г. Краснодар |
|
16 июля 2021 г. |
Дело N А53-11329/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 июля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 июля 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Сидоровой И.В., судей Епифанова В.Е. и Соловьева Е.Г., в отсутствие в судебном заседании представителей заявителя - индивидуального предпринимателя Забусовой Надежды Александровны (ИНН 614303258295, ОГРНИП 319237500043747), органов, осуществляющих публичные полномочия: Комитета по управлению имуществом города Волгодонска, администрации города Волгодонска, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Забусовой Надежды Александровны на решение Арбитражного суда Ростовской области от 14.12.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.03.2021 по делу N А53-11329/2020, установил следующее.
ИП Забусова Н.А. (далее - предприниматель) обратился в арбитражный суд с заявлением к Комитету по управлению имуществом города Волгодонска (далее - комитет) и администрации города Волгодонска (далее - администрация) со следующими требованиями:
- признать незаконными действия администрации по исключению строки N 117 постановлением от 26.07.2019 N 1867 (подпункт 1.5 пункта 1) в отношении торгового павильона непродовольственных товаров площадью объекта 39 кв. м, расположенного по адресу: Ростовская область, г. Волгодонск, ул. Энтузиастов, в районе жилого дома 19 по ул. Черникова (далее - торговый павильон) из схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования "Город Волгодонск", утвержденной постановлением администрации от 18.03.2015 N 1193 (далее - схема размещения нестационарных торговых объектов);
- обязать администрацию устранить допущенные нарушения прав и законных интересов предпринимателя в течение одного месяца с момента вступления в силу решения суда, путем включения в действующую на момент исполнения решения суда схему размещения нестационарных торговых объектов торгового павильона со сроком размещения 5 лет;
- признать незаконным отказ комитета в заключении договора на размещение торгового павильона, выраженный в письме от 30.12.2019 N 52.3.6/01-33/5128;
- обязать комитет в течение одного месяца с момента включения в действующую на момент исполнения решения суда схему размещения нестационарных торговых объектов место размещения торгового павильона, заключить с предпринимателем договор о размещении нестационарного торгового объекта для осуществления деятельности: торговля непродовольственными товарами на пятилетний срок на условиях типового договора, указанного в приложении N 2 к Положению о порядке размещения и эксплуатации нестационарных торговых объектов и нестационарных объектов на территории муниципального образования "Город Волгодонск", утвержденного решением Волгодонской городской Думы от 14.09.2017 N 71 (далее - Положение о порядке размещения и эксплуатации нестационарных торговых объектов).
Решением от 14.12.2020, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 01.03.2021, в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебные акты мотивированы тем, что на момент обращения предпринимателя в уполномоченный орган из действующей схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования город Волгодонск исключено место размещения нестационарного торгового объекта (строка N 117), испрашиваемое заявителем, вследствие противоречия требованиям Положения о порядке размещения и эксплуатации нестационарных торговых объектов, о чем предприниматель надлежащим образом уведомлен.
В кассационной жалобе предприниматель просит решение от 14.12.2020 и апелляционное постановление от 01.03.2021 отменить, принять по делу новый судебный акт, указав в обоснование своих доводов, что требования Положения о порядке размещения и эксплуатации нестационарных торговых объектов, распространяются на вновь устанавливаемые временные сооружения на территории муниципального образования "город Волгодонск" (не применяются к ранее установленным). Материалы дела не содержат доказательств тому, что объект предпринимателя нарушает требования ОСТ 218.1.002-2003 "Автобусные остановки на автомобильных дорогах. Общие технические требования", поскольку его размещение согласовано со всеми службами города. В силу положений Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 381-ФЗ) утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов и внесение в нее изменений, не является основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых произведена до утверждения указанной схемы. Произвольное исключение павильона из схемы размещения нестационарных торговых объектов недопустимо. Исключение из схемы размещения нестационарных торговых объектов строки N 117 противоречит закону, нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности. При невозможности сохранения ранее включенных в схему нестационарных торговых объектов, в целях соблюдения гарантий субъектам предпринимательской деятельности органы местного самоуправления должны разработать порядок изменения мест размещения.
В отзыве на кассационную жалобу комитет поддержал выводы судебных инстанций, просил оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
Лица, участвующие в деле, явку процессуальных представителей в суд округа не обеспечили, извещены надлежащим образом в соответствии со статьями 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс). Судебное разбирательство проведено в порядке статьи 284 Кодекса.
Изучив материалы дела, доводы, приведенные в кассационной жалобе и отзыве, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа полагает, что жалоба удовлетворению не подлежит с учетом следующего.
Как видно из материалов дела, на основании постановления главы города Волгодонска от 11.05.2005 N 1027 "О предоставлении в аренду Забусовой Н.А. части земельного участка для временной установки торгового павильона "Сотовые телефоны" в остановочном комплексе по улице Энтузиастов", предпринимателю по договору 01.06.2005 N 430, заключенному с комитетом, предоставлена часть земельного участка площадью 40 кв. м (земли поселений) в кадастровом квартале 61:48:040235 для временной установки павильона "Сотовые телефоны" в остановочном комплексе, на срок с 01.06.2005 по 30.05.2006 (т. 1, л. д. 13).
На основании постановления главы города Волгодонска от 31.08.2006 N 2208 "О предоставлении в аренду части земельного участка на новый срок у жилого дома N 19 по улице Черникова Забусовой Н.А. под временно установленным торговым павильоном "Сотовые телефоны" в остановочном комплексе по улице Энтузиастов" предпринимателю по договору от 01.09.2006 N 681, заключенному с комитетом, предоставлена часть земельного участка площадью 0,0040 га земель поселений, в кадастровом квартале 61:48:040235 для временной установки торгового павильона "Сотовые телефоны", на срок с 01.09.2006 по 30.08.2007 (т. 1, л. д. 14 - 17).
На основании постановления мэра города Волгодонска от 08.05.2009 N 1409 "О предоставлении в аренду на новый срок Забусовой Н.А. части земельного участка для временной установки торгового павильона "Сотовые телефоны", не являющегося объектом недвижимости, в остановочном комплексе по улице Энтузиастов, в районе жилого дома N 19 по улице Черникова" предпринимателю по договору от 15.06.2009 N 357, заключенному с комитетом, предоставлена часть земельного участка площадью 40 кв. м из земель населенных пунктов в кадастровом квартале 61:48:0040235, для временной установки торгового павильона "Сотовые телефоны", на срок с 15.06.2009 по 13.06.2010 (т. 1, л. д. 18 - 21).
На основании постановления администрации от 29.04.2010 N 450 "О предоставлении в аренду на новый срок Забусовой Н.А. части земельного участка для временной установки торгового павильона "Сотовые телефоны", не являющегося объектом недвижимости, в остановочном комплексе по улице Энтузиастов в районе жилого дома N 19 по улице Черникова" предпринимателю по договору от 14.06.2021 N 265 предоставлена часть земельного участка площадью 40 кв. м из земель населенных пунктов в кадастровом квартале 61:48:0040235, под торговым павильоном "Салон сотовой связи", не являющимся объектом недвижимости. Срок аренды установлен с 14.06.2010 на неопределенный срок (т. 1, л. д. 22 - 24).
Постановлением администрации от 20.05.2014 N 1693 "Об установлении адреса земельного участка, образуемого по улице Энтузиастов" под нестационарным торговым объектом земельному участку площадью 50 кв. м присвоен адрес: ул. Энтузиастов, 25-е (т. 1, л. д. 26).
На основании постановления администрации от 24.09.2014 N 3290 "О предоставлении в аренду Забусовой Н.А. земельного участка под нестационарный (временный) торговый объект, не являющийся объектом недвижимости, по ул. Энтузиастов, 25-е", предпринимателю по договору от 24.09.2014 N 281, заключенному с комитетом, предоставлен в аренду земельный участок площадью 50 кв. м из земель населенных пунктов с кадастровым номером 61:48:0040205:1008 под нестационарный торговый объект непродовольственных товаров, не являющийся объектом недвижимости, на срок с 24.09.2014 по 14.08.2018 (т. 1, л. д. 27 - 32).
1 ноября 2018 года на основании приказа комитета от 31.10.2018 N 278 с предпринимателем заключен договор о размещении нестационарного торгового объекта (нестационарного объекта) N 126-2018, согласно которому предпринимателю предоставлено право на размещение нестационарного торгового объекта или нестационарного объекта площадью 39 кв. м для осуществления деятельности - торговли непродовольственными товарами, по адресному ориентиру в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов (N 117): Ростовская обл., г. Волгодонск, ул. Энтузиастов, в районе жилого дома N 19 по ул. Черникова, в остановочном комплексе, на срок с 01.11.2018 по 31.10.2019 (т. 1, л. д. 33 - 35).
Предприниматель 06.09.2019 обратился в комитет с заявлением о заключении договора о размещении нестационарного торгового павильона без проведения торгов сроком на 5 лет.
Письмом от 30.12.2019 N 52.36/01-33/5128 заявителю отказано по мотиву внесения изменений в схему размещения нестационарных торговых объектов, согласно которым строка N 117 из схемы размещения нестационарных торговых объектов исключена по окончании срока действия договора - 31.10.2019 (т. 1, л. д. 37).
Считая действия уполномоченных органов незаконными, нарушающими права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, данное лицо обратилось с заявлением в арбитражный суд.
В силу части 1 статьи 286 Кодекса кассационная инстанция проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее.
Согласно части 1 статьи 198 Кодекса граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение, действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Основанием для удовлетворения такого заявления является наличие двух условий: несоответствие оспариваемых акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (статьи 198, 200 и 201 Кодекса).
Согласно подпункту 6 пункта 1 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в случае, в том числе, размещения нестационарных торговых объектов.
На основании пункта 1 статьи 39.36 Земельного кодекса размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Законом N 381-ФЗ.
Размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов (часть 1 статьи 10 Закона N 381-ФЗ).
Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (часть 3 статьи 10 Закона N 381-ФЗ). Схемой размещения нестационарных торговых объектов должно предусматриваться размещение не менее чем шестидесяти процентов нестационарных торговых объектов, используемых субъектами малого или среднего предпринимательства, осуществляющими торговую деятельность, от общего количества нестационарных торговых объектов (часть 4 статьи 10 Закона N 381-ФЗ). Утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, а равно, как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы (часть 6 статьи 10 Закона N 381-ФЗ).
Согласно правовой позиции, выраженной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2015 N 225-О, осуществление местной администрацией полномочий по решению вопросов местного значения должно обеспечивать реализацию интересов местного сообщества при решении вопросов местного значения, развитие муниципального образования, в том числе расширение сферы услуг, и не может носить произвольный характер. Положение части 6 статьи 10 Закона N 381-ФЗ направлено на обеспечение условий для предоставления населению торговых услуг, стабильности прав хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, возможности долгосрочного планирования ими своего бизнеса, на недопущение передела рынка, сокращения или прекращения торгового бизнеса, сокращения сферы торговых услуг. При этом реализация законоположения должна основываться на вытекающем из Конституции Российской Федерации требовании согласованного осуществления конституционных ценностей, включая ценности, связанные с гарантированием свободы экономической деятельности и поддержкой конкуренции (статья 8, часть 1), с одной стороны, и признанием и гарантированием самостоятельности местного самоуправления в пределах его полномочий (статья 12) - с другой. Органы местного самоуправления не лишены возможности решать вопросы размещения нестационарных торговых объектов в целях создания условий для наилучшего удовлетворения потребностей населения в получении необходимых товаров, работ и услуг по месту жительства и без ущерба для стабильного ведения предпринимательства, с тем, чтобы при изменении места ведения бизнеса сам бизнес сохранялся.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 3 Положения о порядке размещения и эксплуатации нестационарных торговых объектов без проведения торгов такой договор заключается в случае размещения на новый срок нестационарного торгового объекта, ранее размещенного на том же месте, предусмотренном схемой размещения, хозяйствующим субъектом, исполнившим свои обязательства либо по ранее заключенному договору о размещении, либо по заключенному до 01.03.2015 договору аренды земельного участка.
Согласно пункту 7 статьи 3 Положения о порядке размещения и эксплуатации нестационарных торговых объектов основанием для отказа в заключении договора о размещении НТО является: неисполнение обязательств по договору аренды земельного участка, заключенному до 01.03.2015, или по ранее заключенному договору о размещении НТО; использование земельного участка или места размещения НТО не в соответствии с видом разрешенного использования, установленного схемой; увеличение площади места размещения НТО без соответствующих разрешений и внесения изменений в схему; наличие решения о прекращении осуществления деятельности заявителя или принятие арбитражным судом решения о введении процедур банкротства в отношении него; наличие решения о приостановлении деятельности заявителя в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на день подачи заявки о заключении Договора о размещении НТО; отсутствие в схеме указанного в заявке о заключении договора о размещении НТО места размещения НТО (для вновь устанавливаемых НТО).
На основании части 7 статьи 21 Правил благоустройства территории муниципального образования "Город Волгодонск", утвержденных решением Волгодонской городской Думы от 24.05.2012 N 51 (далее - Правила благоустройства территории муниципального образования), в редакции, действовавшей на дату принятия оспариваемого постановления, не допускается размещение временных сооружений на расстоянии ближе, чем 25 метров от границы проезжей части следующих улиц, бульваров и проспектов: ул. Ленина, ул. 30 лет Победы, ул. 50 лет СССР, ул. Морской, ул. М. Горького, ул. Энтузиастов, ул. Гагарина, ул. Думенко, ул. Маршала Кошевого, ул. Академика Королева, пр. Курчатова, пр. Строителей, бул. Великой Победы, ул. К. Маркса, ул. Дружбы.
Из протокола заседания рабочей группы администрации от 26.09.2018 следует решение о заключении с предпринимателем договора о размещении нестационарного торгового объекта сроком на один год, по истечении которого пункт N 117 будет исключен из схемы размещения нестационарных торговых объектов как не соответствующий Правилам благоустройства территории муниципального образования (часть 7 статьи 21), а также требованиям пунктов 3.16.1 и 3.16 ОСТ 218.1.002-2003 Стандарт отрасли "Автобусные остановки на автомобильных дорогах. Общие технические требования", утвержденного распоряжением Минтранса России от 23.05.2003 N ИС-460-р - торговые киоски допускается размещать за пределами посадочных площадок и площадок ожидания (т. 1, л. д. 106 - 111).
Постановлением от 26.07.2019 N 1867 "О внесении изменений в постановление администрации города Волгодонска от 30.03.2011 N 688 "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования "Город Волгодонск"" (пункт 1.5) строка N 117 исключена по окончании срока действия договора о размещении нестационарного торгового объекта (т. 1, л. д. 119 - 122).
Исследовав и оценив фактические обстоятельства дела и имеющиеся доказательства по правилам статьи 71 Кодекса, доводы и возражения участвующих в деле лиц, установив, что спорное место размещения мотивированно исключено из схемы размещения нестационарных торговых объектов (строка N 117) ввиду нарушения Правил благоустройства территории муниципального образования, а также требований пунктов 3.16.1 и 3.16 ОСТ 218.1.002-2003 Стандарт отрасли "Автобусные остановки на автомобильных дорогах. Общие технические требования", утвержденного распоряжением Минтранса России от 23.05.2003 N ИС-460-р, суды обеих инстанций пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявления предпринимателя.
Наличие в пункте 17 статьи 2 Положения о порядке размещения и эксплуатации нестационарных торговых объектов исключения в части требований к размещению ранее установленных объектов в данном случае не свидетельствует об ошибочности выводов судов.
Согласно ОСТ 218.1.002-2003 Стандарт отрасли "Автобусные остановки на автомобильных дорогах. Общие технические требования", введенных в действие 1 июня 2003 года, торговые киоски допускается размещать за пределами посадочных площадок и площадок ожидания (пункт 3.16.1). Между тем принадлежащий предпринимателю нестационарный торговый объект по адресу: Ростовская область, г. Волгодонск, ул. Энтузиастов, в районе жилого дома 19 по ул. Черникова, размещен в остановочном комплексе.
Как обоснованно указал суд второй инстанции, исключение из схемы размещения нестационарных торговых объектов каких-либо торговых точек является правом органа местного самоуправления в рамках полномочий, предоставленных ему законодательством с учетом необходимости обеспечения соблюдения и поддержания санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования. Исключение объекта предпринимателя из схемы размещения нестационарных торговых объектов (строка N 117) произведено уполномоченным органом в целях создания комфортной и безопасной городской среды.
Предоставленное частью 6 статьи 10 Закона N 381-ФЗ право на сохранение существующих мест размещения нестационарных торговых объектов при утверждении схемы, внесении в нее изменений, не является абсолютным и безусловным, не может расцениваться как предоставляющее возможность хозяйствующим субъектам, разместившим такой объект до утверждения схемы или внесения в нее изменений, эксплуатировать торговый объект в одном месте бессрочно, вне зависимости от интересов муниципального образования, жителей города, а также требований действующего законодательства.
Отсутствие спорного адресного ориентира в действующей схеме размещения НТО исключает возможность признания незаконным отказа комитета и понуждение к заключению соответствующего договора (пункт 6 части 7 статьи 3 Положения о порядке размещения и эксплуатации нестационарных торговых объектов).
Апелляционный суд также отметил, что в письме от 02.08.2019 комитет предложил предпринимателю подобрать новые места возможного размещения нестационарных торговых объектов и обратиться с предложениями о включении этих мест в схему размещения нестационарных торговых объектов. Действия комитета в данном случае согласуются с разъяснениями Конституционного Суда Российской Федерации и не противоречат положениям части 6 статьи 10 Закона N 381-ФЗ о возможности изменения места размещения нестационарного торгового объекта в целях сохранения бизнеса.
Доводы кассационной жалобы аналогичны доводам жалобы апелляционной, были предметом изучения суда апелляционной инстанции, основаны на неверном толковании заявителем норм материального и процессуального права, направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств и установленных судами фактических обстоятельств, которая в силу статьи 286 Кодекса не входит в компетенцию суда кассационной инстанции. Нарушения, предусмотренные статьей 288 Кодекса, не установлены. Основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов по доводам кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 14.12.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.03.2021 по делу N А53-11329/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.В. Сидорова |
Судьи |
В.Е. Епифанов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.