г. Краснодар |
|
28 июля 2021 г. |
Дело N А53-32520/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 июля 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 28 июля 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Мещерина А.И., судей Мазуровой Н.С. и Соловьева Е.Г., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Гефест" (ИНН 6143062535, ОГРН 1066143047123) - Нецветаевой Л.Г. (доверенность от 28.09.2020), в отсутствие органов, осуществляющих публичные полномочия: комитета по управлению имуществом города Волгодонска (ИНН 6143009250, ОГРН 1026101938961), администрации города Волгодонска (ИНН 6143032957, ОГРН 1026101938741), надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Гефест" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 27.01.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.03.2021 по делу N А53-32520/2020, установил следующее.
ООО "Гефест" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к комитету по управлению имуществом города Волгодонска (далее - комитет) и администрации города Волгодонска (далее - администрация), в котором просило:
- признать незаконными действия администрации по исключению постановлением администрации города Волгодонска от 29.11.2019 N 2970 (подпункт 1.4. пункта 1) строки 52 в отношении торгового павильона продовольственных товаров по ул. Энтузиастов, остановка "Звездная", остановочный комплекс, из схемы размещения нестационарных торговых объектов (НТО) на территории муниципального образования "Город Волгодонск", утвержденной постановлением администрации города Волгодонска от 18.03.2015 N 1193 (далее - схема размещения НТО);
- возложить на администрацию обязанность в течение одного месяца с момента вступления судебного акта в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путем включения в действующую на момент исполнения судебного акта схему размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования город Волгодонск места размещения НТО по адресу: Ростовская область, г. Волгодонск, ул. Энтузиастов, остановка "Звездная", остановочный комплекс, со специализацией - продовольственные товары, площадь объекта 56,7 кв. м, срок размещения - 5 лет;
- признать незаконным решение комитета об отказе в заключении с обществом договора о размещении нестационарного торгового объекта, приведенное в письме от 30.06.2020 N 52.3.6/01-33/1709;
- возложить на комитет обязанность в течение месяца с момента включения в действующую схему размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования город Волгодонск места размещения НТО по адресу: Ростовская область, г. Волгодонск, ул. Энтузиастов, остановка "Звездная", остановочный комплекс, заключить с обществом сроком на пять лет договор о размещении нестационарного торгового объекта для торговли продовольственными товарами на условиях типового договора, указанного в приложении N 2 к Положению о порядке размещения и эксплуатации нестационарных торговых объектов и нестационарных объектов на территории муниципального образования город Волгодонск, утвержденному решением Волгодонской городской Думы от 14.09.2017 N 71 (далее - Положение о порядке размещения и эксплуатации нестационарных торговых объектов).
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 27.01.2021, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.03.2021, в удовлетворении заявленных требований отказано. Суды установили, что на момент обращения общества в уполномоченный орган из действующей схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования город Волгодонск исключено место размещения нестационарного торгового объекта (строка 52), испрашиваемое заявителем. Исключение спорного места размещения нестационарного торгового объекта из схемы размещения НТО обусловлено тем, что такое размещение противоречит требованиям Правил благоустройства территории муниципального образования "Город Волгодонск", утвержденных решением Волгодонской городской Думы от 24.05.2012 N 51 (далее - Правила благоустройства). В данном случае место размещения торгового объекта общества исключено из схемы размещения НТО после истечения срока действия договора о размещении НТО, заключенного на определенный срок (с 01.03.2019 по 28.02.2020). Письмом от 09.12.2019 N 52.3.6/01-33/4521 обществу предложено самостоятельно подобрать новое место возможного размещения нестационарного торгового объекта и заблаговременно обратиться в комитет с предложением о включении этого места в схему размещения НТО. В материалах дела отсутствуют доказательства обращения общества в комитет с соответствующим заявлением. Кроме того, общество обратилось в арбитражный суд с пропуском установленного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) трехмесячного срока для признания решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления незаконными.
В кассационной жалобе общество, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права, а также на несоответствие сделанных судами выводов представленным в дело доказательствам, просит отменить решение и апелляционное постановление, принять по делу новый судебный акт. Податель жалобы указывает, что заявление направлено в суд первой инстанции в пределах установленного частью 4 статьи 198 Кодекса трехмесячного срока. Заявитель не был извещен надлежащим образом об исключении спорного места из схемы размещения НТО. Суды не учли, что в силу положений Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 381-ФЗ) утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов и внесение в нее изменений не может служить основанием для пересмотра мест размещения НТО, строительство, реконструкция и эксплуатация которых начаты до утверждения соответствующей схемы. Истечение срока действия договора о размещении НТО не является основанием для произвольного исключения торгового объекта из схемы размещения НТО. Исключение из схемы размещения НТО строки 52 противоречит закону, нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности. Поскольку НТО общества находился на спорной территории до момента утверждения новых требований к размещению, ссылка суда апелляционной инстанции на положения части 7 статьи 21 Правил благоустройства и пункт 2 части 9 статьи 2 Положения о порядке размещения и эксплуатации НТО является ошибочной. Заявитель также указывает, что в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие факт нарушения действующих правил благоустройства и охранных зон инженерных сетей при размещении спорного объекта.
Администрация представила отзыв, в котором указала на отсутствие оснований для отмены состоявшихся по делу судебных актов.
Изучив материалы дела, доводы жалобы и отзыва на нее, выслушав представителя заявителя, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что решение и апелляционное постановление следует оставить без изменения.
Как видно из материалов дела, на основании договоров аренды обществу предоставлялась часть земельного участка площадью 58 кв. м (земли населенных пунктов) под магазином из легких металлических конструкций "Продукты", не являющимся объектом недвижимости, расположенным в остановочном комплексе по ул. Энтузиастов, в районе жилого дома N 46 (т. 1, л. д. 27 - 51).
Комитет и общество 18.03.2019 заключили договор N 18-2019, по условиям которого обществу предоставлено право на размещение нестационарного торгового объекта площадью 56,7 кв. м для осуществления торговли продовольственными товарами, по адресному ориентиру: г. Волгодонск, ул. Энтузиастов, остановка "Звездная", в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов (N 52 в схеме). Срок размещения установлен с 01.03.2019 по 28.02.2020 (пункт 1.1).
В пункте 2.2.2 договора стороны согласовали, что комитет обязан не позднее, чем за три месяца известить общество об изменении схемы в случае исключения из нее места размещения объекта.
В пункте 2.4.6 договора закреплена обязанность общества освободить земельный участок от объекта в течение 10 календарных дней со дня окончания срока действия договора, а также в случае досрочного одностороннего отказа от исполнения договора по инициативе комитета (т. 1, л. д. 52, 53).
На основании постановления администрации от 29.11.2019 N 2970 в постановление от 30.03.2011 N 688 внесены изменения, в соответствии с которыми из схемы размещения НТО исключена строка 52 по окончании срока действия договора о размещении нестационарного торгового объекта (т. 1, л. д. 71). Данное постановление опубликовано в газете "Волгодонская правда" от 07.12.2019 N 160 - 162 (т. 1, л. д. 70).
Комитет направил в адрес предпринимателя уведомление от 09.12.2019 N 52.3.6/01-33/4521, в котором сообщил о том, что 28.02.2020 истекает срок действия договора от 18.03.2019. Уполномоченный орган также указал, что после истечения срока действия указанного договора строка 52 будет исключены из схемы размещения НТО. Обществу предложено заблаговременно обратиться в комитет с предложением о включения в схему нового места возможного размещения НТО (т. 1, л. д. 126, 127).
В письме от 21.01.2020 общество указало на отсутствие оснований для прекращения договора и предложило заключить договор о размещении нестационарного торгового объекта на новый срок (т. 1, л. д. 128 - 130).
Общество 13.07.2020 получило письмо комитета от 30.06.2020 об отказе в заключении договора о размещении НТО на новый срок в связи с тем, что место размещения НТО не соответствует требованиям, установленным решением Волгодонской городской Думы от 14.09.2017 N 71 "Об утверждении Положения о порядке размещения и эксплуатации нестационарных торговых объектов и нестационарных объектов на территории муниципального образования "Город Волгодонск"" (не допускается размещение НТО в охранной зоне водопроводных и канализационных сетей; на расстоянии ближе, чем 25 м от границы проезжей части по ул. Энтузиастов), а также в связи с исключением объекта из схемы размещения НТО по окончании срока действия договора (28.02.2020) на основании постановления администрации города Волгодонска от 29.11.2019 N 2970 (т. 1, л. д. 133 - 135).
Общество, указывая, что названные решения и действия уполномоченных органов не соответствуют закону и нарушают принадлежащие ему права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Законность решения и постановления арбитражных судов первой и апелляционной инстанций проверяется исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, с учетом установленных статьей 286 Кодекса пределов рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции.
В силу части 1 статьи 198 Кодекса граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение, действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Основанием для удовлетворения такого заявления является наличие двух условий: несоответствие оспариваемых акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (статьи 198, 200 и 201 Кодекса).
Согласно подпункту 6 пункта 1 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в случае, в том числе, размещения нестационарных торговых объектов.
На основании пункта 1 статьи 39.36 Земельного кодекса размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Законом N 381-ФЗ.
Размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов (часть 1 статьи 10 Закона N 381-ФЗ).
Схема размещения нестационарных торговых объектов, разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (часть 3 статьи 10 Закона N 381-ФЗ).
Схемой размещения нестационарных торговых объектов должно предусматриваться размещение не менее чем шестидесяти процентов нестационарных торговых объектов, используемых субъектами малого или среднего предпринимательства, осуществляющими торговую деятельность, от общего количества нестационарных торговых объектов (часть 4 статьи 10 Закона N 381-ФЗ).
Утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, а равно, как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы (часть 6 статьи 10 Закона N 381-ФЗ).
Согласно правовой позиции, выраженной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2015 N 225-О, осуществление местной администрацией полномочий по решению вопросов местного значения должно обеспечивать реализацию интересов местного сообщества при решении вопросов местного значения, развитие муниципального образования, в том числе расширение сферы услуг, и не может носить произвольный характер. Положение части 6 статьи 10 Закона N 381-ФЗ направлено на обеспечение условий для предоставления населению торговых услуг, стабильности прав хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, возможности долгосрочного планирования ими своего бизнеса, на недопущение передела рынка, сокращения или прекращения торгового бизнеса, сокращения сферы торговых услуг. При этом реализация законоположения должна основываться на вытекающем из Конституции Российской Федерации требовании согласованного осуществления конституционных ценностей, включая ценности, связанные с гарантированием свободы экономической деятельности и поддержкой конкуренции (статья 8, часть 1), с одной стороны, и признанием и гарантированием самостоятельности местного самоуправления в пределах его полномочий (статья 12) - с другой. Органы местного самоуправления не лишены возможности решать вопросы размещения нестационарных торговых объектов в целях создания условий для наилучшего удовлетворения потребностей населения в получении необходимых товаров, работ и услуг по месту жительства и без ущерба для стабильного ведения предпринимательства, с тем, чтобы при изменении места ведения бизнеса сам бизнес сохранялся.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 3 Положения о порядке размещения и эксплуатации нестационарных торговых объектов без проведения торгов договор о размещении НТО заключается в случае размещения на новый срок нестационарного торгового объекта, ранее размещенного на том же месте, предусмотренном схемой размещения, хозяйствующим субъектом, исполнившим свои обязательства либо по ранее заключенному договору о размещении, либо по заключенному до 01.03.2015 договору аренды земельного участка.
Согласно подпунктам 1 и 2 пункта 9 статьи 2 данного Положения не допускается размещение НТО, в том числе на посадочных площадках городского пассажирского транспорта, на расстоянии менее 25 метров от границы проезжей части следующих улиц, бульваров и проспектов: ул. Ленина, ул. 30 лет Победы, ул. 50 лет СССР, ул. Морской, ул. М. Горького, ул. Энтузиастов, ул. Гагарина, ул. Думенко, ул. Маршала Кошевого, ул. Академика Королева, пр. Курчатова, пр. Строителей, бул. Великой Победы, ул. К. Маркса, ул. Дружбы, в охранных зонах водопроводных и канализационных сетей, трубопроводов, а также ближе 10 метров от остановочных павильонов.
Исследовав и оценив фактические обстоятельства дела и имеющиеся доказательства по правилам статьи 71 Кодекса, доводы и возражения участвующих в деле лиц, установив, что спорное место размещение исключено из схемы размещения нестационарных торговых объектов (строка 52) по причине его несоответствия требованиям Положения о порядке размещения и эксплуатации нестационарных торговых объектов, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Выводы судов в указанной части следует признать верными, поскольку размещение нестационарного торгового объекта не соответствует требованиям стандартов отрасли ОСТ 218.1.002-2003 "Автобусные остановки на автомобильных дорогах. Общие технические требования", утвержденных распоряжением Минтранса России от 23 мая 2003 года N ИС-460-р, введенных в действие 1 июня 2003 года, согласно которому торговые киоски необходимо размещать за пределами посадочных площадок и площадок ожидания (пункт 3.16.1); не допускается размещение в помещении (на площади) автопавильона торговых киосков (пункт 3.10.7).
О наличии названных нарушений общество уведомлено при заключении договора о размещении нестационарного торгового объекта с определением возможного срока его действия 1 год (т. 1, л. д. 117 - 122).
Суд апелляционной инстанции также учитывал факт нахождения НТО заявителя в охранных зонах водопроводных и тепловых сетей и правомерно указал, что исключение спорного места из схемы размещения НТО не является произвольным, а направлено на обеспечение соблюдения и поддержания санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования, создание безопасной городской среды.
Поскольку требуемое заявителем место размещения нестационарного торгового объекта не отвечает установленным требованиям к его размещению, суды пришли к верному выводу о соответствии закону решений уполномоченных органов об исключении строки 52 из схемы размещения НТО, и о последующем отказе в заключении с обществом договора на размещение НТО на новый срок без проведения торгов.
При разрешении дела суды первой и апелляционной инстанции пришли к выводу о пропуске заявителем установленного частью 4 статьи 198 Кодекса трехмесячного срока для признания решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления незаконными.
В соответствии с частью 4 статьи 198 Кодекса заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Как видно из материалов дела, оспариваемое решение комитета об отказе в заключении с обществом договора о размещении НТО, приведенное в письме от 30.06.2020 N 52.3.6/01-33/1709, получено заявителем 13.07.2020 (т. 1, л. д. 133 - 135). Настоящие заявление направлено обществом в арбитражный суд посредством почтовой связи 29.09.2020 (т. 1, л. д. 69).
Таким образом, вывод судебных инстанций о пропуске заявителем срока на обжалование решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления не соответствует имеющимся в деле доказательствам. В то же время ошибочное исчисление судами процессуального срока не привело к принятию неправильных судебных актов по существу спора и не может служить основанием для их отмены (часть 3 статьи 288 Кодекса).
Общество, ссылаясь на отсутствие возможности получения компенсационного места, не учитывает, что с учетом содержания ограничений в размещении НТО исключение объекта произведено, в том числе в целях развития улично-дорожной сети, поэтому заявитель вправе обратиться в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении компенсационного места, о чем прямо указано в письмах комитета от 09.12.2019 и от 30.06.2020 (т. 1, л. д. 126, 133, 134).
Иные приведенные в жалобе доводы не свидетельствуют о нарушении или неправильном применении судами норм материального права; направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых ими доказательств, что в силу статьи 286 Кодекса не относится к компетенции суда кассационной инстанции. Суды также не допустили нарушений норм процессуального права, перечисленных в части 4 статьи 288 Кодекса и являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов.
При таких обстоятельствах основания для отмены решения и постановления, исходя из доводов, приведенных в кассационной жалобе, у суда округа отсутствуют.
Расходы по уплате государственной пошлины при подаче кассационной жалобы относятся на общество по правилам статьи 110 Кодекса.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 27.01.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.03.2021 по делу N А53-32520/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.И. Мещерин |
Судьи |
Н.С. Мазурова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Общество, ссылаясь на отсутствие возможности получения компенсационного места, не учитывает, что с учетом содержания ограничений в размещении НТО исключение объекта произведено, в том числе в целях развития улично-дорожной сети, поэтому заявитель вправе обратиться в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении компенсационного места, о чем прямо указано в письмах комитета от 09.12.2019 и от 30.06.2020 (т. 1, л. д. 126, 133, 134).
Иные приведенные в жалобе доводы не свидетельствуют о нарушении или неправильном применении судами норм материального права; направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых ими доказательств, что в силу статьи 286 Кодекса не относится к компетенции суда кассационной инстанции. Суды также не допустили нарушений норм процессуального права, перечисленных в части 4 статьи 288 Кодекса и являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 28 июля 2021 г. N Ф08-6781/21 по делу N А53-32520/2020