г. Краснодар |
|
23 июля 2021 г. |
Дело N А53-33165/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 июля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 июля 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Соловьева Е.Г., судей Епифанова В.Е. и Анциферова В.А., при участии в судебном заседании от заявителя - публичного акционерного общества "Россети Юг" (ИНН 6164266561, ОГРН 1076164009096) - Залюбовского М.В. (доверенность от 14.08.2020), в отсутствие заинтересованных лиц: администрации города Новочеркасска Ростовской области (ИНН 6150022660, ОГРН 1026102224884), Управления архитектуры и градостроительства администрации города Новочеркасска (ИНН 6150927388, ОГРН 1026102225346), извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу администрации города Новочеркасска на решение Арбитражного суда Ростовской области от 03.02.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.03.2021 по делу N А53-33165/2020, установил следующее.
ПАО "Россети Юг" (далее - общество, сетевая организация) обратилось в арбитражный суд с заявлением к администрации города Новочеркасска Ростовской области (далее - администрация) и Управлению архитектуры и градостроительства администрации города Новочеркасска (далее - управление) о признании незаконным решения от 04.09.2020 N 57.1.2.2/3700 об отказе в установлении публичного сервитута в отношении земель и земельных участков в целях размещения объектов электросетевого хозяйства; возложении на заинтересованных лиц обязанности принять решение об установлении публичного сервитута.
Решением от 03.02.2021, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 26.03.2021, заявленные требования удовлетворены со ссылкой на несоответствие принятого заинтересованным лицом решения положениям главы V.7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс); распределены расходы по уплате государственной пошлины. Суды исходили из того, что общество как законный владелец объектов электросетевого хозяйства - воздушных линий электропередачи - вправе претендовать на установление публичного сервитута на земельных участках, расположенных под этими объектами и необходимых для их эксплуатации.
В кассационной жалобе администрация просит отменить судебные акты и отказать в удовлетворении заявленных требований. По мнению заявителя жалобы, суд первой инстанции неправомерно указал на то, что заинтересованные лица не представили отзывы на заявление. Ссылка апелляционного суда на то, что общество обратилось в администрацию с ходатайством об установлении публичного сервитута, не соответствует действительности. Надлежащим заинтересованным лицом является управление. Линии электропередачи классом напряжения ниже 35 кВ, а также связанные с ними объекты электросетевого хозяйства, размещаются на земельных участках без установления сервитута. В момент обращения в уполномоченный орган сетевая организация не подтвердила титул собственника в отношении спорных объектов электросетевого хозяйства.
В отзыве на кассационную жалобу и дополнении к нему общество указало на ее несостоятельность, а также на законность и обоснованность принятых по делу судебных актов.
В судебном заседании представитель сетевой организации повторил свои возражения.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что судебные акты подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение.
Как видно из материалов дела, общество обратилось в уполномоченный орган с заявлением об установлении публичного сервитута в отношении земель и земельных участков в целях размещения 6 объектов электросетевого хозяйства: ВЛ 10 кВ N 1103 (год ввода в эксплуатацию - 01.09.2001); ВЛ 10 кВ N 1106 (год ввода в эксплуатацию - 01.10.1980); ВЛ 10 кВ N 1111 (год ввода в эксплуатацию - 01.12.1973); ВЛ 10 кВ N 702 (год ввода в эксплуатацию - 01.09.1976); ВЛ 10 кВ N 1101 (год ввода в эксплуатацию - 01.01.1988); ВЛ 35 кВ ГТП-ЖБИ-ДСХИ (год ввода в эксплуатацию - 1977).
Публичный сервитут испрашивался обществом на 49 лет в отношении земельных участков:
- с кадастровыми номерами 61:55:0000000:55, 61:55:0000000:4508, 61:55:0000000:4507, 61:55:0000000:4506, 61:55:0011022:266, 61:55:0011022:263, 61:55:0011022:203, 61:55:0011022:143, 61:55:0011022:123, 61:55:0011022:53, 61:55:0011016:675, 61:55:0011016:250, 61:55:0011016:247, 61:55:0011016:240, 61:55:0011016:232, 61:55:0011016:228, 61:55:0011016:103, 61:55:0011016:94, 61:55:0011016:86, 61:55:0011016:79, 61:55:0011016:76, 61:55:0011016:58, 61:55:0011016:37, 61:55:0011016:36, 61:55:0011016:35, 61:55:0011016:25, 61:55:0011016:19, 61:55:0011016:14 в целях размещения объекта электросетевого хозяйства ВЛ 10 кВ N 1106 и его неотъемлемых технологических частей;
- с кадастровыми номерами 61:02:0000000:260, 61:55:0000000:4507, 61:55:0010901:40, 61:55:0010901:38, 61:55:0010901:37, 61:55:0010901:33 в целях размещения объекта электросетевого хозяйства ВЛ 10 кВ N 1111 и его неотъемлемых технологических частей;
- с кадастровыми номерами 61:55:0011003:12, 61:55:0011003:12, 61:55:0011003:14, 61:55:0010201:24, 61:55:0011001:1296, 61:55:0011001:1277, 61:55:0011001:1276, 61:55:0011001:387, 61:55:0011001:317, 61:55:0011001:316, 61:55:0011001:314, 61:55:0011001:312, 61:55:0011001:117, 61:55:0011001:26, 61:55:0010219:171, 61:55:0010219:159, 61:55:0010219:158, 61:55:0010219:3 в целях размещения объекта электросетевого хозяйства ВЛ 10 кВ N 702 и его неотъемлемых технологических частей;
- с кадастровыми номерами 61:55:0000000:4507, 61:55:0000000:144 в целях размещения объекта электросетевого хозяйства ВЛ 10 кВ N 1101 и его неотъемлемых технологических частей;
- с кадастровыми номерами 61:55:0000000:3761, 61:00:0000000:1160, 61:55:0020902:877, 61:02:0505501:1128, 61:02:0505501:1127, 61:02:0505501:1116, 61:02:0505501:1115, 61:02:0505501:521, 61:02:0505501:489, 61:02:0505501:488, 61:02:0505101:485, 61:02:0505101:484, 61:55:0021001:183, 61:55:0020903:443, 61:55:0020903:235, 61:55:0020903:30, 61:55:0000000:54, 61:55:0000000:3, 61:55:0000000:2 в целях размещения объекта электросетевого хозяйства ВЛ 35 кВ ГТП-ЖБИ-ДСХИ и его неотъемлемых технологических частей.
Письмом от 04.09.2020 N 57.1.2.2/3700 управление отказало в установлении публичного сервитута, мотивируя тем, что планируемый для размещения на условиях публичного сервитута линейный объект является объектом регионального значения;
в компетенцию органов местного самоуправления не входит принятие решения об установлении публичного сервитута на объект регионального значения.
Общество оспорило данный отказ в судебном порядке.
Законность решения и постановления арбитражных судов первой и апелляционной инстанций проверяется исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, с учетом установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) пределов рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции.
Исходя из части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частей 2 и 3 статьи 201 Кодекса, для признания незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Федеральным законом от 03.08.2018 N 341-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части упрощения размещения линейных объектов" (далее - Закон N 341-ФЗ) введен пункт 1.1 статьи 39.20 Земельного кодекса, согласно которому земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, не предоставляются в собственность или в аренду собственникам и иным правообладателям сооружений, которые могут размещаться на таких земельных участках на основании сервитута, публичного сервитута или в соответствии со статьей 39.36 настоящего кодекса.
Этим же законом введена в действие глава V.7 (статьи 39.37 - 39.50) Земельного кодекса, регулирующая правоотношения, возникающие в связи с установлением, осуществлением и прекращением действия публичного сервитута.
Пунктом 1 статьи 39.37 Земельного кодекса определено, что публичный сервитут может быть установлен для использования земельных участков и (или) земель в целях размещения объектов электросетевого хозяйства, тепловых сетей, водопроводных сетей, сетей водоотведения, линий и сооружений связи, линейных объектов системы газоснабжения, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, их неотъемлемых технологических частей, если указанные объекты являются объектами федерального, регионального или местного значения, либо необходимы для организации электро-, газо-, тепло-, водоснабжения населения и водоотведения, подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, либо переносятся в связи с изъятием земельных участков, на которых они ранее располагались, для государственных или муниципальных нужд.
На основании пункта 5 статьи 39.39 Земельного кодекса Российской Федерации установлен запрет на установление публичного сервитута в целях, указанных в подпунктах 1 и 2 статьи 39.37 названного Кодекса, в отношении земельных участков, предоставленных или принадлежащих гражданам и предназначенных для индивидуального жилищного строительства, ведения садоводства, огородничества, личного подсобного хозяйства, за исключением случаев, если это требуется для подключения (технологического присоединения) зданий, сооружений, расположенных в границах элемента планировочной структуры, в границах которого находятся такие земельные участки, к сетям инженерно-технического обеспечения.
В силу пункта 4 статьи 39.38 Земельного кодекса публичный сервитут в целях, указанных в пункте 1 статьи 39.37 названного Кодекса, может быть установлен решениями органов местного самоуправления городского округа, городского поселения - в случаях установления публичного сервитута для размещения инженерных сооружений, являющихся объектами местного значения городского округа, городского поселения, в отношении земельных участков и (или) земель, расположенных в границах городского округа, городского поселения.
Согласно пункту 1 статьи 39.39 Земельного кодекса публичный сервитут устанавливается решением уполномоченного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 39.38 данного Кодекса, на основании ходатайства об установлении публичного сервитута.
С ходатайством об установлении публичного сервитута вправе обратиться организация, являющаяся субъектом естественных монополий, в случаях установления публичного сервитута для размещения инженерных сооружений, обеспечивающих деятельность этого субъекта (подпункт 1 статьи 39.40 Земельного кодекса).
Требования к форме ходатайства об установлении публичного сервитута и прилагаемым к ходатайству об установлении публичного сервитута документам указаны в статье 39.41 Земельного кодекса. В частности в ходатайстве должна быть указана цель установления публичного сервитута в соответствии со статьей 39.37 этого Кодекса, обоснование необходимости установления публичного сервитута, представлен договор о подключении (технологическом присоединении) к электрическим сетям.
Основания для отказа в установлении публичного сервитута установлены в пункте 1 статьи 39.44 Земельного кодекса. Согласно абзацу 3 этого пункта таким основанием является, в том числе, несоблюдение условий установления публичного сервитута, предусмотренных статьями 23 и 39.39 названного Кодекса.
Перечень оснований для отказа в установлении публичного сервитута, установленный в пункте 1 статьи 39.44 Земельного кодекса, является закрытым.
Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из того, что заявитель является субъектом естественных монополий, целью установления публичного сервитута является оформление права пользования земельными участками для размещения объектов электросетевого хозяйства (линейных объектов); обществом соблюдены требования к форме ходатайства об установлении публичного сервитута, в ходатайстве указаны сведения, необходимые для рассмотрения и принятия решения полномочным органом, а также обоснование необходимости установления публичного сервитута. Судами установлено, что право заявителя на обращение с ходатайством об установлении публичного сервитута на испрашиваемые земельные участки соответствует требованиям статей 39.40 и 39.41 Земельного кодекса.
Между тем суды не учли следующее.
На основании статей 39.33 (пункт 6 части 1) и 39.36 (пункт 3) Земельного кодекса использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута, в том числе, в случае размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Согласно Перечню, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 (далее - Перечень N 1300), на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления участков и установления сервитутов могут размещаться линии электропередачи классом напряжения до 35 кВ, связанные с ними трансформаторные подстанции и иное предназначенное для осуществления передачи электрической энергии оборудование, для размещения которых разрешения на строительство не требуется (пункт 5).
Перечень случаев, при которых для строительства, реконструкции объекта капитального строительства не требуется получение разрешения на строительство утвержден на данный момент постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2020 N 1816 и включает линии электропередачи классом напряжения до 35 кВ включительно, а также связанных с ними трансформаторных подстанций, распределительных пунктов.
Федеральный законодатель, принимая во внимание многообразие видов сооружений, их функциональные и технические характеристики, предусмотрел возможность размещения ряда сооружений без предоставления находящихся в публичной собственности земельных участков и установления сервитутов, то есть без оформления прав собственников (владельцев) таких сооружений на эти участки. Подобное правовое регулирование призвано обеспечить возможность оперативного - без оформления правоустанавливающих документов на землю - возведения на земельных участках, находящихся в публичной собственности, определенных объектов с учетом их особых характеристик и назначения.
Указанные нормы направлены на обеспечение баланса частных и публичных интересов, а также - на защиту прав лица, не являющегося собственником земельного участка и нуждающегося в ограниченном использовании этого участка.
Такой правовой подход следует из определений Конституционного Суда Российской Федерации от 29.09.2016 N 1874-О, от 26.03.2019 N 722-О, от 25.06.2019 N 1630-О.
Действующим законодательством линейные сооружения прямо не отнесены к объектам недвижимого имущества, поэтому для признания их таковыми нужно исходить из содержащегося в статье 130 Гражданского кодекса Российской Федерации общего понятия недвижимого имущества как всего, что прочно связано с землей, то есть объектов, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.01.2010 N 11052/09, суд при рассмотрении спора должен дать квалификацию объекту, основываясь на установленных фактических обстоятельствах, определить, имеется ли самостоятельный объект недвижимого имущества, отвечающий признакам, указанным в пункте 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Приведенные нормы права при рассмотрении спора суды не учли; вопрос о наличии у администрации обязанности установить публичный сервитут в зависимости от класса напряжения спорных объектов электросетевого хозяйства не был предметом исследования судебных инстанций.
Указанный правовой подход соответствует позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определение от 19.04.2021 N 301-ЭС21-4123 по делу N А17-11115/2019.
Кроме того, судам необходимо дать оценку доводам сетевой организации о том, что часть спорных объектов электросетевого хозяйства расположена на земельных участках, находящихся в частной собственности. Данное обстоятельство (при наличии такового) влечет необходимость привлечения к участию в деле собственников соответствующего имущества.
При таких обстоятельствах судебные акты нельзя признать законными и обоснованными, а содержащиеся в них выводы основанными на приведенных нормах права и фактических обстоятельствах дела.
В соответствии с частью 1 статьи 288 Кодекса основаниями для изменения или отмены решения, постановления арбитражного суда первой и апелляционной инстанций являются несоответствие выводов суда, содержащихся в решении, постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, и имеющимся в деле доказательствам, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 287 Кодекса суд кассационной инстанции по результатам рассмотрения кассационной жалобы вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции и (или) постановление суда апелляционной инстанции полностью или в части и направить дело на новое рассмотрение в соответствующий арбитражный суд, решение, постановление которого отменено или изменено, если выводы, содержащиеся в обжалуемых решении, постановлении, не соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам или имеющимся в деле доказательствам.
Таким образом, обжалуемые судебные акты подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции (пункт 3 части 1 статьи 287 Кодекса).
При новом рассмотрении суду следует учесть изложенное, проверить доводы сетевой организации о расположении объектов электросетевого хозяйства на земельных участках, находящихся в частной собственности, обсудить возможность применения положений Перечня N 1300, установить все существенные для правильного разрешения спора обстоятельства, исследовать имеющиеся в материалах дела (дополнительно представленные лицами, участвующими в деле) доказательства по правилам статьи 71 Кодекса, дать оценку их доводам (возражениям), разрешить спор при правильном применении норм материального и процессуального права.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 03.02.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.03.2021 по делу N А53-33165/2020 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ростовской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.Г. Соловьев |
Судьи |
В.Е. Епифанов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 3 части 1 статьи 287 Кодекса суд кассационной инстанции по результатам рассмотрения кассационной жалобы вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции и (или) постановление суда апелляционной инстанции полностью или в части и направить дело на новое рассмотрение в соответствующий арбитражный суд, решение, постановление которого отменено или изменено, если выводы, содержащиеся в обжалуемых решении, постановлении, не соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам или имеющимся в деле доказательствам.
Таким образом, обжалуемые судебные акты подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции (пункт 3 части 1 статьи 287 Кодекса).
При новом рассмотрении суду следует учесть изложенное, проверить доводы сетевой организации о расположении объектов электросетевого хозяйства на земельных участках, находящихся в частной собственности, обсудить возможность применения положений Перечня N 1300, установить все существенные для правильного разрешения спора обстоятельства, исследовать имеющиеся в материалах дела (дополнительно представленные лицами, участвующими в деле) доказательства по правилам статьи 71 Кодекса, дать оценку их доводам (возражениям), разрешить спор при правильном применении норм материального и процессуального права."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 23 июля 2021 г. N Ф08-4488/21 по делу N А53-33165/2020