Письмо Управления МНС по г. Москве от 24 июня 2003 г. N 26-12/33980
Вопрос: Иностранная организация (резидент Германии) оказывает транспортно-экспедиционные услуги по доставке грузов для резидентов Российской Федерации из стран Западной Европы в Российскую Федерацию путем привлечения перевозчиков из Польши, Белоруссии, Латвии и Российской Федерации.
Иностранная организация в связи с осуществлением указанных услуг открыла филиал на территории Москвы, который наряду с головным офисом, по его указанию и от его имени заключает договоры с клиентами (импортерами грузов), выставляет счета за транспортировку груза в Российской Федерации, принимает рублевые платежи и осуществляет валютный перевод головному офису.
Следует ли рассматривать деятельность московского филиала как деятельность через постоянное представительство для целей налогообложения в Российской Федерации и что будет являться объектом налогообложения по налогу на прибыль в Российской Федерации?
Ответ: В соответствии с п. 1 ст. 5 Соглашения между Российской Федерацией и Федеративной Республикой Германия об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество от 29.05.96 (далее - Соглашение) выражение "постоянное представительство" для целей применения Соглашения означает постоянное место предпринимательской деятельности, через которое деятельность предприятия осуществляется полностью или частично.
Пунктом 5 ст. 5 Соглашения предусмотрено, что если лицо осуществляет деятельность для предприятия и имеет в Договаривающемся Государстве (в Российской Федерации) полномочия на заключение контрактов от имени этого предприятия и обычно осуществляет указанные полномочия в этом Государстве, то такое предприятие, несмотря на вышеуказанные положения п. 1 ст. 5 Соглашения рассматривается как имеющее постоянное представительство в этом Государстве в отношении любой деятельности, осуществляемой этим лицом в интересах предприятия, если только такая деятельность не ограничивается видами деятельности подготовительно-вспомогательного характера, указанными в п. 4 ст. 5 Соглашения, которые в случае их осуществления не превращают постоянное место предпринимательской деятельности в постоянное представительство для целей налогообложения в Российской Федерации.
Исходя из информации, содержащейся в вопросе, деятельность московского филиала немецкой компании нельзя отнести к видам деятельности подготовительно-вспомогательного характера, поименованным в п. 4 ст. 5 Соглашения.
Согласно ст. 7 Соглашения прибыль предприятия Договаривающегося Государства (резидента Германии), если оно осуществляет свою деятельность в другом Договаривающемся Государстве (в Российской Федерации) через расположенное в нем постоянное представительство, может облагаться налогом в этом другом Государстве, но только в той части, которая может быть отнесена к этому постоянному представительству.
Объектом налогообложения для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство, в соответствии с п. 1 ст. 307 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) признается:
доход, полученный иностранной организацией в результате осуществления деятельности на территории Российской Федерации через ее постоянное представительство, уменьшенный на величину произведенных этим постоянным представительством расходов;
доходы иностранной организации от владения, пользования и (или) распоряжения имуществом постоянного представительства этой организации в Российской Федерации за вычетом расходов, связанных с получением таких доходов;
другие доходы от источников в Российской Федерации, указанные в п. 1 ст. 309 НК РФ, относящиеся к постоянному представительству.
Налоговая база определяется как денежное выражение объекта налогообложения, установленного п. 1 ст. 307 НК РФ, и согласно ст. 313 НК РФ налогоплательщики исчисляют налоговую базу по итогам каждого отчетного (налогового) периода на основе данных налогового учета.
Заместитель руководителя Управления МНС России |
Ю.А. Мавашев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Управления МНС по г. Москве от 24 июня 2003 г. N 26-12/33980
Текст письма официально опубликован не был
На основании данного письма подготовлены разъяснения, опубликованные в газете "Московский налоговый курьер", N 21, ноябрь 2003 г.