Решение Самарского областного суда от 23 августа 2023 г. N 3а-1688/2023
Самарский областной суд, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-1688/2023 по административному исковому заявлению А.Р.А. к министерству имущественных отношений Самарской области об оспаривании в части нормативных правовых актов, установил:
А.Р.А. обратилась в Самарский областной суд с административным иском о признании недействующим пункта 13507 Перечня объектов недвижимого имущества, находящегося на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2021 год, утвержденного приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 19.10.2020 N 2014, пункта 13338 Перечня объектов недвижимого имущества, находящегося на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2022 год, утвержденного приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 22.10.2021 N 2233, пункта 12130 Перечня объектов недвижимого имущества, находящегося на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2023 год, утвержденного приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 08.11.2022 N 2077, со дня их принятия, указывая, что она является собственником объекта недвижимости - здания с наименованием: хозблок, назначение: нежилое, площадью 22,1 кв. м., расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый номер N. Указанное нежилое здание не подпадает под критерии, установленные ст. 378.2 НК РФ. Ранее здание использовалось в качестве магазина, однако 24.09.2020 административный истец прекратила торговую деятельность, в настоящее время здание используется в личных целях, для складирования вещей. Включение нежилого здания в Перечни противоречит требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и нарушает права административного истца, поскольку незаконно обязывает уплачивать налог на имущество, исходя из кадастровой стоимости объекта капитального строительства, что увеличивает налоговую базу по налогу. Просила заявленные требования удовлетворить.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
А.Р.А. представила письменное ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Представитель административного ответчика министерства имущественных отношений Самарской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, о причинах неявки не известил. Представил письменные возражения, в которых возражал против удовлетворения заявленных требований, указывая, что поскольку здание имеет либо имело наименование "магазин на 1 рабочее место", "хозблок", что свидетельствует об отнесении его к объекта, предназначенным для размещения торговых объектов, министерство правомерно включило его в оспариваемые перечни на основании п. 4 ст. 378.2 НК РФ. По заявлению административного истца 22.03.2023 был проведен осмотр нежилого здания, которым установлено, что данное нежилое здание используется под размещение торгового оборудования, о чем принято соответствующее решение от 13.04.2023 N МИО-03/4890-исх.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Прокурор полагал, что административный иск не обоснован и удовлетворению не подлежит.
Суд, исследовав материалы административного дела, выслушав заключение прокурора, приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 208 КАС РФ, с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
В соответствии с ч. 6 указанной статьи, административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта.
Оспариваемыми в части нормативными правовыми актами урегулированы общественные отношения в сфере налогообложения.
Налог на имущество физических лиц относится к местным налогам, устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (подпункт 2 статьи 15, абзац первый пункта 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 400 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 Налогового кодекса Российской Федерации, пунктом 1 которой закреплено, что объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: 1) жилой дом; 2) жилое помещение (квартира, комната); 3) гараж, машино-место; 4) единый недвижимый комплекс; 5) объект незавершенного строительства; 6) иные здание, строение, сооружение, помещение.
Абзацами первым, третьим пункта 1 и пунктом 3 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации регламентировано, что налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) устанавливает в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации.
Налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.
Законом Самарской области от 10.11.2014 N 107-ГД в соответствии с Федеральным законом РФ от 04.10.2014 N 284-ФЗ "О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившим силу Закона Российской Федерации "О налогах на имущество физических лиц" установлена единая дата начала применения на территории Самарской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения - 01.01.2015.
Пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, подлежат включению объекты капитального строительства, принадлежащие как юридическим лицам, так и физическим лицам.
В соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 25.11.2014 N 719, министерство имущественных отношений Самарской области уполномочено органом исполнительной власти Самарской области на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
В рамках переданных полномочий приказом министерства имущественных отношений Самарской области 19.10.2020 N 2014 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2021 год, приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 22.10.2021 N 2233 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2022 год, приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 08.11.2022 N 2077 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2023 год.
Приказ министерства имущественных отношений Самарской области от 19.10.2020 N 2014 опубликован на официальном сайте министерства имущественных отношений Самарской области www.mio.samregion.ru, в газете "Волжская коммуна" N 171 (30955) от 21.10.2020, приказ министерства имущественных отношений от 22.10.2021 N 2233 опубликован на официальном сайте http://www.pravo.samregion.ru 22.10.2021, приказ министерства имущественных отношений от 08.11.2022 года N 2077 опубликован на официальном сайте http://www.pravo.samregion.ru, 09.11.2022 года.
Оспариваемые нормативные правовые акты приняты в форме, предусмотренной пунктом 2 статьи 9.1 Закона Самарской области от 7 июля 2000 г. N 28-ГД "О нормативных правовых актах Самарской области", и официально опубликованы в предусмотренный пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ срок.
Нормативно-правовые акты не оспариваются по мотивам отсутствия полномочий у министерства имущественных отношений Самарской области на их принятие, а также по порядку их опубликования.
В вышеуказанные перечни под пунктом 12507 (на 2021 год), под пунктом 13338 (на 2022 год), под пунктом 12130 (на 2023 год) включен объект недвижимости с кадастровым номером N, наименование: хозблок, назначение: нежилое, площадью 22,1 кв. м, расположенное по адресу: <адрес>, принадлежащее на праве собственности А.Р.А., что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах.
Согласно пункту п. 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Пункт 4 ст. 378.2 НК РФ предусматривает, что в целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Пунктом 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации закреплено, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере имущественных отношений, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.
Согласно выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости с кадастровым номером N, здание имеет наименование: хозблок, назначение нежилое, вид разрешенного использования: данные отсутствуют.
Ранее здание имело наименование магазин на 1 рабочее место, что подтверждается справкой БТИ с. Исаклы от 30.07.2003 N 1129, свидетельством о государственной регистрации права от 26.09.2003.
Из пояснений административного истца, данных в судебном заседании от 09.08.2023, здание переименовано 29.03.2021.
Согласно техническому паспорту, представленному по запросу суда из материалов реестрового дела и ГУП СО "Центр технической инвентаризации", составленному по состоянию на 30.07.2003, магазин на 1 рабочее место, состоит из литера а, а1, включает в себя литер а - торговый зал площадью 12,0 кв. м, склад площадью 4,57 кв. м, литер а1 - склад площадью 5,49 кв. м. Торговая площадь составляет 12,0 кв. м, площадь склада - 10,06 кв. м.
Иных технических документов суду не представлено.
Таким образом, технические характеристики здания позволяют отнести объект недвижимости к торговому объекту, на основании п. 4 ст. 378.2 НК РФ, поскольку более 20% от общей площади здания по техническим характеристикам относятся к торговой площади. Кроме того, на момент принятия Перечня на 2021 год, здание имело наименование "магазин на 1 рабочее место", также подпадающее под критерии п. 4 ст. 378.2 НК РФ.
Здание расположено на земельном участке с кадастровым номером N 1, принадлежащем на праве собственности А.О.А., имеет вид разрешенного использования: магазины, иные объекты розничной торговли.
Вид разрешенного использования земельного участка также предусматривает возможность включения здания в Перечни на основании п. 4 ст. 378 НК РФ.
Суд не принимает во внимание акт осмотра объекта недвижимого имущества от 22.03.2023, составленного ГБУ СО "ЦРР", так как он был составлен после принятия оспариваемых нормативных правовых актов.
Суд полагает, что наименование здания с учетом его технических характеристик, а именно наличие торговых помещений, составляющих более 20% от общей площади здания, а также вид разрешенного использования земельного участка, позволяют отнести здание к критериям ст. 378.2 НК РФ, то есть у административного ответчика имелись основания для включения здания в Перечни.
Фактическое использование здания в личных целях, в связи с прекращением 24.09.2020 А.Р.А. предпринимательской деятельности в области розничной торговли, не может служить безусловным основанием для удовлетворения административного иска, поскольку достаточным основанием для отнесения здания к объектам недвижимости, подлежащим включению в Перечни на основании ст. 378.2 НК РФ, являются сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости или документах технического учета (инвентаризации) такого объекта недвижимости, предусматривающие размещение торговых объектов, и вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположено здание, предусматривающий размещение торговых объектов.
При указанных обстоятельствах, суд полагает административные исковые требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 208-215 КАС РФ, суд решил:
Отказать в удовлетворении административного иска А.Р.А. о признании недействующими со дня принятия пункта 13507 Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2021 год, утвержденного приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 19.10.2020 года N 2014, пункта 13338 Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2022 год, утвержденного приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 22.10.2021 года N 2233, пункта 12130 Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2023 год, утвержденного приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 08.11.2022 года N 2077, в части включения здания с кадастровым номером N.
Решение суда может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 24.08.2023.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Самарского областного суда от 23 августа 2023 г. N 3а-1688/2023
Текст решения предоставлен Самарским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании