г. Краснодар |
|
01 июля 2021 г. |
Дело N А32-45870/2020 |
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе судьи Драбо Т.Н., рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Краснодар Водоканал" (ИНН 2308111927, ОГРН 1052303701922) на принятые в порядке упрощенного производства решение Арбитражного суда Краснодарского края от 22.12.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.03.2021 по делу N А32-45870/2020, установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Краснодар Водоканал" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Южного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (ИНН 2309089375, ОГРН 1042304949752; далее - управление) от 12.10.2020 N 04-23-568-Ф-2 о привлечении к административной ответственности по части 7.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде 30 тыс. рублей штрафа.
Решением суда от 22.12.2020, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 29.03.2021, в удовлетворении заявления отказано со ссылкой на наличие в действиях общества состава правонарушения, квалифицируемого по части 7.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соблюдение процедуры и срока привлечения общества к административной ответственности, отсутствие оснований для применения статей 2.9, 4.1, 4.1.1 Кодекса.
В Арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратилось общество с кассационной жалобой, просит решение суда и постановление апелляционной инстанции отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. По мнению подателя жалобы, в действиях общества отсутствует состав вмененного правонарушения; общество не уведомлено о составлении акта комиссионного обследования и не привлечено к его составлению; в материалы дела не представлены документы, подтверждающие отнесение сетей ливневой канализации в районе ул. 70 лет Октября в городе Краснодаре к централизованным системам водоотведения поселений или городских округов в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31.05.2019 N 691 "Об утверждении Правил отнесения централизованных систем водоотведения (канализации) к централизованным системам водоотведения поселений или городских округов и о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 05.09.2013 N 782"; в акте комиссионного обследования не зафиксировано, что при обследовании проводилась фотосъемка; актом от 26.08.2020 зафиксирована невозможность попадания стоков хозяйственно-бытовой канализации в ливневую; протокол об административном правонарушении, акт комиссионного обследования и фотоматериал являются недопустимыми доказательствами по делу и не могут быть учтены при вынесении постановления.
В отзыве на кассационную жалобу управление просит оставить судебные акты без изменения как законные и обоснованные, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, 28.09.2020 из прокуратуры города Краснодара в управление поступила информация о том, что 26.08.2020 специалистами структурных подразделений при администрации муниципального образования город Краснодар - департамента транспорта и дорожного хозяйства и муниципального казенного учреждения муниципального образования города Краснодара "Центр мониторинга дорожного движения и транспорта" (далее - МКУ "ЦМДДТ") выявлено попадание фекальных стоков от поврежденного участка трубопровода хозяйственно-бытовой канализации, обслуживаемой обществом, в магистральный коллектор на пересечении сетей ливневой канализации и хозяйственно-бытовой канализации по ул. Алма-Атинская и ул. Харьковская, что привело к несанкционированному сбросу фекальных стоков в р. Кубань.
Проверкой установлено, что в микрорайоне Юбилейный по бульвару им. Клары Лучко, 1 имеется водовыпуск, через который осуществляется ливневое водоотведение с территории микрорайона Юбилейный посредством перекачивающей насосной станции по ул. Алма-Атинская, 2, литер 102 (далее - насосная станция). Данная насосная станция осуществляет водоотведение в автоматическом режиме по мере наполнения приемной камеры ливневыми и дренажными стоками.
Факт несанкционированного сброса обществом фекальных стоков 26.08.2020 в ливневый коллектор муниципального образования город Краснодар зафиксирован Департаментом транспорта и дорожного хозяйства администрации муниципального образования город Краснодар в акте комиссионного обследования от 28.08.2020 и фотоматериалах.
Согласно акту комиссионного обследования от 28.08.2020 при обследовании сети ливневой канализации по ул. 70 лет Октября Западного внутригородского округа на участке от дома N 30а до ливневой насосной станции по ул. Алма-Атинская, 2 установлено, что в ливневом коллекторе диаметром 600 мм (по ул. 70 лет Октября) выявлен переливной трубопровод диаметром 400 мм из хозяйственно-бытового коллектора общества.
При этом общество не представило документы, подтверждающие наличие заключенного договора с администрацией муниципального образования город Краснодар как собственником сетей ливневой канализации на прием и дальнейшую транспортировку стоков в муниципальную ливневую канализацию, а именно: в ливневый коллектор муниципального образования город Краснодар на пересечении сетей ливневой канализации и хозяйственно-бытовой канализации по ул. Алма-Атинская и ул. Харьковская.
По данному факту управление составило протокол от 09.10.2020 N 04-23-568-Ф и вынесло постановление от 12.10.2020 N 04-23-568-Ф-2 о привлечении общества к административной ответственности по части 7.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде 30 тыс. рублей штрафа.
В соответствии со статьями 207 и 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации общество обжаловало постановление управления в арбитражный суд.
Определением суда от 26.10.2020 заявление общества принято, возбуждено производство по делу, рассмотрение дела назначено в порядке упрощенного производства; дело в судах первой и апелляционной инстанций рассмотрено в порядке главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В суде кассационной инстанции дело рассматривается по правилам главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с учетом особенностей, установленных статьей 288.2 Кодекса.
Согласно части 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для пересмотра в порядке кассационного производства вступивших в законную силу решений арбитражного суда первой инстанции и постановлений арбитражного суда апелляционной инстанции, принятых по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
На основании совокупной оценки представленных в материалы дела доказательств и доводов участвующих в деле лиц, правильного применения к установленным по делу обстоятельствам Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", Правил благоустройства территории муниципального образования город Краснодар, утвержденных решением городской Думы Краснодара от 22.08.2013 N 52, Положения о департаменте транспорта и дорожного хозяйства администрации муниципального образования город Краснодар, утвержденного решением городской Думы Краснодара от 26.12.2017 N 46, Положения о порядке управления и распоряжения объектами муниципальной собственности муниципального образования город Краснодар, утвержденного решением городской Думы Краснодара от 24.02.2005 N 63, суды сделали обоснованный вывод о правомерном привлечении общества к административной ответственности по части 7.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которой предусмотрена ответственность за самовольное подключение к централизованным системам водоснабжения и водоотведения.
Суды установили, что общество допустило затопление перекачивающей ливневые и дренажные стоки насосной станции, что в свою очередь, 26.08.2020 привело к несанкционированному сбросу фекальных стоков в водный объект - р. Кубань через водовыпуск в микрорайоне Юбилейный по бульвару им. Клары Лучко, чем нанесен невосполнимый вред водному объекту - р. Кубань.
Суды указали, что на момент составления протокола об административном правонарушении общество не представило документы, подтверждающие заключение договора с администрацией муниципального образования город Краснодар, как собственником сетей ливневой канализации, на прием и дальнейшую транспортировку стоков в муниципальную ливневую канализацию, а именно: в ливневый коллектор муниципального образования город Краснодар на пересечении сетей ливневой канализации и хозяйственно-бытовой канализации по ул. Алма-Атинская и ул. Харьковская.
Объективная сторона правонарушения состоит в активных действиях общества, заключающихся в самовольном подключении 26.08.2020 посредством переливного трубопровода диаметром 400 мм из хозяйственно-бытового коллектора общества по ул. 70 лет Октября в ливневый коллектор диаметром 600 мм муниципального образования город Краснодар по ул. 70 лет Октября.
Факт совершения правонарушения, квалифицируемого по части 14 статьи 7.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтвержден представленными в материалы дела доказательствами, в том числе письмом прокуратуры города Краснодара от 07.09.2020 N 7-21-2020, актом комиссионного обследования от 28.08.2020 и фотоматериалом к нему, протоколом об административном правонарушении от 09.10.2020 N 04-23-568-Ф и документально обществом не опровергнут.
Суды мотивированно отклонили доводы общества об отсутствии сведений о наличии правообладателя сетей ливневой канализации на пересечении ул. Алма-Атинская и ул. Харьковская в городе Краснодаре, установив, что факт принадлежности ливневых систем города Краснодара Администрации муниципального образования город Краснодар подтвержден решением Краснодарского краевого суда от 20.01.2020 по делу N 12-71/2020.
Суды обоснованно исходили из того, что общество не представило доказательства правомерного использования в целях сброса жидких бытовых отходов из коллектора хозяйственно-бытовой канализации в ливне-приемную решетку магистрального коллектора по ул. Алма-Атинская и ул. Харьковская муниципального образования город Краснодар.
Применительно к установленным по делу обстоятельствам суды сделали верный вывод о законности постановления управления от 12.10.2020 N 04-23-568-Ф-2 о привлечении общества к административной ответственности по части 7.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде 30 тыс. рублей штрафа.
Вывод судов о соблюдении управлением процедуры привлечения общества к административной ответственности не противоречит представленным в материалы дела доказательствам и доводам участвующих в деле лиц. Установленный статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок привлечения к административной ответственности не истек.
Довод общества относительно недопустимости принятия в качестве доказательств по делу протокола об административном правонарушении от 09.10.2020 N 04-23-568-Ф и акта комиссионного обследования территории от 28.08.2020 подлежит отклонению, поскольку вопрос достоверности, относимости, допустимости и взаимной связи доказательств разрешается судом в каждом конкретном случае, исходя из обстоятельств дела, при этом определение круга допустимых и относимых доказательств входит в круг вопросов, рассмотрение которых не относится к компетенции суда, рассматривающего дело в порядке кассационного производства (определение Верховного Суда Российской Федерации от 05.06.2017 N 310-КГ17-5576).
Суды правильно указали, что протокол об административном правонарушении от 09.10.2020 N 04-23-568-Ф является процессуальным документом, в котором указаны место, время совершения и событие административного правонарушения (часть 2 статьи 28.2, пункт 3 части 4 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Суды обсудили вопрос о возможности применения статей 2.9, 4.1, 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, учли разъяснения, содержащиеся в пунктах 18 и 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", и исходя из установленной по делу совокупности обстоятельств и представленных в материалы дела доказательств, не усмотрели основания ни для квалификации правонарушения в качестве малозначительного, ни для замены административного штрафа на предупреждение.
При изучении материалов дела и доводов кассационной жалобы с учетом положений части 5.1 статьи 211, части 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не установлены существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов общества.
Поскольку все юридически значимые обстоятельства при рассмотрении данного дела, имеющие существенное значение для разрешения спора, суды установили на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, которым дана оценка в соответствии с нормами главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основания для удовлетворения кассационной жалобы общества отсутствуют.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку доказательств, которые суды оценили с соблюдением норм главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и в силу статей 286, 287 Кодекса подлежат отклонению.
Нормы права при рассмотрении дела применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 22.12.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.03.2021 по делу N А32-45870/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Судья |
Т.Н. Драбо |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.