Решение Самарского областного суда от 23 августа 2023 г. N 3а-1761/2023
Самарский областной суд, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-1761/2023 по административному исковому заявлению Б.В.И. о признании недействующими нормативных правовых актов в части, установил:
Б.В.И. обратилась в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просила признать недействующим пункт 9883 Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2021 год, утверждённого приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 19 октября 2020 года N 2014, пункт 24512 Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2022 год, утверждённого приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 22 октября 2021 года N 2233.
Требования обоснованы тем, что в указанные пункты Перечней включено принадлежащее административному истцу на праве собственности нежилое здание с кадастровым номером N, не отвечающее критериям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку не является административно-деловым или торговым центром. Указанное здание располагается на земельном участке с разрешенным видом использования: для дальнейшей эксплуатации административного здания. Фактическое использование здания не превышает установленный ст. 378.2 НК РФ процент использования общей площади для размещения офисов, торговых объектов. Включение указанного объекта недвижимости в Перечни влечет увеличение налогооблагаемой базы по налогу на имущество физических лиц и нарушает права и законные интересы административного истца.
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности В.Д.А. поддержал заявленные требования в соответствии с доводами, изложенными в административном исковом заявлении.
Министерство имущественных отношений Самарской области не направило в суд своего представителя, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом, относительно заявленных требований представило письменные возражения, в которых сослалось на то, что нежилое здание включено в Перечни в соответствии с его наименованием - административное здание и видом разрешенного использования земельного участка (для дальнейшей эксплуатации административного здания) и наименованием здания, позволяющим его отнести к объектам офисного назначения.
Заинтересованное лицо - Администрация г.о. Тольятти не направила в суд своего представителя, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом.
Заслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего, что требования административного истца подлежат удовлетворению, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования следует удовлетворить.
В соответствии с требованиями статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных /представительных/ и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 6 октября 1999 N 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налог на имущество физических лиц относится к местным налогам, устанавливается главой 32 Налогового кодекса Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области Министерство имущественных отношений Самарской области от 25 ноября 2014 года N 719 уполномочено органом исполнительной власти Самарской области на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
В рамках переданных полномочий Министерством имущественных отношений Самарской области издан приказ от 19 октября 2020 года N 2014, которым утверждён Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2021 год.
Приказом от 22 октября 2021 года N 2233 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2022 год.
Нежилое здание с кадастровым номером N включено в пункт 9883 Перечня на 2021 год, в пункт 24512 Перечня на 2022 год.
Приказ министерства от 19 октября 2020 года N 2014 опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 19.10.2020, в издании "Волжская коммуна", N 171 (30955), 21.10.2020.
Приказ министерства N 2233 от 22 октября 2021 года опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 22.10.2021, на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru, 22.10.2021.
В соответствии с подпунктами 1, 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В соответствии с пунктами 3, 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
В целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Из материалов дела следует, что Б.В.И. на праве собственности принадлежит нежилое здание с кадастровым номером N площадью 715,7 кв. м, расположенное по адресу: <адрес>
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости нежилое здание имеет назначение - нежилое, наименование - административное здание.
В представленном административным истцом техническом паспорте нежилого здания по состоянию на 6 марта 1996 года, выполненном МПФ "И.", отражено, что в здании располагаются мастерские, подсобные помещения, теплоузел, столярка, коридоры, электрощитовая, кабинеты, туалеты, умывальники, диспетчерская, бухгалтерия, зал заседаний, паспортный стол, бухгалтерия.
На запрос суда МП г.о. Тольятти "И." представило технический паспорт на здание по адресу: <адрес>, по состоянию на 6 марта 1996 года, из которого следует, что в здании расположены мастерские, подсобные помещения, столярка, коридоры, теплоузел, электрощитовая, кабинеты, туалеты, умывальники, диспетчерская, бухгалтерия, зал заседаний, паспортный стол, бухгалтерия, проливоч. стенд.
Аналогичные сведения содержатся в техническом паспорте на 4 марта 1996 года (обследование 14.12.1999, изменений нет), представленном по запросу суда из филиала ППК Роскадастр по Самарской области.
При этом термин "кабинеты" не является тождественным термину "офисы", а остальные помещения являются вспомогательными или подсобными.
Нежилое здание располагается на земельном участке с кадастровым номером N, находящемся в собственности муниципального образования Тольятти, с видом разрешенного использования: для дальнейшей эксплуатации административного здания. По состоянию на 19 октября 2020 года видом разрешенного использования земельного участка являлось: для дальнейшей эксплуатации административного здания, для объектов общественно-делового значения.
Виды разрешенного использования земельного участка не подразумевают безусловного расположения на нем объектов офисного назначения, тем более, что помещения офисного назначения в техническом паспорте здания отсутствуют.
Мероприятия по определению фактического использования нежилого здания на момент принятия Перечней на 2021-2022 годы административным ответчиком не проводились.
Административный истец представил акт осмотра нежилого здания, выполненный 25 ноября 2020 года обществом с ограниченной ответственностью "П.", однако, данный акт осмотра не может служить допустимым по делу доказательством ввиду того, что изготовлен лицом, не уполномоченным на проведение таких осмотров.
Доказательств, подтверждающих факт использования в нежилом помещении более 20% помещений в качестве офисных или торговых объектов, объектов общественного питания или бытового обслуживания, административный ответчик не предоставил.
Само по себе наименование здание (административное здание) и вид разрешенного использования земельного участка (для дальнейшей эксплуатации административного здания, для объектов общественно-делового значения) не свидетельствует о том, что указанное нежилое здание, равно как и земельный участок, предназначены для использования в качестве объектов офисного, административного, делового назначения.
Решением Самарского областного суда от 11 декабря 2020 года признаны недействующими Перечни на 2016-2020 года в части включения в них указанного нежилого здания.
Апелляционным определением Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 10 марта 2021 года решение суда от 11 декабря 2020 года оставлено без изменения.
Принимая во внимание представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что оснований, предусмотренных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, для включения нежилого здания в Перечни не имелось, в связи с этим требования административного истца о признании недействующими Перечней на 2021-2022 годы в части включения в них под пунктами соответственно 9883 и 24512 нежилого здания с кадастровым номером N подлежат удовлетворению.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установив, что оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
С учетом ограниченного срока применения оспариваемых норм (2021-2022 годы), суд полагает, что восстановлению прав и законных интересов административного истца будет способствовать признание оспариваемых норм недействующими со дня принятия.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 208-215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
Требования Б.В.И. удовлетворить.
Признать недействующим со дня принятия Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2021 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 19 октября 2020 года N 2014, в части включения в него под в него под пунктом 9883 нежилого здания с кадастровым номером N.
Признать недействующим со дня принятия Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2022 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 22 октября 2021 года N 2233, в части включения в него под пунктом 24512 нежилого здания с кадастровым номером N.
Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 24 августа 2023 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Самарского областного суда от 23 августа 2023 г. N 3а-1761/2023
Текст решения предоставлен Самарским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании