г. Краснодар |
|
14 июля 2021 г. |
Дело N А61-1392/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 июля 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 14 июля 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Мацко Ю.В., судей Илюшникова С.М. и Калашниковой М.Г., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Белоусовой Е.В., при участии в судебном заседании, проводимом с применением систем видео-конференц-связи Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания (судья Родионова Г.С.) от Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия - Алания - Собановой А.А. (доверенность от 18.09.2020), от публичного акционерного общества "Россетти Северный Кавказ" - Сикоева М.М. (доверенность от 30.12.2020), от общества с ограниченной ответственностью "ТПлюс" - Чернуцкой Е.В. (доверенность от 17.05.2021), от администрации местного самоуправления Ардонского городского поселения Ардонского района Республики Северная Осетия - Алания - Наумовой О.С. (доверенность от 14.05.2021), в отсутствие МУП "Ардонская коммунально-эксплуатационная служба", надлежаще извещенного о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично посредством размещения информации о движении дела на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в открытом доступе, рассмотрев кассационную жалобу публичного акционерного общества "Россетти Северный Кавказ" на решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 24 декабря 2020 года (судья Родионова Г.С.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22 марта 2021 года (судьи Белов Д.А., Семенов М.У., Цигельников И.А.) по делу N А61-1392/2020, установил следующее.
ПАО "Россетти Северный Кавказ" (далее - общество) обратилась в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия - Алания (далее - антимонопольный орган) с заявлением о признании незаконным и отмене решения антимонопольного органа от 16.04.2020 по делу N АМЗ 08-04/20 и признании незаконными действий администрации городского поселения по проведению открытого конкурса на право заключения договора аренды муниципального имущества.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: администрация местного самоуправления Ардонского городского поселения Ардонского района Республики Северная Осетия - Алания (далее - администрация), МУП "Ардонская коммунально-эксплуатационная служба" (далее - предприятие) и ООО "ТПлюс".
Решением суда от 24 декабря 2020 года, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 22 марта 2021 года, в удовлетворении требований отказано.
В кассационной жалобе общество просит отменить судебные акты и удовлетворить требования. По мнению заявителя жалобы, соглашение N 1 о расторжении договора N 1 о закреплении электрических сетей на праве хозяйственного ведения за предприятием и соглашение N 2 о расторжении договора N 2 о закреплении муниципального движимого имущества (электрические сети) на праве хозяйственного ведения за предприятием, заключенные предприятием и администрацией является ничтожными. Право хозяйственного ведения предприятия на объекты электросетевого имущества в рассматриваемой ситуации не может считаться прекращенным.
В отзыве на кассационную жалобу управление просит отказать в удовлетворении жалобы.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы кассационной жалобы. Представители управления, администрации и ООО "ТПлюс" просили отказать в удовлетворении жалобы.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на жалобу, выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Из материалов дела видно и суды установили, что предприятие создано в соответствии с постановлением главы Ардонского городского поселения Ардонского района Республики Северная Осетия - Алания от 25.11.2019 N 462 и основано на праве хозяйственного ведения.
Собственником предприятия является муниципальное образование поселения, а учредителем - администрация (пункты 1.2 и 1.3 устава). Все имущество предприятия находится в муниципальной собственности учредителя и закреплено на праве хозяйственного ведения за предприятием (пункт 4.1 устава).
В соответствии с постановлением администрации от 11.12.2019 N 507 "О закреплении имущества на праве хозяйственного ведения за МУП "Ардонская коммунально-эксплуатационная служба" стороны заключили договор от 11.12.2019 N 1 о закреплении муниципального недвижимого имущества (электрические сети) на праве хозяйственного ведения за предприятием, где указано, что администрация согласно постановлению главы Ардонского городского поселения от 25.11.2019 N 462 закрепляет за предприятием на праве хозяйственного ведения муниципальное недвижимое имущество (электрические сети) по акту приема-передачи и договор от 11.12.2019 N 2 о закреплении муниципального движимого имущества (электрические сети) на праве хозяйственного ведения за предприятием на основании постановления главы Ардонского городского поселения от 25.11.2019 N 462.
Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости по состоянию на январь 2020 года на трансформаторные подстанции с номерами: 4, 5, 8, 10, 14, 19, 20, 24, 26, 28, 39, 46, 47, 50 и 51 муниципальное образование Ардонское городское поселение Ардонского района Республики Северная Осетия - Алания с 17 по 19 октября 2017 года и 15.11.2017 зарегистрировало в установленном законом порядке право собственности.
На основании договора о закреплении муниципального недвижимого имущества от 11.12.2019 N 1 за предприятием зарегистрировано право хозяйственного ведения на указанные подстанции.
Общество и АО "Севкавказэнерго"" не заключали договор оказания услуг по передачи электрической энергии, РТС Республики Северная Осетия - Алания отказал предприятию в установлении тарифов.
Предприятие 02.03.2020 направило в администрацию обращение N 14 о прекращении права хозяйственного ведения на муниципальное имущество.
На основании указанного обращения администрация издала постановление от 06.03.2020 N 83 "О прекращении права хозяйственного ведения МУП "Ардонская коммунально-эксплуатационная служба" на муниципальное имущество и включении его в состав имущества муниципальной казны".
6 марта 2020 года заключены соглашения N 1 о расторжении договора N 1 и соглашение N 2 о расторжении договора N 2.
В соответствии с актом приема-передачи от 06.03.2020 муниципальное имущество передано учредителю.
10 марта 2020 года администрация издала постановление N 84 о проведении открытого конкурса на право заключения договора аренды муниципального имущества.
Организатор торгов (администрация) разместил в Единой информационной системе в сфере закупок https://zakupki.gov.ru извещение N 120320/0213737/03 о проведении открытого конкурса на право заключения договора аренды муниципального имущества: объектов электросетевого хозяйства, расположенных на территории Ардонского городского поселения Ардонского района Республики Северная Осетия - Алания, предназначенных для осуществления электроснабжения населения (исключая уличное освещение, домовых вводов и внутридомовых сетей).
Полагая, что у администрации отсутствует право распоряжаться закрепленным на праве хозяйственного ведения за предприятием электросетевым имуществом, в связи с чем, объявленный конкурс на право заключения договора аренды является незаконным, общество направило в антимонопольный орган жалобу о несоответствии извещения N 120320/0213737 требованиям Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
Решением антимонопольного органа от 16.04.2020 жалоба общества признана необоснованной.
Не согласившись с указанным решением, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Отказывая в удовлетворении требований общества, суды руководствовались статьями 198, 200 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 11, 49, 209, 216, 235, 236, 299, 608 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 17.1 и 18.1 Закона о защите конкуренции.
Антимонопольный орган рассматривает жалобы, в том числе, на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (пункт 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции).
В соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции право на обжалование содержания конкурсной документации имеют только лица, подавшие заявку на участие в торгах. Иные лица вправе обжаловать в антимонопольный орган лишь нарушения, связанные с размещением информации о проведении торгов и порядком подачи заявок, если их права или законные интересы могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Жалоба может быть подана либо лицом, подавшим заявку на участие в торгах, либо лицом, не подававшим заявку на участие в торгах, в случаях, если обжалуется порядок размещения информации о проведении торгов либо порядок подачи заявок на участие в торгах. При этом лицо, не подававшее заявку на участие в торгах, должно обосновать нарушение своих прав или законных интересов в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Предусмотренный статьей 18.1 Закона о защите конкуренции механизм обжалования не предусматривает возможности для лица, не подавшего заявку на участие в торгах, обжаловать условия аукционной документации. Обжалование таких действий (бездействия) указанными лицами возможно только в судебном порядке.
Суды установили, что общество, обращаясь в антимонопольный орган с жалобой на действия организатора конкурса, не подавало заявку на участие в конкурсе.
При проведении конкурса на право заключения договора аренды муниципального имущества, функции организатора торгов осуществляет собственник имущества, от имени которого действует администрация как орган местного самоуправления, который уполномочен на осуществление функций по организации и проведению конкурсов или аукционов на право заключения договоров в соответствии с возложенными полномочиями.
До объявления конкурса, собственником муниципального имущества принято решение о прекращении права хозяйственного ведения. В данной ситуации не имеет правового значения отсутствие регистрации прекращения права хозяйственного ведения предприятия в ЕГРН.
Предприятие не заявило самостоятельные требования о правах на спорное муниципальное имущество.
Суды установили, что по результатам конкурса администрация и ООО "ТПлюс" 28.04.2020 заключили договоры аренды муниципального недвижимого имущества N 2 и N 3. Результаты конкурса в установленном законом порядке не оспорены и недействительными не признаны, не оспорены заключенные по результатам его проведения договоры аренды.
Исследовав и оценив фактические обстоятельства дела и имеющиеся доказательства в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в их совокупности и взаимосвязи, доводы и возражения участвующих в деле лиц, суды пришли к выводу о том, что антимонопольный орган пришел к верному выводу о признании необоснованной жалобы общества. Общество не доказало заинтересованность в оспаривании действий организатора конкурса на право заключения договора аренды муниципального имущества. Общество не является лицом, участвовавшим в спорном конкурсе, либо подававшим заявку на участие в нем, отказ в допуске к участию в конкурсе, объявленном 16.04.2020, отсутствует.
Суды исследовали довод о том, что незаконность конкурса выразилась в заключении администрацией и предприятием соглашения о добровольной передаче в казну движимого и недвижимого имущества на праве хозяйственного ведения, а также при наличии действующего у предприятия права хозяйственного ведения на объекты электросетевого хозяйства, и обоснованно отклонили его. Суды установили, что собственник муниципального имущества зарегистрировал право аренды муниципального имущества на основании договора аренды от 28.04.2020 N 2. Единый реестр недвижимости не содержит сведения о регистрации права хозяйственного ведения на спорное муниципальное имущество за предприятием или иными лицами.
Все доводы и доказательства сторон спора являлись предметом исследования судов, им дана надлежащая правовая оценка.
Доводы кассационной жалобы основаны на ошибочном толковании норм права и направлены на переоценку доказательств, исследованных судами. Согласно статье 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная инстанция не вправе переоценивать доказательства, которые были предметом исследования в суде первой и (или) апелляционной инстанций.
Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 284, 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 24 декабря 2020 года и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22 марта 2021 года по делу N А61-1392/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Ю.В. Мацко |
Судьи |
С.М. Илюшников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Антимонопольный орган рассматривает жалобы, в том числе, на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (пункт 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции).
В соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции право на обжалование содержания конкурсной документации имеют только лица, подавшие заявку на участие в торгах. Иные лица вправе обжаловать в антимонопольный орган лишь нарушения, связанные с размещением информации о проведении торгов и порядком подачи заявок, если их права или законные интересы могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
...
Предусмотренный статьей 18.1 Закона о защите конкуренции механизм обжалования не предусматривает возможности для лица, не подавшего заявку на участие в торгах, обжаловать условия аукционной документации. Обжалование таких действий (бездействия) указанными лицами возможно только в судебном порядке."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 14 июля 2021 г. N Ф08-6629/21 по делу N А61-1392/2020
Хронология рассмотрения дела:
14.07.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-6629/2021
22.03.2021 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-2869/20
24.12.2020 Решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания N А61-1392/20
18.09.2020 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-2869/20