г. Краснодар |
|
30 июня 2021 г. |
Дело N А01-131/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 июня 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 июня 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Ташу А.Х., судей Алексеева Р.А. и Малыхиной М.Н., при участии в судебном заседании от заявителя - межрегиональной природоохранной и правозащитной общественной организации "Экологическая вахта по Северному Кавказу" (ИНН 2310094852, ОГРН 1042335003281) - координатора Рудомаха А.В., Баранова А.Г. (доверенность от 25.05.2019), в отсутствие заинтересованных лиц - Управления лесами Республики Адыгея (ИНН 0105050802, ОГРН 1070105000536), акционерного общества "Цица" (ИНН 0105071714, ОГРН 1140105000804), третьих лиц - Управления по охране окружающей среды и природным ресурсам Республики Адыгея, администрации муниципального образования "Майкопский район", извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу межрегиональной природоохранной и правозащитной общественной организации "Экологическая вахта по Северному Кавказу" на решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 10.12.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2021 по делу N А01-131/2020, установил следующее.
Межрегиональная природоохранная и правозащитная благотворительная общественная организация "Экологическая вахта по Северному Кавказу" (далее - организация) обратилась в арбитражный суд с заявлением к Управлению лесами Республики Адыгея (далее - управление) о приостановлении строительства и эксплуатации дороги, расположенной на земельных участках с кадастровыми номерами 01:04:5901005:4, 01:04:5901005:10, 01:04:5901005:9, 01:04:5901005:14, 01:04:5901005:8, до получения положительного заключения экологической экспертизы.
Определением от 25.02.2020 к участию в деле в качестве соответчика привлечено АО "Цица" (далее - общество).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление по охране окружающей среды и природным ресурсам Республики Адыгея и администрация МО "Майкопский район".
Решением от 10.12.2020, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 11.03.2021, в удовлетворении требований отказано. Суды указали, что строительство и эксплуатация дороги на спорных земельных участках не ведется, доказательств обратного истцом не представлено.
В кассационной жалобе организация просит отменить судебные акты и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. По мнению заявителя, общество под руководством управления на спорных земельных участках создало автомобильную дорогу, доказательств, опровергающих данный факт, не представлено. При этом спорная дорога, как объект капитального строительства, создана без проекта. Суды неправомерно отказали в удовлетворении ходатайства организации о назначении судебной экспертизы с целью установления признака капитальности спорной дороги. Данная дорога в квартале N 48 Цицинского лесничества создана в отсутствие положительного заключения государственной экологической экспертизы. Ответчики осуществили не предусмотренное проектом освоения лесов и не санкционированное государством (без экспертизы) негативное воздействие на окружающую среду в виде строительства дороги на названных земельных участках. Такой способ защиты окружающей среды как приостановление эксплуатации дороги подразумевает хотя и временное, но полное исключение возможности ее использования. Дорога не ликвидирована, не законсервирована, что презюмирует возможность ее соответствующего использования (эксплуатацию) в силу самого назначения. Доказательств невосполнимой утраты эксплуатационных свойств дороги не имеется.
Отзыв на жалобу в суд не поступил.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и выслушав представителей заявителя, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела, проведенная общественная инспекция показала, что в настоящее время продолжается строительство автомобильной дороги по территории поляны Водопадной и выше нее - на западных склонах горы Фишт, в том числе на земельных участках с кадастровыми номерами 01:04:5901005:4, 01:04:5901005:10, 01:04:5901005:9, 01:04:5901005:14, 01:04:5901005:8. Протяженность дороги составила 5 км.
Полагая, что спорная дорога, как объект капитального строительства, создана без проекта государственной экспертизы, организация обратилась в суд с требованиями о приостановлении ее строительства и эксплуатации.
Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь статьями 51, 53.1 Лесного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 N 417 "Об утверждении Правил пожарной безопасности в лесах", приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 16.07.2007 N 181 "Об утверждении особенностей использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях", суды пришли к выводу об отказе в удовлетворении иска.
Суды установили, что земельные участки с кадастровыми номерами 01:04:5901005:10, 01:04:5901005:14 и 01:04:5901005:4 входят в состав земель лесного фонда Цицинского участкового лесничества Майкопского лесничества и ранее располагались в границах памятника природы республиканского значения "Верховья рек Пшеха и Пшехашха".
Согласно распоряжению управления от 10.09.2007 N 111 земельный участок с кадастровым номером 01:04:5901005:4 (площадь 11,5 га) предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование ГУ "Дорожное агентство Республики Адыгея" с целью строительства и эксплуатации автомобильной дороги к полигону НЦ "Биосфера".
В соответствии с паспортом памятника природы республиканского значения "Верховья рек Пшеха и Пшехашха", утвержденным приказом Управления природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Адыгея от 11.04.2008 N 7-пр (в редакции, действовавшей на момент предоставления земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование), на землях памятника разрешены строительство, реконструкция и эксплуатация линейных объектов, а также рубка лесных насаждений на участках, предназначенных для строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов.
Впоследствии на основании решения Верховного суда Республики Адыгея от 18.01.2011 N 3-1/2011 положение, предусматривающее возможность проведения работ по строительству, реконструкции и эксплуатации линейных объектов, а также рубку лесных насаждений на участках, предназначенных для строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов, исключено.
Распоряжением управления от 17.10.2018 N 45 право постоянного (бессрочного) пользования ГУ "Дорожное агентство Республики Адыгея" прекращено в связи с неиспользованием названного лесного участка.
При этом управление осуществляет меры по противопожарному обустройству лесов.
В 2018 году в рамках осуществления мероприятий по выполнению мер пожарной безопасности в лесах в квартале N 48 Цицинского участкового лесничества Майкопского лесничества общество на основании договора аренды от 01.07.2014 N 238 лесного участка, находящегося в государственной собственности, для вида использования лесов - заготовка древесины, проекта освоения лесов, получившего положительное заключение государственной экспертизы, создало лесную дорогу, предназначенную для охраны лесов от пожаров (противопожарного проезда), протяженностью 1 км.
Дорога противопожарного назначения создавалась по имеющимся лесохозяйственной дороге и старым волокам за счет средств арендатора. Согласно акту приемки выполненных работ по охране, защите и воспроизводству лесов работы по созданию указанной лесной дороги завершены в сентябре 2018 года.
Реконструкция (строительство) лесной дороги, предназначенной для охраны лесов от пожаров, расположенной в границах памятника природы республиканского значения "Верховья рек Пшеха и Пшехашха", обусловлена необходимостью обеспечивать проезд лесопожарной техники к лесным участкам, опасным в пожарном отношении, для оперативного принятия мер по тушению возможных лесных пожаров.
Согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 17.07.2012 N 1283-р "Об утверждении Перечня объектов лесной инфраструктуры для защитных лесов, эксплуатационных лесов и резервных лесов" лесная дорога относится к объектам лесной инфраструктуры.
В соответствии с постановлением Кабинета министров Республики Адыгея от 21.05.2020 N 97 памятник природы республиканского значения "Верховья рек Пшеха и Пшехашха" реорганизован в природный парк Республики Адыгея "Горная Адыгея".
В соответствии с положением о природном парке Республики Адыгея "Горная Адыгея" на территории природного парка выделяются три функциональные зоны, выполняющие взаимодополняющие функции сохранения, развития и материально-технического обеспечения деятельности парка:
1) природоохранная зона - зона строгой охраны природных комплексов и объектов, позволяющая сохранять биологическое разнообразие и вести наблюдение за наименее нарушенными экосистемами, проводить исследования и иную деятельность, не привносящую серьезных нарушений в природные комплексы;
2) рекреационная зона - зона, предназначенная для отдыха, туризма, занятий физической культурой и спортом и иными видами рекреационной деятельности;
3) зона хозяйственного назначения - зона, в пределах которой осуществляется хозяйственная деятельность, включая строительство и размещение линейных объектов и гидротехнических сооружений.
Границы функциональных зон утверждены приказом Управления по охране окружающей среды и природным ресурсам Республики Адыгея от 08.06.2020 N 116-к.
Согласно указанному зонированию дорога, расположенная на земельных участках с кадастровыми номерами 01:04:5901005:4, 01:04:5901005:10, 01:04:5901005:14, находится в зоне хозяйственного назначения.
В соответствии с положением о природном парке деятельность в хозяйственной зоне направлена на выполнение мероприятий по уходу за природными объектами и их восстановлению, а также организацию регулируемого туризма и отдыха в природных условиях.
В хозяйственной зоне допускается деятельность, предусматривающая проведение работ по строительству, реконструкции линейных объектов и гидротехнических сооружений при условии наличия проекта строительства и положительного заключения государственной экологической экспертизы, а также их эксплуатация и капитальный ремонт.
Земельные участки с кадастровыми номерами 01:04:5901005:9, 01:04:5901005:8 находятся за пределами природного парка и не являются землями лесного фонда (относятся к землям запаса).
На основании распоряжения администрации МО "Майкопский район" от 05.07.2019 N 708-р произведена выездная внеплановая проверка соблюдения требований земельного законодательства в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 01:04:5901005:8, 01:04:5901005:9, на которых возведено сооружение - автомобильная дорога в кварталах N 48 и 50 Цицинского участкового лесничества Майкопского лесничества в долине ручья Водопадистый, на поляне Водопадной и южнее данной поляны.
По результатам проверки составлен акт от 23.07.2019 (т. 2, л. д. 113). Из данного акта проверки следует, что свежих следов техники и проводимых работ по благоустройству дороги не выявлено. На всем протяжении дорожное полотно имеет видимые следы разрушения (ямы, оползни). На момент осмотра каких-либо строительных работ на обозначенных участках не велось. Строительная техника на всем протяжении дороги по территории Краснодарского края и Республики Адыгея отсутствовала.
Управление в материалы дела представило акт натурного обследования земельных участков от 27.10.2020 (т. 3, л. д. 69). Из данного акта следует, что обследованные земельные (лесные) участки с кадастровыми номерами 01:04:5901005:10, 01:04:5901005:14, 01:04:5901005:4 расположены на территории Цицинского участкового лесничества Майкопского лесничества. На момент осмотра установлено, что строительство дороги, а также какого-либо другого объекта не осуществляется.
Доказательств обратного истцом не представлено.
При таких обстоятельствах в удовлетворении иска отказано правомерно.
Доводы кассационной жалобы не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами норм материального и процессуального права, а указывают на несогласие с судебной оценкой доказательств, поэтому отклоняются арбитражным судом округа в силу статей 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Основания для отмены или изменения решения и постановления не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 10.12.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2021 по делу N А01-131/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Х. Ташу |
Судьи |
Р.А. Алексеев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.