г. Краснодар |
|
07 июля 2021 г. |
Дело N А32-57563/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 июля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 июля 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Ташу А.Х., судей Айбатулина К.К. и Малыхиной М.Н., при участии в судебном заседании от истца - публичного акционерного общества "Россети Кубань" (ИНН 2309001660, ОГРН 1022301427268) - Гордиенко В.В. (доверенность от 10.12.2020), в отсутствие ответчика - министерства транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края (ИНН 2308077190, ОГРН 1022301219940), извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу министерства транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 10.02.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.04.2021 по делу N А32-57563/2019, установил следующее.
ПАО "Кубаньэнерго" (после смены наименования - ПАО "Россети Кубань", далее - компания) обратилось в арбитражный суд с иском к министерству транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края (далее - министерство) о взыскании 511 084 рублей 96 копеек задолженности по договорам об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям.
Решением от 10.02.2021, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 01.04.2021, с ответчика в пользу истца взыскано 504 165 рублей 08 копеек задолженности, а также 13 043 рубля расходов по уплате государственной пошлины. В удовлетворении остальной части иска отказано.
В кассационной жалобе министерство просит отменить судебные акты и отказать в удовлетворении иска. По мнению заявителя, изменение ставки НДС осуществляется путем заключения дополнительного соглашения по обоюдному согласию сторон и приводит к увеличению цены договора, это является дополнительным обременением бюджета Краснодарского края, в связи с чем заключение такого дополнительного соглашения для министерства неприемлемо. Стороны не заключали дополнительные соглашения об изменении цены договоров. Истец необоснованно в одностороннем порядке увеличил цену договоров.
В отзыве компания просит оставить судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и выслушав представителя истца, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела, 29.09.2016 компания (сетевая организация) и министерство (заявитель) заключили договор N 40901-16-00330384-1 об осуществлении технологического присоединения, по условиям которого сетевая организация принимает обязательства по осуществлению технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя - "автомобильная дорога п. Сенной - п. Тамань, км 0 + 302 - 3 + 629 в Темрюкском районе. Устройство электроосвещения", в том числе по обеспечению готовности объектов электросетевого хозяйства (включая их проектирование, строительство, реконструкцию) к присоединению энергопринимающих устройств, урегулированию отношений с третьими лицами в случае необходимости строительства (модернизации) такими лицами принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства (энергопринимающих устройств, объектов электроэнергетики), а заявитель обязуется оплатить расходы на технологическое присоединение в соответствии с условиями договора.
Согласно пункту 10 данного договора размер платы за технологическое присоединение определяется в соответствии с приказом Региональной энергетической комиссии - департамента цен и тарифов Краснодарского края от 31.12.2015 N 96/2015-э (в действующей редакции) и составляет 10 153 рубля 25 копеек, в том числе НДС 18% - 1548 рублей 80 копеек.
Датой исполнения обязательств заявителя по оплате расходов на технологическое присоединение считается дата внесения денежных средств на расчетный счет сетевой организации (пункт 12 названного договора).
Ответчик произвел оплату по указанному договору в сумме 4568 рублей 97 копеек.
30 апреля 2019 года стороны подписали акт N 463188 об осуществлении технологического присоединения, в соответствии с пунктом 1 которого сетевая организация оказала услугу по технологическому присоединению в полном объеме на сумму 10 325 рублей 34 копейки, в том числе НДС 20% - 1720 рублей 89 копеек.
Недоплата по договору составила 5756 рублей 37 копеек.
29 сентября 2016 года стороны заключили договор N 40901-16-00330390-1, согласно которому сетевая организация принимает обязательства по осуществлению технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя - "автомобильная дорога п. Сенной - п. Тамань, км 0 + 302 - 3 + 629 в Темрюкском районе. Устройство электроосвещения", в том числе по обеспечению готовности объектов электросетевого хозяйства (включая их проектирование, строительство, реконструкцию) к присоединению энергопринимающих устройств, урегулированию отношений с третьими лицами в случае необходимости строительства (модернизации) такими лицами принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства (энергопринимающих устройств, объектов электроэнергетики), а заявитель обязуется оплатить расходы на технологическое присоединение в соответствии с условиями договора.
Согласно пункту 10 договора размер платы за технологическое присоединение составляет 10 153 рубля 25 копеек, в том числе НДС 18% - 1548 рублей 80 копеек.
Министерство в целях исполнения условий договора произвело оплату в размере 4568 рублей 97 копеек.
30 апреля 2019 года стороны подписали акт N 462036 об осуществлении технологического присоединения, в соответствии с пунктом 1 которого сетевая организация оказала услугу по технологическому присоединению в полном объеме на сумму 10 325 рублей 34 копейки, в том числе НДС 20% - 1720 рублей 89 копеек.
Недоплата по договору составила 5756 рублей 37 копеек.
По договору от 31.08.2017 N 40901-17-00379104-1 сетевая организация принимает обязательства по осуществлению технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя - "автомобильная дорога п. Стрелка - ст-ца Старотитаровская - п. Прогресс, км 22 + 964 - 27 + 185 в Темрюкском районе. Обустройство электроосвещением", в том числе по обеспечению готовности объектов электросетевого хозяйства (включая их проектирование, строительство, реконструкцию) к присоединению энергопринимающих устройств, урегулированию отношений с третьими лицами в случае необходимости строительства (модернизации) такими лицами принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства (энергопринимающих устройств, объектов электроэнергетики), а заявитель обязуется оплатить расходы на технологическое присоединение в соответствии с условиями договора.
Согласно пункту 10 договора размер платы за технологическое присоединение составляет 387 966 рублей 56 копеек, в том числе НДС 18% - 59 181 рубль 34 копейки.
Ответчик произвел оплату по договору в размере 174 584 рублей 95 копеек.
15 марта 2019 года стороны подписали акт N 458054 об осуществлении технологического присоединения, в соответствии с пунктом 1 которого сетевая организация оказала услугу по технологическому присоединению в полном объеме на сумму 394 542 рубля 26 копеек, в том числе НДС 20% - 65 757 рублей 04 копейки.
С учетом произведенной оплаты недоплата по названному договору составила 219 957 рублей 31 копейка.
По договору от 31.08.2017 N 40901-17-00379124-1 сетевая организация принимает обязательства по осуществлению технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя - "автомобильная дорога п. Стрелка - ст-ца Старотитаровская - п. Прогресс, км 22 + 964 - 27 + 185 в Темрюкском районе. Обустройство электроосвещением", в том числе по обеспечению готовности объектов электросетевого хозяйства (включая их проектирование, строительство, реконструкцию) к присоединению энергопринимающих устройств, урегулированию отношений с третьими лицами в случае необходимости строительства (модернизации) такими лицами принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства (энергопринимающих устройств, объектов электроэнергетики), а заявитель обязуется оплатить расходы на технологическое присоединение в соответствии с условиями договора.
Согласно пункту 10 данного договора размер платы за технологическое присоединение составляет 484 958 рублей 19 копеек, в том числе НДС 18% - 73 976 рублей 67 копеек.
Министерство произвело оплату по договору в размере 218 231 рубля 19 копеек.
Дополнительным соглашением от 15.03.2019 N 322520 стороны внесли изменения в пункт 10 договора, установив плату за технологическое присоединение в размере 493 177 рублей 82 копеек, в том числе НДС 20% - 82 196 рублей 30 копеек.
15 марта 2019 года стороны подписали акт N 322520 об осуществлении технологического присоединения, в соответствии с пунктом 1 которого сетевая организация оказала услугу по технологическому присоединению в полном объеме на сумму 410 981 рубль 52 копейки, в том числе НДС 20% - 82 196 рублей 30 копеек.
Недоплата по договору составила 274 946 рублей 63 копейки.
Стороны также заключили договор от 31.08.2017 N 40901-17-00418364-1, по условиям которого сетевая организация принимает обязательства по осуществлению технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя - "автомобильная дорога п. Стрелка - ст-ца Старотитаровская - п. Прогресс, км 22 + 964 - 27 + 185 в Темрюкском районе. Обустройство электроосвещением", в том числе по обеспечению готовности объектов электросетевого хозяйства (включая их проектирование, строительство, реконструкцию) к присоединению энергопринимающих устройств, урегулированию отношений с третьими лицами в случае необходимости строительства (модернизации) такими лицами принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства (энергопринимающих устройств, объектов электроэнергетики), а заявитель обязуется оплатить расходы на технологическое присоединение в соответствии с условиями договора.
В силу пункта 10 договора размер платы за технологическое присоединение составляет 8487 рублей 79 копеек, в том числе НДС 18% - 1294 рубля 75 копеек.
Ответчик в целях исполнения условий договора произвел оплату в размере 3819 рублей 51 копейки.
28 декабря 2018 года стороны подписали акт N 448420 об осуществлении технологического присоединения, в соответствии с пунктом 1 которого сетевая организация оказала услугу по технологическому присоединению в полном объеме на сумму 8487 рублей 79 копеек, в том числе НДС 18% - 1294 рубля 75 копеек.
Как указывает истец, недоплата по данному договору составила 4668 рублей 28 копеек.
Ненадлежащее исполнение министерством обязательств по оплате послужило основанием для обращения компании в арбитражный суд с иском.
Оценив представленные доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь статьями 307, 309, 310, 779, 781 Гражданского кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", Федерального закона от 03.08.2018 N 303-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах", Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861, суды пришли к выводу о наличии оснований для частичного удовлетворения иска.
Как следует из пункта 42 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2019) (утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 27.11.2019), цена государственного контракта, согласно положениям части 2 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), в общем случае является твердой и не может изменяться в ходе его исполнения. В пункте 12 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017) разъяснено, что стороны государственного (муниципального) контракта по общему правилу не вправе заключать дополнительное соглашение, предусматривающее увеличение цены контракта более чем на 10%. Условие дополнительного соглашения, увеличивающее цену контракта более чем на 10%, является ничтожным, если иное не следует из закона.
При этом часть 54 статьи 112 Закона N 44-ФЗ (введена Федеральным законом от 27.12.2018 N 502-ФЗ) устанавливает, что до 01.10.2019 в рамках срока исполнения контракта допускается по соглашению сторон изменение цены заключенного до 01.01.2019 контракта в пределах увеличения в соответствии с законодательством Российской Федерации ставки НДС в отношении товаров, работ, услуг, приемка которых осуществляется после 01.01.2019, если увеличенный размер ставки НДС не предусмотрен условиями контракта. Государственным или муниципальным заказчиком как получателем бюджетных средств предусмотренное названной частью изменение может быть осуществлено в пределах доведенных в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации лимитов бюджетных обязательств на срок исполнения контракта.
Данная правовая позиция отражена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 03.11.2020 N 309-ЭС20-9679.
Суды установили, что общество и министерство дополнительных соглашений к договорам от 29.09.2016 N 40901-16-00330384-1, от 29.09.2016 N 40901-16-00330390-1, от 31.08.2017 N 40901-17-00379104-1 в связи с увеличением ставки НДС не заключали. Требований об изменении договоров в порядке статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации общество министерству не предъявляло. Соответственно, истец не может требовать плату за технологическое присоединение с учетом ставки НДС в размере 20% без достигнутого соглашения сторон и без наличия на то лимитов бюджетных обязательств.
При этом дополнительным соглашением от 15.03.2019 N 322520 к договору от 31.08.2017 N 40901-17-00379124-1 стороны изменили размер платы за технологическое присоединение, который составил 493 177 рублей 82 копейки, в том числе НДС 20% - 82 196 рублей 30 копеек.
Действительность данного дополнительного соглашения в судебном порядке не оспорена.
В этой связи суды признали обоснованной и подлежащей взысканию задолженность в сумме 504 165 рублей 08 копеек, из которых по договору от 29.09.2016 N 40901-16-00330384-1 - 5584 рубля 28 копеек, от 29.09.2016 N 40901-16-00330390-1 - 5584 рубля 28 копеек, от 31.08.2017 N 40901-17-00379104-1 - 213 381 рубль 61 копейка, от 31.08.2017 N 40901-17-00379124-1 - 274 946 рублей 63 копейки, от 31.08.2017 N 40901-17-00418364-1 - 4668 рублей 28 копеек.
По существу доводы кассационной жалобы сводятся к несогласию с оценкой судами имеющихся в деле доказательств и направлены на их переоценку, которая не входит в полномочия суда кассационной инстанции (статьи 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Основания для отмены или изменения решения и постановления не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 10.02.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.04.2021 по делу N А32-57563/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Х. Ташу |
Судьи |
К.К. Айбатулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как следует из пункта 42 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2019) (утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 27.11.2019), цена государственного контракта, согласно положениям части 2 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), в общем случае является твердой и не может изменяться в ходе его исполнения. В пункте 12 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017) разъяснено, что стороны государственного (муниципального) контракта по общему правилу не вправе заключать дополнительное соглашение, предусматривающее увеличение цены контракта более чем на 10%. Условие дополнительного соглашения, увеличивающее цену контракта более чем на 10%, является ничтожным, если иное не следует из закона.
При этом часть 54 статьи 112 Закона N 44-ФЗ (введена Федеральным законом от 27.12.2018 N 502-ФЗ) устанавливает, что до 01.10.2019 в рамках срока исполнения контракта допускается по соглашению сторон изменение цены заключенного до 01.01.2019 контракта в пределах увеличения в соответствии с законодательством Российской Федерации ставки НДС в отношении товаров, работ, услуг, приемка которых осуществляется после 01.01.2019, если увеличенный размер ставки НДС не предусмотрен условиями контракта. Государственным или муниципальным заказчиком как получателем бюджетных средств предусмотренное названной частью изменение может быть осуществлено в пределах доведенных в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации лимитов бюджетных обязательств на срок исполнения контракта.
Данная правовая позиция отражена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 03.11.2020 N 309-ЭС20-9679.
Суды установили, что общество и министерство дополнительных соглашений к договорам от 29.09.2016 N 40901-16-00330384-1, от 29.09.2016 N 40901-16-00330390-1, от 31.08.2017 N 40901-17-00379104-1 в связи с увеличением ставки НДС не заключали. Требований об изменении договоров в порядке статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации общество министерству не предъявляло. Соответственно, истец не может требовать плату за технологическое присоединение с учетом ставки НДС в размере 20% без достигнутого соглашения сторон и без наличия на то лимитов бюджетных обязательств."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 7 июля 2021 г. N Ф08-6557/21 по делу N А32-57563/2019