г. Краснодар |
|
27 июля 2021 г. |
Дело N А32-36827/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 июля 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 июля 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Илюшникова С.М., судей Гиданкиной А.В. и Мацко Ю.В., при участии в судебном заседании от заявителя - публичного акционерного общества "Россети Кубань" (ИНН 2309001660, ОГРН 1022301427268) - Касабян И.К. (доверенность от 10.12.2020), в отсутствие заинтересованного лица - Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю (ИНН 2309053192), третьих лиц: Туапсинской межрайонной прокуратуры, индивидуального предпринимателя Сердюк В.Н. (ИНН 231101160715), индивидуального предпринимателя Мискаряна Андроника Лазаревича (ИНН 233900433800, ОГРНИП 304233927300141), иных участвующих в деле лиц, извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично посредством размещения информации о движении дела на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в открытом доступе, рассмотрев кассационную жалобу публичного акционерного общества "Россети Кубань" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 15.03.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.05.2021 по делу N А32-36827/2020, установил следующее.
ПАО "Россети Кубань" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд заявлением о признании незаконным постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю (далее - управление, антимонопольный орган) от 22.07.2020 о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 600 тыс. рублей.
Решением от 15.03.2021, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 11.05.2021, в удовлетворении заявленных требований отказано. Суды пришли к выводу о наличии в действиях общества административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
В кассационной жалобе общество просит отменить судебные акты. Заявитель указывает на то, что объект Мискаряна А.Л. фактически присоединен к электрическим сетям и потребляет электроэнергию в рамках договора электроснабжения N 23020505580. В судебном заседании представитель общества повторил доводы жалобы.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, 01.05.2019 Сердюк В.Н. и Мискарян А.Л. заключили договор поручения N 23020505580/2019 к договору энергоснабжения N 23020505580. Согласно пункту 3.1 договора возмещение затрат, понесённых Мискарян А.Л. в ходе исполнения договора, производится путём уменьшения его задолженности перед Сердюк В.Н. за потреблённую электроэнергию по договору N 23020505580.
7 ноября 2019 года Мискарян А.Л. обратился в ПАО "Кубаньэнерго" (изменено наименование на ПАО "Россети Кубань") с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств объекта: "Нежилое здание (домик-квартира)", расположенного по адресу: Туапсинский район, бухта "Инал", к/н 23:33:0000000:1386.
В графе "Максимальная мощность ранее присоединённых в данной точке присоединения энергопринимающих устройств" указано 0 кВт.
В ходе рассмотрения заявки сотрудники общества осуществили выезд на место расположения объекта и установили, что указанный в правоустанавливающих документах объект Мискаряна А.Л., поименованный в заявке "Нежилое здание (домик-квартира)", по факту оказался Базой отдыха "Джамп", которая имеет подключение к электрическим сетям. Письмом от 11.11.2019 N СЭС/191/1562 общество отказало в заключении договора об осуществлении технологического присоединения.
Мискарян А.Л. сообщил, что владелец электросетевого хозяйства Сердюк В.Н., к электрическим сетям которого фактически присоединены энергопринимающие устройства его объектов, направил в адрес последнего уведомление о прекращении подачи электроэнергии. Общество повторно осуществило выезд к объектам Мискаряна А.Л. и установило, что энергопринимающие устройства его объектов обесточены не были и имеют технологическое присоединение к электрическим сетям.
Мискарян А.Л. подал заявки N СЭС/121/1223, N СЭС/121/1224, N СЭС/121/15351 и N СЭС/121/15354 на технологическое присоединение энергопринимающих устройств объектов: "Нежилые здания", расположенных по адресу: Туапсинский район, Бухта Инал, кадастровые номера 23:49:0101002:182 и 23:33:0000000:884. Однако общество письмами от 09.12.2019 N СЭС/191/1747 и от 07.02.2020 N СЭС/191/149 отказало в заключении договора об осуществлении технологического присоединения.
На основании сведений Туапсинской межрайонной прокуратуры от 27.02.2020 N 7-06-2020 управление определением от 09.04.2020 возбудило в отношении общества дело об административном правонарушении N 023/04/9.21-2583/2020.
По результатам рассмотрения материалов названного дела управление вынесло постановление от 22.07.2020 о привлечении общества к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ с назначением административного штрафа в размере 600 тыс. рублей. Не согласившись с вынесенным постановлением, общество обратилось в суд с рассматриваемым заявлением.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям. Повторное совершение правонарушения, предусмотренного частью 1 указанной статьи КоАП РФ, влечет административную ответственность в соответствии с частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Объектом данного правонарушения являются общественные отношения, возникающие в сфере эксплуатации сетей и систем энергоснабжения. Предметом противоправного посягательства в числе прочих выступают правила технологического присоединения или подключения к электрическим сетям. Объективная сторона рассматриваемого правонарушения заключается в несоблюдении виновным лицом при подключении к электрическим сетям требований нормативных актов.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) и потребителей электрической энергии определены Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ). Услугой по передаче электрической энергии в силу статьи 3 Закона N 35-ФЗ признается комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно-технологическому управлению, которые обеспечивают передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с обязательными требованиями.
В пункте 1 статьи 26 Закона N 35-ФЗ определено, что технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
В силу абзаца 3 пункта 1 статьи 26 Закона N 35-ФЗ технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным. В соответствии с абзацем 15 пункта 1 статьи 26 Закона N 35-ФЗ по договору об осуществлении технологического присоединения сетевая организация принимает на себя обязательства по реализации мероприятий, необходимых для осуществления такого технологического присоединения, в том числе по урегулированию отношений с третьими лицами в случае необходимости строительства (модернизации) такими лицами принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства (энергопринимающих устройств, объектов электроэнергетики).
Порядок и процедура технологического присоединения, правила заключения и исполнения договоров об осуществлении технологического присоединения, в том числе существенные условия такого договора, требования к выдаче технических условий определены Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861).
Пунктом 3 Правил N 861 установлено, что сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.
Технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами. Заключение договора является обязательным для сетевой организации (пункт 6 Правил N 861). В пункте 7 Правил N 861 установлена следующая процедура технологического присоединения: а) подача заявки на технологическое присоединение; б) заключение договора; в) выполнение сторонами договора мероприятий, предусмотренных договором; г) получение разрешения уполномоченного федерального органа исполнительной власти по технологическому надзору на допуск в эксплуатацию объектов заявителя;
д) осуществление сетевой организацией фактического присоединения объектов заявителя к электрическим сетям и фактического приема (подачи) напряжения и мощности;
е) составление акта об осуществлении технологического присоединения по форме согласно приложению N 1, а также акта согласования технологической и (или) аварийной брони (для заявителей, указанных в пункте 14 (2) настоящих Правил).
Считая отказ в заключении договора об осуществлении технологического присоединения обоснованным, общество указывает, что объект Мискаряна А.Л. фактически присоединен к электрическим сетям и потребляет электроэнергию в рамках договора электроснабжения N 23020505580. Действующее законодательство не допускает возможности неоднократного технологического присоединения одного энергопринимающего устройства к различным объектам электросетевого хозяйства.
Под технологическим присоединением потребителя понимается присоединение его энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации в случаях, когда энергопринимающие устройства потребителя впервые вводятся в эксплуатацию (пункты 2, 4 Правил N 861). Согласно пунктам 7 и 19 Правил N 861 документом, подтверждающим технологическое присоединение к электрическим сетям энергопринимающих устройств, является акт об осуществлении технологического присоединения. В соответствии с абзацем 2 пункта 4 статьи 26 Закона N 35-ФЗ владелец энергопринимающего устройства или объекта электроэнергетики, ранее технологически присоединенных в надлежащем порядке, по согласованию с сетевой организацией вправе технологически присоединить к принадлежащим ему энергопринимающему устройству или объекту электроэнергетики энергопринимающее устройство или объект электроэнергетики иного лица при условии соблюдения выданных ранее технических условий и самостоятельного обеспечения указанным владельцем энергопринимающего устройства или объекта электроэнергетики и владельцем присоединяемых энергопринимающего устройства или объекта электроэнергетики технической возможности введения раздельного ограничения режима потребления электрической энергии в отношении данных энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики. В этом случае между указанным владельцем энергопринимающего устройства или объекта электроэнергетики и владельцем присоединяемых энергопринимающего устройства или объекта электроэнергетики заключается договор технологического присоединения.
В силу пункта 40(5) Правил N 861 при опосредованном присоединении владелец ранее присоединенных энергопринимающих устройств перераспределяет максимальную мощность принадлежащих ему энергопринимающих устройств в пользу энергопринимающих устройств иного лица. Пунктами 40(4) и 40(6) Правил N 861 определено, что при технологическом присоединении энергопринимающих устройств иного лица к объектам электросетевого хозяйства владельца ранее присоединенных энергопринимающих устройств владелец ранее присоединенных энергопринимающих устройств осуществляет деятельность по технологическому присоединению, руководствуясь положениями Правил, при этом опосредованное присоединение осуществляется только по согласованию с сетевой организацией, для получения которого стороны опосредованного присоединения направляют подписанное ими уведомление об опосредованном присоединении сетевой организации.
Таким образом, для того, чтобы энергопринимающие устройства Мискаряна А.Л. считались надлежащим образом присоединенными к энергопринимающим устройствам Сердюк В.Н., между ними должен быть заключен договор технологического присоединения, согласованный сетевой организацией. Такой договор в материалах дела отсутствует, как и отсутствуют сопутствующие ему документы: акт о технологическом присоединении, акт разграничения границ балансовой принадлежности сторон, акт разграничения балансовой принадлежности электрических сетей, акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон.
Суды установили, что объекты Мискаряна А.Л. в 2019 году опосредованно получали электроэнергию от энергопринимающих устройства Сердюк В.Н. (включающего в себя ТПН127п). Доказательства того, что оборудование Сердюк В.Н., непосредственного через которое объекты Мискаряна А.Л. получали электрическую энергию, предназначено для передачи электрической энергии от общества непосредственно объектам Мискаряна А.Л., в материалы дела не представлены.
Мискарян А.Л. сообщил, что Сердюк В.Н. направил в его адрес уведомление о прекращении подачи электроэнергии. Принимая во внимание вышеизложенное, с учетом статуса сторон, значимости услуги по технологическому присоединению, суды обоснованно пришли к выводу, что бездействие общества не свидетельствует о добросовестном исполнении им принятых на себя обязательств.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Отсутствие вины юридического лица предполагает объективную невозможность соблюдения установленных правил, необходимость принятия мер, от юридического лица не зависящих. Основанием для освобождения общества от ответственности могут служить обстоятельства, вызванные объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля хозяйствующего субъекта, при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях выполнения законодательно установленной обязанности. Доказательств наличия указанных обстоятельств в дело не представлено.
Являясь субъектом естественной монополии, профессиональным участником товарного рынка по передаче электрической энергии и оказанию услуг по технологическому присоединению энергопринимающих устройств, общество должно было не только знать о нормативном регулировании указанных правоотношений, но и предпринять все зависящие от него действия для обеспечения выполнения предусмотренных законом требований. Потребитель (абонент) в рассматриваемых отношениях является юридически слабой, не обладающей специальными познаниями, стороной договора. Принятие активных мер призвано обеспечить право потребителя в установленных законодательством порядке и сроки на спорную процедуру. Доказательства, подтверждающие, что заявителем предпринимались все возможные и необходимые меры для исполнения требований, в настоящем случае отсутствуют.
С учетом изложенного, суды сделали правильный вывод о доказанности управлением наличия в действиях (бездействии) общества состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена в части 2 статьи 9.21 КоАП РФ. Процедура привлечения к административной ответственности, регламентированная нормами КоАП РФ, административным органом соблюдена, существенных нарушений процессуальных требований судами первой и апелляционной инстанции не установлено.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права, в том числе влекущие безусловную отмену судебных актов, не нарушены, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания, предусмотренные статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьями 284, 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 15.03.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.05.2021 по делу N А32-36827/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
С.М. Илюшников |
Судьи |
А.В. Гиданкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Являясь субъектом естественной монополии, профессиональным участником товарного рынка по передаче электрической энергии и оказанию услуг по технологическому присоединению энергопринимающих устройств, общество должно было не только знать о нормативном регулировании указанных правоотношений, но и предпринять все зависящие от него действия для обеспечения выполнения предусмотренных законом требований. Потребитель (абонент) в рассматриваемых отношениях является юридически слабой, не обладающей специальными познаниями, стороной договора. Принятие активных мер призвано обеспечить право потребителя в установленных законодательством порядке и сроки на спорную процедуру. Доказательства, подтверждающие, что заявителем предпринимались все возможные и необходимые меры для исполнения требований, в настоящем случае отсутствуют.
С учетом изложенного, суды сделали правильный вывод о доказанности управлением наличия в действиях (бездействии) общества состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена в части 2 статьи 9.21 КоАП РФ. Процедура привлечения к административной ответственности, регламентированная нормами КоАП РФ, административным органом соблюдена, существенных нарушений процессуальных требований судами первой и апелляционной инстанции не установлено."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 27 июля 2021 г. N Ф08-6434/21 по делу N А32-36827/2020