г. Краснодар |
|
12 июля 2021 г. |
Дело N А53-39990/2020 |
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе судьи Воловик Л.Н., рассмотрев по правилам главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с учетом особенностей, установленных частью 5.1 статьи 211, статьей 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, без вызова участвующих в деле лиц, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Аквалайнс" (ИНН 6164269918, ОГРН 1076164012946) на решение Арбитражного суда Ростовской области от 21.01.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.03.2021 по делу N А53-39990/2020, установил следующее.
Волго-Донский транспортный прокурор (далее - прокурор, административный орган) обратился в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о привлечении ООО "Аквалайнс" (далее - общество) к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 7.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс).
Решением от 21.01.2021, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 10.03.2021, суд привлек общество к административной ответственности по части 2 статьи 7.24 Кодекса в виде 20 тыс. рублей штрафа. Судебные акты мотивированы наличием в действиях общества состава вмененного ему административного правонарушения, соблюдением административным органом порядка производства по делу об административном правонарушении, а также отсутствием оснований для применения статьи 2.9 Кодекса.
В кассационной жалобе общество просит отменить указанные судебные акты, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленного прокурором требования; освободить общества от административной ответственности в связи с малозначительностью совершенного правонарушения, применив статью 2.9 Кодекса. По мнению подателя кассационной жалобы, заключенный обществом и Азово-Черноморским филиалом ФГБУ "Морская спасательная служба" договор от 06.12.2019 N 285, является договором возмездного оказания услуг, спорное имущество в аренду обществу не предоставлялось, следовательно, в рассматриваемом случае согласование по вопросу заключения договора оказания услуг с собственником имущества, не требовалось. Общество не является субъектом вмененного ему административного правонарушения, кроме того, вмененное обществу административное правонарушение может быть квалифицировано в качестве малозначительного.
Отзыв на кассационную жалобу не поступил.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, проверив законность и обоснованность судебных актов, считает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, прокурор провел проверку исполнения законодательства при использовании государственного имущества, в части, касающейся распоряжения государственной собственностью, ее отчуждения и сдачи в аренду третьим лицам, в Азово-Черноморском филиале ФГБУ "Морская спасательная служба", расположенном по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Нижний Железнодорожный проезд, 1Б.
В ходе проверки прокурор установил, что за Азово-Черноморским филиалом ФГБУ "Морская спасательная служба" на праве постоянного пользования закреплен земельный участок, расположенный по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Нижний Железнодорожный проезд, 1Б, находящийся в федеральной собственности. Данное недвижимое имущество используется для размещения филиала ФГБУ "Морская спасательная служба", о чем в ЕГРП 18.05.2018 сделана запись о регистрации права оперативного управления имуществом N 23/193/002/2018-6600.
Филиал ФГБУ "Морская спасательная служба" (исполнитель) и ООО "Аквалайнс" (заказчик) заключили договор от 06.12.2019 N 285, по условиям которого исполнитель обязан предоставить конкретное место у причала для хозяйственных нужд ООО "Аквалайнс" (швартовка судна "Рогдай"), а также обеспечить судно электроэнергией и обеспечить пропускной контроль к нему. Договором от 06.12.2019 N 285 предусмотрено предоставление услуг по ремонту судов по отдельным заявкам, а также их длительному отстою.
Прокурор установил, что фактически оказание услуг по договору от 06.12.2019 N 285 заключалось в предоставлении филиалом ФГБУ "Морская спасательная служба" в аренду обществу причального сооружения, у которого производится стоянка судов, а также осуществлении обществом хозяйственной деятельности с предоставлением Азово-Черноморским филиалом ФГБУ "Морская спасательная служба" отдельных видов работ и услуг, указанных в договоре. Договор от 06.12.2019 N 285 по своей правовой природе имеет признаки смешанного договора, поскольку регулирует правоотношения, как по оказанию услуг, так и по пользованию имуществом (предоставление в аренду), что следует из оказания услуг по отстою судов, поставке электроэнергии на суда, проезду легкового и грузового автотранспорта на территорию филиала для погрузки (выгрузки) судового снабжения и (или) оборудования (пункты 1.1, 4.1 договора от 06.12.2019 N 285).
При этом договор от 06.12.2019 N 285 с представителем федерального собственника имущества, в лице Росимущества и Росморречфлота, не согласовывался.
Поскольку общество не убедилось в законности полномочий арендодателя в лице Азово-Черноморского филиала ФГБУ "Морская спасательная служба" по передаче в пользование частей земельного участка, использовало причалы Азово-Черноморского филиала ФГБУ "Морская спасательная служба" для стоянки судов и осуществления хозяйственной деятельности без документов, оформленных надлежащим образом, прокурор вынес постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 18.11.2020 и обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества к административной ответственности по части 2 статьи 7.24 Кодекса.
В суде кассационной инстанции дело рассматривается по правилам главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с учетом особенностей, установленных статьей 288.2 Кодекса.
Согласно части 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для пересмотра в порядке кассационного производства вступивших в законную силу решений арбитражного суда первой инстанции и постановлений арбитражного суда апелляционной инстанции, принятых по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 Кодекса административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно части 2 статьи 7.24 Кодекса использование находящегося в федеральной собственности объекта нежилого фонда без надлежаще оформленных документов либо с нарушением установленных норм и правил эксплуатации и содержания объектов нежилого фонда - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от 20 тыс. до 30 тыс. рублей.
Суды установили все фактические обстоятельства по делу, полно и всесторонне их исследовали, оценили представленные доказательства и доводы участвующих в деле лиц в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильно применили статьи 209, 214, 296, 298, 606, 608 Гражданского кодекса Российской Федерации, статью 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", пункт 3 Положения об осуществлении федеральными органами исполнительной власти функций и полномочий учредителя федерального бюджетного учреждения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26.07.2010 N 537, пункты 5.2.1.4, 5.2.2.1 Положения о Федеральном агентстве морского и речного транспорта, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2004 N 371, пункт 1 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, учли разъяснения, изложенные в пункте 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 11 "О некоторых вопросах применения Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" и сделали правильный вывод о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 7.24 Кодекса.
При этом суды обоснованно исходили из того, что факт использования обществом находящегося в федеральной собственности объекта нежилого фонда (причальное сооружение на земельном участке, расположенном по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Нижний Железнодорожный проезд, 1Б) без надлежаще оформленных документов о согласовании такого использования с представителем федерального собственника имущества, в лице Росимущества и Росморречфлота, подтверждается представленными в материалы дела доказательствами, в том числе договором от 06.12.2019 N 285, постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении, а также другими доказательствами.
Суды отметили, что общество, не убедившись в законности передачи ему в пользование части земельного участка, использовало причалы Азово-Черноморского филиала ФГБУ "Морская спасательная служба" для стоянки судов и осуществления хозяйственной деятельности без документов, оформленных надлежащим образом, при этом содержание пункта 1.2 договора от 06.12.2019 N 285, о наличии у Азово-Черноморского филиала ФГБУ "Морская спасательная служба" всех необходимых разрешений и согласований, не освобождает общество от обязанности проверить существование таких документов. Являясь самостоятельным хозяйствующим субъектом при заключении гражданско-правовой сделки, общество должно было убедиться в ее соответствии требованиям действующего законодательства.
Суд кассационной инстанции не принял доводы общества со ссылкой на письмо Росморречфлота N KC-2 7/6669, согласно которому договор оказания услуг не содержит признаков договора аренды, поскольку данный документ не представлен в материалы дела, а также не является нормативным правовым актом.
Суды обсудили вопрос о возможности квалификации правонарушения в качестве малозначительного с соблюдением требований статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, учли разъяснения, содержащиеся в пунктах 18 и 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", и не усмотрели оснований для квалификации совершенного обществом правонарушения в качестве малозначительного и применения статьи 2.9 Кодекса. Оценка вывода арбитражного суда первой и (или) апелляционной инстанции о наличии или отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, исходя из совершенного лицом правонарушения и, как следствие, о возможности или невозможности квалификации такого правонарушения как малозначительного, с учетом положений статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Не установили судебные инстанции и основания для применения статьи 4.1 Кодекса. Возможность применения статьи 4.1 Кодекса является оценочной категорией и подлежит установлению применительно к обстоятельствам каждого конкретного рассматриваемого дела.
Суды установили соблюдение прокурором порядка производства по делу об административном правонарушении. Наказание назначено обществу в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 2 статьи 7.24 Кодекса и с соблюдением срока, установленного статьей 4.5 Кодекса.
При изучении материалов дела и доводов кассационной жалобы не установлены существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов общества.
Поскольку все юридически значимые обстоятельства при рассмотрении настоящего дела, имеющие существенное значение для его рассмотрения, суды установили на основании полного и всестороннего исследования представленных в материалы дела доказательств, которым дана правильная правовая оценка, основания для удовлетворения кассационной жалобы общества отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 21.01.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.03.2021 по делу N А53-39990/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Судья |
Л.Н. Воловик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды установили все фактические обстоятельства по делу, полно и всесторонне их исследовали, оценили представленные доказательства и доводы участвующих в деле лиц в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильно применили статьи 209, 214, 296, 298, 606, 608 Гражданского кодекса Российской Федерации, статью 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", пункт 3 Положения об осуществлении федеральными органами исполнительной власти функций и полномочий учредителя федерального бюджетного учреждения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26.07.2010 N 537, пункты 5.2.1.4, 5.2.2.1 Положения о Федеральном агентстве морского и речного транспорта, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2004 N 371, пункт 1 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, учли разъяснения, изложенные в пункте 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 11 "О некоторых вопросах применения Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" и сделали правильный вывод о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 7.24 Кодекса.
...
Не установили судебные инстанции и основания для применения статьи 4.1 Кодекса. Возможность применения статьи 4.1 Кодекса является оценочной категорией и подлежит установлению применительно к обстоятельствам каждого конкретного рассматриваемого дела.
Суды установили соблюдение прокурором порядка производства по делу об административном правонарушении. Наказание назначено обществу в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 2 статьи 7.24 Кодекса и с соблюдением срока, установленного статьей 4.5 Кодекса."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 12 июля 2021 г. N Ф08-6190/21 по делу N А53-39990/2020