• ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 8 июля 2021 г. N Ф08-6464/21 по делу N А32-25356/2019

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

"Довод заявителя жалобы об отсутствии оснований для оплаты работ после расторжения контракта несостоятелен. Изложенные в пункте 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.06.2014 N 35 "О последствиях расторжения договора" разъяснения прямо предусматривают возможность взыскания неустойки по день фактической оплаты долга даже в случае расторжения договора: если к моменту расторжения договора, исполняемого по частям, поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги, не были оплачены, то взыскание задолженности осуществляется согласно условиям расторгнутого договора и положениям закона, регулирующим соответствующие обязательства. При этом сторона сохраняет право на взыскание долга на условиях, установленных договором или законом, регулирующим соответствующие договорные обязательства, а также права, возникшие из обеспечительных сделок, равно как и право требовать возмещения убытков и взыскания неустойки по день фактического исполнения обязательства (пункты 3 и 4 статьи 425 Гражданского кодекса). В пункте 66 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" (далее - постановление N 7) разъяснено, что по общему правилу, если при расторжении договора основное обязательство прекращается, неустойка начисляется до момента прекращения этого обязательства (пункт 4 статьи 329 Гражданского кодекса). Если же при расторжении договора основное обязательство не прекращено, то по смыслу приведенного разъяснения неустойка за его неисполнение (ненадлежащее исполнение) продолжает начисляться. В рассматриваемом деле обязательство оплатить выполненные работы в момент расторжения договора не прекращено. Стороны при заключении контракта согласовали договорную неустойку, вступившим в законную силу решением суда по делу N А32-572/19 установлено наличие долга, при расторжении контракта сохраняются акцессорные договорные условия, министерство произвело оплату работ только 11.06.2019, обязанность по оплате работ возникла с 11.11.2018, поэтому суды, несмотря на факт расторжения контракта, обоснованно признали верным начисление неустойки по заявленному периоду просрочки.

Доводы жалобы о необходимости снижения неустойки не принимается во внимание, поскольку определение судом конкретного размера неустойки не является выводом о применении нормы права. Ссылка министерства на нормы бюджетного законодательства не имеет правового значения с учетом заключения между сторонами гражданско-правового договора, предметом которого является выполнение подрядных работ. Приведенные в кассационной жалобе доводы об отсутствии просрочки оплаты работ заказчиком, и иные доводы жалобы, подлежат отклонению, поскольку по существу сводятся к переоценке доказательств, что в силу норм главы 35 Кодекса не допускается в суде кассационной инстанции. Суды правильно применили нормы процессуального права, выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.

Нарушения норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 288 Кодекса, при разрешении пора не установлены."