г. Краснодар |
|
20 июля 2021 г. |
Дело N А32-39261/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 июля 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 20 июля 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Аваряскина В.В., судей Артамкиной Е.В. и Садовникова А.В., при участии в судебном заседании от истца - публичного акционерного общества "Россети Кубань" (ИНН 2309001660, ОГРН 1022301427268) - Рыбалко Л.В. (доверенность от 16.12.2020), в отсутствие ответчика - администрации города Сочи (ИНН 2320037148, ОГРН 1022302934367), извещенной надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу администрации города Сочи на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 26.01.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.04.2021 по делу N А32-39261/2020, установил следующее.
ПАО "Россети Кубань" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с иском к администрации города Сочи (далее - администрация) об устранении препятствий в пользовании трансформаторной подстанцией и воздушной линией электропередачи, а также возложении обязанности на администрацию привести земельный участок, находящийся в охранной зоне, в первоначальное состояние.
Решением суда от 26.01.2021, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 08.04.2021, исковые требования удовлетворены частично.
Суд возложил обязанность на администрацию произвести демонтаж металлического ограждения и бетонной опалубки, расположенных на земельном участке с кадастровым номером 23:49:0136009:9661 по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, г. Сочи, р-н Лазаревский, ул. Батумское шоссе, 41/1б, находящемся в границах охранных зон трансформаторной подстанции ТП Д-390 10/0,4 кВ и воздушной линии электропередачи 10/0,4 кВ. С администрации в пользу общества взыскано 6 тыс. рублей судебных расходов по уплате государственной пошлины по иску. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
В кассационной жалобе администрация просит отменить решение и постановление, принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении иска в полном объеме. Заявитель указывает, что экспертное заключение от 04.01.2021 N 575 не является надлежащим доказательством по делу, поскольку экспертиза проводилась по инициативе общества во внесудебном порядке. В материалах дела отсутствуют иные документы, подтверждающие нахождение детской площадки в границах земельного участка с кадастровым номером 23:49:0136009:9661.
В отзыве на кассационную жалобу общество указало на ее несостоятельность.
В судебном заседании представитель общества возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителя общества, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судами, на балансе общества находится объект (трансформаторная подстанция ТП-Д390), расположенный на земельном участке с кадастровым номером 23:49:0136009:9661 по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, г. Сочи, р-н Лазаревский, ул. Батумское шоссе, 41/1б; данное обстоятельство подтверждается справкой о балансовой принадлежности от 13.08.2019.
10 марта 2020 года соответствующая охранная зона энергообъекта внесена регистрирующим органом в сведения кадастрового учета в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:49:0136009:9661 (учетный номер охранной зоны: 23.49.2.4624).
В ходе проверки общество выявило, что земельный участок с кадастровым номером 23:49:0136009:9661 с видом разрешенного использования - детская спортивная площадка образован в рамках обустройства социально важных объектов, детских и спортивных площадок на территории Лазаревского внутригородского района города Сочи в соответствии с постановлением администрации от 14.01.2019 N 12 "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории для размещения спортивной площадки по ул. Батумское шоссе, участок 14/1б в Лазаревском районе города Сочи". На земельном участке залита бетонная опалубка, установлено ограждение по периметру и размещены спортивные и игровые объекты.
Ссылаясь на нарушение администрацией охранной зоны при осуществлении строительных работ на земельном участке, общество обратилось в суд с рассматриваемым иском.
В соответствии со статьей 304 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Согласно правовой позицией, изложенной в пункте 45 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - постановление N 10/22), в силу статей 304 и 305 Гражданского кодекса иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению в случае, если истец докажет, что он является собственником или лицом, владеющим имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, и что действиями ответчика, не связанными с лишением владения, нарушается его право собственности или законное владение.
Удовлетворяя иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, суд вправе как запретить ответчику совершать определенные действия, так и обязать ответчика устранить последствия нарушения права истца (пункт 47 постановления N 10/22).
Статьей 56 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) установлены ограничения прав на землю, в том числе особые условия использования земельных участков и режим хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах (абзац 1 пункта 2 статьи 56 Земельного кодекса).
Согласно пункту 2 статьи 89 Земельного кодекса в целях обеспечения безопасного и безаварийного функционирования, безопасной эксплуатации объектов электроэнергетики устанавливаются охранные зоны с особыми условиями использования земельных участков независимо от категорий земель, в состав которых входят эти земельные участки; порядок установления таких охранных зон для отдельных видов объектов и использования соответствующих земельных участков определяется Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 N 160 утверждены Правила установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон (далее - Правила N 160).
В силу пункта 2 Правил N 160 в охранных зонах в целях обеспечения безопасных условий эксплуатации и исключения возможности повреждения линий электропередачи и иных объектов электросетевого хозяйства устанавливаются особые условия использования территорий.
В пункте 5 Правил N 160 определено, что охранные зоны устанавливаются для всех объектов электросетевого хозяйства исходя из требований к границам установления охранных зон согласно приложению.
Согласно пункту 8 указанных Правил N 160 в охранных зонах запрещается осуществлять любые действия, которые могут нарушить безопасную работу объектов электросетевого хозяйства, в том числе привести к их повреждению или уничтожению, и (или) повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан и имуществу физических или юридических лиц, а также повлечь нанесение экологического ущерба и возникновение пожаров.
Подпунктом "а" пункта 10 Правил N 160 предусмотрено, что в пределах охранных зон без письменного решения о согласовании сетевых организаций юридическим и физическим лицам запрещаются в том числе строительство, капитальный ремонт, реконструкция или снос зданий и сооружений.
Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), представленные в материалы дела доказательства, суды пришли к обоснованным выводам о размещении администрацией спорных объектов с нарушением требований Правил N 160 и норм энергетической безопасности, без необходимых разрешений со стороны сетевой организации, что нарушает права общества на использование электросетевого объекта с соблюдением правил техники безопасности, на обеспечение надлежащих условий для проведения мероприятий по техническому обслуживанию (профилактические осмотры, текущий и капитальный ремонты, реконструкция).
В соответствии с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 05.03.2020 N 310-ЭС19-11707, поскольку в случае возникновения несчастных случаев, связанных с поражением граждан электрическим током, не ответчик, а истец как владелец источника повышенной опасности (ЛЭП) в соответствии со статьей 1079 Гражданского кодекса будет нести ответственность за вред, причиненный этим источником, значимым для правильного разрешения спора является установление обстоятельства, касающегося наличия или отсутствия угрозы безопасности жизни и здоровью неопределенного круга лиц, так как зоны с особыми условиями использования территорий (включающие в себя охранные зоны) устанавливаются, в том числе в целях защиты жизни и здоровья граждан.
Экспертным заключением от 04.01.2021 N 575 установлено, что спорная детская площадка в границах земельного участка с кадастровым номером 23:49:0136009:9661 находится в охранной зоне трансформаторной подстанции.
В данном случае нахождение в непосредственной близости от трансформаторной подстанции детской площадки создает угрозу жизни и здоровью людей с учетом информации Центра электромагнитной безопасности, а также создает препятствия обществу в части исполнения своих обязательств по обеспечению безопасного функционирования и безаварийной работы трансформаторной подстанции.
Оспаривая судебные акты, администрация ссылается на необоснованное принятие судом экспертного заключения в качестве надлежащего доказательства, поскольку экспертиза проведена по инициативе общества в досудебном порядке.
Заключение досудебной экспертизы является допустимым доказательством по делу с учетом статьи 89 Кодекса и разъяснений, содержащихся в пункте 13 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 04.04.2014 N 23 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами законодательства об экспертизе".
Надлежащим образом выводы экспертизы администрация не оспорила, не ходатайствовала о назначении судебной экспертизы.
Иные доводы кассационной жалобы аналогичны доводам апелляционной жалобы, являлись предметом рассмотрения суда апелляционной инстанций, получили надлежащую правовую оценку, не опровергают выводы суда, направлены на переоценку доказательств и установленных судом фактических обстоятельств дела, которая в силу статьи 286 Кодекса не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлены.
С учетом изложенного основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 26.01.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.04.2021 по делу N А32-39261/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.В. Аваряскин |
Судьи |
Е.В. Артамкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 05.03.2020 N 310-ЭС19-11707, поскольку в случае возникновения несчастных случаев, связанных с поражением граждан электрическим током, не ответчик, а истец как владелец источника повышенной опасности (ЛЭП) в соответствии со статьей 1079 Гражданского кодекса будет нести ответственность за вред, причиненный этим источником, значимым для правильного разрешения спора является установление обстоятельства, касающегося наличия или отсутствия угрозы безопасности жизни и здоровью неопределенного круга лиц, так как зоны с особыми условиями использования территорий (включающие в себя охранные зоны) устанавливаются, в том числе в целях защиты жизни и здоровья граждан.
...
Заключение досудебной экспертизы является допустимым доказательством по делу с учетом статьи 89 Кодекса и разъяснений, содержащихся в пункте 13 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 04.04.2014 N 23 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами законодательства об экспертизе".
Надлежащим образом выводы экспертизы администрация не оспорила, не ходатайствовала о назначении судебной экспертизы.
Иные доводы кассационной жалобы аналогичны доводам апелляционной жалобы, являлись предметом рассмотрения суда апелляционной инстанций, получили надлежащую правовую оценку, не опровергают выводы суда, направлены на переоценку доказательств и установленных судом фактических обстоятельств дела, которая в силу статьи 286 Кодекса не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлены."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 20 июля 2021 г. N Ф08-6896/21 по делу N А32-39261/2020