г. Краснодар |
|
12 июля 2021 г. |
Дело N А32-12083/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 июля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 июля 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Воловик Л.Н., судей Драбо Т.Н. и Черных Л.А., при участии в судебном заседании от заявителя - закрытого акционерного общества "Фирма Сочинеруд" (ИНН 2317006968, ОГРН 1022302724014) - Митропольского П.Б. (доверенность от 24.05.2021) и Сгибнева И.К. (доверенность от 11.01.2021), от заинтересованного лица - Министерства природных ресурсов Краснодарского края (ИНН 2312161984, ОГРН 1092312004113) - Калякина Р.В. (доверенность от 13.04.2021), от третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Федерального государственного бюджетного учреждения "Сочинский национальный парк" (ИНН 2320006502, ОГРН 1022302942705) - Ботиной И.Г. (доверенность от 07.04.2021), рассмотрев кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Фирма Сочинеруд" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 15.02.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.04.2021 по делу N А32-12083/2019, установил следующее.
ЗАО "Фирма "Сочинеруд" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Министерству природных ресурсов Краснодарского края (далее - министерство, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 05.03.2019 N 1.19/8-5 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) в виде 800 тыс. рублей штрафа.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ФГБУ "Сочинский национальный парк".
Решением от 15.02.2021, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 09.04.2021, суд отказал в удовлетворении заявленного обществом требования. Судебные акты мотивированы наличием в действиях общества состава вмененного ему административного правонарушения, соблюдением министерством порядка и срока привлечения общества к административной ответственности, а также отсутствием в данном случае правовых оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным.
В кассационной жалобе и дополнении к ней общество просит отменить судебные акты, направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Краснодарского края. Податель кассационной жалобы полагает, что вывод судов об осуществлении обществом добычи полезных ископаемых за пределами спорного карьера являются необоснованными и опровергаются представленными в материалы дела доказательствами. В производстве Следственного отдела по г. Сочи Следственного управления Следственного комитета России по Краснодарскому краю находится уголовное дело N 1190203007800027 по признакам преступления, предусмотренного пунктом "б" части 4 статьи 158 Уголовного кодекса Российской Федерации, возбужденное по сообщению министерства о факте незаконной добычи полезного ископаемого за пределами горного отвода в границах земельного участка с кадастровым номером 23:49:0404003:4771, принадлежащего обществу; информация по уголовному делу доведена до суда письмом следователя от 04.08.2020, которое не может оцениваться арбитражным судом в качестве допустимого доказательства в силу положений статей 68, 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В конце 2010 года с территории ФГУ "Сочинский национальный парк" (земельный участок с кадастровым номером 23:49:0404003:4771) в районе Каменского карьера сошел оползень, в результате которого большая часть северо-восточного и юго-западного бортов Каменского карьера обрушилась к основанию бортов и дна карьера. Большая часть горной массы в виде оползня сошла с земельного участка с кадастровым номером 23:49:0404003:4771, что подтверждается заключением об обстановке на территории ФГБУ "Сочинский национальный парк" в районе Каменского карьера, подготовленного ФГУП "Управление берегоукрепительных и противооползневых работ г. Сочи" от 23.12.2010 N 03-23.12.2010-3-015. ФГБУ "Сочинский национальный парк", используя привлеченные мощности (ООО "Карьерстрой"), длительное время производило работы по ликвидации последствий оползня, путем снятия грунта до отметки 400 метров. Часть оползня в виде горной массы сошла на земельный участок, принадлежащий ЗАО "Фирма "Сочинеруд" с кадастровым номером 23:49:0404003:262, при этом данная часть оползня состояла из берм и уступов карьера, расположенных в границах горного отвода; согласно техническому проекту данная часть горной породы не была предназначена для добычи и последующей реализации, но в силу сложившихся обстоятельств, в виде необходимости ликвидации последствий оползня, данный объем горной породы был отражен в ежегодной отчетности по форме 5-ГР и учтен как прирост запасов, поскольку указанная форма не предусматривает иного учета таких случаев изменений добытых объемов. О сложившейся ситуации министерству было известно с момента возникновения оползневого процесса, что подтверждается протоколами совещаний ГК "Олимпстрой", а также перепиской с обществом и третьими лицами. В настоящее время не определен круг лиц, подозреваемых по уголовному делу. Последствия стихийного бедствия и результаты ликвидации его последствий, произошедших в 2010 году, незаконно представлены министерством в 2019 году в качестве предполагаемого незаконного пользования недрами за пределами горного отвода. Наличие в недрах спорного земельного участка полезного ископаемого "известняка" министерство не подтверждено материалами дела; согласно справке, предоставленной филиалом ФБУ "ТФГИ" по Южному федеральному округу, в пределах спорного земельного участка какие-либо полезные ископаемые, учтенные государственным балансом полезных ископаемых отсутствуют. Согласно документам, описывающим катастрофический оползень и ликвидацию его последствий, обрушившийся грунт представляет собой "глинистую массу с обломками породы".
Отзывы на кассационную жалобу не поступили.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, проверив законность и обоснованность судебных актов, считает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, министерство на основании приказа от 15.01.2019 N 1.19/8 провело внеплановую выездную проверку в отношении общества с целью проверки сведений, изложенных в мотивированном представлении ведущего консультанта отдела государственного экологического надзора по результатам анализа результатов мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, в ходе которой установило следующее. Общество осуществляет деятельность на основании лицензии на право пользования недрами от 18.05.2009 КРД 80146 ТЭ с целевым назначением и видами работ "Добыча известняка для производства щебня и строительной извести при разработке открытым способом Каменского месторождения". Участок недр расположен в Адлерском районе муниципального образования г-к. Сочи Краснодарского края на правом берегу р. Мзымта, между 17 и 18 км Краснополянского шоссе. Основным видом деятельности предприятия является добыча декоративного и строительного камня, известняка, гипса, мела и сланцев.
На основании письма от 23.01.2019 N 202-02.2-06-1679/19 сотрудники Управления экономической безопасности и противодействия коррупции ГУ МВД России по Краснодарскому краю совместно со специалистом министерства 05.02.2019 провели проверку в отношении общества и составили справку от 14.02.2019, согласно которой общество осуществляет добычу известняка при наличии: технического проекта разработки Каменского месторождения известняков в Адлерском районе г. Сочи Краснодарского края, согласованного министерством 29.12.2017, горного отвода в уточненных границах: горноотводный акт от 22.01.2018 N 2163, плана развития горных работ на 2018 год (протокол рассмотрения годового плана развития горных работ н а 2018 год от 12.12.2017 N 65). Карьер предназначен для добычи известняка на Каменском месторождении и обеспечения строительства объектов в Краснодарском края нерудными строительными материалами. За 2018 год годовая производительность карьера по добыче известняка согласно лицензии на право пользования недрами от 18.05.2009 КРД 80146 ТЭ составляет 100 тыс. м куб. в плотном теле. Месторождение разрабатывается с 1968 года. Учитывая способ вскрытия и параметры месторождения, в карьере используется система отработки полезного ископаемого подуступами высотой от 1,5 м до 2,3 м, с применением механизированных гидромолотов. Общая площадь земельного участка предприятия и горного отвода в уточненных границах составляет 44 га. Площадь месторождения в границах горного отвода составляет 24,65 га. Площадь месторождения в разрабатываемом контуре составляет 21,5 га. На площади подсчета запасов строения, памятники старины и действующие инженерные коммуникации отсутствуют. На Каменском месторождении в 2018 году объем добычи полезного ископаемого составил 80,8 тыс. м куб. в твердом теле. В пределах земельных участков с кадастровыми номерами 23:49:0404003:0023, 23:49:0404003:0262 имеется карьер по добыче известняка, который находится в ведении общества. В рабочей зоне карьера находятся два экскаватора с государственными номерами 1264УТ23 и 1257УТ23. Размещение отвалов вскрышных пород, используемая на карьере техника соответствуют проектной документации.
Вместе с тем в ходе проверки установлено, что общество нарушило требования по рациональному использованию и охране участков недр, о чем свидетельствует выявленный в ходе проверки отработанный участок недр за пределами предоставленного обществу горного отвода на сопредельной территории с ориентировочными размерами горной выработки: длина - 400 м, ширина - 80 м, глубина - 40 м, с северной части Каменского месторождения в точке с координатами N 43.54137°, Е 39.97801°, в границах земельного участка с кадастровым номером 23:49:0404003:4771, доступ к которому, а также транспортирование незаконно добытого полезного ископаемого в условиях горной местности, возможен исключительно через охраняемую территорию общества.
По факту выявленного нарушения, выразившегося в осуществлении обществом разработки Каменского месторождения известняка в границах земельного участка с кадастровым номером 23:49:0404003:4771 (северная часть Каменского месторождения в точке с координатами N 43.54137°, Е 39.97801°), за пределами границ предоставленного ему горного отвода, в результате чего причинен ущерб недрам, влекущий утрату запасов полезных ископаемых, министерство составило протокол об административном правонарушении от 25.02.2019 N 1.19/8-2 и постановлением от 05.03.2019 N 1.19/8-5 привлекло общество к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 7.3 Кодекса в виде 800 тыс. рублей штрафа.
Полагая, что постановление административного органа является незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Судебные инстанции всесторонне и полно исследовали фактические обстоятельства по делу, оценили представленные доказательства и доводы участвующих в деле лиц в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и сделали правильный вывод об отсутствии в данном случае правовых оснований для удовлетворения заявленного обществом требования. При этом судебные инстанции обоснованно руководствовались следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 Кодекса административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В силу части 1 статьи 7.3 Кодекса пользование недрами без лицензии на пользование недрами, за исключением случаев, предусмотренных статьей 7.5 и частью 1 статьи 15.44 Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от 800 тыс. до 1 млн рублей.
Оценив представленные доказательства, установив фактические обстоятельства, связанные с нарушением обществом законодательства в сфере охраны собственности, руководствуясь положениями статей 2, 9, 11, 12, 22, 23, 23.2 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах", суды сделали вывод о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 7.3 Кодекса и законности оспариваемого обществом постановления административного органа.
Судебные инстанции установили, что в ходе проверки министерство установило на территории, сопредельной территории участка, предоставленного обществу в качестве горного отвода (за пределами горного отвода) отработанный участок недр. Ориентировочные размеры горной выработки: длина - 400 м, ширина - 80 м, глубина - 40 м, с северной части Каменского месторождения в точке с координатами N 43.54137°, Е 39.97801, в границах земельного участка с кадастровым номером 23:49:0404003:4771. Перевозка добытого полезного ископаемого с указанного участка, расположенного в границах земельного участка с кадастровым номером 23:49:0404003:4771, в условиях горной местности технологически возможна исключительно через земельные участки с кадастровыми номерами 23:49:0404003:0023, 23:49:0404003:0262 - территорию, занимаемую обществом, находящуюся под охраной, допуск к которой посторонним лицам запрещен.
Выводы судебных инстанций о том, что добыча полезных ископаемых на участке недр за пределами предоставленного обществу горного отвода с ориентировочными размерами горной выработки: длина - 400 м, ширина - 80 м, глубина - 40 м, с северной части Каменского месторождения в точке с координатами N 43.54137°, Е 39.97801°, в границах земельного участка с кадастровым номером 23:49:0404003:4771 произведена обществом, основан на исследовании и оценке представленных в материалы дела доказательств.
Вопреки доводам кассационной жалобы суды проверили и обоснованно отклонили доводы общества о том, что добычу горных пород на спорном участке общество не производило, работы на спорном участке проводились иным лицом в целях ликвидации последствий оползня.
Судебные инстанции установили, что согласно заключению от 23.12.2010 N 03-23.12.2010-3-015 об обстановке на территории ФГ<У "Сочинский национальный парк" в районе Каменского карьера после катастрофического оползневого процесса в декабре 2010 года местом оползня является большая часть северо-восточного и юго-западного бортов Каменского карьера (том 2, л. д. 237).
Аналогичные сведения приведены в заключении об обстановке на Каменском карьере в Галицыно по добыче известняка после катастрофического обрушения бортов карьера в декабре 2010 года с такими же реквизитами от 23.12.2010 N 03-23.12.2010-3-015, заказчиком которого указано общество (том 1, л. д. 24 - 25). Однако спорный участок расположен с северной части Каменского месторождения в точке с координатами N 43.54137°, Е 39.97801. В заключении от 23.12.2010 N 03-23.12.2010-3-015 об обстановке на территории ФГБУ "Сочинский национальный парк" указан общий объем массы оползня по северо-восточному и юго-западному бортов Каменского карьера 1250 - 1370 тыс. м куб.
Согласно акту инструментального маркшейдерского замера объемов от 11.02.2019 N 1/19 объем добытого общераспространенного полезного ископаемого за пределами лицензионных границ Каменского месторождения известняка составил 1 828 534 м куб., что более объема оползневых масс. При этом согласно фотографиям, представленным в материалы дела и описанию места выработки, спорный участок имеет характерные признаки отработанного участка недр и ориентировочные размеры горной выработки: длина - 400 м, ширина - 80 м, глубина - 40 м.
Учитывая указанную совокупность обстоятельств, в том числе характерные признаки места выработки, ограниченность в доступе к месту добычи, расположение места выработки (с северной части Каменского месторождения в точке с координатами N 43.54137°, Е 39.97801) и места оползня (часть северо-восточного и юго-западного бортов Каменского карьера), суды обоснованно признали общество надлежащим субъектом вмененного ему административного правонарушения.
В связи с отсутствием у общества лицензии на пользование недрами в границах спорного земельного участка, где обнаружено место выработки (с северной части Каменского месторождения в точке с координатами N 43.54137°, Е 39.97801), суды сделали правильный вывод о доказанности министерством пользования обществом недрами без соответствующей лицензии и, соответственно, о наличии в действиях общества состава вмененного ему административного правонарушения.
При этом судебные инстанции приняли во внимание вступившие в законную силу судебные акты по делу N А32-7975/2019, в рамках которых у Следственного отдела по г. Сочи Следственного комитета Российской Федерации по Краснодарскому краю истребована информация о том, установлен или не установлен факт разработки карьера, добычи обществом полезных ископаемых за пределами горного отвода на земельном участке с кадастровым номером N 23:49:0404003:4771.
В рамках дела N А32-7975/2019 по запросу суда представлен ответ Следственного отдела по городу Сочи Следственного комитета Российской Федерации по Краснодарскому краю от 04.08.2020 N 216-03-20/4591, согласно которому в ходе предварительного следствия установлено, что в соответствии с пояснительными записками за 2011, 2012, 2013 годы, подписанными генеральным директором Пиновым А.С., за пределами земельных участков с кадастровыми номерами 23:49:0404003:0023, 23:49:0404003:0262, на территории, непосредственно прилегающей к ним, общество осуществило добычу инертных материалов в связи с оползнем, сошедшим на карьер "Каменский" с прилегающей территории. Вместе с тем также установлено, что режим чрезвычайной ситуации, в связи с оползнем, администрацией г. Сочи не вводился. Кроме того, согласно акту инструментального маркшейдерского замера объемов от 11.02.2019 N 1/19 объем добытого обществом общераспространенного полезного ископаемого за пределами лицензионных границ Каменского месторождения известняка составил 1 828 534 м куб.
Учитывая установленные судами обстоятельства, в том числе в рамках дела N А32-7975/2019, имеющие преюдициального значение для данного дела, представленные в материалы дела доказательства, а также доводы министерства о том, что транспортирование незаконного добытого полезного ископаемого с земельного участка с кадастровым номером 23:49:0404003:4771 в условиях горной местности технологически возможно исключительно через земельные участки с кадастровыми номерами 23:49:0404003:0023, 23:49:0404003:0262, через территорию общества, находящегося под охраной, на территорию которого допуск посторонним лицам запрещен (документально данный довод общество не опровергло), суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о подтверждении факта осуществления добычи полезных ископаемых обществом за пределами предоставленного ему для осуществления деятельности горного отвода и наличии в его действиях состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 7.3 Кодекса.
Судебные инстанции установили соблюдение административным органом порядка и срока привлечения общества к административной ответственности. Доказательства обратного общество не представило.
Установив, что административное правонарушение, совершенное обществом, посягает на установленный и охраняемый государством порядок правоотношений в сфере добычи полезных ископаемых; характер совершенное правонарушения не свидетельствует об исключительности рассматриваемого случая, суды сделали вывод об отсутствии оснований для признания правонарушения в качестве малозначительного и применения статьи 2.9 Кодекса.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 18.1 постановления от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснил, что оценка вывода арбитражного суда первой и (или) апелляционной инстанции о наличии или отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям исходя из совершенного лицом правонарушения и, как следствие, о возможности или невозможности квалификации такого правонарушения как малозначительного с учетом положений статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию арбитражного суда кассационной инстанции.
Возможность применения статей 4.1 и 4.1.1. Кодекса является оценочной категорией и подлежит установлению применительно к обстоятельствам каждого конкретного рассматриваемого дела. Обстоятельства для применения указанных норм судебные инстанции не установили. Оценка вывода судебных инстанций о наличии или отсутствии обстоятельств, совокупности юридически значимых обстоятельств, позволяющей применить в рассматриваемом случае положений статей 4.1 и 4.1.1 Кодекса, с учетом положений статей 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не входит в компетенцию арбитражного суда кассационной инстанции.
Суд кассационной инстанции отклоняет довод общества о том, что им не производилась добыча полезных ископаемых на спорном участке недр, со ссылкой на приложенную к дополнениям к кассационной жалобе справку от 21.06.2021 N 01-474 филиала ФБУ "ТФГИ" по Южному федеральному округу об отсутствии в пределах спорного земельного участка полезных ископаемых, поскольку справка не представлялась суду первой и апелляционной инстанций и не могла быть представлена им, учитывая дату её выдачи, и судами не оценивалась.
Довод общества относительно недопустимости ответа Следственного отдела по городу Сочи Следственного комитета Российской Федерации по Краснодарскому краю от 04.08.2020 N 216-03-20/4591 на запрос суда в рамках дела N А32-7975/2019 как доказательства, не принят судом кассационной инстанции, поскольку вопрос достоверности, относимости, допустимости и взаимной связи доказательств разрешается судом в каждом конкретном случае, исходя из обстоятельств дела, при этом определение круга допустимых и относимых доказательств входит в круг вопросов, рассмотрение которых не относится к компетенции суда, рассматривающего дело в порядке кассационного производства (определение Верховного Суда Российской Федерации от 05.06.2017 N 310-КГ17-5576).
Доводы о том, что суды не дали оценку всем представленным в материалы дела доказательствам и доводам общества не нашли своего подтверждения в ходе рассмотрения кассационной жалобы, при этом неотражение в судебных актах всех имеющихся в деле доказательств либо доводов стороны не свидетельствует об отсутствии их надлежащей судебной проверки и оценки (определение Верховного Суда Российской Федерации от 06.10.2017 N 305-КГ17-13690).
Доводы кассационной жалобы выводы судов не опровергают, направлены на переоценку доказательств о фактических обстоятельствах, установленных судами, переоценка которых не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нормы права при рассмотрении дела применены судами правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие безусловную отмену обжалуемых судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 15.02.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.04.2021 по делу N А32-12083/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.Н. Воловик |
Судьи |
Т.Н. Драбо |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Учитывая установленные судами обстоятельства, в том числе в рамках дела N А32-7975/2019, имеющие преюдициального значение для данного дела, представленные в материалы дела доказательства, а также доводы министерства о том, что транспортирование незаконного добытого полезного ископаемого с земельного участка с кадастровым номером 23:49:0404003:4771 в условиях горной местности технологически возможно исключительно через земельные участки с кадастровыми номерами 23:49:0404003:0023, 23:49:0404003:0262, через территорию общества, находящегося под охраной, на территорию которого допуск посторонним лицам запрещен (документально данный довод общество не опровергло), суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о подтверждении факта осуществления добычи полезных ископаемых обществом за пределами предоставленного ему для осуществления деятельности горного отвода и наличии в его действиях состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 7.3 Кодекса.
...
Установив, что административное правонарушение, совершенное обществом, посягает на установленный и охраняемый государством порядок правоотношений в сфере добычи полезных ископаемых; характер совершенное правонарушения не свидетельствует об исключительности рассматриваемого случая, суды сделали вывод об отсутствии оснований для признания правонарушения в качестве малозначительного и применения статьи 2.9 Кодекса.
...
Доводы о том, что суды не дали оценку всем представленным в материалы дела доказательствам и доводам общества не нашли своего подтверждения в ходе рассмотрения кассационной жалобы, при этом неотражение в судебных актах всех имеющихся в деле доказательств либо доводов стороны не свидетельствует об отсутствии их надлежащей судебной проверки и оценки (определение Верховного Суда Российской Федерации от 06.10.2017 N 305-КГ17-13690)."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 12 июля 2021 г. N Ф08-6607/21 по делу N А32-12083/2019