г. Краснодар |
|
08 июля 2021 г. |
Дело N А32-22233/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 8 июля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 8 июля 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Бабаевой О.В., судей Айбатулина К.К. и Ташу А.Х., при участии от истца - Южного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (ИНН 2309089375, ОГРН 1042304949752) - Долговой И.О. (доверенность от 11.09.2020), от ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Техкомбытсервис" (ИНН 2353246933, ОГРН 1092353000190) - Бабышевой М.С. (доверенность от 02.12.2020), в отсутствие третьего лица - администрации Днепровского сельского поселения Тимашевского района (ИНН 2353021425, ОГРН 052329691480), извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Южного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 23.12.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.03.2021 по делу N А32-22233/2020, установил следующее.
Южное межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - управление) обратилось в арбитражный суд с иском к ООО "Техкомбытсервис" (далее - общество) о взыскании 483 тыс. рублей в возмещение вреда, причиненного почве как объекту охраны окружающей среды.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация Днепровского сельского поселения Тимашевского района (далее - администрация).
Решением от 23.12.2020, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 17.03.2021, в иске отказано.
В кассационной жалобе управление просит отменить судебные акты. Доводы кассационной жалобы сводятся к обоснованию правомерности заявленного истцом требования. Заявитель считает, что ответчик, осуществляя деятельность по отведению сточных вод, должен надлежащим образом исполнять обязанности по содержанию очистительных сооружений, посредством которых он осуществляет свою деятельность, поэтому ссылка судов на то, что земельные участки под прудами-накопителями (отстойниками) не передавались администрацией в аренду обществу, не имеет правового значения. Заявитель указывает на то, что документация, подтверждающая строительство специализированного гидротехнического сооружения (пруда-накопителя, отстойника), не представлена, а рабочий проект тридцатилетней давности подтверждает лишь намерение его создать; на спутниковых снимках видны лишь котлованы.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению на основании следующего.
Как установлено судами, в июле 2019 году с целью предупреждения, выявления, пресечения нарушений обществом требований законодательства Российской Федерации в сфере природопользования и охраны окружающей среды, должностными лицами прокуратуры Тимашевского района и управления проведена проверка состояния сооружений, эксплуатируемых ответчиком, в ходе которой установлено, что он от своих абонентов принимал через присоединенную центральную канализационную систему хозяйственно-фекальные стоки, которые далее поступали на канализационную насосную станцию, находящуюся у него в аренде (договор от 24.10.2013, акт приема-передачи муниципального имущества от 24.10.2013), а впоследствии по трубе на земельный участок в лагуну. Документация, подтверждающая наличие во владении общества специализированного гидротехнического сооружения, не представлена. Должностными лицами установлено, что на земельном участке в кадастровом квартале 23:31:0201000, на площади 1610 кв. м произведено перекрытие почвы искусственными объектами; в пробе почвы концентрация азота общего превышает фоновый показатель в 2,6 раза (протокол испытаний (измерений) проб почвы от 01.04.2019 N 23п, экспертное заключение от 10.04.2019 N 89).
Управление, произведя расчет размера вреда, причиненного почве в результате поступления на рельеф местности канализационных сточных вод, по Методике исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, утвержденной приказом Минприроды России от 08.07.2010 N 238 (далее - Методика), и установив этот размер в сумме 483 тыс. рублей, направило обществу претензию с предложением добровольно уплатить названную сумму.
В связи с неисполнением требования, управление обратилось в арбитражный суд с иском к обществу о возмещении вреда.
Отказывая в иске, суды первой и апелляционной инстанций, применив положения статей 9, 36, 58 Конституции Российской Федерации, статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", статей 1, 4, 77, 78 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", статьи 2 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", пункта 10 Методики, пунктов 40 и 41 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.10.2012 N 21 "О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей природной среды и природопользования", пришли к выводу о недоказанности истцом вреда, причиненного почве как объекту охраны окружающей среды, и отсутствию причинно-следственной связи между исполнением обществом обязанностей по содержанию очистительных сооружений и фактом загрязнения почвы.
При рассмотрении спора судами первой и апелляционной инстанций учтены следующие фактические обстоятельства по делу: общество до 01.04.2019 осуществляло прием сточных вод от абонентов через присоединенную центральную канализационную систему; использование указанной центральной канализационной системы, а также канализационной насосной станции осуществлялось обществом на основании договора аренды от 24.10.2013, заключенного с собственником данных объектов - администрацией; общество обращалось в администрацию с запросами от 21.12.2018 N 922 и от 18.01.2019 N 2 о предоставлении технической документации на канализационные сети центральной системы водоотведения и участок, на который осуществляется сброс сточных вод; администрация письмами от 21.12.2018 N 141-978/18/02-21 и от 18.01.2019 N 141-27/19/02-21 сообщила обществу, что канализационная сеть имеет выход на неразграниченные земли Днепровского сельского поселения (ориентировочный адрес: Днепровское с/п, секция 29, между контурами 45, 47, 50; участок под прудами-накопителями не имеет точных координат); письмом от 10.09.2019 N 141-830/19/02-2 администрации сообщила обществу об отсутствии проекта на строительство канализационной системы; согласно схемы землеустройства колхоза им. Димитрова Тимашевского района (ЗАО САФ "Русь") на этом участке находятся пруды-накопители; 28.01.2010 в администрацию поступило обращение ЗАО САФ "Русь" о принятии безвозмездно в муниципальную собственность Днепровского сельского поселения Тимашевского района объектов водоснабжения и водоотведения; 08.04.2010 составлен акт приема-передачи имущества из собственности ЗАО САФ "Русь" в муниципальную собственность Днепровского сельского поселения Тимашевского района, в том числе канализации станицы Днепровская; 13.07.2010 администрацией принято постановление N 35 "О передаче ООО "Техкомбытсервис" муниципального имущества в аренду"; по запросу администрации ОАО САФ "Русь" предоставило "Рабочий проект. Канализация в ст. Днепровской колхоза им. Димитрова, Тимашевского района. Рабочий проект. Том I", в котором по состоянию на 1990 год отражено нахождение на спорном земельном участке прудов-накопителей (канализационная система состоит из насосной станции и канализационной сети; место для прудов-накопителей определено при начале строительства всех социальных объектов и многоквартирных домов); 04.03.2013 решением Совета Днепровского сельского поселения N 181 утвержден генеральный план Днепровского сельского поселения, на основании которого в 2014 году поставлены на кадастровый учет границы населенных пунктов станицы Днепровской; с момента включения в границу населенного пункта земельный участок под прудами-накопителями фактически переведен из земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель населенных пунктов; 27.02.2019 решением Совета муниципального образования Тимашевский район N 367 утверждены изменения в правила землепользования и застройки Днепровского сельского поселения Тимашевского района; канализационная сеть центральной системы водоотведения имеет выход на неразграниченные земли Днепровского сельского поселения (ориентировочный адрес: Днепровское с/п, секция 29, между контурами 45,47,50); земельный участок под прудами-накопителями не поставлен на кадастровый учет и не имеет установленных границ, расположен рядом с земельным участком с кадастровым номером 23:31:0201000:33 и входит в состав единого землепользования с кадастровым номером 23:31:0201000; согласно генеральному плану развития Днепровского сельского поселения, утвержденного в 2013 году, земельный участок под прудами-накопителями отмечен как отстойник; на спутниковых снимках участка (данные публичной кадастровой карты и открытого ресурса "Яндекс карты") видны четкие границы лагуны (прудов-накопителей); данный объект находится в муниципальной собственности и в аренду обществу не передавался, в связи с чем у ответчика отсутствует документация на гидротехническое сооружение (пруды-накопители).
Таким образом, судами установлено, что сточные воды из канализационной сети центральной системы водоотведения поступали на специально оборудованные сооружения очистки промышленно-бытовых стоков, к которым относятся пруды-накопители и отстойники. При этом степень загрязнения определена на основании анализов проб почв, путем сравнения показателей фактического содержания азота на дне пруда-накопителя со значениями концентрации данного вещества в пробе, взятой с участка сельскохозяйственного назначения.
С учетом изложенных обстоятельств суды признали протокол испытаний (измерений) проб почвы от 01.04.2019 N 23п и экспертное заключение от 10.04.2019 N 89 недопустимыми доказательствами факта загрязнения почвы и пришли к выводу о недоказанности истцом причинно-следственной связи между деятельностью общества и ухудшением качественных показателей состава почвы.
Согласно абзацу второму пункта 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции" наличие или отсутствие обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения дела, устанавливается судом на основании доказательств по делу (часть 1 статьи 64 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), переоценка судом кассационной инстанции доказательств по делу, то есть иные по сравнению со сделанными судами первой и апелляционной инстанций выводы относительно того, какие обстоятельства по делу можно считать установленными исходя из иной оценки доказательств, в частности, относимости, допустимости, достоверности каждого доказательства в отдельности, а также достаточности и взаимной связи доказательств в их совокупности (часть 2 статьи 71 названного Кодекса), не допускается.
Поскольку дело рассмотрено судами первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, суд кассационной инстанции считает обжалуемые решение и постановление законными, обоснованными и не подлежащими отмене.
Руководствуясь статьями 274, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 23.12.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.03.2021 по делу N А32-22233/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В. Бабаева |
Судьи |
К.К. Айбатулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Отказывая в иске, суды первой и апелляционной инстанций, применив положения статей 9, 36, 58 Конституции Российской Федерации, статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", статей 1, 4, 77, 78 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", статьи 2 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", пункта 10 Методики, пунктов 40 и 41 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.10.2012 N 21 "О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей природной среды и природопользования", пришли к выводу о недоказанности истцом вреда, причиненного почве как объекту охраны окружающей среды, и отсутствию причинно-следственной связи между исполнением обществом обязанностей по содержанию очистительных сооружений и фактом загрязнения почвы."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 8 июля 2021 г. N Ф08-5204/21 по делу N А32-22233/2020