциона срок следующие документы: заявка на участие в аукционе; копии документов, удостоверяющих личность заявителя (для граждан); надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства в случае, если заявителем является иностранное юридическое лицо; документы, подтверждающие внесение задатка.
На основании пункта 5 статьи 39.12 Земельного кодекса Российской Федерации один заявитель вправе подать только одну заявку на участие в аукционе.
В соответствии с пунктом 8 статьи 39.12 Земельного кодекса Российской Федерации заявитель не допускается к участию в аукционе, в том числе в случаях непредставления необходимых для участия в аукционе документов или представление недостоверных сведений, непоступления задатка на дату рассмотрения заявок на участие в аукционе (подпункты 1, 2).
Признавая оспариваемые акты антимонопольного органа соответствующими требованиям действующего законодательства, суды правомерно исходили из того, что аукцион, организуемый администрацией, является многолотовым (состоит из восьми лотов), по каждому лоту проводятся отдельные торги, осуществляется подача предложений о цене, определяется собственный победитель и заключается отдельный договор аренды земельного участка. Предпринимателем соблюдены требования извещения - подано по одной заявке на участие в аукционе по каждому лоту; предприниматель подал заявки на участие в восьми лотах. Больше одной заявки по каждому из лотов предприниматель не подавал. Следовательно, предпринимателем не нарушены требования части 5 статьи 39.12 Земельного кодекса Российской Федерации, поскольку отдельные лоты торгуются отдельными аукционами. Суммы задатков заявителем внесены согласно поданным заявкам.
Таким образом, как правильно указали суды, администрация не имела оснований для отклонения заявки предпринимателя. Допуск к участию в торгах претендентов, выполнивших в установленный срок необходимые для участия в аукционе требования, позволяет расширить круг участников аукциона, соответствует целям торгов по продаже имущества, находящегося в публичной собственности, способствует добросовестной конкуренции между участниками и, как следствие, повышению размера цены за объект торгов.
Подпунктами 3, 4 и 7 пункта 21 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что извещение о проведении аукциона должно содержать сведения о месте, дате, времени и порядке проведения аукциона; о предмете аукциона (в том числе о местоположении, площади и кадастровом номере земельного участка), правах на земельный участок, об ограничениях этих прав, о разрешенном использовании и принадлежности земельного участка к определенной категории земель; о форме заявки на участие в аукционе, порядке ее приема, об адресе места ее приема, о дате и времени начала и окончания приема заявок на участие в аукционе.
Суды установили, что в извещение о проведении аукциона (в соответствии с решением и предписанием управления от 08.11.2019 по делу N АМЗ 45-11/19 и решением Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания по делу от 30.06.2020 N А61-109/2020) внесены изменения в извещение о проведении аукциона N 230919/0228405/01, назначена новая дата проведения аукциона - 29.09.2020 в 09 часов 15 минут. Извещение размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет torgi.gov.ru 22.09.2020 в 16 часов 20 минут, то есть за 6 дней до даты проведения аукциона.
При указанных обстоятельствах является верным вывод судов о том, что администрация, опубликовав извещение 22.09.2020, не обеспечила его опубликование не менее чем за 30 дней до дня проведения аукциона в нарушение пункта 19 статьи 39.11 Земельного Кодекса Российской Федерации.
Кроме того, суды отметили, что в нарушение требований пункта 2 части 8 статьи 39.12 Земельного кодекса Российской Федерации решением конкурсной комиссии администрации по проведению торгов заявки предпринимателя, Арчегова А.С., Каргиева З.Х., Довженко А.А. признаны участниками аукциона и допущены к участию в нем, что подтверждается протоколом рассмотрения заявок на участие в аукционе от 24.09.2020. Вместе с тем, задатки на момент рассмотрения заявок на участие в аукционе ими повторно внесены не были, что не соответствует требованиям, установленным в пункте 2 части 1 статьи 39.12 Земельного кодекса Российской Федерации.
Исходя из изложенного, является верным вывод судов о признании управлением неправомерными действий организатора торгов и вынесении оспариваемых решений от 14.10.2020. Нарушений порядка рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства, предусмотренного главой 9 Закона о защите конкуренции, суды не установили. Поскольку основанием выдачи оспариваемых предписаний от 14.10.2020 по делам N АМ315-10/20, АМ315-11/20, АМ315-12/20, АМ315-13/20, АМ315-14/20, АМ315-15/20 послужили решения управления, суды правомерно отказали в удовлетворении требований предпринимателя о признании их недействительными.
Материалы дела исследованы судами полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемых судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права. Оснований для отмены обжалованных судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам не имеется. Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 11.02.2021 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.04.2021 по делу N А61-3835/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.В. Андреева |
Судьи |
И.М. Денека |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.