В целях обеспечения эффективного управления муниципальным долгом муниципального образования "Город Горно-Алтайск", руководствуясь статьями 39, 45 Устава муниципального образования "Город Горно-Алтайск", принятого постановлением Горно-Алтайского городского Совета депутатов от 22 марта 2018 года N 7-1:
1. Утвердить прилагаемые Основные направления долговой политики муниципального образования "Город Горно-Алтайск" на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов.
2. Отделу информационной политики и связей с общественностью Администрации города Горно-Алтайска в течение 5 рабочих дней со дня подписания настоящего Распоряжения опубликовать его на официальном портале муниципального образования "Город Горно-Алтайск" в сети "Интернет".
3. Настоящее Распоряжение вступает в силу со дня его подписания.
4. Контроль за исполнением настоящего Распоряжения возложить на Первого заместителя главы администрации города Горно-Алтайска, курирующего вопросы экономики и имущественных отношений.
Мэр города Горно-Алтайска |
О.А. Сафронова |
УТВЕРЖДЕНЫ
распоряжением Администрации
города Горно-Алтайска
"24" ноября 2023 года N 1637-р
Основные направления
долговой политики муниципального образования "Город Горно-Алтайск" на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов
I. Общие положения
1. Основные направления долговой политики муниципального образования "Город Горно-Алтайск" на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов (далее - Основные направления) разработаны в целях обеспечения эффективного управления муниципальным долгом муниципального образования "Город Горно-Алтайск" (далее соответственно - муниципальный долг, муниципальное образование).
2. При подготовке Основных направлений учтены положения Основных направлений бюджетной и налоговой политики муниципального образования "Город Горно-Алтайск" на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов, утвержденных постановлением Администрации города Горно-Алтайска от 29 августа 2023 года N 103.
3. Долговая политика муниципального образования в 2024 году и в плановом периоде 2025 и 2026 годов, как и в предшествующие периоды, будет направлена на обеспечение сбалансированности и долговой устойчивости бюджета муниципального образования (далее - городской бюджет) посредством эффективного управления муниципальным долгом.
II. Итоги реализации долговой политики муниципального образования в 2018-2022 годах
4. В результате реализации в 2018-2022 годах Основных направлений долговой политики муниципального образования уровень долговой нагрузки на городской бюджет существенно сократился, изменилась структура муниципального долга.
Так, объем муниципального долга по отношению к общему объему доходов городского бюджета без учета безвозмездных поступлений составил на 1 января 2019 года 71,4 процента или 690,1 млн рублей, на 1 января 2020 года - 61,2 процента или 636,1 млн рублей, на 1 января 2021 года - 59,5 процента или 612,1 млн рублей, на 1 января 2022 года - 48,0 процентов или 564,8 млн рублей, на 1 января 2023 года - 35,8 процентов или 505,0 млн рублей.
В целом за 2018-2022 годы объем муниципального долга снизился на 185,1 млн рублей - или на 26,8 процента.
Ожидаемый объем муниципального долга на 1 января 2024 года составит 37,8 процента или 590,0 млн рублей. В сравнении с 2022 годом муниципальный долг увеличится на 85,0 млн рублей или на 16,8 процента, за счет привлечения кредитов от кредитных организаций на покрытие дефицита городского бюджета.
Объем и структура муниципального долга муниципального образования представлена в следующей таблице:
5. В целях оптимизации долговой нагрузки на городской бюджет и сокращения расходов на обслуживание муниципального долга в 2022 году приняты следующие меры:
привлечен бюджетный кредит за счет средств федерального бюджета на пополнение остатков средств на едином счете городского бюджета в сумме 105,5 млн рублей;
привлечены бюджетные кредиты из республиканского бюджета Республики Алтай в сумме 405 млн рублей на срок до 5 лет, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2022 года N 815 "Об утверждении Правил предоставления, использования и возврата субъектами Российской Федерации бюджетных кредитов, полученных из федерального бюджета для погашения долговых обязательств субъекта Российской Федерации (муниципального образования) в виде обязательств по государственным (муниципальным) ценным бумагам субъекта Российской Федерации (муниципального образования) и кредитам, полученным субъектом Российской Федерации (муниципальным образованием) от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций, на 2022 год", в том числе:
225 млн рублей для возмещения средств городского бюджета фактически направленных в период с 1 марта 2022 года до 22 июня 2022 года на погашение долговых обязательств городского бюджета, по кредитам, полученным от кредитных организаций, сложившихся на 1 января 2022 года;
170 млн рублей для погашения долговых обязательств городского бюджета по кредитам, полученным от кредитных организаций, сложившихся на 1 января 2022 года;
за счет временно свободных остатков средств на счетах по учету средств городского бюджета осуществлялось досрочное погашение кредитов от кредитных организаций.
В результате принятия указанных мер существенно снизились расходы на обслуживание муниципального долга, которые за 2022 год составили 9,9 млн рублей или 0,4 процента от расходов городского бюджета (без учета расходов, осуществляемых за счет субвенции). По сравнению с 2021 годом в 2022 году указанные расходы сократились на 15,4 процента или на 1,8 млн рублей.
6. В целях сокращения муниципального долга на постоянной основе реализовывались и продолжают реализовываться мероприятия, направленные на оптимизацию бюджетных расходов и увеличение налоговых и неналоговых доходов городского бюджета.
В частности, реализуется План мероприятий ("дорожная карта") по повышению поступлений налоговых и неналоговых доходов в бюджет муниципального образования "Город Горно-Алтайск" на 2021-2023 годы, утвержденный распоряжением Администрации города Горно-Алтайска от 9 марта 2021 года N 304-р.
7. В 2022 году муниципальным образованием не допускалось превышение предельных ограничений, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации и решением Горно-Алтайского городского Совета депутатов от 16 декабря 2021 года N 36-1 "О бюджете муниципального образования "Город Горно-Алтайск" на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов".
Просроченная задолженность по долговым обязательствам муниципального образования отсутствует.
В целом проводимая долговая политика позволила повысить сбалансированность и устойчивость городского бюджета.
По итогам 2023 года ожидается выполнение в полном объеме обязательств, принятых муниципальным образованием по полученным в 2022-2023 годах кредитам от кредитных организаций, бюджетным кредитам.
III. Основные факторы, определяющие характер и направления долговой политики муниципального образования на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов
8. Безусловным приоритетом для муниципального образования на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов будет являться выполнение всех обязательств, принятых по ранее полученным из республиканского бюджета Республики Алтай бюджетным кредитам, кредитам, полученным от кредитных организаций для покрытия дефицита городского бюджета в целях погашения долговых обязательств муниципального образования.
Основными факторами, определяющими характер и направление долговой политики в 2024 году и в плановом периоде 2025 и 2026 годов, будут являться:
а) проводимая Центральным банком Российской Федерации денежно-кредитная политика в части изменения размера ключевой ставки;
б) увеличение расходов социального характера с учетом принимаемых на федеральном уровне решений, обеспечивающих устойчивость экономики к внешним вызовам;
в) риски недостижения планируемых объемов поступлений налоговых и неналоговых доходов городского бюджета, в условиях внешнего воздействия на экономику с учетом общей экономической ситуации;
г) изменения, вносимые в бюджетное законодательство Российской Федерации, законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, законодательство Республики Алтай, влекущие изменение расходов и доходов городского бюджета.
IV. Цели и задачи долговой политики муниципального образования на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов
9. Приоритеты долговой политики, сложившиеся в предшествующем периоде, будут сохранены и в предстоящем трехлетнем периоде.
10. Основной целью долговой политики муниципального образования на ближайшие три года будет являться обеспечение потребностей муниципального образования в заемном финансировании, своевременное исполнение долговых обязательств при минимизации расходов на их обслуживание, а также поддержание объема и структуры муниципального долга на экономически безопасном уровне, обеспечивающем возможность гарантированного выполнения муниципальным образованием обязательств по его погашению и обслуживанию.
11. Основными задачами долговой политики в 2024 году и в плановом периоде 2025 и 2026 годов будут являться:
а) обеспечение дефицита городского бюджета в 2024-2026 годах на уровне не более 10 процентов общего объема доходов городского бюджета без учета объема безвозмездных поступлений за соответствующий финансовый год;
б) оптимизация структуры муниципального долга с целью минимизации стоимости его обслуживания, обеспечение поэтапного сокращения объема долговых обязательств по кредитам, полученным от кредитных организаций;
в) своевременное и в полном объеме выполнение принятых обязательств по погашению и обслуживанию долговых обязательств муниципального образования;
г) обеспечение соблюдения показателей долговой устойчивости муниципального образования, определенных статьей 107.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, для отнесения муниципального образования к группе заемщиков со средним или высоким уровнем долговой устойчивости;
д) соблюдение предельных ограничений, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации в отношении объема муниципального долга и расходов на его обслуживание;
е) направление части налоговых и неналоговых доходов, фактически полученных при исполнении городского бюджета сверх утвержденного объема доходов, на замещение муниципальных заимствований муниципального образования, привлекаемых для погашения долговых обязательств муниципального образования;
ж) обеспечение информационной открытости проводимой долговой политики муниципального образования и доступности информации о муниципальном долге.
V. Основные мероприятия по сокращению объема муниципального долга муниципального образования на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов
12. Сокращение общего объема муниципального долга будет обеспечиваться посредством реализации следующих мероприятий:
а) направление временно свободных средств единого счета городского бюджета на досрочное погашение долговых обязательств;
б) использование механизма привлечения бюджетных кредитов на пополнение остатка средств на едином счете городского бюджета за счет временно свободных средств единого счета федерального бюджета;
в) привлечение кредитов от кредитных организаций исключительно по ставкам на уровне не более чем уровень ключевой ставки, установленный Центральным банком Российской Федерации, увеличенный на 1 процент годовых;
г) направление части налоговых и неналоговых доходов, фактически полученных при исполнении городского бюджета сверх утвержденного решением Горно-Алтайского городского Совета депутатов о городском бюджете объема указанных доходов, на замещение муниципальных заимствований муниципального образования, привлекаемых для погашения долговых обязательств муниципального образования;
д) приостановление предоставления муниципальных гарантий муниципального образования;
е) осуществление мониторинга соответствия параметров муниципального долга ограничениям, установленным Бюджетным кодексом Российской Федерации;
ж) принятие мер, направленных на увеличение доходов городского бюджета;
з) недопущение принятия новых расходных обязательств, не обеспеченных источниками доходов;
и) осуществление муниципальных заимствований муниципального образования в объеме, не превышающем потребность в средствах для погашения ранее принятых долговых обязательств и покрытия дефицита городского бюджета;
к) принятие мер, направленных на повышение эффективности бюджетных расходов, их оптимизацию.
VI. Инструменты реализации долговой политики муниципального образования на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов
13. Основным источником погашения долговых обязательств муниципального образования традиционно выступят муниципальные внутренние заимствования. В связи с чем, привлечение кредитных ресурсов в качестве источника финансирования дефицита городского бюджета будет осуществляться по наиболее выгодным условиям их предоставления.
14. Получение кредитов от кредитных организаций является наиболее мобильным и доступным для использования инструментом долговой политики, однако его применение требует также значительных временных затрат на проведение процедур по определению исполнителей финансовых услуг конкурентным способом в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
15. Привлечение муниципальным образованием кредитных ресурсов планируется осуществлять с учетом складывающейся на рынке конъюнктуры на среднесрочной основе, в форме возобновляемых кредитных линий, что позволит обеспечить экономию бюджетных средств на обслуживании муниципального долга.
16. Планируется использование такого долгового инструмента, как привлечение бюджетных кредитов:
а) на пополнение остатков средств на едином счете городского бюджета за счет временно свободных средств единого счета федерального бюджета;
б) из республиканского бюджета Республики Алтай для погашения долговых обязательств в виде обязательств по кредитам, полученным от кредитных организаций.
17. Муниципальные гарантии, являясь условными долговыми обязательствами, увеличивают общий объем муниципального долга. В связи с этим предоставление муниципальных гарантий в 2024 году и в плановом периоде 2025 и 2026 годов не предусматривается.
VII. Основные риски, связанные с реализацией долговой политики муниципального образования на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов
18. Основными рисками при реализации долговой политики муниципального образования являются:
а) процентный риск - вероятность увеличения суммы расходов городского бюджета на обслуживание муниципального долга вследствие увеличения ключевой ставки;
б) риск недостижения утвержденных годовых объемов поступлений налоговых и неналоговых доходов городского бюджета;
в) риск рефинансирования - вероятность невозможности осуществления новых заимствований на приемлемых условиях для погашения накопленного муниципального долга.
19. Основной мерой, принимаемой в отношении управления рисками, связанными с реализацией долговой политики муниципального образования, является осуществление достоверного прогнозирования доходов городского бюджета, а также принятие взвешенных и экономически обоснованных решений по привлечению заемных средств на основе анализа перспектив рефинансирования имеющихся обязательств с использованием результатов мониторинга конъюнктуры долгового рынка.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение администрации города Горно-Алтайска от 24 ноября 2023 г. N 1637-р "Об основных направлениях долговой политики муниципального образования "Город Горно-Алтайск" на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов"
Вступает в силу с 24 ноября 2023 г.
Опубликование:
официальный портал муниципального образования "Город Горно-Алтайск" (www.gornoaltaysk.ru) 27 ноября 2023 г.