г. Краснодар |
|
21 июля 2021 г. |
Дело N А32-35888/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 июля 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 21 июля 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Епифанова В.Е., судей Анциферова В.А. и Мазуровой Н.С., при участии в судебном заседании от заявителя - главы крестьянского (фермерского) хозяйства Уракова Махмуда Адамовича (ИНН 234605214730, ОГРНИП 309236234500042) - Кучер В.В. (доверенность от 16.06.2021), от органа, осуществляющего публичные полномочия - департамента имущественных отношений Краснодарского края (ИНН 2308077553, ОГРН 10223011228399) - Беляк В.Е. (доверенность от 20.04.2021), в отсутствие третьего лица - администрации муниципального образования Павловский район Краснодарского края, извещенного о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу главы крестьянского (фермерского) хозяйства Уракова Махмуда Адамовича на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 25.01.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.04.2021 по делу N А32-35888/2019, установил следующее.
Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Ураков Махмуд Адамович (далее - глава хозяйства; заявитель) обратился в арбитражный суд к департаменту имущественных отношений Краснодарского края (далее - департамент; уполномоченный орган) с заявлением, в котором просил:
- признать незаконным отказа департамента от 29.10.2019 N 52-43449/19-32;
- возложить на уполномоченный орган обязанность направить заявителю проект договора аренды (с учетом уточнений требований в порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - Кодекс).
Заявление основано на положениях статей 27, 39.3, 39.6, 77 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс), статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ). Требования мотивированы наличием у главы хозяйства преимущественного права на заключение (без торгов) договора аренды земельного участка площадью 438 626 кв. м с кадастровым номером 23:24:0801007:19 на новый срок. Отказ уполномоченного органа в заключении договора аренды не только незаконен, но и нарушает права (интересы) главы хозяйства как добросовестного арендатора данного земельного участка.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация муниципального образования Павловский район Краснодарского края (далее - администрация).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 25.01.2021, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.04.2021, в удовлетворении заявления отказано.
Суды установили, что земельный участок площадью 438 626 кв. м с кадастровым номером 23:24:0801007:19, расположенный относительно ориентира: Краснодарский край, Павловский район, ЗАО "Прогресс", участок N 1215, из категории земель сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства, принадлежит на праве собственности субъекту Российской Федерации - Краснодарскому краю. Земельный участок поставлен на кадастровый учет 10.04.2006. Запись о регистрации права собственности субъекта Российской Федерации в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) внесена 20.03.2015. Глава хозяйства обратился в департамент с заявлением о предоставлении данного земельного участка в аренду (без торгов) на новый срок. Письмом от 29.10.2019 N 52-43449/19-32-12 департамент отказал в предоставлении испрашиваемого земельного участка, указав, что в отношении данного участка не зарегистрировано право аренды главы хозяйства по ранее заключенным договорам аренды. Земельный участок расположен в пределах водного объекта - реки Бейсужок Правый, в его границах имеется грунтовая дорога. Ссылаясь на незаконность решения департамента об отказе в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 23:24:0801007:19, глава хозяйства оспорил его в судебном порядке по правилам главы 24 Кодекса. При разрешении спора судебные инстанции руководствовались положениями статей 27, 39.6, 39.16 Земельного кодекса, нормами статьи 10 Закона N 101-ФЗ. С целью определения относимости земельного участка с кадастровым номером 23:24:0801007:19 к ранее предоставленным главе хозяйства в аренду землям, а также выявления в границах этого участка береговой полосы и дороги, суд первой инстанции назначил по делу судебную экспертизу. Проведение экспертизы поручено ООО "Краевой кадастровый центр" (эксперты Крамаренко И.Ю. и Галяутдинов P.P.). В заключении от 19.10.2020 эксперты указали, что определить тождественны ли земельные участки с кадастровыми номерами 23:24:0801007:19/2, предоставленные главе хозяйства по договору аренды от 16.11.1998 N 8824000479 (ранее N 738) площадью 19,6 га и с кадастровым номером 23:24:0801007:19/1 по договору аренды от 24.11.1995 N 8824000478 (ранее N 246), площадью 13,2 га, земельному участку с кадастровым номером 23:24:0801007:19 площадью 438 626 кв. м из земель сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу: Павловский район, ЗАО "Прогресс", участок N 1215, технически не представляется возможным. Сведения о земельных участках с кадастровыми номерами 23:24:0801007:19/1 и 23:24:0801007:19/2 в государственном кадастре недвижимости отсутствуют. План (схема) земельного участка, передаваемого главе хозяйства по договору аренды от 24.11.1995 N 8824000478 (ранее N 246), отсутствует. Договор аренды от 16.11.1998 N 8824000479 (ранее N 738) земельного участка площадью 19,6 га и (или) графическая документация к нему главой хозяйства экспертам не представлены. При этом утвержденный порядок кадастрового деления территории Российской Федерации устанавливает, что номера участков, являющиеся объектом договоров аренды 23:24:0801007:19/1, 23:24:0801007:19/2 являются частями земельного участка с кадастровым номером 23:24:0801007:19 и площадь их входит в площадь основного участка. В то же время часть земельного участка не является самостоятельной единицей кадастрового учета. При формировании земельного участка с кадастровым номером 23:24:0801007:19 из земель фонда перераспределения контура 1215, площадь была уточнена, составила 438 262 кв. м и в дальнейшем не менялась. Отсутствие характеристик, определяющих конфигурацию частей земельного участка с кадастровым номером 23:24:0801007:19 (23:24:0801007:19/2 и 23:24:0801007:19/1), таких как координаты, линейные размеры, не позволяет определить наличие полезащитных полос на рассматриваемой территории и их функциональное назначение. Экспертами определено, что полевые дороги или автомобильные дороги общего пользования в границах земельного участка с кадастровым номером 23:24:0801007:19 площадью 438 626 кв. м из земель сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства (участок N 1215), фактически отсутствуют. Фактическая площадь пашни, обрабатываемая по договору аренды от 24.11.1995, составляет 132 тыс. кв. м (13,2 га). Определить фактическую площадь пашни, обрабатываемой по договору аренды от 16.11.1998, не представляется возможным. В объеме представленной судом дополнительной документации имеется ходатайство главы хозяйства об отсутствии экземпляра договора от 16.11.1998 N 8824000479 (ранее N 738) аренды земельного участка площадью 19,6 га. Графическая документация с характеристиками земельного участка с кадастровыми номерами 23:24:0801007:19/2 (координаты, линейные размеры, конфигурацию), позволяющую идентифицировать его фактическое местоположение со сведениями, содержащимися в договоре N 8824000479 (ранее N 738), также отсутствует. Экспертами определена общая площадь пашни, составляющая 287 981 кв. м (28,8 га), также определена площадь водоохраной зоны (реестровый номер 23:05-6.764), которая составляет 231 820 кв. м (23 га), площадь прибрежной зона (реестровый номер 23:05-6.823) с береговой полосой составляет 58 868 кв. м (5,9 га). В границах земельного участка с кадастровым номером 23:24:0801007:19 полевая дорога фактически не находится. Оснований для признания экспертного заключения недопустимым доказательством судебные инстанции не усмотрели. С учетом выводов экспертов, судебные инстанции отклонили доводы департамента о наличии в границах испрашиваемого главой хозяйства в аренду земельного участка полевой дороги, а также о формировании его за счет земель водного объекта - реки Бейсужок Правый. Вместе с тем, исходя из содержания заключения от 19.10.2020, а также иных имеющихся в деле доказательств, невозможно установить тождество арендованных ранее главой хозяйства земель (площадью 32,8 га) и испрашиваемого в аренду земельного участка площадью 438 626 кв. м с кадастровым номером 23:24:0801007:19. Суд апелляционной инстанции дополнительно отметил, что по договорам аренды от 24.11.1995 и от 16.11.1998 главе хозяйства предоставлялись земельные участки общей площадью 32,8 га (328 тыс. кв. м). Однако в заявлении о предоставлении земельного участка в аренду от 14.05.2019, заявитель просит департамент предоставить земельный участок площадью 43,76 га (437 626 кв. м). Такое изменение площади земельного участка не может быть объяснено техническим уточнением границ земельных участков, установлением границ на местности, формированием и кадастровым учетом. Доказательств изменения договоров аренды в части изменения площади земельного участка на основании соответствующего дополнительного соглашения в материалы дела не представлено. Апелляционный суд отклонил доводы заявителя о том, что наличие записи "/1" и "/2" после кадастрового номера может означать номера частей земельных участков, расположенных внутри территории, обозначенной кадастровым номером, в силу чего ранее участки с кадастровыми номерами 23:24:0801007:19/1 и 23:24:0801007:19/2 входили в состав земельного участка с кадастровым номером 23:24:0801007:19, их площадь входит в площадь основного участка. Из заключения судебной экспертизы следует, что сведения о земельных участках с кадастровыми номерами 23:24:0801007:19/1 и 23:24:0801007:19/2 в государственном кадастре недвижимости отсутствуют. Не имеется в материалах дела и доказательств того, что глава хозяйства использует весь земельный участок с кадастровым номером 23:24:0801007:19, которым не представлены доказательства внесения арендной платы за весь испрашиваемый земельный участок. Площадь земельного участка (437 626 кв. м) с кадастровым номером 23:24:0801007:19 превышает (на 109 626 кв. м) суммарную площадь земельных участков, ранее предоставленных заявителю в аренду (328 тыс. кв. м), что опровергает право главы хозяйства на предоставление его в отсутствие публичных процедур (без проведения торгов). Заявитель, по существу, пытается получить право аренды на земельный участок с кадастровым номером 23:24:0801007:19, площадь которого значительно превышает площадь представленных ему ранее земельных участков. Кроме того, даже если исходить из использования главой хозяйства земельного участка площадью 43,86 га, в отношении данного участка заявителем была допущена недобросовестность исполнения арендных обязательств, выраженная в невнесении полной стоимости аренды, которая вносилась только за площадь земельных участков по договорам 1995 и 1998 годов. Для предоставления земельных участков в рамках действующих договоров аренды на основании подпункта 31 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса главе хозяйства необходимо образовать земельные участки, являющиеся объектами аренды по договорам от 24.11.1995 N 1372 и от 16.11.1998 N 8824000479 в соответствии со статьей 11.3 Земельного кодекса. Доводы главы хозяйства о том, что департамент незаконно и без уведомления арендатора сформировал земельный участок с кадастровым номером 23:24:0801007:19, включив в него земли, используемые заявителем, увеличив при этом их площадь, и включив водоохранную и прибрежную зоны, судом апелляционной инстанции не приняты. Согласно данным, содержащимся в Едином государственном реестре недвижимости, испрашиваемый земельный участок является собственностью Краснодарского края. В соответствии со статьей 35 Закона Краснодарского края от 05.11.2002 N 532-КЗ "Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае" органы местного самоуправления распоряжаются земельными участками фонда перераспределения земель Краснодарского края при предоставлении в аренду на срок до десяти лет. Постановлением главы администрации Краснодарского края от 23.04.2007 N 345 "О департаменте имущественных отношений Краснодарского края" утверждено Положение о департаменте (далее - Положение), в силу пункта 3.13 которого последний осуществляет контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению, сохранностью имущества и земельных участков, находящихся в государственной собственности Краснодарского края. Осуществляет в установленном законодательством порядке необходимые действия, направленные на образование земельных участков (пункт 3.10.6 Положения). Таким образом, департамент не вышел за пределы своих полномочий, предусмотренных Положением. При наличии указанных ограничений, препятствующих предоставлению испрашиваемого заявителем земельного участка, судебные инстанции не усмотрели оснований для удовлетворения заявленных требований.
Глава хозяйства обжаловал решение и апелляционное постановление в кассационном порядке. Податель жалобы просит указанные акты отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции в ином составе суда, ссылаясь на неправильное применение (нарушение) судами норм права, а также несоответствие выводов судебных инстанций фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Департамент без уведомления главы хозяйства сформировал земельный участок с кадастровым номером 23:24:0801007:19 участки с кадастровыми номерами 23:24:0801007:19/1 и 23:24:0801007:19/2 при этом увеличив площадь, включив водоохранную и прибрежную зоны водного объекта. Департамент не сообщал заявителю о том, что произошло изменение площади земельного участка, выставляя при этом арендную плату за участки по договорам аренды и не расторгнув ранее заключенные договоры. Постановлением арбитражного суда кассационной инстанции от 08.09.2019 по делу N А32-14899/2018 подтверждено наличие арендных отношений по договорам аренды земельных участков от 24.11.1995 N 8824000478 и от 16.11.1998 N 8824000479, а также преимущественное право главы хозяйства на заключение договора аренды. Суд апелляционной инстанции в обжалуемом постановлении сослался на неполное внесение арендных платежей главой хозяйства за земельный участок, однако не учел, что заявитель вносил плату за землю согласно уведомлениям департамента и выставленным им счетам. Суд первой инстанции назначил судебную землеустроительную экспертизу по вопросу тождественности испрашиваемого земельного участки участков, ранее предоставленных в аренду главе хозяйства. Согласно выводам экспертов земельный участок с кадастровым номером 23:24:0801007:19 состоит, в том числе, и из участков с кадастровыми номерами 23:24:0801007:19/1 и 23:24:0801007:19/2. Эксперты со ссылкой на наличие утвержденного порядка кадастрового деления территории Российской Федерации установили, что номера участков, являющихся объектами договоров аренды (кадастровые номера 23:24:0801007:19/1 и 23:24:0801007:19/2), являются частями участка с кадастровым номером 23:24:0801007:19, их площадь входит в площадь основного участка.
Департамент в отзыве указал на несостоятельность доводов жалобы, а также законность и обоснованность принятых по делу судебных актов. Уполномоченный орган полагает, что глава хозяйства не подтвердил законное право на предоставление в аренду (без торгов) на новый срок земельного участка с кадастровым номером 23:24:0801007:19 в соответствии с подпунктом 31 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса.
От администрации отзыв на жалобу не поступил.
В судебном заседании представитель главы хозяйства поддержал доводы кассационной жалобы, которую просил удовлетворить.
Представитель департамента возражал против удовлетворения жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Администрация, извещенная о времени и месте судебного заседания, явку представителя в окружной суд не обеспечила.
Изучив материалы дела, доводы жалобы и отзыва (возражений), выслушав представителей сторон, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как видно из материалов дела и установлено судами, земельный участок площадью 438 626 кв. м с кадастровым номером 23:24:0801007:19, расположенный относительно ориентира: Краснодарский край, Павловский район, ЗАО "Прогресс", участок N 1215, из категории земель сельскохозяйственного назначения с видом размешенного использования - для сельскохозяйственного производства, принадлежит на праве собственности субъекту Российской Федерации - Краснодарскому краю.
Земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет 10.04.2006.
Запись о регистрации права собственности субъекта Российской Федерации на данный земельный участок в ЕГРН внесена 20.03.2015.
На основании постановления главы администрации Павловского района Краснодарского края от 24.11.1995 N 1372 "О предоставлении земельных участков в аренду главам Крестьянских (фермерских) хозяйств Дудкину А.В., Пугачеву В.И., Уракову М.А." главе хозяйства был предоставлен земельный участок площадью 13,2 га пашни, расположенный на территории Среднечелбасского сельского округа.
Между администрацией (арендодатель) и главой хозяйства (арендатор) заключен договор аренды земельного участка от 24.11.1995 N 8824000478 сроком на 5 лет.
Также 16.11.1998 администрация (арендодатель) и глава хозяйства (арендатор) подписали договор N 8824000479 аренды земельного участок площадью 19,6 га пашни сроком на 5 лет. Данный договор главой хозяйства утерян, однако факт существования указанного договора подтверждается актом приема-передачи договоров аренды земельных участков, ранее переданных для распоряжения муниципальному образованию Павловский район, подписанным департаментом и администрацией, а также уведомлениями департамента об изменении арендной платы по договору от 16.11.1998 N 8824000479.
С момента подписания договоров аренды и до настоящего времени земельными участками по договорам от 24.11.1995 и от 16.11.1998 на праве аренды пользуется и вносит арендную плату глава хозяйства, что департаментом не оспаривается.
Глава хозяйства обратился в департамент с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 23:24:0801007:19 в аренду (без торгов).
Письмом от 29.10.2019 N 52-43449/19-32-12 департамент отказал в предоставлении испрашиваемого земельного участка в аренду без проведения торгов. Уполномоченный орган мотивировал решение об отказе следующим. По сведениям из ЕГРН в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:24:0801007:19 не зарегистрировано право аренды главы хозяйства по ранее заключенным договорам. По информации, изложенной в письме администрации от 14.10.2019 N 01-15-02/6047, испрашиваемый участок находится в пределах водного объекта - реки Бейсужок Правый. В соответствии с Генеральным планом Среднечелбасского сельского поселения Павловского района, утвержденным решением от 20.01.2012 N 42/160, на земельном участке с кадастровым номером 23:24:0801007:19 находится грунтовая дорога.
Глава хозяйства, ссылаясь на незаконность решения департамента об отказе в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 23:24:0801007:19, нарушающего его права (интересы) как арендатора, оспорил его в судебном порядке.
В силу части 1 статьи 4 Кодекса заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном данным Кодексом.
Организации и граждане вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, если полагают, что оспариваемое решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1 статьи 198 Кодекса).
Согласно пункту 6 статьи 27 Земельного кодекса оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Законом N 101-ФЗ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 10 названного Закона земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в порядке, установленном Земельным кодексом.
Гражданин или юридическое лицо, которым земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в аренду и в отношении которых у исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, указанных в статье 39.2 Земельного кодекса, отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка, вправе приобрести такой земельный участок в собственность или заключить новый договор аренды такого земельного участка в случае и в порядке, которые предусмотрены Земельным кодексом (пункт 4 статьи 10 Закона N 101-ФЗ).
По общему правилу, закрепленному в пункте 1 статьи 39.6 Земельного кодекса договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона.
Случаи предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду без проведения торгов определены положениями пункта 2 стать 39.6 Земельного кодекса.
Договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, предназначенного для ведения сельскохозяйственного производства, арендатору, в отношении которого у уполномоченного органа отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка, при условии, что заявление о заключении нового договора аренды такого земельного участка подано этим арендатором до дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды такого земельного участка (подпункт 32 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса).
Для приобретения прав на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, граждане или юридические лица обращаются в уполномоченный орган с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок (пункты 1, 2 статьи 39.17 Земельного кодекса).
Исчерпывающий перечень оснований, при наличии хотя бы одного из которых уполномоченный орган вправе принять решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, содержится в статье 39.16 Земельного кодекса. Одним из оснований для принятия уполномоченным органом такого решения является обращение заявлением о предоставлении земельного участка лица, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов (пункт 1 статьи 39.16 Земельного кодекса).
Для разъяснения возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных знаний, арбитражный суд назначает экспертизу по ходатайству лица, участвующего в деле, или с согласия лиц, участвующих в деле (часть 1 статьи 82 Кодекса).
С целью определения относимости земельного участка с кадастровым номером 23:24:0801007:19 к ранее предоставленным главе хозяйства в аренду землям, а также выявления в границах этого участка береговой полосы и дороги, суд первой инстанции назначил по делу землеустроительную экспертизу. Проведение экспертизы поручено ООО "Краевой кадастровый центр" (эксперты Крамаренко И.Ю. и Галяутдинов P.P.).
В заключении от 19.10.2020 эксперты указали, что определить тождественны ли земельные участки с кадастровыми номерами 23:24:0801007:19/2, предоставленные главе хозяйства по договору аренды от 16.11.1998 N 8824000479 (ранее N 738) площадью 19,6 га и с кадастровым номером 23:24:0801007:19/1 по договору аренды от 24.11.1995 N 8824000478 (ранее N 246), площадью 13,2 га, земельному участку с кадастровым номером 23:24:0801007:19 площадью 438 626 кв. м из земель сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу: Павловский район, ЗАО "Прогресс", участок N 1215, не представляется возможным. Сведения о земельных участках с кадастровыми номерами 23:24:0801007:19/1 и 23:24:0801007:19/2 в государственном кадастре недвижимости отсутствуют. План (схема) земельного участка, передаваемого главе хозяйства по договору аренды от 24.11.1995 N 8824000478 (ранее N 246), отсутствует. Договор аренды от 16.11.1998 N 8824000479 (ранее N 738) земельного участка площадью 19,6 га и (или) графическая документация к нему главой хозяйства экспертам не представлены. При формировании земельного участка с кадастровым номером 23:24:0801007:19 из земель фонда перераспределения контура 1215, площадь была уточнена, составила 438 262 кв. м и в дальнейшем не менялась. Отсутствие характеристик, определяющих конфигурацию частей земельного участка с кадастровым номером 23:24:0801007:19, таких как координаты, линейные размеры, не позволяет определить наличие полезащитных полос на рассматриваемой территории и их функциональное назначение. Экспертами определено, что полевые дороги или автомобильные дороги общего пользования в границах земельного участка с кадастровым номером 23:24:0801007:19 площадью 438 626 кв. м из земель сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства (участок N 1215), фактически отсутствуют. Площадь пашни, обрабатываемая по договору аренды от 24.11.1995, составляет 132 тыс. кв. м (13,2 га). Определить фактическую площадь пашни, обрабатываемой по договору аренды от 16.11.1998, не представляется возможным в связи с отсутствием у главы хозяйства экземпляра договора от 16.11.1998 N 8824000479 (ранее N 738) аренды земельного участка площадью 19,6 га. Графическая документация с характеристиками земельного участка с кадастровыми номерами 23:24:0801007:19/2 (координаты, линейные размеры, конфигурацию), позволяющую идентифицировать его фактическое местоположение со сведениями, содержащимися в договоре N 8824000479 (ранее N 738), также отсутствует. Экспертами определена общая площадь пашни в границах земельного участка с кадастровым номером 23:24:0801007:19, составляющая 287 981 кв. м (28,8 га). Определена также площадь водоохраной зоны (реестровый номер 23:05-6.764), составляющая 231 820 кв. м (23 га) и площадь прибрежной зона (реестровый номер 23:05-6.823) с береговой полосой, составляющей 58 868 кв. м (5,9 га). В границах земельного участка с кадастровым номером 23:24:0801007:19 полевая дорога фактически не находится.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, в том числе экспертное заключение от 19.10.2020, оценив их по правилам статьи 71 Кодекса, судебные инстанции пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований, заявленных главой хозяйства. Суды при разрешении спора исходили из отсутствия доказательств тождества участка площадью 43,8 га с кадастровым номером 23:24:0801007:19, испрашиваемого главой хозяйства в аренду без торгов (заявление от 14.05.2019), и земельных участков, ранее предоставленных ему по договорам аренды от 24.11.1995 и от 16.11.1998 (общей площадью 32,8 га). Такое изменение площади не может быть объяснено техническим уточнением границ земельных участков, установлением границ на местности, формированием и кадастровым учетом. Материалы дела не содержат доказательств того, что глава хозяйства использует земельный участок с кадастровым номером 23:24:0801007:19 и вносит за него арендную плату. Отсутствуют и доказательства внесения изменений в договоры аренды в части площадей арендуемых земельных участков на основании соответствующих дополнительных соглашений. Для предоставления земельных участков в рамках действующих договоров аренды на основании подпункта 31 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса главе хозяйства необходимо образовать земельные участки, являющиеся объектами аренды по договорам от 24.11.1995 N 1372 (ранее N 246) и от 16.11.1998 N 8824000479 (ранее N 748) в соответствии со статьей 11.3 Земельного кодекса. Исходя из содержания заявления от 14.05.2019, глава хозяйства пытается получить право аренды на земельный участок с кадастровым номером 23:24:0801007:19, площадь которого больше площади ранее представленных ему земельных участков в обход публичных процедур, предусмотренных Земельным кодексом.
Суд кассационной инстанции проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее (часть 1 статьи 286 Кодекса).
Доводы кассационной жалобы, в том числе обоснованные ссылками на постановление кассационного суда по делу N А32-14899/2018, не принимаются. Суд кассационной инстанции по названному делу исходил из отсутствия оснований для истребования у главы хозяйства арендуемых земель ввиду недоказанности прекращения договорных отношений (статьи 610, 621 Гражданского кодекса) и недобросовестности действия департамента в связи с наличием между сторонами спора о предоставлении земельного участка на новый срок. Приведенные в жалобе доводы не опровергают вывод судебных инстанций о невозможности предоставления главе хозяйства в аренду на новый срок (без торгов) земельного участка с кадастровым номером 23:24:0801007:19, который ранее не предоставлялся заявителю. Продолжение пользования сельскохозяйственными землями в рамках договоров аренды от 24.11.1995 N 1372 (ранее N 246) и от 16.11.1998 N 8824000479 (ранее N 748) возможно только после формирования и постановки на кадастровый учет земельных участков, являющихся объектами аренды по названным договорам. Установленные судами при разрешении спора препятствия для заключения договора аренды (на новый срок без торгов) в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:24:0801007:19 исключают удовлетворение требований главы хозяйства.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не усматривает оснований для отмены решения и апелляционного постановления по доводам, приведенным в кассационной жалобе. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену судебных актов в любом случае (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлено.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче заявлений о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, размер государственной пошлины составляет для физических лиц 300 рублей.
В пункте 34 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах" разъяснено, что при обжаловании судебных актов по таким делам государственная пошлина уплачивается в размере 50 процентов от указанного размера.
При подаче кассационной жалобы глава хозяйства уплатил в федеральный бюджет 300 рублей государственной пошлины (платежное поручение от 03.06.2021 N 69). Поэтому излишне уплаченную при подаче жалобы государственную пошлину (в размере 150 рублей) следует возвратить заявителю на основании пункта 1 части 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 104, 274, 284, 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 25.01.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.04.2021 по делу N А32-35888/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить главе крестьянского (фермерского) хозяйства Уракову Махмуду Адамовичу (ИНН 234605214730, ОГРНИП 309236234500042) из федерального бюджета 150 (сто пятьдесят) рублей государственной пошлины, излишне уплаченной при подаче кассационной жалобы.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.Е. Епифанов |
Судьи |
В.А. Анциферов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Доводы кассационной жалобы, в том числе обоснованные ссылками на постановление кассационного суда по делу N А32-14899/2018, не принимаются. Суд кассационной инстанции по названному делу исходил из отсутствия оснований для истребования у главы хозяйства арендуемых земель ввиду недоказанности прекращения договорных отношений (статьи 610, 621 Гражданского кодекса) и недобросовестности действия департамента в связи с наличием между сторонами спора о предоставлении земельного участка на новый срок. Приведенные в жалобе доводы не опровергают вывод судебных инстанций о невозможности предоставления главе хозяйства в аренду на новый срок (без торгов) земельного участка с кадастровым номером 23:24:0801007:19, который ранее не предоставлялся заявителю. Продолжение пользования сельскохозяйственными землями в рамках договоров аренды от 24.11.1995 N 1372 (ранее N 246) и от 16.11.1998 N 8824000479 (ранее N 748) возможно только после формирования и постановки на кадастровый учет земельных участков, являющихся объектами аренды по названным договорам. Установленные судами при разрешении спора препятствия для заключения договора аренды (на новый срок без торгов) в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:24:0801007:19 исключают удовлетворение требований главы хозяйства.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не усматривает оснований для отмены решения и апелляционного постановления по доводам, приведенным в кассационной жалобе. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену судебных актов в любом случае (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлено.
...
В пункте 34 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах" разъяснено, что при обжаловании судебных актов по таким делам государственная пошлина уплачивается в размере 50 процентов от указанного размера."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 21 июля 2021 г. N Ф08-7122/21 по делу N А32-35888/2019