г. Краснодар |
|
29 июля 2021 г. |
Дело N А61-1420/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 июля 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 29 июля 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Аваряскина В.В., судей Афониной Е.И. и Садовникова А.В., при участии в судебном заседании, проводимом с использованием систем онлайн-связи, от истца - Управления Федеральной антимонопольной службы России по Республике Северная Осетия - Алания (ИНН 1501004390, ОГРН 1021500584148) - Хасцаевой Л.В. (доверенность от 28.06.2021), в отсутствие ответчиков: государственного казенного учреждения "Управление капитального строительства Республики Северная Осетия - Алания" (ИНН 1502045871, ОГРН 1031500252772), общества с ограниченной ответственностью "Стройкомплекс" (ИНН 1510017620, ОГРН 1161513052360), третьих лиц: министерства строительства и архитектуры Республики Северная Осетия - Алания, министерства здравоохранения Республики Северная Осетия - Алания, министерства финансов Республики Северная Осетия - Алания, Правительства Республики Северная Осетия - Алания, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу государственного казенного учреждения "Управление капитального строительства Республики Северная Осетия - Алания" на постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2021 по делу N А61-1420/2020, установил следующее.
УФАС России по Республике Северная Осетия - Алания (далее - антимонопольная служба) обратилось в Арбитражный суд Республики Северная Осетия - Алания с иском к ГКУ "Управление капитального строительства Республики Северная Осетия - Алания" (далее - учреждение) и ООО "Стройкомплекс" (далее - общество) со следующими требованиями:
- признать недействительной и отменить закупку учреждения от 22.04.2020 работ по строительству фельдшерско-акушерского пункта в п. Комарово Моздокского района Республики Северная Осетия - Алания на сумму 6 008 860 рублей путем заключения государственного контракта N 04 с единственным подрядчиком - обществом;
- применить последствия недействительности сделки в виде возложения на общество обязанности вернуть учреждению денежные средства и возложения на учреждение обязанности возместить обществу фактически понесенные расходы от исполнения недействительного контракта.
Делу присвоен номер А61-1420/2020.
Антимонопольная служба обратилась в арбитражный суд с иском к учреждению и обществу со следующими требованиями:
- признать недействительной и отменить закупку учреждения от 22.04.2020 работ по строительству фельдшерско-акушерского пункта в ст. Черноярская Моздокского района Республики Северная Осетия - Алания на сумму 6 000 460 рублей путем заключения государственного контракта N 06 с единственным подрядчиком - обществом;
- применить последствия недействительности сделки в виде возложения на общество обязанности вернуть учреждению денежные средства и возложения на учреждение обязанности возместить обществу фактически понесенные расходы от исполнения недействительного контракта.
Делу присвоен номер А61-1421/2020.
Антимонопольная служба обратилась в арбитражный суд с иском к учреждению и обществу со следующими требованиями:
- признать недействительной и отменить закупку учреждения от 22.04.2020 работ по строительству фельдшерско-акушерского пункта в п. Садовый Моздокского района Республики Северная Осетия - Алания на сумму 5 957 890 рублей путем заключения государственного контракта N 02 с единственным подрядчиком - обществом;
- применить последствия недействительности сделки в виде возложения на общество обязанности вернуть учреждению денежные средства и возложения на учреждение обязанности возместить обществу фактически понесенные расходы от исполнения недействительного контракта.
Делу присвоен номер А61-1422/2020.
Антимонопольная служба обратилась в арбитражный суд с иском к учреждению и обществу со следующими требованиями:
- признать недействительной и отменить закупку учреждения от 22.04.2020 работ по строительству фельдшерско-акушерского пункта в ст. Ново-Осетинская Моздокского района Республики Северная Осетия - Алания на сумму 6 009 010 рублей путем заключения государственного контракта N 05 с единственным подрядчиком - обществом;
- применить последствия недействительности сделки в виде возложения обязанности на общество вернуть учреждению денежные средства и возложения обязанности на учреждение возместить обществу фактически понесенные расходы от исполнения недействительного контракта.
Делу присвоен номер А61-1423/2020.
Определением суда от 26.06.2020 дела N А61-1420/2020, А61-1421/2020, А61-1422/2020 и А61-1423/2020 объединены в одно производство с присвоением делу номера А61-1420/2020.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены министерство финансов Республики Северная Осетия - Алания, министерство здравоохранения Республики Северная Осетия - Алания, Правительство Республики Северная Осетия - Алания и министерство строительства и архитектуры Республики Северная Осетия - Алания.
Решением суда от 19.08.2020 в удовлетворении иска отказано.
Постановлением апелляционного суда от 28.04.2021 в удовлетворении ходатайств антимонопольной службы и учреждения об отложении судебного разбирательства отказано. Решение суда 19.08.2020 отменено, по делу принят новый судебный акт. Исковые требования удовлетворены в полном объеме. Суд признал недействительными государственные контракты от 22.04.2020 N 02, 04, 05 и 06, заключенные учреждением и обществом, применил последствия недействительности сделки, взыскав денежные средства, перечисленные в рамках данных контрактов. С общества в доход федерального бюджета взыскано 24 тыс. рублей государственной пошлины за рассмотрение иска.
С общества в доход федерального бюджета взыскано 3 тыс. рублей государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы.
В кассационной жалобе учреждение просит отменить постановление, оставить в силе решение суда. Заявитель указывает, что контракты заключены в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, что является основанием для заключения контракта в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) у единственного подрядчика. Целью строительства фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов в настоящее время является усиление мер по предупреждению распространения новой коронавирусной инфекции путем обеспечения забора и хранения биоматериала. В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие неэффективное и нерациональное использование бюджетных средств.
В отзыве на кассационную жалобу антимонопольная служба указала на ее несостоятельность.
До начала судебного заседания от учреждения поступило ходатайство об отложении судебного разбирательства в связи с подачей министерством строительства и архитектуры Республики Северная Осетия - Алания кассационной жалобы в Верховный Суд Российской Федерации по делу N А61-1424/2020, являющемуся аналогичным рассматриваемому, в судебном заседании представитель учреждения пояснил, что отложение судебного разбирательства необходимо для участия в нем антимонопольной службы.
Ходатайство об отложении судебного разбирательства судом рассмотрено и отклонено ввиду отсутствия оснований предусмотренных статьей 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс). Кроме того, определением Верховного Суда Российской Федерации от 21.07.2021 N 308-ЭС21-11297 отказано в передаче кассационной жалобы министерства для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
В судебном заседании представитель учреждения поддержал доводы кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителя учреждения, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что 27.04.2020 учреждение (заказчик) и общество (подрядчик) на основании пункта 9 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ заключили государственные контракты от 22.04.2020 N 02, 04, 05 и 06, по условиям которых подрядчик обязан выполнить по заданию заказчика работы по объекту "Строительство фельдшерского пункта в п. Комарово, ст. Черноярская, п. Садовый, ст. Ново-Осетинская, Моздокский район" в соответствии с графиком выполнения строительно-монтажных работ (приложение N 1), и передать их заказчику, а заказчик - принять и оплатить выполненные работы в порядке и размере, установленном контрактом за счет средств бюджета Республики Северная Осетия - Алания (пункты 1.1).
Цена контрактов является твердой, определена на весь срок исполнения контрактов и составляет:
- по контракту от 22.04.2020 N 04 - 6 008 860 рублей;
- по контракту от 22.04.2020 N 06 - 6 000 460 рублей;
- по контракту от 22.04.2020 N 02 - 5 957 890 рублей;
- по контракту от 22.04.2020 N 05 - 6 009 010 рублей (пункты 2.1).
Выполнение работ осуществляется в срок до 31.07.2020 (пункты 3.1 контрактов).
Работы выполняются иждивением подрядчика (пункты 3.3 контрактов).
27 апреля 2020 года в антимонопольную службу поступило уведомление от учреждения от 24.04.2020 о заключении им 22.04.2020 на основании пункта 9 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ государственных контрактов с единственным подрядчиком на выполнение работ по строительству фельдшерско-акушерских пунктов в п. Комарово, ст. Черноярская, п. Садовый, ст. Ново-Осетинская Моздокского района Республики Северная Осетия - Алания на суммы: 6 008 860 рублей по контракту от 22.04.2020 N 04, 6 000 460 рублей по контракту от 22.04.2020 N 06, 5 957 890 рублей по контракту от 22.04.2020 N02, 6 009 010 рублей по контракту от 22.04.2020 N 05.
В качестве основания для осуществления закупки у единственного поставщика в уведомлении указано, что в связи с пандемией коронавирусной инфекции (COVID-19) данная ситуация является обстоятельством непреодолимой силы, поэтому в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ закупки определенных товаров, работ, услуг вследствие непреодолимой силы могут осуществляться у единственного поставщика; заказчики вправе проводить закупки, направленные на профилактику, предупреждение, ликвидацию последствий распространения коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Российской Федерации в соответствии с указанной нормой Закона N 44-ФЗ при условии наличия причинно-следственной связи между действиями по профилактике, предупреждению, ликвидации последствий распространения коронавирусной инфекции и предметом закупки; распространение новой коронавирусной инфекции носит чрезвычайный непредотвратимый характер, в связи с чем является обстоятельством непреодолимой силы.
Антимонопольная служба считает, что государственные контракты заключены с грубейшими нарушениями Закона N 44-ФЗ, в связи с чем обратилась в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования, апелляционный суд правомерно руководствовался следующим.
Согласно статье 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд производится в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд.
На основании статьи 1 Закона N 44-ФЗ указанным законом регулируются отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
В соответствии со статьей 763 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) подрядные строительные работы (статья 740), проектные и изыскательские работы (статья 758), предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд.
Под государственным или муниципальным контрактом понимается договор, заключенный от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации (государственный контракт), муниципального образования (муниципальный контракт) государственным или муниципальным заказчиком для обеспечения соответственно государственных нужд, муниципальных нужд (пункт 8 части 1 статьи 3 Закона N 44-ФЗ).
В силу части 1 статьи 8 Закона N 44-ФЗ контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок.
Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.
Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона N 44-ФЗ, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок (часть 2 статьи 8 Закона N 44-ФЗ).
Апелляционный суд установил, что выделение денежных средств Республике Северная Осетия-Алания осуществлялось в соответствии постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2018 N 1732 "Об утверждении Правил предоставления и распределения в 2019 - 2020 годах иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях создания и замены фельдшерских, фельдшерско-акушерских пунктов и врачебных амбулаторий для населенных пунктов с численностью населения от 100 до 2 тыс. человек".
Таким образом, учреждение обязано было принять меры к организации конкурсных процедур для реализации программы строительства фельдшерско-акушерских пунктов на территории Республики Северная Осетия - Алания с момента финансирования строительства в январе 2020 года.
Статья 93 Закона N 44-ФЗ предусматривает условия закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Статьей 11 Федерального закона от 01.04.2020 N 98-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" в пункт 9 части 1 статьи 93 N 44-ФЗ внесены изменения и указанный пункт изложен в следующей редакции: осуществления закупок товаров, работ, услуг при необходимости оказания медицинской помощи в неотложной или экстренной форме либо вследствие аварии, обстоятельств непреодолимой силы, для предупреждения (при введении режима повышенной готовности функционирования органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций) и (или) ликвидации чрезвычайной ситуации, для оказания гуманитарной помощи. При этом заказчик вправе осуществить закупку товара, работы, услуги в количестве, объеме, которые необходимы для оказания такой медицинской помощи либо вследствие таких аварии, обстоятельств непреодолимой силы, для предупреждения и (или) ликвидации чрезвычайной ситуации, для оказания гуманитарной помощи, если применение конкурентных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), требующих затрат времени, нецелесообразно.
Под чрезвычайной ситуацией понимается обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей (часть 1 статьи 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера").
Суд апелляционной инстанции установил отсутствие в материалах дела доказательств объявления чрезвычайной ситуации на территории Республики Северная Осетия - Алания в спорный период.
В пункте 2 письма Минфина России N 24-06-05/26578, МЧС России N 219-АГ-70, ФАС России N МЕ/28039/20 разъяснено: поскольку распространение коронавирусной инфекции является обстоятельством непреодолимой силы, в такой период заказчик вправе осуществить закупку любых товаров, работ, услуг у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), требуемых в связи с возникновением данных обстоятельств. При этом должна быть причинно-следственная связь между объектом закупки и возникновением обстоятельств непреодолимой силы.
Федеральная антимонопольная служба в письме от 18.03.2020 N ИА/21684/20 уточнила, что заказчики вправе проводить закупки, направленные на профилактику, предупреждение, ликвидацию последствий распространения коронавируса на территории Российской Федерации в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ при условии наличия причинно-следственной связи между совершением указанных действий и предметом закупки.
Таким образом, при распространении коронавирусной инфекции важным условием для возможности осуществления закупки в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ является наличие причинно-следственной связи между совершением действий, направленных на профилактику, предупреждение, ликвидацию последствий распространения коронавирусной инфекции, и объектом закупки.
Приказом министерства здравоохранения от 28.03.2020 N 255 о/д "О временном порядке организации медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19 в Республике Северная Осетия - Алания" во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от 21.03.2020 N 710-р, приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 19.03.2020 N 198н "О временном порядке организации медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространению новой коронавирусной инфекции COVID19", приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 27.03.2020 N 246н "О внесении изменений в приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 19.03.2020 N 198н "О временном порядке организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19"" для организации специализированного лечения граждан с новой коронавирусной инфекцией COVID-19 установлен исчерпывающий перечень организаций лечения граждан с новой коронавирусной инфекцией COVID-19 в республике, имеющих соответствующие лицензии на оказание медицинской помощи, отделения анестезиологии-реаниматологии, инфекционные отделения, оснащенные в соответствии с порядком оказания медицинской помощи и круглосуточным дежурством врачей-анестезиологов-реаниматологов, а также круглосуточные лабораторно-диагностические службы.
Кроме того, фельдшерские и фельдшерско-акушерские пункты не отнесены к тем медицинским учреждениям, в которых может быть оказана помощь населению для лечения новой коронавирусной инфекции, связи с недостаточной площадью помещений, отсутствием квалифицированного медицинского персонала и надлежащего оборудования.
Приказ министерства здравоохранения Республики Северная Осетия - Алания N 772о/д, которым фельдшерские пункты в населенных пунктах Моздокского района определены в качестве медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь населению в условиях распространения новой коронавирусной инфекции до периода стабилизации эпидемиологической ситуации на территории республики, принят лишь 18.09.2020, то есть спустя месяц после вынесения решения суда первой инстанции, поэтому обоснованно не принят во внимание апелляционным судом.
Исследовав представленные в дело доказательства, оценив их по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), учитывая, что строительство фельдшерско-акушерских пунктов в отдаленных населенных пунктах было предусмотрено государственной программой, постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2018 N 1732 "Об утверждении Правил предоставления и распределения в 2019 - 2020 годах иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях создания и замены фельдшерских, фельдшерско-акушерских пунктов и врачебных амбулаторий для населенных пунктов с численностью населения от 100 до 2 тыс. человек", и были предприняты заблаговременные меры к выделению денежных средств из федерального бюджета, в отсутствие доказательств возникновения необходимости срочного строительства конкретных медицинских организаций (фельдшерских пунктов) в минимально короткие сроки в целях профилактики распространения коронавирусной инфекции, апелляционный суд пришел к правомерному выводу об удовлетворении заявленных требований.
Основания для иной оценки доказательств у суда кассационной инстанции отсутствуют. Пределы полномочий суда кассационной инстанции регламентируются положениями статей 286 и 287 Кодекса, в соответствии с которыми кассационный суд не обладает процессуальными полномочиями по оценке (переоценке) установленных по делу обстоятельств.
Кроме того, дело с аналогичными обстоятельствами по спору было предметом рассмотрения в Верховном Суде Российской Федерации (определение от 21.07.2021 N 308-ЭС21-11297 по делу N А61-1424/2020).
Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебного акта (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлены.
С учетом изложенного основания для отмены или изменения обжалуемого судебного акта отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
ходатайство об отложении судебного разбирательства оставить без удовлетворения.
Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2021 по делу N А61-1420/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.В. Аваряскин |
Судьи |
Е.И. Афонина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исследовав представленные в дело доказательства, оценив их по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), учитывая, что строительство фельдшерско-акушерских пунктов в отдаленных населенных пунктах было предусмотрено государственной программой, постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2018 N 1732 "Об утверждении Правил предоставления и распределения в 2019 - 2020 годах иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях создания и замены фельдшерских, фельдшерско-акушерских пунктов и врачебных амбулаторий для населенных пунктов с численностью населения от 100 до 2 тыс. человек", и были предприняты заблаговременные меры к выделению денежных средств из федерального бюджета, в отсутствие доказательств возникновения необходимости срочного строительства конкретных медицинских организаций (фельдшерских пунктов) в минимально короткие сроки в целях профилактики распространения коронавирусной инфекции, апелляционный суд пришел к правомерному выводу об удовлетворении заявленных требований.
Основания для иной оценки доказательств у суда кассационной инстанции отсутствуют. Пределы полномочий суда кассационной инстанции регламентируются положениями статей 286 и 287 Кодекса, в соответствии с которыми кассационный суд не обладает процессуальными полномочиями по оценке (переоценке) установленных по делу обстоятельств.
Кроме того, дело с аналогичными обстоятельствами по спору было предметом рассмотрения в Верховном Суде Российской Федерации (определение от 21.07.2021 N 308-ЭС21-11297 по делу N А61-1424/2020)."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 29 июля 2021 г. N Ф08-7615/21 по делу N А61-1420/2020